Революция в естествознании и смена прежней картины мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 16:12, контрольная работа

Описание

Цель данной работы изучить естественнонаучную картину мира. В рамках достижения поставленных целей ставятся следующие задачи:
- проанализировать естественнонаучное миропонимание;
- исследовать механическую, электромагнитную и эволюционную картину мира.
Объект работы – основные аспекты возникновения картин мира.

Содержание

Введение 3
1. Естественнонаучное миропонимание 4-5
2. Механическая картина мира 6-14
3. Электромагнитная картина мира 15
4. Революция в естествознании и смена прежней картины мира 16-20
Заключение 21
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ксе (1).docx

— 46.79 Кб (Скачать документ)

Эти новые мировоззренческие  подходы к исследованию естественно-научной картины мира оказали значительное влияние как на конкретный характер познания в отдельных отраслях естествознания, так и на понимание природы научных революций в естествознании. А ведь именно с революционными преобразованиями в естествознании связано изменение представлений о картине природы.

В наибольшей мере изменения  в характере конкретного познания коснулись наук, изучающих живую  природу. Переход от клеточного уровня исследования к молекулярному ознаменовался крупнейшими открытиями в биологии, связанными с расшифровкой генетического кода, пересмотром прежних взглядов на эволюцию живых организмов, уточнением старых и появлением новых гипотез происхождения жизни и многого другого. Такой переход стал возможен в результате взаимодействия различных естественных наук, широкого использования в биологии точных методов физики, химии, информатики и вычислительной техники.

Выдвижение на передний край естествознания биологических проблем, а также особая специфика живых  систем дали повод целому ряду ученых заявить о смене лидера современного естествознания. Если раньше таким  бесспорным лидером считалась физика, то теперь в таком качестве все больше выступает биология. Основой устройства окружающего мира теперь признается не механизм и машина, а живой организм. Однако многочисленные противники такого взгляда не без основания заявляют, что поскольку живой организм состоит из тех же молекул, атомов, элементарных частиц и кварков, то по-прежнему лидером естествознания должна оставаться физика.

Говоря о революциях в  естествознании, следует в первую очередь отказаться от наивных и  предвзятых представлений о них, как процессах, связанных с ликвидацией  прежнего знания, с отказом от преемственности  в развитии науки и прежде всего  ранее накопленного и проверенного эмпирического материала. Такой  отказ касается главным образом  прежних гипотез и теорий, которые  оказались неспособными объяснить  вновь установленные факты наблюдений и результаты экспериментов.

Революционные преобразования в естествознании означают коренные, качественные изменения в концептуальном содержании его теорий, учений и  научных дисциплин. Развитие науки  отнюдь не сводится к простому накоплению и даже обобщению фактов, т. е. к  тому, что называют кумулятивным процессом. Факты всегда стремятся объяснить  с помощью гипотез и теорий. Среди них в каждый определенный период выдвигается наиболее общая  или фундаментальная теория, которая  служит парадигмой, или образцом для  объяснения фактов известных и предсказания фактов неизвестных.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Большая часть современной  материальной цивилизации была бы невозможна без участия в ее создании научных теорий, научно-конструкторских разработок, предсказанных наукой технологий и др.

В современном мире наука  вызывает у людей не только восхищение и преклонение, но и опасения. Наука - это социальный институт, и он теснейшим образом связан с развитием всего общества. Сложность, противоречивость современной ситуации в том, что наука, безусловно, причастна к порождению глобальных, и, прежде всего, экологических, проблем цивилизации (не сама по себе, а как зависимая от других структур часть общества); и в то же время без науки, без дальнейшего ее развития решение всех этих проблем в принципе невозможно. И это значит, что роль науки в истории человечества постоянно возрастает. И потому всякое умаление роли науки, естествознания в настоящее время чрезвычайно опасно, оно обезоруживает человечество перед нарастанием глобальных проблем современности. А такое умаление, к сожалению, имеет подчас место, оно представлено определенными умонастроениями, тенденциями в системе духовной культуры.

Итак, можно выделить три  картины мира: механистическую, электромагнитную, эволюционную. В современной естественнонаучной картине мира имеет место саморазвитие. В этой картине присутствует человек и его мысль. Она эволюционна и необратима. В ней естественнонаучное знание неразрывно связано с гуманитарным.

 

    

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Ващекин Н.П. Концепции современного естествознания/- М.: Из-во РИОР, 2003 г.
  2. Дышлевый П. С, Яценко Л.В. Что такое общая картина мира? /- М., 2004, 64 с.
  3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания/- М.: Издательский центр «Академия», 2006, 608 с.
  4. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего/ - М.: Эдиториал УРСС, 2003. - 288 с.
  5. Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.И. Естествознание/ - М., 2006, 384 с.
  6. Кун Т. Структура научных революций/- М., Прогресс, 2007, 300 с.
  7. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса/- М.: Прогресс, 2006, 432 с.
  8. Потеев М.И. Концепции современного естествознания/- Издательство «Питер», 1999. - 350 с.

 


Информация о работе Революция в естествознании и смена прежней картины мира