Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 16:12, контрольная работа
Цель данной работы изучить естественнонаучную картину мира. В рамках достижения поставленных целей ставятся следующие задачи:
- проанализировать естественнонаучное миропонимание;
- исследовать механическую, электромагнитную и эволюционную картину мира.
Объект работы – основные аспекты возникновения картин мира.
Введение 3
1. Естественнонаучное миропонимание 4-5
2. Механическая картина мира 6-14
3. Электромагнитная картина мира 15
4. Революция в естествознании и смена прежней картины мира 16-20
Заключение 21
Список использованной литературы
Содержание:
Введение
1. Естественнонаучное миропонимание
2. Механическая картина мира
3. Электромагнитная картина мира
4. Революция в естествознании и смена прежней картины мира 16-20
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Понятие «научная картина мира» активно используется в естествознании и философии с конца XIX в. Специальный анализ его содержания стал проводиться более или менее систематически с 60-х годов XX в., но до сих пор однозначное его понимание не достигнуто. Вероятно, это связано с объективной размытостью, неопределенностью самого понятия, занимающего промежуточное положение между собственно философским и естественнонаучным уровнями обобщения и отражения результатов, методов и тенденций развития научного познания. Существуют общенаучные картины мира и картины мира с точки зрения отдельных наук - физическая, биологическая, астрономическая..., с точки зрения каких-то господствующих, просто авторитетных в то или иное время представлений, методов, стилей мышления - вероятностно-статистическая, эволюционистская, системная, информационно-кибернетическая, синергетическая и т.п. картины мира.
В мировоззренческом и методологическом отношении научные картины мира выполняют функции связующего звена между философией и отдельными науками, специальными научными теориями.
Цель данной работы изучить естественнонаучную картину мира. В рамках достижения поставленных целей ставятся следующие задачи:
- проанализировать естественнонаучное миропонимание;
- исследовать механическую, электромагнитную и эволюционную картину мира.
Объект работы – основные аспекты возникновения картин мира.
Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, справочная литература, нормативно- правовые акты, прочие актуальные источники информации
Естественнонаучное
Понятие «картина мира» является одним из фундаментальных понятий философии и естествознания и выражает общие научные представления об окружающей действительности в их целостности. Понятие «картина мира» отражает мир в целом как единую систему, то есть «связное целое», познание которого предполагает «познание всей природы и истории...».
В основе построения научной картины мира лежит принцип единства природы и принцип единства знания. Общий смысл последнего заключается в том, что знание не только бесконечно многообразно, но оно вместе с тем обладает чертами общности и целостности. Если принцип единства природы выступает в качестве общей философской основы построения картины мира, то принцип единства знаний, реализованный в системности представлений о мире, является методологическим инструментом, способом выражения целостности природы.
Система знаний в научной
картине мира не строится как система
равноправных партнеров. В результате
неравномерного развития отдельных
отраслей знания одна из них всегда
выдвигается в качестве ведущей,
стимулирующей развитие других. В
классической научной картине мира
такой ведущей дисциплиной
Однако острота этих проблем несколько сгладилась в связи с глубоким органическим взаимодействием методов этих наук и пониманию соотнесённости установления того или иного их соотношения.
В соответствии с современным процессом «гуманизации» биологии возрастает ее роль в формировании научной картины мира. Обнаруживаются две «горячие точки» в ее развитии: стык биологии и наук о неживой природе и стык биологии и общественных наук.
Представляется, что с решением вопроса о соотношении социального и биологического научная картина мира отразит мир в виде целостной системы знаний о неживой природе, живой природе и мире социальных отношений. Если речь идет о естественнонаучном миропонимании, то должны иметься в виду наиболее общие закономерности природы, объясняющие отдельные явления и частные законы.
Естественнонаучное миропонимание - это интегрированный образ природы, созданный путем синтеза естественнонаучных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей природы и включающий представления о материи и движении, взаимодействиях, пространстве и времени.
Исторически первой естественнонаучной картиной мира Нового времени была механистическая картина, которая напоминала часы: любое событие однозначно определяется начальными условиями, задаваемыми (по крайней мере, в принципе) абсолютно точно. В таком мире нет места случайности.
Механистическая картина мира основывалась на следующих принципах:
1. связь теории с практикой;
2. использование математики;
3. эксперимент реальный и мысленный;
4. критический анализ и проверка данных;
5. главный вопрос: как, а не почему;
6. нет «стрелы времени» (регулярность, детерминированность и обратимость траекторий).
Становление механистической картины мира справедливо связывают с именем Галилео Галилея, который установил законы движения свободно падающих тел и сформулировал механический принцип относительности. Но главная заслуга Галилея в том, что он впервые применил для исследования природы экспериментальный метод вместе с измерениями исследуемых величин и математической обработкой результатов измерений.
Подход Галилея к изучению
природы принципиально
Натурфилософия – это попытка использовать общие философские принципы для объяснения природы. Такие попытки предпринимались еще с античной эпохи, когда недостаток конкретных данных философы стремились компенсировать общими философскими рассуждениями.
Переход к экспериментальному
изучению природы и математическая
обработка результатов
Таким образом, новое экспериментальное
естествознание в отличие от натурфилософских
догадок и умозрений прошлого
стало развиваться в тесном взаимодействии
теории и опыта, когда каждая гипотеза
или теоретическое
Новый крупный шаг в развитии естествознания ознаменовался открытием законов движения планет. Если Галилей имел дело с изучением движения земных тел, то немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571--1630) осмелился исследовать движения небесных тел, вторгся в область, которая раньше считалась запретной для науки. Кроме того, для своего исследования он не мог обратиться к эксперименту и поэтому вынужден был воспользоваться многолетними систематическим наблюдениями движения планеты Марс, сделанными датским астрономом Тихо Браге (1546--1601). Перепробовав множество вариантов, Кеплер остановился на гипотезе, что траекторией Марса, как и других планет, является не окружность, а эллипс. Результаты наблюдений Тихо Браге соответствовали этой гипотезе и тем самым подтверждали ее.
Открытие законов движения планет Кеплером имело неоценимое значение для развития естествознания. Оно свидетельствовало, во-первых, о том, что между движениями земных и небесных тел не существует непреодолимой пропасти, поскольку все они подчиняются определенным естественным законам, во-вторых, сам путь открытия законов движения небесных тел в принципе не отличается от открытия законов земных тел. Правда, из-за невозможности осуществления экспериментов с небесными телами для исследования законов их движения пришлось обратиться к наблюдениям. Тем не менее и здесь исследование осуществлялось в тесном взаимодействии теории и наблюдения, тщательной проверке выдвигаемых гипотез измерениями движений небесных тел.
Формирование классической механики и основанной на ней механистической картины мира происходило по двум направлениям:
1) обобщение полученных
ранее результатов и прежде
всего законов движения
2) создание методов для
количественного анализа
Известно, что Ньютон создал
свой вариант дифференциального
и интегрального исчисления непосредственно
для решения основных проблем
механики: определения мгновенной скорости
как производной от пути по времени
движения и ускорения как производной
от скорости по времени или второй
производной от пути по времени. Благодаря
этому ему удалось точно
Ньютон, как и его предшественники, придавал большое значение наблюдениям и эксперименту, видя в них важнейший критерий для отделения ложных гипотез от истинных. Поэтому он резко выступал против допущения так называемых скрытых качеств, с помощью которых последователи Аристотеля пытались объяснить многие явления и процессы природы.
Ньютон выдвигает совершенно новый принцип исследования природы, согласно которому вывести два или три общих начала движения из явлений и после этого изложить, каким образом свойства и действия всех телесных вещей вытекают из этих явных начал, -- было бы очень важным шагом в философии, хотя причины этих начал и не были еще открыты.
Эти начала движения и представляют собой основные законы механики, которые Ньютон точно формулирует в своем главном труде «Математические начала натуральной философии (1687 г.).
Первый закон, который часто называют законом инерции, утверждает: «Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние».
Второй основной закон занимает в механике центральное место: «Изменение количества движения пропорционально приложенной действующей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует».
Третий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположно направленное противодействие, иначе взаимодействия двух тел друг на друга между собой равны и направлены в противоположные стороны».
Возникает вопрос: каким способом были открыты эти основные законы или принципы механики? Нередко говорят, что они получаются путем обобщения ранее установленных частных или даже специальных законов, какими являются, например, законы Галилея и Кеплера. Если рассуждать по законам логики, такой взгляд нельзя признать правильным, ибо не существует никаких индуктивных правил получения общих утверждений из частных. Ньютон считал, что принципы механики устанавливаются с помощью двух противоположных, но в то же время взаимосвязанных методов - анализа и синтеза. Как в математике, так и в натуральной философии, - писал он, - исследование трудных предметов методом анализа всегда должно предшествовать методу соединения. Такой анализ состоит в производстве опытов и наблюдений, извлечении общих заключений из них посредством индукции и недопущении иных возражений против заключений, кроме полученных из опыта или других достоверных истин. Ибо гипотезы не должны рассматриваться в экспериментальной философии. И хотя аргументация на основании опытов не является доказательством общих заключений, однако это лучший путь аргументации, допускаемый природой вещей, и может считаться тем более сильным, чем общее индукция... Путем такого анализа мы можем переходить от соединений к ингридиентам, от движений - к силам, их производящим, и вообще от действий - к их причинам, от частных причин - к более общим, пока аргумент не закончится наиболее общей причиной.
Информация о работе Революция в естествознании и смена прежней картины мира