Революция в естествознании и смена прежней картины мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 16:12, контрольная работа

Описание

Цель данной работы изучить естественнонаучную картину мира. В рамках достижения поставленных целей ставятся следующие задачи:
- проанализировать естественнонаучное миропонимание;
- исследовать механическую, электромагнитную и эволюционную картину мира.
Объект работы – основные аспекты возникновения картин мира.

Содержание

Введение 3
1. Естественнонаучное миропонимание 4-5
2. Механическая картина мира 6-14
3. Электромагнитная картина мира 15
4. Революция в естествознании и смена прежней картины мира 16-20
Заключение 21
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ксе (1).docx

— 46.79 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

Введение                                                                                                         3

1. Естественнонаучное миропонимание                                                  4-5

2. Механическая картина мира                                                               6-14

3. Электромагнитная картина мира                                                           15

4. Революция в естествознании и смена прежней картины мира      16-20

Заключение                                                                                             21

Список использованной литературы                                                      22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

                            

Понятие «научная картина  мира» активно используется в  естествознании и философии с  конца XIX в. Специальный анализ его  содержания стал проводиться более  или менее систематически с 60-х  годов XX в., но до сих пор однозначное его понимание не достигнуто. Вероятно, это связано с объективной размытостью, неопределенностью самого понятия, занимающего промежуточное положение между собственно философским и естественнонаучным уровнями обобщения и отражения результатов, методов и тенденций развития научного познания. Существуют общенаучные картины мира и картины мира с точки зрения отдельных наук - физическая, биологическая, астрономическая..., с точки зрения каких-то господствующих, просто авторитетных в то или иное время представлений, методов, стилей мышления - вероятностно-статистическая, эволюционистская, системная, информационно-кибернетическая, синергетическая и т.п. картины мира.

В мировоззренческом и  методологическом отношении научные  картины мира выполняют функции  связующего звена между философией и отдельными науками, специальными научными теориями.

Цель данной работы изучить естественнонаучную картину мира. В рамках достижения поставленных целей ставятся следующие задачи:

- проанализировать естественнонаучное миропонимание;

- исследовать механическую, электромагнитную и эволюционную картину мира.

Объект работы – основные аспекты возникновения картин мира.

Источниками информации для  написания работы послужили базовая  учебная литература, фундаментальные  теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, справочная литература, нормативно- правовые акты, прочие актуальные источники  информации

 

 

  1. Естественнонаучное миропонимание.

 

Естественнонаучное миропонимание - система знаний о природе, образующаяся в сознании учащихся в процессе изучения естественнонаучных предметов, и мыслительная деятельность по созданию этой системы.

Понятие «картина мира» является одним из фундаментальных понятий философии и естествознания и выражает общие научные представления об окружающей действительности в их целостности. Понятие «картина мира» отражает мир в целом как единую систему, то есть «связное целое», познание которого предполагает «познание всей природы и истории...».

В основе построения научной  картины мира лежит принцип единства природы и принцип единства знания. Общий смысл последнего заключается  в том, что знание не только бесконечно многообразно, но оно вместе с тем  обладает чертами  общности и целостности. Если принцип единства природы выступает  в качестве общей философской  основы построения картины мира, то принцип единства знаний, реализованный  в системности представлений  о мире, является методологическим инструментом, способом выражения целостности  природы.

Система знаний в научной  картине мира не строится как система  равноправных партнеров. В результате неравномерного развития отдельных  отраслей знания одна из них всегда выдвигается в качестве ведущей, стимулирующей развитие других. В  классической научной картине мира такой ведущей дисциплиной являлась физика с ее совершенным теоретическим  аппаратом, математической насыщенностью, четкостью принципов и научной  строгостью представлений. Эти обстоятельства сделали ее лидером классического  естествознания, а методология сведения придала всей научной картине  мира явственную физическую окраску.

Однако острота этих проблем  несколько сгладилась в связи  с глубоким органическим взаимодействием  методов этих наук и пониманию  соотнесённости установления того или  иного их соотношения.

В соответствии с современным  процессом «гуманизации» биологии возрастает ее роль в формировании научной картины мира. Обнаруживаются две «горячие точки» в ее развитии: стык биологии и наук о неживой природе и стык биологии и общественных наук.

Представляется, что с  решением вопроса о соотношении  социального и биологического научная  картина мира отразит мир в  виде целостной системы знаний о  неживой природе, живой природе  и мире социальных отношений. Если речь идет о естественнонаучном миропонимании, то должны иметься в виду наиболее общие закономерности природы, объясняющие отдельные явления и частные законы.

Естественнонаучное миропонимание - это интегрированный образ природы, созданный путем синтеза естественнонаучных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей природы и включающий представления о материи и движении, взаимодействиях, пространстве и времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Механическая картина мира.

 

Исторически первой естественнонаучной картиной мира Нового времени была механистическая картина, которая  напоминала часы: любое событие однозначно определяется начальными условиями, задаваемыми (по крайней мере, в принципе) абсолютно  точно. В таком мире нет места  случайности.

Механистическая картина  мира основывалась на следующих принципах:

1. связь теории с практикой;

2. использование математики;

3. эксперимент реальный и мысленный;

4. критический анализ и проверка данных;

5. главный вопрос: как, а не почему;

6.  нет «стрелы времени» (регулярность, детерминированность и обратимость траекторий).

Становление механистической  картины мира справедливо связывают  с именем Галилео Галилея, который  установил законы движения свободно падающих тел и сформулировал  механический принцип относительности. Но главная заслуга Галилея в  том, что он впервые применил для  исследования природы экспериментальный  метод вместе с измерениями исследуемых  величин и математической обработкой результатов измерений.

Подход Галилея к изучению природы принципиально отличался  от ранее существовавшего натурфилософского  способа, при котором для объяснения явлений природы придумывались  априорные, не связанные с опытом и наблюдениями, чисто умозрительные  схемы.

Натурфилософия – это попытка использовать общие философские принципы для объяснения природы. Такие попытки предпринимались еще с античной эпохи, когда недостаток конкретных данных философы стремились компенсировать общими философскими рассуждениями.

Переход к экспериментальному изучению природы и математическая обработка результатов экспериментов  позволили Галилею открыть законы движения свободно падающих тел. Принципиальное отличие нового метода исследования природы от натурфилософского состояло, следовательно, в том, что в нем  гипотезы систематически проверялись  опытом. Эксперимент можно рассматривать как вопрос, обращенный к природе. Чтобы получить на него определенный ответ, необходимо так сформулировать вопрос, чтобы получить на него вполне однозначный и определенный ответ. Для этого следует так построить эксперимент, чтобы по возможности максимально изолироваться от воздействия посторонних факторов, которые мешают наблюдению изучаемого явления в «чистом виде». В свою очередь гипотеза, представляющая собой вопрос к природе, должна допускать эмпирическую проверку выводимых из нее некоторых следствий. В этих целях, начиная с Галилея, стали широко использовать математику для количественной оценки результатов экспериментов.

Таким образом, новое экспериментальное  естествознание в отличие от натурфилософских догадок и умозрений прошлого стало развиваться в тесном взаимодействии теории и опыта, когда каждая гипотеза или теоретическое предположение  систематически проверяются опытом и измерениями.

Новый крупный шаг в  развитии естествознания ознаменовался  открытием законов движения планет. Если Галилей имел дело с изучением  движения земных тел, то немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571--1630) осмелился исследовать  движения небесных тел, вторгся в  область, которая раньше считалась  запретной для науки. Кроме того, для своего исследования он не мог  обратиться к эксперименту и поэтому вынужден был воспользоваться многолетними систематическим наблюдениями движения планеты Марс, сделанными датским астрономом Тихо Браге (1546--1601). Перепробовав множество вариантов, Кеплер остановился на гипотезе, что траекторией Марса, как и других планет, является не окружность, а эллипс. Результаты наблюдений Тихо Браге соответствовали этой гипотезе и тем самым подтверждали ее.

Открытие законов движения планет Кеплером имело неоценимое значение для развития естествознания. Оно свидетельствовало, во-первых, о том, что между движениями земных и небесных тел не существует непреодолимой пропасти, поскольку все они подчиняются определенным естественным законам, во-вторых, сам путь открытия законов движения небесных тел в принципе не отличается от открытия законов земных тел. Правда, из-за невозможности осуществления экспериментов с небесными телами для исследования законов их движения пришлось обратиться к наблюдениям. Тем не менее и здесь исследование осуществлялось в тесном взаимодействии теории и наблюдения, тщательной проверке выдвигаемых гипотез измерениями движений небесных тел.

Формирование классической механики и основанной на ней механистической  картины мира происходило по двум направлениям:

1) обобщение полученных  ранее результатов и прежде  всего законов движения свободно  падающих тел, открытых Галилеем, а также законов движения планет, сформулированных Кеплером;

2) создание методов для  количественного анализа механического  движения в целом.

Известно, что Ньютон создал свой вариант дифференциального  и интегрального исчисления непосредственно  для решения основных проблем  механики: определения мгновенной скорости как производной от пути по времени  движения и ускорения как производной  от скорости по времени или второй производной от пути по времени. Благодаря  этому ему удалось точно сформулировать основные законы динамики и закон  всемирного тяготения. Теперь количественный подход к описанию движения кажется  чем-то само собой разумеющимся, но в XVIII в. это было крупнейшим завоеванием  научной мысли. Для сравнения  достаточно отметить, что китайская  наука, несмотря на ее несомненные достижения в эмпирических областях (изобретение пороха, бумаги, компаса и другие открытия), так и не смогла подняться до установления количественных закономерностей движения. Решающую же роль в становлении механики сыграл, как уже отмечалось, экспериментальный метод, который обеспечил возможность проверять все догадки, предположения и гипотезы с помощью тщательно продуманных опытов.

Ньютон, как и его предшественники, придавал большое значение наблюдениям  и эксперименту, видя в них важнейший  критерий для отделения ложных гипотез  от истинных. Поэтому он резко выступал против допущения так называемых скрытых качеств, с помощью которых последователи Аристотеля пытались объяснить многие явления и процессы природы.

Ньютон выдвигает совершенно новый принцип исследования природы, согласно которому вывести два или три общих начала движения из явлений и после этого изложить, каким образом свойства и действия всех телесных вещей вытекают из этих явных начал, -- было бы очень важным шагом в философии, хотя причины этих начал и не были еще открыты.

Эти начала движения и представляют собой основные законы механики, которые  Ньютон точно формулирует в своем  главном труде «Математические начала натуральной философии (1687 г.).

Первый закон, который  часто называют законом инерции, утверждает: «Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние».

Второй основной закон  занимает в механике центральное  место: «Изменение количества движения пропорционально приложенной действующей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует».

Третий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположно направленное противодействие, иначе взаимодействия двух тел друг на друга между собой равны и направлены в противоположные стороны».

Возникает вопрос: каким способом были открыты эти основные законы или принципы механики? Нередко говорят, что они получаются путем обобщения ранее установленных частных или даже специальных законов, какими являются, например, законы Галилея и Кеплера. Если рассуждать по законам логики, такой взгляд нельзя признать правильным, ибо не существует никаких индуктивных правил получения общих утверждений из частных. Ньютон считал, что принципы механики устанавливаются с помощью двух противоположных, но в то же время взаимосвязанных методов - анализа и синтеза. Как в математике, так и в натуральной философии, - писал он, - исследование трудных предметов методом анализа всегда должно предшествовать методу соединения. Такой анализ состоит в производстве опытов и наблюдений, извлечении общих заключений из них посредством индукции и недопущении иных возражений против заключений, кроме полученных из опыта или других достоверных истин. Ибо гипотезы не должны рассматриваться в экспериментальной философии. И хотя аргументация на основании опытов не является доказательством общих заключений, однако это лучший путь аргументации, допускаемый природой вещей, и может считаться тем более сильным, чем общее индукция... Путем такого анализа мы можем переходить от соединений к ингридиентам, от движений - к силам, их производящим, и вообще от действий - к их причинам, от частных причин - к более общим, пока аргумент не закончится наиболее общей причиной.

Информация о работе Революция в естествознании и смена прежней картины мира