Развитие естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 17:58, контрольная работа

Описание

Естествознание — неотъемлемая и важная часть духовной культуры человечества. Знание его современных фундаменталь¬ных научных положений, мировоззренческих и методологичес¬ких выводов является необходимым элементом общекультур¬ной подготовки специалистов в любой области деятельности. Поэтому, изучение естественных наук – важный фактор для подготовки современных образованных специалистов.
Изучение современной науки необходимо начинать с изучения истоков – потому что именно там закладывались ее основы.
Историю развития естествознания можно проследить с VI в. до н.э. Начиная с эпохи Коперника история естествознания рас¬сматривается в свете научных революций, связанных с выявлени¬ем фундаментальных принципов природы.
Этапов выделяют иногда три-четыре, иногда бо¬лее десяти. Переходы от этапа к этапу и от одной научной революции к другой не похожи на триумфальное шествие человеческой мысли. Основные направления ее развития возникали в результате перебора многих «окольных путей», отступлений, «периодов топ¬тания на месте».

Содержание

Введение 3
Периодичность в развитии естествознания. 4
Основные естественнонаучные революции и их характер 7
Заключение 11
Список используемой литературы 12

Работа состоит из  1 файл

Вариант 117.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)

      R Первый закон механики Ньютона — это принцип инерции, сформулированный Галилеем. Во втором законе механики Ньютон утверждает, что ускорение, приобретаемое телом, прямо пропорционально приложенной силе и обратно пропорционально массе этого тела. И третий закон механики Ньютона есть закон действия и противодействия: действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и противоположны по направлению. И еще один закон, предложенный Ньютоном, закон всемирного тяготения, звучит так: все тела взаимно притягиваются прямо пропорционально их массам и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Это — универсальный закон природы, на основе которого была построена теория Солнечной системы.

      «Механика Ньютона поражает своей простотой. Она имеет дело с материальными  точками и расстояниями между  ними и, таким образом, является идеализацией реального физического мира. Но благодаря этой простоте стало возможным построение замкнутой механической картины мира. Его теория использовала строгий математический аппарат и опиралась на научный эксперимент. Именно такая тенденция наметилась в физике после его работ»3.

      Благодаря трудам Галилея и Ньютона XVIII век  считается началом того длительного периода времени, когда господствовало механистическое мировоззрение.

      R Развитие биологии в XVIII веке также не обходилось без революционных открытий в то время шло своим путем:

  • Г. Мендель (1822-1884) открыл законы наследственности, скрещивая семена гороха в течение восьми лет.
  • Исследуя бактерии, Л. Пастер показал, что они присутствуют в атмосфере, распространяются капельным путем и их можно разрушить высокой температурой. В XIX в. микробиология помогала побеждать инфекционные болезни.
  • Итогом развития эволюционной концепции стала работа Ч. Дарвина (1809— 1882) «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Эта теория имела такое же влияние на умы людей, какое в свое время имела теория Коперника. Это была научная революция в области биологии. Можно сказать, что коперниковская революция указала место человека в пространстве, а теория Дарвина определила место человека во временной шкале мира.

      R Следующая научная революция, после которой резко изменилась система взглядов и подходов, также связана с физикой. Это произошло в конце XIX — начале XX столетия. Толчком к построению новой физической картины мира послужил ряд новых экспериментальных фактов, которые не могли быть описаны в рамках старых теорий, как это обычно бывает в науке. К таким фактам относятся прежде всего:

  • исследования Фарадея по электрическим явлениям,
  • работы Максвелла и Герца по электродинамике,
  • изучение явления радиоактивности Беккерелем,
  • открытие первой элементарной частицы (электрона) Томсоном и т.д.

      Проникая  в область микромира, физики столкнулись  с неожиданными проявлениями физической реальности, для описания которой возникла потребность в новой теории, ибо сделать это с помощью классической механики не удавалось. Поэтапно, благодаря работам ряда физиков и главным образом Бора, Гейзенберга, Шредингера, Планка, де Бройля и других, была построена физическая теория микромира, создана квантовая механика. Согласно этой теории, движение микрочастиц в пространстве и времени не имеет ничего общего с механическим движением макрообъектов и подчиняется соотношению неопределенностей: если известно положение микрочастицы в пространстве, то остается неизвестным ее импульс и наоборот.

      R В 1905 г. А. Эйнштейн создал специальную теорию относительности, в которой свойства пространства и времени связаны с материей и вне материи теряют смысл. Эта теория дает преобразование пространственных и временных координат тел, которые двигаются со скоростями, сравнимыми со скоростью света. Вторая часть теории, которая называется общей теорией относительности, связывает присутствие больших гравитационных полей (или массы) с искривлением пространства. Эта часть теории используется в космологических моделях.

 

Заключение

      Итак, историческое развитие человечества постоянно  сопровождалось развитием науки.

      Ученые, внесшие свой вклад в развитие науки, были яркими личностями - они  сочетали в себе профессиональные качества в своей области с высокой культурой духа. Новые теории строились на основе не только строгого разума, но и высокой степени интуиции.

      С тех пор прошло уже много времени.  Современная наука быстро прогрессирует  и научные открытия совершаются  на наших глазах.  Современное  естествознание представляет собой сложную, разветвленную систему множества наук. Ведущими науками XX в. по праву можно считать физику, биологию, науки о космосе, прикладную математику (неразрывно связанную с вычислительной техникой и компьютеризацией), кибернетику, синергетику.

      Но  не только последние научные данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу современной науки, образуя ее краеугольные камни, поскольку наука не состоит из отдельных, мало связанных между собой теорий, а представляет собой во многом единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей.  

 

Список  используемой литературы

  1. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: ЦЕНТР, 2000.
  2. Данилова B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. — М.: Аспект Пресс, 2000.
  3. Кокин А.В. Концепции современного естествознания. – М.: «ПРИОР», 1998.
  4. Концепции современного естествознания /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  5. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975.
  6. Мотылева Л.С. и др. Концепции современного естествознания. — Спб.: Союз, 2000.
  7. Пуанкаре А. О науке. – М., 1983.
  8. Селье Г. От мечты к открытию. – М., 1987.
  9. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

Информация о работе Развитие естествознания