Основные этапы развития естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 15:58, контрольная работа

Описание

Самым широким и наиболее правильным смыслом слова ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ мы должны понимать как науку о строении вселенной и о законах ею управляющих. Стремление и цель естествознания заключается в механическом объяснении строения космоса во всех его подробностях, в пределах познаваемого, приемами и способами, свойственными точным наукам. т. е. посредством наблюдения, опыта и математического вычисления. Таким образом, все трансцендентальное не входит в область естествознания , ибо его философия вращается в пределах механического, следовательно строго определенного ограниченного круга. С указанной точки зрения все отрасли естествознания представляют 2 главных отдела или 2 главные группы, а именно:

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — НЕОТЪЕМЛЕМАЯ И ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
3.1 ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПЕРИОД
3.2 ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
3.3 ДРЕВНЕРИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ НАТУРФИЛОСОФИИ
3.4 ВКЛАД АРАБСКОГО МИРА В РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
3.5 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БИБИЛИИ О НЕЙ
3.6 ЭТАП, НАЗЫВАЕМЫЙ «НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ»
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.docx

— 48.26 Кб (Скачать документ)
 

             ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 
 

                                                     ПЛАН 

  1. ВВЕДЕНИЕ 
  2. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — НЕОТЪЕМЛЕМАЯ И ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

           3.1 ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПЕРИОД

           3.2 ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

           3.3 ДРЕВНЕРИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ  НАТУРФИЛОСОФИИ

           3.4 ВКЛАД АРАБСКОГО МИРА В РАЗВИТИЕ  ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

           3.5 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ  ЕВРОПЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БИБИЛИИ О НЕЙ

           3.6 ЭТАП, НАЗЫВАЕМЫЙ «НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ»

       4.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          
 
 
 
 
 
 
 

                                                 ВВЕДЕНИЕ 

           Самым широким и наиболее правильным  смыслом слова ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ  мы  должны понимать  как науку о строении вселенной и о законах ею  управляющих. Стремление и цель естествознания  заключается в механическом объяснении строения космоса во всех его подробностях, в пределах познаваемого, приемами и способами, свойственными точным наукам. т. е. посредством наблюдения,  опыта и математического вычисления. Таким образом, все трансцендентальное не входит в область естествознания , ибо его философия вращается в пределах механического, следовательно строго определенного ограниченного круга. С указанной точки зрения все отрасли естествознания  представляют 2 главных отдела или 2 главные группы, а именно:

          Общее естествознание - исследует такие свойства тел, которые присвоены им всем безразлично ,а потому и могут называться общими. Сюда относится механика, физика и химия. Вычисление (математика) и опыт суть главные приемы в этих отраслях знания.

           Частное естествознание-   исследует формы, строение и движение, свойственные исключительно тем разнообразным и бесчисленным телам, которые мы называем естественными, с целью разъяснить представляемые ими явления помощью законов и выводов общего естествознания.

Вычисление  и тут может прилагаться; но сравнительно только в редких случаях, хотя достижение возможной точности и тут состоит в стремлении свести все к вычислению и к решению вопросов синтетическим путем.

Таким образом сюда относятся следующие науки: астрономия, Минералогия в обширном значении этого выражения, т. е. с включением геологии, ботаника и зоология.  
 
 

Каждая  из отраслей частного естествознания  подразделяется на несколько отделов, получивших самостоятельное значение, вследствие своей обширности, а главное вследствие того, что изучаемые предметы приходится рассматривать с различных точек зрения, требующих при том своеобразных приемов и методов.

    Естествознание — неотъемлемая и важная часть и духовной культуры человечества. Знание его современных фундаментальных научных положений, мировоззренческих и методологических выводов является необходимым элементом общекультурной подготовки специалистов в любой области деятельности. Поэтому, изучение естественных наук – важный фактор для подготовки современных образованных специалистов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ  — НЕОТЪЕМЛЕМАЯ И ВАЖНАЯ ЧАСТЬ  ДУХОВНОЙ         КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 

         Взаимоотношения науки естествознания с другими отраслями культуры не были легкими и гладкими. Имела место довольно суровая , порой жестокая борьба за место духовного лидера . В средние века политическая и с нею духовная власть принадлежала религии, и это накладывало отпечаток на развитие науки. Вот что писал русский историк и философ Н.И. Кареев о взаимоотношении науки и религии в то время: «На человеческую мысль была наложена церковью самая строгая опека: занятие наукой и ее преподавание поручалось только церковникам, за которыми, однако, власти бдительно следили… Церковь считала себя вправе силою приводить человека к истине и предавать его светской власти для казни «без пролития крови», если он упорствовал… Крайний аскетический взгляд на знание приводил даже к отрицанию какой - бы то ни было науки как суетного знания, ведущего к гибели». Наука была обязана быть представительством и доказательством теологических истин. Как писал Дж. Бернал( английский физик и общественный деятель, член Лондонского королевского общества (1937)). «вплоть до XVIII в. наука продолжала интересоваться главным образом небом» Но именно изучение неба и привело к последующему могуществу науки. Начиная с Коперника, стало ясно, что наука не то, что теология и обычное знание. Борьба между наукой и религией вступила в решительную стадию. За торжество научного мировоззрения отдал жизнь Джордано Бруно, так когда-то за торжество философии и религии пожертвовали собой Сократ и Христос. И вот парадокс: приговорили к смерти и заставили выпить чашу с ядом Сократа в начале IV в. до н.э., - 
 
 

и в  этом же веке философия победила, появились  школы учеников Сократа и платоновская академия.

 Распяли Христа в I в., - и в этом же его ученики создали церковь, которая через два века победила философию.

     Убили Дж. Бруно (итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма) сожжением в 1600 году, - и в этом же веке наука победила религию. Торжество смерти оборачивалось торжеством духа, который оказался сильнее смерти. Физическая власть утверждается насилием, духовная – жертвой. Итак, культура развивается не только эволюционным путем накопления отдельных достижений, но и революционным путем смены значения ее отраслей. Программа Сократа достичь всеобщего блага посредством философского знания оказалась нереализованной и пала под давлением античного скептицизма. Люди поверили Христу и 1,5 тысячелетия ждали второго пришествия, но дождались индульгенции для богатых и костров инквизиции.

     В эпоху Возрождения господство религиозного мышления и церкви было подорвано  как изнутри, так и снаружи. Философские  и религиозные усилия по созданию общезначимых знаний и веры, приносящих людям счастье, не оправдались, но потребность в систематизации и единстве знаний и счастье осталась, и теперь наука дала надежды не ее реализацию.

     Произошел великий поворот в развитии культуры – наука поднялась на ее высшую ступень. В ее современном виде наука  сформировалась в XVI – XVII в. и тогда же ей удалось одержать победу над другими отраслями культуры и прежде всего над господствовавшей в то время религией. Наука победила в XVII в. все другие отрасли культуры и сохраняла доминирующую роль в XX в. Своей победой она обязана прежде всего естественнонаучным знаниям, которые лежат в фундаменте научного знания.  
 
 

     С тех пор значение науки неуклонно  возрастало вплоть до XX века, и вера в науку поддерживалась ее огромными достижениями.

     В середине XX века в результате растущей связи науки с техникой произошло событие, равное по масштабу научной революции XVII века, получившее название научно-технической революции и ознаменовавшее новый, третий этап в развитии научного знания. 
 

         
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                     ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ              

                                            ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПЕРИОД 

Учения, знания и опыт Древнего Востока проникли в Древнюю Грецию в VI в. до н.э. и обрели статус науки как определенной системы знаний. Эта наука называлась натурфилософией (от лат. natura - природа). Натурфилософы были одновременно и философами, и учеными. Они воспринимали природу во всей ее полноте и были исследователями в различных областях знания. Эта стадия развития науки характеризуется концептуальным хаосом, проявлением которого и стала конкуренция различных воззрений на природу. Во всех трудах древнегреческих ученых естественнонаучные идеи тонко вплетены в философскую нить их мысли.

В VI в. до н.э. в древнегреческом городе Милете возникла первая научная школа, известная прежде всего не своими достижениями, а своими исканиями. Основной проблемой этой школы была проблема первоначала всех вещей: из чего состоят все вещи и окружающий мир? Предлагались разные варианты того, что считать первоосновой всех вещей: огонь (Гераклит), вода (Фалес), воздух (Анак-симен), апейрон (Анаксимандр). Следует особо подчеркнуть, что эти первоосновы не сводились просто к огню, воздуху или воде. Например, Фалес понимал под «водой» текучую субстанцию, охватывающую все существующее в природе. Обычная вода входит в это обобщенное понятие как один из элементов.

Другое  научное сообщество рассматриваемого периода, пифагорейцы, в качестве первоначала мира - взамен воды, воздуха или огня - ввели понятие числа. Они также отмечали связь между законами музыки и числами. Согласно их учению, «элементы чисел должны быть элементами вещей».  
 
 
 

Пифагор (582-500 гг. до н.э.) был не только известным математиком и астрономом, но и духовным лидером своих учеников и многих ученых того времени. Пифагорейцы проповедовали тип жизни в поисках истины, научное познание, которое, как они считали, и есть высшее очищение - очищение души от тела. Следует отметить, что пифагорейские числа не соответствуют современным абстрактным представлениям о них. Пифагорейское число тянуло за собой длинный «шлейф» физических, геометрических и даже мистических понятий.

Исследование  первоосновы вещей вслед за учеными милетской школы были продолжены Демокритом (ок. 460-370 гг. до н.э.) и его учителем Левкиппом, которые ввели понятие атома. Новое учение, атомистика, утверждало, что все в мире состоит из атомов - неделимых, неизменных, неразрушимых, движущихся, невозникающих, вечных, мельчайших частиц. Учение об атоме явилось гениальной догадкой, которая намного опередила свое время и служила источником вдохновения для многих его последователей.

Самой яркой фигурой античной науки  того периода был величайший ученый и философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), авторитет которого был незыблемым более полутора тысяч лет. Аристотель в совершенстве освоил учение своего учителя Платона, но не повторил его путь, а пошел дальше, выбрав свое собственное направление в научном поиске. Если для Платона было характерно состояние вечного поиска без конкретной окончательной позиции, то научный дух Аристотеля вел его к синтезу и систематизации, к постановке проблем и дифференциации методов. Он наметил магистральные пути развития метафизики, физики, психологии, логики, а также этики, эстетики, политики.

Сочинения Аристотеля разнообразны по тематике, многочисленны по объему и значительны  по влиянию, которое они оказали  на дальнейшее развитие  
 
 

различных наук. Среди его естественно-научных работ следует выделить прежде всего «Категории», «Об истолковании», «Физика», «О небе», «Метеорологика», «Метафизика», «История животных», «О частях животных», «О передвижении животных», трактаты по логике. Во многих из этих книг Аристотель продемонстрировал всесторонние и глубокие по тому времени знания.

Аристотель  разделял все науки на три больших  раздела: науки теоретические и  практические, которые добывают знания ради достижения морального совершенствования, а также науки продуктивные, цель которых - производство определенных объектов. Формальная логика, созданная Аристотелем, просуществовала в предложенной им форме вплоть до конца XIX в. Зарождение медицины как самостоятельного научного знания связано с именем Гиппократа (460-370 гг. до н.э.), который придал ей статус науки и создал эффективно действующий метод, преемственно связанный с ионийской философией природы. За этим методом стояли усилия древних философов дать естественное объяснение каждому явлению, найти его причину и цепочку следствий, веру в возможность понять все тайны мира. Медицинские труды Гиппократа многочисленны и разнообразны. Основной его тезис: медицина должна развиваться на основе точного метода, систематического и организованного описания различных заболеваний.

Информация о работе Основные этапы развития естествознания