Особенности естественнонаучного и гуманитарного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 11:07, контрольная работа

Описание

Цель работы состоит в изучении особенностей естественнонаучного и гуманитарного знания.

В соответствии с целью, задачами работы являются:

- изучить особенности и структура естественнонаучного знания;

- определить особенности гуманитарного знания;

- провести сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного знаний.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

1. Особенности и структура естественнонаучного знания…………………… 4

2. Особенности гуманитарного знания…………………………………………. 8

3. Сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного знаний…. 11

Заключение……………………………………………………………………… 14

Список литературы……………………………………………………………… 15

Работа состоит из  1 файл

ИТОГ 6013.doc

— 76.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….. 3

1. Особенности  и структура естественнонаучного  знания…………………… 4

2. Особенности  гуманитарного знания…………………………………………. 8

3. Сравнительный  анализ естественнонаучного и  гуманитарного знаний…. 11

Заключение……………………………………………………………………… 14

Список  литературы……………………………………………………………… 15

 

       Введение 

      Стремление  человека к познанию окружающего  мира бесконечно. Одним из средств  этого познания является естествознание. Оно активно участвует в формировании мировоззрения каждого человека отдельно и общества в целом.

      Естествознание, и его отдельные отрасли являются некоторой системой взглядов на всю  природу и на ее части.

      В широком смысле слова природа - это  все сущее в бесконечном многообразии своих проявлений, а в узком - природа обычно противопоставляется обществу. Под наукой обычно понимают сферу человеческой деятельности, в рамках которой вырабатываются и систематизируются объективные знания о действительности.

      Новому, более высокому уровню техники и  технологии производства должна соответствовать новая, более высокая ступень развития человеческого общества в целом и самого Человека в их взаимодействии с Природой, чем и определяется актуальность выбранной темы работы.

      Цель  работы состоит в изучении особенностей естественнонаучного и гуманитарного знания.

      В соответствии с целью, задачами работы являются:

      - изучить особенности и структура естественнонаучного знания;

      - определить особенности гуманитарного знания;

      - провести сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного знаний. 

 

       1. Особенности и структура естественнонаучного знания 

      Наука – часть духовной культуры человека наряду с моралью, религией, искусством, философией, политическим и правовым сознанием. Познавательные элементы присутствуют во всех сферах духовной культуры, но научное знание имеет свои особенности.

      Для науки познание – это главная (а не сопутствующая, как, например, в искусстве или религии)  функция.

      Научное познание направлено на изменение окружающей действительности и управление реальными процессами.

      Научное знание имеет прогностический характер, т.е. направлено в будущее.

      Научное знание представляет собой исторически  сложившуюся целостную систему, т.е. его элементы взаимосвязаны  и организованы в иерархическую  структуру. 

      Эта система не статична, а развивается в соответствии с собственными нормами и принципами.

      Научное знание ограничено и относительно. Это означает, что любая научная  теория или утверждение имеет  свои границы применимости.

      Научным считается только такое знание, которое  может быть подвергнуто экспериментальной  или теоретической критике (принцип фальсификации).

      Объектом познания являются три сферы объективного бытия: природа, общество и человек. Соответственно можно выделить и три основных направления научного знания: естествознание – знание о природе, обществознание –  знание о различных видах и формах общественной жизни и гуманитарное знание – знание о человеке как мыслящем существе. Каждое направление имеет свою специфику.1

      Естествознание является основой всякого знания вообще, а деление системы познания мира на отдельные направления есть лишь методический прием, классификация, т.е. очень устойчивая, удобная и целесообразная, но все же – условность.

      В рамках данных методических материалов под термином “наука” мы будем  понимать естественные науки.

      Систему научных знаний можно представить  в виде пирамиды, в основании которой  находятся факты – фрагменты  реальности. Более высокий уровень  иерархии – концепции, т.е. полезные понятия, используемые для описания фактов. Взаимосвязь понятий отражается в схемах понятий, т.е. научных идеях более общего характера (например: поле как форма существования материи). Большая схема, объединяющая ряд понятий, называется теорией. Теория - система обобщенного достоверного знания  о том или ином "фрагменте" действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов. Теории содержат гипотезы (умозрительные идеи, предположения и догадки) и общий подход к решению различных проблем, что позволяет отнести их к главным концепциям.

      Следующий уровень пирамиды - законы и  принципы. Это общие свойства, характеризующие факты. Закон - это отражение явлений природы, их устойчивой связи. При формулировании закона обычно приходится абстрагироваться от несущественных явлений, и сосредоточивать внимание на определенных особенностях рассматриваемого события. По уровню познания различают эмпирические и фундаментальные законы,  а по характеру взаимосвязи - динамические (однозначные, детерминированные) и статистические (вероятностные) законы. Общие принципы естествознания обобщают результаты научного поиска, выделяя общее в различных законах. Иными словами, это как бы “законы для законов”. Формулировка общих принципов имеет стратегическое значение для развития науки.

      Фундаментальные понятия, научные принципы, идеи и представления людей на каждом этапе исторического развития складываются в научную картину мира, формируя целостный образ предмета исследования, определяя мировоззрение исследователя. Картина мира – высший уровень рассматриваемой пирамиды знаний.2

      Картины мира – это особый тип теоретического знания, отличающийся от теоретических  схем и теорий большей общностью  и  иной системой фундаментальных абстракций. На одну и ту же картину мира может опираться теоретических схем, в том числе и фундаментальных. Процедура отображения теоретической схемы на картину мира называется концептуальной (или семантической) интерпретацией и обязательна для построения завершенной научной теории. Различают общенаучную картину мира, которая формируется на основе синтеза знаний, полученных различными научными дисциплинами, и специальные картины мира, отражающие представления о фундаментальных объектах конкретной науки, их типологии и общих особенностях взаимодействия. Подобные картины есть в любой науке, но наиболее разработанной является физическая картина мира. В процессе исследований картины мира выполняют следующие взаимосвязанные функции:

      - систематизируют научные знания и  объединяют различные научные направления в сложные целостности;

      - выступают в качестве исследовательских программ, определяющих стратегию научного познания;

      - способствуют повышению стабильности науки и ее взаимосвязи науки с другими элементами духовной культуры.

      Наука - это саморазвивающаяся система  знаний, и в процессе своего развития она познает, помимо прочего, и законы собственного развития. В естествознании установлено, что эволюция любых сложных самоорганизующихся систем подчиняется некоторым общим закономерностям, которые на философском уровне описываются законами диалектики.  Выделим следующие  закономерности в развитии естествознания:

      - относительная самостоятельность;

      - преемственность в развитии идей и принципов естествознания, теорий и понятий, методов и приёмов исследования, неразрывность всего познания природы;

      - повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными возвратами к пройденному, но на более высокой ступени этого развития;

      - противоречивость развития естествознания, причём для разрешения конфликта между противоположными односторонними концепциями создается принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом, диалектически;

      - чередование периодов спокойного, эволюционного развития и резкой революционной ломки теоретических основ естествознания, всей системы понятий и принципов естествознания, всей естественнонаучной картины мира. При этом содержание прежних знаний о природе получает дальнейшее развитие и обобщение, преодолевается прежняя универсализация, абсолютизация законов и принципов, носящих в действительности лишь ограниченный, относительный характер;

      - взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей естествознания, когда один предмет изучается одновременно многими науками (их методами), а метод одной науки применяется к изучению предметов других наук.

 

       2. Особенности гуманитарного знания 

      Гуманитарное  знание изменяет сознание человека, так  как формирует его отношение  к миру, позволяет по-новому взглянуть  на него. Проблема самоопределения - важнейшая  гуманитарная проблема для человека в числе других проблем, потому что способ самоопределения организовывает всю жизнь, и вообще самоопределение - условие для того, чтобы человек состоялся.

      Объектом  гуманитарных наук является индивид, точнее, его духовный, внутренний мир и  связанные с ним мир человеческих взаимоотношений и мир духовной культуры общества.

      К гуманитарным наукам относятся психология (психология личности, психология эмоций, социальная психология), гражданская  история (здесь гуманитарное знание сочетается с обществоведческим), литературоведение, лингвистика и др. Они изучают духовный мир человека через текст. М. М. Бахтин писал: "Гуманитарные науки - науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении.

      Человек в его человеческой специфике  всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы и потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.)" . Дух (и свой, и чужой) не может быть дан как вещь, а только в знаковом выражении, реализации в текстах и для себя самого, и для другого. Потенциальным текстом является и человеческий поступок.3

      В гуманитарном познании ученый сталкивается с живым человеческим духом. Жизнь  человека наполнена мыслями и  переживаниями, ее определяют проекты, планы, ожидания и надежды, успехи и  неудачи в их осуществлении. Жизнь  личности, отмечает В. В. Мантатов, совершается как бы в точке несовпадения человека с самим собой, на грани, которая отделяет то, что он есть, от того, чем он хочет быть, и которая постоянно преодолевается личностью. Человеческое бытие (как объект гуманитарного познания) никогда не совпадает с самим собой, оно одновременно существует "в категориях еще-не-бытия, в категориях цели и смысла".

      Специфическим для гуманитарных наук способом исследования человека, позволяющим проникнуть в  его внутренний духовный мир, является понимание. Понимание связано с погружением в "мир смыслов" другого индивида, с постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. На этот процесс неминуемо влияют ценностно-мировоззренческие установки исследователя. Иначе говоря, в понимании познавательное отношение неотделимо от ценностного. Текст и его понимание - специфическая особенность гуманитарного знания. Гуманитарное знание неотрывно от герменевтики как искусства истолкования текстов, как искусства постижения чужой индивидуальности. С этим связана диалогичность гуманитарного познания.

      Касаясь отношений философского знания и  знания гуманитарного, М. М. Бахтин в  диалогичности того и другого  видов знания, в их обращенности к индивидуальности видел их родственность, близость друг к другу. Он писал: "Диалектика родилась из диалога, чтобы снова вернуться к диалогу на высшем уровне (диалогу личностей)". Говоря об изучении неповторимой индивидуальности наукой и философией, он подчеркивал: «Наука, и прежде всего философия, может и должна изучать специфическую форму и функцию этой индивидуальности».4

      К познавательной научной сфере человеческой культуры относятся, помимо отмеченных, еще несколько наук, преимущественно  комплексных: медицина (органично сочетающая в себе биологию человека и социальное знание о его личности, этиологических факторах и т. п.), сельскохозяйственные науки и науки технические (вопрос о специфике технического знания будет освещен дальше).

      Итак, гуманитарное знание изменяет природу  сознания, его присвоение означает для человека развитие.   Особенностью   гуманитарного   знания  является то, что оно не существует независимо от человека, так как человек сам вырабатывает его, переосмысляя то, что существует во внешнем мире, в культуре (т.е. во всем человеческом опыте). Например, идеи или культурные ценности он пропускает через свое "я" - свое индивидуальное, и затем они становятся уже его собственными, его индивидуальными понятиями. Индивидуальность здесь служит как бы критерием, и поэтому формирование отношения человека к миру (выработка гуманитарного знания) - индивидуализированный процесс.

Информация о работе Особенности естественнонаучного и гуманитарного знания