Наука Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 14:09, реферат

Описание

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке. Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культ. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства Италии1.

Работа состоит из  1 файл

Наука Возрождения.docx

— 90.97 Кб (Скачать документ)

Микеланджело работал  один над своим произведением, да и невозможно было здесь чужое  участие – так трудно было рассчитать все пропорции статуи. Художник задумал  не пророка, не царя, а юного гиганта  в полном избытке молодых сил. В тот момент, когда герой мужественно  готовится поразить врага своего народа. Он твердо стоит на земле, отклонившись немного назад, отставив правую ногу для большей опоры, и спокойно намечает взором смертельный удар врагу, в правой руке он держит камень, левой  снимает с плеча пращу. В 1503 году 18 мая статуя была установлена на площади Сеньории, где она простояла  более 350 лет. «Давиду» Микеланджело удивлялись даже невежды 

В долгой и безотрадной  жизни Микеланджело был только один период, когда ему улыбнулось счастье, – это когда он работал для  папы Юлия II. Микеланджело по-своему любил  этого грубоватого папу-воина, обладавшего  совсем не папскими резкими манерами. Он не сердился даже тогда, когда старик-папа врывался в его мастерскую или  Сикстинскую капеллу и, изрыгая  проклятия, торопил художника с  работой, чтобы иметь возможность  еще перед смертью увидеть  шедевры Микеланджело.  
Гробница папы Юлия не вышла такой великолепной, как ее задумал Микеланджело. Вместо собора св. Петра ее разместили в небольшой церкви св. Петра, куда она даже не вошла целиком, а отдельные ее части разошлись по разным местам. Но и в таком виде это по праву одно из самых прославленных творений Возрождения. Центральная ее фигура – библейский Моисей, освободитель своего народа из египетской неволи (художник надеялся, что Юлий освободит Италию от завоевателей). Всепоглощающая страсть, нечеловеческая сила напрягают мощное тело героя, на его лице отражаются воля и решительность, страстная жажда действий, взгляд его устремлен в сторону земли обетованной. В олимпийском величии сидит полубог. Мощно опирается одна его рука на каменную скрижаль на коленях, другая покоится здесь же с небрежностью, достойной человека, которому достаточно движения бровей, чтобы заставить всех повиноваться. Как сказал поэт, «пред таким кумиром народ еврейский имел право пасть ниц с молитвой». По словам современников, «Моисей» Микеланджело в самом деле видел Бога. 

По желанию папы Юлия Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы  в Ватикане фресками, изображающими  сотворение мира. Микеланджело взялся за эту работу неохотно, он в первую очередь считал себя скульптором. Им он и был, это видно даже по его  живописи. На его картинах господствуют линии и тела. Спустя 20 лет на одной  из стен этой же капеллы Микеланджело написал фреску «Страшный суд» –  потрясающее видение о появлении  на Страшном суде Христа, по мановении руки которого грешники рушатся в адскую бездну. Мускулистый, геркулесоподобный гигант похож не на библейского Христа, пожертвовавшего собой ради блага человечества, а на олицетворение возмездия античной мифологии. Фреска раскрывает страшные бездны отчаявшейся души, души Микеланджело. 

Не более утешительно  и его последнее произведение, над которым он работал 25 лет –  гробница Медичи в капелле церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Символические  фигуры на покатых крышках каменных саркофагов в кажущихся неустойчивыми  позах, вернее, скользящие вниз, в небытие, струят безысходную скорбь. Микеланджело хотел создать статуи - символы «Утро», «День», «Вечер», «Ночь».  
В произведениях Микеланджело выражена боль, вызванная трагедией Италии, слившаяся с болью по поводу собственной горестной судьбы.  
Красоту, к которой не примешаны страдания и несчастья, Микеланджело нашел в архитектуре. Строительство собора святого Петра после смерти Браманте взял на себя Микеланджело. Достойный преемник Браманте, он создал купол и по сей день непревзойденным ни по размерам, ни по величию.  
Вазари оставил нам портрет Микеланджело – круглая голова, большой лоб, выдающиеся виски, надломленный нос (удар Торриджани), глаза скорее маленькие, чем большие. Такая внешность не обещала ему успеха у женщин. К тому же он был сух в обращении, суров, необщителен, насмешлив. Большим умом и врожденным тактом должна была обладать та женщина, которая поняла бы Микеланджело. Он встретил такую женщину, но слишком поздно, ему было тогда уже 60 лет. Это была Виттория Колонна, высокие таланты которой соединялись с широким образованием, изысканностью ума. Только в ее доме проявлял художник свободно свой ум и знания в литературе и искусстве. Обаяние этой дружбы смягчило его сердце. Умирая, Микеланджело сожалел, что не запечатлел поцелуя на ее лбу, когда она умирала. 

Микеланджело не имел ни учеников, ни так называемой школы. Но остался целый мир, созданный  им. 

Замечательными художниками  этого периода был Джорджоне (1477 – 1510 г.г.), создавший знаменитые полотна  «Юдифь» и «Спящая Венера», и  Тициан (1477 – 1576 г.г.), воспевавший красоту  окружающего мира и человека. Он также создал галерею великолепных портретов могущественных и богатых  современников. 

К концу XV – первой трети XVI века относится расцвет творчества Ариосто (1474 – 1537 г.г.), замечательного итальянского поэта, автора сказочной по форме и оптимистической по духу поэмы «Неистовый Роланд», героями которой были Роланд, прекрасная принцесса Анджелика, волшебники, феи, крылатые кони, чудовища, переживающие необыкновенные приключения. 

Следующий этап в культуре Возрождения – Позднее Возрождение, которое, как принято считать, продолжалось с 40-х г.г. XVI века по конец XVI – первые годы XVII века. 

Италия, родина Возрождения, стала и первой страной, где началась католическая реакция. В 40-е г.г. XVI века здесь была реорганизована и усилена  инквизиция, преследующая деятелей гуманистического движения. В середине XVI века папой Павлом IV был составлен «Индекс запрещенных книг», впоследствии многократно пополняемый новыми работами. В этот список вошли произведения, которые запрещалось читать верующим под угрозой отлучения от церкви, так как они противоречили, по мнению церкви, основным положениям христианской религии и пагубно влияли на умы людей. В «Индекс…» вошли и сочинения некоторых итальянских гуманистов, в частности, Джованни Боккаччо. Запрещенные книги сжигались, такая же участь вполне могла постигнуть и их авторов, и всех инакомыслящих, активно отстаивающих свои взгляды и не желающих идти на компромисс с католической церковью. Многие передовые мыслители и ученые погибли на костре. Так, в 1600 году в Риме на площади Цветов был сожжен великий Джордано Бруно, автор знаменитого сочинения «О бесконечности, Вселенной и мирах». 

Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, стремясь усвоить  лишь «манеру» великих деятелей Возрождения. Наиболее крупными художниками, работающими  в стиле маньеризма, были Понтормо (1494 – 1557 г.г.), Бронзино (1503 – 1572 г.г.), скульптор Челлини (1500 – 1573 г.г.). Их произведения отличались усложненностью и напряженностью образов. В то же время некоторые художники продолжают развивать реалистическую традицию в живописи: Веронезе (1528 – 1588 г.г.), Тинторетто (1518 – 1594 г.г.), Караваджо (1573 – 1610 г.г.), братья Караччи (семья итальянских художников: Лодовико (1555 – 1619 г.г.), его двоюродные братья Агостино (1557 – 1619 г.г.) и Аннибале (1560 – 1609 г.г.). Наиболее известен Аннибале). Творчество некоторых из них, например Караваджо, оказало большое влияние на развитие живописи не только в Италии, но и Франции, Испании, Фландрии, Голландии. Взаимопроникновение культур становилось все более глубоким, так формировалась общеевропейская культура, общеевропейская цивилизация. 

Гуманистическое движение было общеевропейским явлением: в XV веке гуманизм выходит за пределы Италии и быстро распространяется по всем западноевропейским странам. Каждая страна имела свои особенности в становлении  культуры Возрождения, свои национальные достижения, своих лидеров. 

В Германии идеи гуманизма  становятся известны в середине XV века, оказывая сильное влияние на университетские  круги и прогрессивную интеллигенцию.  
Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455 – 1522 г.г.), стремившийся показать божественное в самом человеке. Он автор знаменитого сатирического произведения «Письма темных людей», в котором выведена вереница невежественных, темных людей – магистров и бакалавров, имеющих, между прочим, ученые степени. 

Возрождение в Германии неразрывно связано с явлением Реформации – движением за реформу католической церкви, за создание «дешевой церкви» без поборов и платы за обряды, за очищение христианского учения от всяких неверных положений, неизбежных при многовековой истории христианства. Возглавлявший движение за Реформацию в Германии Мартин Лютер, считал, что вера есть внутреннее состояние человека, что спасение человеку даруется непосредственно от Бога, и что прийти к Богу можно и без посредничества католического духовенства. Лютер и его сторонники отказались вернуться в лоно католической церкви и выразили протест на требование отречься от своих взглядов, положив начало протестантскому направлению в христианстве. Мартин Лютер первым перевел на немецкий язык Библию, что в значительной степени способствовало успеху Реформации. 

Победа Реформации в середине XVI века вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471 – 1528 г.г.), художники Ганс Гольбейн Младший (1497 – 1543 г.г.), Лукас Кранах Старший (1472 – 1553 г.г.). Заметного подъема достигла немецкая литература. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494 – 1576 г.г.), написавший множество назидательных басен, песен, шванков (шванк – жанр немецкой городской средневековой литературы, короткий, полный комизма рассказ (иногда пьеса) в стихах или прозе, часто сатирического или назидательного характера), драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546 – 1590 г.г.) – автор остросатирических работ, последний представитель немецкого Возрождения. 

Основоположником Реформации в Швейцарии стал Ульрих Цвингли (1484 – 1531 г.г.). В 1523 году он провел церковную  реформу в Цюрихе, в ходе которой  были упрощены церковные обряды и  богослужения, отменен целый ряд  церковных праздников, закрыты некоторые  монастыри, проведена секуляризация церковных земель. В дальнейшем центр швейцарской Реформации переместился в Женеву, а реформационное движение возглавил Ж. Кальвин (1509 – 1562 г.г.), создатель наиболее последовательного реформационного движения. Кальвин исходил из идеи об абсолютном предопределении человека Богом к спасению или гибели. Это предопределение необратимо и непостижимо; показателем того, что человек на правильном пути, что он «избранник божий» является его успех в профессиональной деятельности, который во многом зависит от личной воли и усердия. Реформация победила в Швейцарии в 40-е гг. XVI века, и эта победа во многом определила общую культурную атмосферу в обществе: излишняя роскошь, пышные празднества, увеселения порицались, одобрялись честность, трудолюбие, целеустремленность, строгость нравов. Эти идеи получили особое распространение в странах Северной Европы. 

Крупнейшим представителем культуры Возрождения в Нидерландах был Эразм Роттердамский (1496 – 1536 г.г.). Значение произведений великого гуманиста и просветителя, в том числе его знаменитой «Похвалы глупости», для воспитания свободомыслия, критического отношения к схоластике, суеверию поистине неоценимо. Сатирические произведения его получили широчайшую известность в Германии, Франции, Испании, Англии. Превосходные по форме, глубокие по содержанию, они вот уже не одно столетие находят своего читателя. 

Одним из предтечей и основоположников либерализма можно считать Цирка Коор-нхерта, выразителя идей свободы, веротерпимости и космополитизма. К этому же времени относится творчество Филиппа Альдехонде, автора национального гимна Нидерландов, художников Питера Брейгеля (1525 – 1569 г.г.), Франса Халса (1580 – 1660 г.г.). Особенностью культурной жизни Нидерландов были риторические общества, которые организовывались не только в городах, но и в селах и даже небольших деревнях. Члены этих обществ (а войти в их состав мог любой человек) соревновались в сочинении стихов, песен, пьес, рассказов. Риторические общества способствовали распространению образования в обществе, повышению его культурного уровня. 

В Англии средоточием гуманистических  идей был Оксфордский университет, где работали передовые ученые того времени – Гросин, Линакр, Колет. Развитие гуманистических воззрений в сфере социальной философии связано с именем Томаса Мора, автора «Утопии», представившего на суд читателя идеальное, по его мнению, человеческое общество: в нем все равны, нет частной собственности, и золото не является ценностью – из него делают цепи для преступников. Наиболее известными авторами были Филипп Сидни (1554 – 1586 г.г.), Эдмунд Спенсер (1552 – 1599 г.г.). 

Величайшей фигурой английского  Возрождения был Уильям Шекспир (1564 – 1616 г.г.), создатель всемирно известных трагедий «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», исторических пьес «Генрих VI», «Ричард III», сонетов. Шекспир был драматургом в лондонском театре «Глобус», который пользовался большой популярностью у населения.  
Английские театры того времени посещали люди всех сословий – аристократы, чиновники, купцы, клерки, крестьяне, рабочие, ремесленники, матросы. Подъем театрального искусства, его общедоступный и демократический характер способствовали развитию демократических структур в английском обществе. 

Возрождение в Испании  носило более противоречивый характер, чем в других европейских странах: многие гуманисты здесь не выступали против католицизма и католической церкви. Широкое распространение получили рыцарские романы, а также плутовские романы. В этом жанре впервые выступил Фернандо де Рохас, автор известной трагикомедии «Селестина» (написана ок. 1492 – 1497 годов). Эту линию продолжил и развил великий испанский писатель Мигель де Сервантес (1547 – 1616 г.г.), автор бессмертного «Дон Кихота», писатель-сатирик Франсиско де Кеведо (1580 – 1645 г.г.), создавший знаменитый роман «История жизни пройдохи». 

Основоположник испанской  национальной драмы – великий  Лопе де Вега (1562 – 1635 г.г.), автор более чем 1800 литературных произведений, в том числе таких, как «Собака на сене», «Учитель танцев». 

Значительного успеха достигла испанская живопись. Особое место  в ней занимает Эль Греко (1541 – 1614 г.г.) и Диего Веласкес (1599 – 1660 г.г.), чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи не только в Испании, но и других странах. 

Во Франции гуманистическое  движение начинает распространяться только в начале XVI века. Выдающимся представителем французского гуманизма был Франсуа Рабле (1494 – 1553 г.г.), написавший сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». В 40-е гг. XVI века во Франции возникает литературное направление, вошедшее в историю под названием «Плеяды». Возглавляли это направление знаменитые поэты Пьер де Ронсар (1524 – 1585 г.г.) и Жоакен Дю Белле (1522 – 1566 г.г.). Другими известными поэтами французского Возрождения были Агриппа д'Орбинье (1552 – 1630 г.г.) и Луиза Лабе (1525 – 1565 г.г.). 

Важнейшей темой в поэзии было воспевание любви. Показательны в  этом плане сонеты Пьера Ронсара, прозванного «принцем поэтов», оказавшего очень сильное влияние на развитие французской поэзии в целом. Он писал: 

До той поры, как в мир любовь пришла  
И первый свет из хаоса явила,  
Не созданы, кишели в нем светила  
Без облика, без формы, без числа.  
Так праздная, темна и тяжела,  
Во мне душа великая бродила,  
Но вот любовь мне сердце охватила,  
Его лучами глаз твоих зажгла.  
Очищенный, приблизясь к совершенству,  
Дремавший дух доступен стал блаженству,  
И он в любви живую силу пьет,  
Он сладостным томится притяженьем,  
Душа моя, узнав любви полет,  
Наполнилась и жизнью и движеньем. 

Информация о работе Наука Возрождения