Методы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:07, контрольная работа

Описание

Сущность научного метода можно представить очень просто: это такая процедура получения научного знания, с помощью которой его можно воспроизвести, проверить и передать другим. По большому счету челове¬ка всегда интересуют два вопроса: ЧТО такое реальность и КАК с ней обращаться. Метод — это ответ на вопрос о том, как обращаться с реаль-ностью, и во многих случаях именно он имеет решающее значение.

Содержание

Введение……………………………………………….……………………………3
1. Методология как научная дисциплина. Понятие метода ………………… 4
2. Основные методы и их взаимосвязь………………………………….……... 6
3. Основные методы эмпирического и теоретического познания ……...….. 10
Заключение ……………………………………………..…………………….……15
Список литературы…………………………………….…………..………………16

Работа состоит из  1 файл

ксе моя.docx

— 94.06 Кб (Скачать документ)

     Исторический  метод подразумевает воспроизведение  истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей.

     Логический  метод – это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта  освобождается от всего случайного, несущественного, т. е. это как бы тот же исторический метод, но освобожденный  от его исторической формы.

     Классификация – это процесс упорядочивания информации. В процессе изучения новых  объектов в отношении каждого  такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже установленным классификационным группам. В некоторых случаях при этом обнаруживается необходимость перестройки системы классификации. Одной из первых классификаций в естествознании явилась классификация растительного и животного мира выдающегося шведского натуралиста Карла Линнея (1707-1778). Для представителей живой природы он установил определенную градацию: класс, отряд, род, вид, вариация.

     Таким образом, средства и методы, используемые в различных отраслях естествознания, не одинаковы. Для каждой отрасли  характерны свой особый язык, своя система  понятий, своя стилистика и степень  строгости рассуждений. Но отрасли  естествознания развиваются не изолированно друг от друга, поэтому происходит постоянное взаимопроникновение методов и средств, и развитие конкретной отрасли происходит не только за счет выработанных в ней приемов, методов и средств познания, но и за счет постоянного заимствования. Но не следует ожидать универсализации методов и средств, используемых в естествознании. Разные отрасли естествознания обладают несомненной спецификой и особенностями своих предметных областей, и, как следствие, различные познавательные задачи будут и в будущем стимулировать появление специфических средств и методов. 
 

    1. Основные  методы эмпирического  и теоретического познания
 

     Естественно-научное  познание мира, рассматриваемое как  процесс постижения истины, протекает  на двух взаимосвязанных и дополняющих  уровнях: эмпирическом (опытном) и теоретическом. В связи с этим и научные методы подразделяются на эмпирические и теоретические.

     Эмпирическая  сторона предполагает необходимость  сбора фактов и информации (установление фактов, их регистрацию, накопление), а  также их описание (изложение фактов и их первичная систематизация).

     Теоретическая сторона связана с объяснением, обобщением, созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов, предсказанием новых фактов в рамках этих теорий. С их помощью вырабатывается научная картина мира и тем самым осуществляется мировоззренческая функция науки.

     Средства  и методы познания соответствуют  рассмотренной выше структуре науки, элементы которой одновременно являются и ступенями развития научного знания. Так, эмпирическое, экспериментальное исследование предполагает целую систему экспериментальной и наблюдательной техники (устройств, в том числе вычислительных приборов, измерительных установок и инструментов), с помощью которой устанавливаются новые факты. Теоретическое исследование предполагает работу ученых, направленную на объяснение фактов (предположительное – с помощью гипотез, проверенное и доказанное – с помощью теорий и законов науки), на образование понятий, обобщающих опытные данные. То и другое вместе осуществляет проверку познанного на практике.

     В основе методов естествознания лежит  единство его эмпирической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга (рис. 3). Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт - слепым.

   Рис. 3. Основные методы эмпирического и теоретического познания 

     Рассмотрим  основные методы эмпирического и  теоретического познания.

     Наблюдение  – целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений. Научные наблюдения проводятся для  сбора фактов, укрепляющих или  опровергающих ту или иную гипотезу и являющихся основой для определенных теоретических обобщений.

     Описание - фиксация средствами естественного  или искусственного языка сведений об объекте.

     Эксперимент – способ исследования, отличающийся от наблюдения активным характером. Это  наблюдение в специальных контролируемых условиях. Эксперимент позволяет, во-первых, изолировать исследуемый объект от влияния побочных несущественных для него явлений. Во-вторых, в ходе эксперимента многократно воспроизводится ход процесса. В-третьих, эксперимент позволяет планомерно изменять само протекание изучаемого процесса и состояния объекта изучения.

     Измерение – это материальный процесс сравнения  какой-либо величины с эталоном, единицей измерения. Число, выражающее отношение  измеряемой величины к эталону, называется числовым значением этой величины.

     Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.). Главное в процессе формализации – над формулами можно производить операции. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами.

     Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Аксиоматический метод является лишь одним из методов построения уже добытого научного знания. Он имеет ограниченное применение, поскольку требует высокого уровня развития аксиоматизированной содержательной теории.

     Гипотетико-дедуктивный  метод – это создание системы  дедуктивно связанных между собой  гипотез, из которых в конечном счете  выводятся утверждения об эмпирических (опытных) фактах. Это значит, что  заключение, вывод, полученный на основе этого метода, неизбежно будет  лишь вероятностным.

     Гипотеза  исследования – это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого явления или о характере связей между его компонентами.

     Таким образом, эмпирический и теоретический  уровни исследования различны. Это  различие обосновано разными способами (методами) самой познавательной активности и характером достигаемых научных результатов.

     Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность: вырабатываются исследовательские программы, организуются наблюдения, эксперименты, описание экспериментальных  данных, их классификация, первичное  обобщение.

     Теоретическое познание – это существенное познание, осуществляемое на уровне абстракции высоких порядков. Здесь орудием  выступают понятия, категории, законы, гипотезы и др. Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое познание предшествует теоретическому.

     В эмпирическом познании преобладает  чувственный аспект, в теоретическом  – рациональный (разумный). Их соотношение  находит свое отражение в методах, используемых на каждом этапе.

     Любое научное исследование предполагает не только движение «вверх», ко всему  более совершенному, разработанному теоретически аппарату, но и движение «вниз», связанное с ассимиляцией эмпирической информации.  

 

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Процесс научного познания в самом общем  виде представляет собой решение  различного рода задач, возникающих  в ходе практической деятельности. Решение возникающих при этом проблем достигается путем использования особых приемов (методов), позволяющих перейти от того, что уже известно, к новому знанию. Каждая наука использует различные методы, которые зависят от характера решаемых в ней задач. Однако своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура. В основе методов естествознания лежит единство его эмпирической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, опыт - слепым. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Грядовой  Д.И. Концепции современного естествознания. Структурный курс основ естествознания. – М.: Учпедгиз, 1999.
  2. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум. – М.: Культура и спорт. Изд. объединение «ЮНИТИ», 1998.
  3. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: Владос, 1998.
  4. Концепции современного естествознания. Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
  5. Концепции современного естествознания. Под ред. С.И. Самыгина. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999.

Данная  работа скачена с  сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 31024 

Информация о работе Методы научного познания