Лекции по "Естествознанию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 09:56, курс лекций

Описание

Лекция 1.
Предмет концепции современного естествознания
Лекция 2.
Научная систематизация картины мира
Лекция 3.
Физические основы механики. Классическая концепция Ньютона
Лекция 4.
Законы движения небесных тел
Лекция 5.
Зарождение третьей естественно-научной революции
Лекция 6.
Концепции фундаментальных полей. Основы статистической физики и термодинамики
Лекция 7.
Объединение физики. Зарождение четвертой глобальной естественно-научной революции
Лекция 8.
Химия в естествознании
Лекция 9.
Уровни развития химических знаний
Лекция 10.
Структурная химия
Лекция 11.
Эволюционная химия
Лекция 12.
Биологические явления
Лекция 13.
Основы наследственности
Лекция 14.
Биосферный уровень. Ноосфера
Лекция 15.
Концепция экологизации естествознания

Работа состоит из  1 файл

лекции естествознание.doc

— 708.00 Кб (Скачать документ)

    Учение  В. И. Вернадского  о биосфере 

    В 1919 г. В. И. Вернадский дал одно из самых своих определений живого вещества: «Под именем живого вещества я буду подразумевать всю совокупность организмов, растительных и животных, в том числе и человека». В последствии он уточнял это определение. Уточнения касались суждений о трансформации (преобразовании) различных форм энергии, их роли в функционировании «живого вещества» и роли «живого вещества» в истории химических элементов на Земле. По Вернадскому живое вещество – это то звено, которое соединяет историю химических элементов с эволюцией организмов и человека, а также с эволюцией всей биосферы.

    Какие же именно геохимические функции выполняла биосфера, что имел в виду В. И. Вернадский? Он сам дал им следующие термины: газовая, кислородная, окислительная, кальциевая, восстановительная, концентрационная, разрушение органических соединений, восстановительное разложение, метаболизм и дыхание. Как видим, функций этих было предостаточно. Благодаря существованию этих функций у биосферы происходило становление оболочек нашей планеты- атмосферы, гидросферы, литосферы и геосферы. Современная наука о биосфере классифицирует эти функции по 5 категориям. 

                                                                                                                ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ

                                                                                                        КОНЦЕНТРАЦИОННАЯ

                                ФУНКЦИИ БИОСФЕРЫ                                 ДЕСТРУКТИВНАЯ

                                                                                                          СРЕДООБРАЗУЮЩАЯ

                                                                                                           ТРАНСПОРТНАЯ 

    Длительное  время концепция Вернадского  о биосфере замалчивалась, так как  она не соответствовала господствующей догме А. И. Опарина, утверждавшей идею постепенного морфофункционального усложнения живой материи путем замены одних форм на другие - «более приспособленные».

    Подлинное возрождение идей В. И. Вернадского  о структуре и функциях как  древней, так и современной биосферы произошло в середине 70-х г., благодаря трудам отечественного биолога Г. А. Заварзина. Его главный вывод состоит в том, что основным фактором становления и функционирования биосферы были и остаются многосторонние трофические связи, установившиеся не менее, чем 3,4-3,5 млрд. лет тому назад и определявшей характер и масштабы круговорота элементов в оболочках земли.

    Из  сказанного следует, что ключевую роль в понимании существования живой  природы на биосферном уровне играет экологический фактор. Именно ему В.И. Вернадский отводил решающую роль, когда говорил об условиях функционирования и сохранения живого как «единого целого», как «монолита жизни». Особенно четко роль экологического фактора обозначилась тогда, когда обрела биосфера новую форму существования - форму ноосферы. 

    Понятие ноосферы. Неизбежность перехода биосферы в  ноосферу 

    Все, о чем говорилось выше, касалось биосферы в ее естественном состоянии, когда она существовала и функционировала  как подлинный «монолит жизни», самой  жизнью создаваемый и управляемый.

    Ситуация коренным образом изменилась, когда появился главный компонент биосферы-человек. Он выступал как мощная геологическая сила, положившая начало перестройке биосферы: началась эпоха ноосферы.

    Термин  ноосфера еще в 1927 г. был предложен французскими учеными и философами Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом. Однако, они вложили в этот термин особое содержание, истолковав его как некий надбиосферный «мыслительный пласт», как единый покров, окутывающий планету.

    Другое  истолкование этому термину дал  В. И. Вернадский. Под термином ноосфера он понимал ту часть нашей планеты и околопланетного пространства, которая несет на себе печать разумной деятельности человека. Так же, как и биосфера, ноосфера становится геологической силой, влияющая на все сферы земли.

    Таким образом, В. И. Вернадский расширил учение о взаимном влиянии живых организмов и среды, включив в них проблемы воздействия ноосферы на биосферу.

    Значение  трудов В. И. Вернадского для человечества огромно. В результате их экология из чисто биологической превратилась в междисциплинарную область не только естественнонаучного, но и философского значения. 

    Контрольные вопросы 

    
  1. Что понимается под именем живого вещества?
  2. В чем состоит неизбежность перехода биосферы в ноосферу?
  3. Значение трудов Вернадского.

    Лекция  №15

    Тема: Концепция экологизации естествознания

    (с. 242-251 /1/; с. 116-124 /3/; с. 313-343 /4/) 

    
  • Глобальный  экологический кризис.
  • Рациональное использование природных ресурсов.
  • Охрана биосферы.

    Что такое экология?

 

    Термин  «экология» (от греч. Oikos – дом, жилище, место пребывания и  logos – наука) был введен в научный оборот немецким ученым Э. Геккелем в 1869 году.

    На  современном этапе развития человечества основным источником экологических  проблем является производственная деятельность человека.

    Экологические проблемы возникают в результате несовершенства технологических процессов современного производства. По оценкам специалистов, из добываемого природного вещества человеком используется только до 10%, остальная часть возвращается природе, но уже в менее организованном и нередко в токсическом виде. Эти отходы загрязняют атмосферу, воду и почву.

    В прошлые века при малых концентрациях  отходов природа успевала самовосстанавливаться. Современное же человечество столкнулось  с огромным испытанием  - исчерпанием  резервов экстенсивного природопользования в планетарных масштабах.

    Обществом осуществляются мероприятия, которые  приумножают биологические ресурсы  планеты. Это достигается за счет рационализации процессов природопользования, поиска оптимальных решений во взаимоотношениях человека с природой.

    В конечном  счете, все экологические  проблемы прямо или косвенно оказывают  влияние на физическое и нравственное здоровье человека. Экологическим исследованиям  принадлежит большая роль в профилактике различных заболеваний. В связи с этим становится совершенно необходимым поставить контроль содержания в атмосферном воздухе, питьевой воде, почве, пище различных, вредных веществ.

    Одним из факторов, определивших в последние  годы интерес к антропоэколгической  проблематике, стала разработка новых подходов к проблеме человек – среда и охрана природы. При сохранении ранее принятых подходов к разработке мероприятий, направленных на охрану живой природы от разрушительной деятельности человека, теперь выдвигается и принципиально новый подход, заключающийся в разработке методов и средств охраны окружающей среды в целях укрепления и развития основного национального богатства страны – здоровья населения.

    В конкретных социально – экономических  условиях нашей страны проблема здоровья населения и трудовых ресурсов является одной из важнейших среди экологических проблем. В связи с этим ключевое значение в экологии человека приобретает практическая задача сохранения и развития трудовых ресурсов с учетом особенностей отдельных регионов (климатогеографических, производственных, социально – гигиенических, психологических).

    Методология экологических исследований человека должна включать теоретический аспект, а именно: изучение физиологических  механизмов адаптации к различным  природно-климатическим и производственным условиям среды обитания, моделирование процессов взаимодействия организма человека и факторов среды и практический аспект  - оценка трудовых ресурсов, обусловленных влиянием на организм факторов окружающей среды.

    По  мнению академика Н. Н. Моисеева (1986), стихийное развитие производительных сил и процессов эксплуатации биосферы может привести к катастрофическим последствиям, и только плановое ведение хозяйства может обеспечить решение экологических проблем. При этом важно соединить усилия государства и общественности.

    Предпринимаемые нашим правительством усилия по ускорению  экономического развития, обновлению и демократизации общества, оздоровлению его нравственной атмосферы служат гарантией решения экологических  проблем и гармонического развития человека. 

    Рациональное  использование природных  ресурсов и охрана биосферы 

    В наши дни существует достаточное  количество примеров варварского отношения  человека к природе. В погоне за сиюминутными выгодами, уничтожается та гармония в  биосфере, которая создавалась на протяжении многих тысячелетий. Человек «победил» природу, занявшись ее уничтожением и забывая при этом, что и сам он является частичкой этой природы, а, значит, «победа» над природой означает на деле самоуничтожение человечества. Научный прогресс ведущий к повышению уровня жизни людей сопровождается большими издержками в виде вредных для жизни химических отходов, повышенного электромагнитного и радиоактивного излучения, появления новых, доселе неизвестных болезней типа СПИДа, ухудшения общего здоровья населения планеты.

    Многие  искусственные полимерные материалы  и моющие средства вызывают аллергию. А радиоактивное излучение приводит к росту опухолей и мутационным  изменениям. 

    Контрольные вопросы: 

    1. Сущность экологического кризиса.

    2. В чем заключается охрана биосферы?

    3. Что такое экология? 
 
 

    Литература 

    Основная

  1. Карпенков С. Х.  Концепции современного естествознания. М Высшая школа 2001
  2. Кузнецов В. И. Естествознание М, 1996г.
  3. Мукашев  Концепции современного естествознания (курс лекций).
  4. Мукашев  Концепции современного естествознания (хрестоматия).
  5. Концепции современного естествознания  Юнита 1  СГУ  М 2001г.
 

    Дополнительная:

  1. Горелов А. А. Концепции современного естествознания  - М. Центр 2001
  2. Новикова Р.Н., Али Р.А. Концепции современного естествознания.  Курс лекций для студентов первого курса, обучающихся по кредитной технологии. 2009

  
 
 
 

Информация о работе Лекции по "Естествознанию"