Контрольная работа по «Концепция современного естествознания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 22:18, контрольная работа

Описание

Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера сформировалась 500 млн. лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экзосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3.000.000 видов растений, животных, грибов, бактерий и насекомых.

Содержание

Биосфера, ее эволюция, пределы устойчивости…………………………3
Сформулируйте первое начало термодинамики…………………………6
Какие классы элементарных частиц Вам известны. Что лежит в
основе классификации…………………………………………………….8
Поясните гипотезу «Тепловой смерти» Вселенной. Каков
Современный взгляд на эту тему………………………………………..10
О каких проблемах биоэтики Вам известно. Как они решаются……..12
Почему псевдонауки пользуются популярностью……………………...14
В чем заключается основной парадокс картины мира…………………16
Каково строение Солнечной системы…………………………………...19
Как соотносятся биологическое и социальное начала в человеке…….22
Как человек меняет среду обитания…………………………………….23
Список используемой литературы……………

Работа состоит из  1 файл

ксе.docx

— 53.68 Кб (Скачать документ)

          Популярность псевдонаук свидетельствует, что их существование обусловлено серьезными социальными и психологическими причинами.

          Псевдонаука отличается от науки, во-первых, содержанием своего знания. Утверждения псевдонаук не согласуются с установленными фактами, не выдерживают объективной практической проверки.

          Множество раз проверялась эффективность астрологических прогнозов, и результат неизменно был отрицательным. Убедиться в этом на элементарном уровне может каждый. Важно только соблюсти правильную последовательность: сначала записать важнейшие события своей или чужой жизни, относя каждое к определенной категории (здоровье, личная жизнь, деньги, работа) и оценивая знаком плюс или минус, а уже затем сравнить с гороскопом на этот период. Астрологи к отрицательным результатам таких проверок безразличны, поскольку, как говорилось выше, на самом деле точное предсказание будущего не является целью этой псевдонауки.

         Во-вторых, псевдонаука отличается от науки структурой своего знания.     Псевдонаучные знания фрагментарны и не вписываются в какую-либо интегральную картину мира.

         Отличить псевдонаучное знание от научного по его содержанию и структуре можно, но это не всегда легко, так как требует обширных и глубоких познаний. Легче отличить псевдоученого по используемой им методологии.

          Для псевдонаук характерны следующие методы получения, проверки и распространения знания.

1. Некритический  анализ исходных данных. За достоверные  факты принимаются легенды, мифы, рассказы из третьих рук и  т. д.

2. Пренебрежение  противоречащими фактами. Интерес  проявляется лишь к материалу,  который можно истолковать в  пользу доказываемой концепции,  все остальное просто не рассматривается.

3. Неизменяемость  взглядов, несмотря ни на какие  возражения. Настоящие ученые не  стесняются признаться в ошибке. Не стесняются потому, что есть  уверенность в научном методе познания, который гарантирует устранение ошибок.

4. Отсутствие  законов. Излагается не концепция,  а рассказ или сценарий, по  которому, по мнению автора, происходили  определенные события. Так, в  уфологии наиболее неприемлемым  элементом являются не сами  рассказы о встречах с пришельцами,  а отсутствие их должного осмысления. Кто эти пришельцы? Откуда они?  Если с других звезд, то как  преодолели технологические и  экологические трудности организации  межзвездных путешествий, которые,  как мы уже понимаем, имеют  принципиальный характер? Ответы  на эти и другие подобные  вопросы если и даются, то оказываются  неубедительными и бледными по  сравнению с детализированными  описаниями обстоятельств посадки  НЛО. Очень характерно, что еще  никому из уфологов не удалось  предсказать дату и место появления  очередной летающей тарелки —  верный признак отсутствия положительного  знания.

5. Нарушение  общепринятых этических норм. Это  в наибольшей степени относится  к девиантной науке. Подтасовывать  результаты экспериментов, подгонять  решения под заданный ответ  означает не просто давать  неверную информацию (от ошибок  никто не гарантирован), но поступать  аморально. Чтобы понять лженаучный  характер теорий крупнейшего  псевдоученого 

XX в.  академика Т.Д. Лысенко и его  сподвижников, в течение нескольких  десятков лет занимавших командные  высоты в отечественной биологии  и сельскохозяйственных науках, не обязательно быть профессиональным  биологом. Достаточно было видеть, какими методами они расправлялись  с теми, кого считали своими  оппонентами. Если человек, представляющийся  ученым, называет оппонента негодяем  и вредителем, если его аргумент  в научном споре — донос  или жалоба в административные  инстанции, то его научным результатам  лучше не верить. 

  1. В чем заключается  основной парадоксе  картины мира

          Базисное свойство  картины   мира  как ядра мировоззрения  заключается  в ее космологической ориентированности (она есть глобальный образ мира) при одновременной антропоморфичности (она несет в себе черты специфически человеческого способа миропостижения). 

          Картина  мира есть исходный элемент мировоззрения человека, а не только его мировидения, для нее характерна облигаторность действия при одновременно полуосознаваемом характере.

          Важнейшая особенность картины мира состоит в ее внутренней безусловной достоверности для субъекта этой картины. Картина мира рассматривается ее носителями не как картина и осознается не как исторически конкретное видение реальности, а как смысловой двойник мира. Образ мира воспринимается в картине мира как сама реальность. Субъект картины мира верит, что мир таков, каким он изображен в этой картине. Другие же понимания мира представляются ему оптической иллюзией. Отношение к общей картине мира как к абсолютно достоверной и подлинной не исключает квалификации отдельных ее компонентов как заблуждений, предрассудков и суеверий, идущих от старых мировидений, общий смысл которых уже был утрачен.

          В диалектическом освещении картина мира предстает как напряженно-противоречивое целое, находящееся в постоянном становлении. Она может быть охарактеризована с помощью следующих категориальных связок:

  • деятельность - предметность (вещность), или, в терминах В. Гумбольдта, энергейя-эргон;
  • конечное - бесконечное;
  • прерывное - непрерывное (дискретность - континуальность);
  • единое - многое;
  • идеальное - вещественное (форма - материал);
  • внутреннее - внешнее;
  • живое - мертвое. 

        Картина   мира  представляет собой диалектическое единство статики и динамики, стабильности и изменчивости. В этом синтезе вневременности и конкретной историчности облика и  заключается  основной  парадокс,  связанный с картиной   мира . Для выполнения своих функций регулятора жизнедеятельности человека картина мира должна совмещать и стабильность, и динамичность. Стабильность - одно из существенных свойств картины мира. Если же рассматривать картину мира во всей ее полноте, как образ мира, который все время уточняется и конкретизируется в процессе человеческой жизнедеятельности, то, очевидно, следует признать, что картина мира не вечна даже в пределах жизни одного человека. Она постоянно корректируется, дополняется, уточняется по мере накопления опыта и знаний конкретным индивидом и социумом в целом.

         Картина мира несет в себе черты своего созидателя, и, прежде всего, динамичность его мировидения. При сохранении целостности картины мира (заданности ее рамок и принципа изображения) в ней могут меняться ее отдельные фрагменты или общая колористика, запечатлевающая мироощущение субъекта этой картины.

          Таким образом, картину мира можно представить как синтетическое единство субъективного и объективного начал в мировидении человека, синтез духовно-индивидуальной и культурно-исторической субстанций. Она создается в ходе активности человеческого духа и есть в известном смысле ее продукт, а продукт деятельности всегда выступает как воплощение диалектики субъективного и объективного, как результат определенного взаимодействия субъекта с объектом, и в объективном содержании этого результата как бы гасится, замирает субъективность.

          Следует отметить, что картина мира есть органическое единство творческого и репродуктивного начал. Создание научных картин мира как глубоко творческий процесс не совершается по алгоритму.

          Картина мира являет собой синтез двух противоположностей: конечного и бесконечного. Человеческий жизненный опыт конечен, а мир, образ которого формируется у человека в процессе этого опыта, бесконечен. Общение конечного человека с бесконечным миром имеет своим результатом выработку образа мира, соединяющего в себе обе эти черты. По мере исторического движения человечества образ мира становится во многих чертах все определеннее.

          Картина мира должна выходить за пределы реального жизненного опыта, чтобы давать ему возможность состояться в будущем. Конфликт между конечным и бесконечным, присущий всякому мировому процессу, достигает своей вершины в человеческом сознании. Отсюда, создание картины мира и выступает в качестве средства разрешения этой антиномии. Рассмотрим некоторые формальные свойства картины мира.

         Картина мира является регулятивном самого широкого действия, и ее многие структурно-субстанциональные особенности в значительной степени определяются этим обстоятельством. Между областью применения регулятива и его структурно-субстанциональными свойствами как особого знакового образования устанавливается прямая связь. 

  1. Каково  строение Солнечной  системы
 

          Центральное тело нашей планетной системы – Солнце. Солнце (желтый карлик) – сосредоточило в себе 99,866 % всей массы Солнечной системы. Оставшиеся 0,134 % вещества представлены девятью большими планетами (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) и несколькими десятками спутников планет (в настоящее время их открыто более 60), малыми планетами – астероидами ( ~100 тысяч), кометами ( ~1011 объектов), огромным количеством мелких фрагментов – метеороидов, а также космической пылью. Механически эти объекты объединены в общую систему силой притяжения Солнца. Средняя плотность тел Солнечной системы изменяется в пределах от 0,5 г/см3 для ядер комет до 7,7 г/см3 для металлических астероидов и метеоритов.

          Самая крупная из планет –  Юпитер – меньше Солнца по  размерам на порядок и по  массе на три порядка. Средняя  плотность Юпитера составляет 1,32 г/см3, что очень близко к средней  плотности солнечного вещества (1,41 г/см3). Основными элементами, определяющими химический состав обоих объектов, являются водород и гелий. Сатурн по размерам почти не отличается от Юпитера, но меньшая плотность вещества планеты (0,686 г/см3) определяет и несколько меньшее значение массы. Следующие два гиганта – Уран и Нептун (с массой около 1029 г) – мало отличаются по средней плотности (1,28 и 1,64 г/см3 соответственно) и химическому составу. Все четыре планеты традиционно выделяются в группу планет-гигантов, отличительной особенностью которых являются не только значительные размеры и масса, но также и низкая средняя плотность, характерная для газового состава.

          Другая группа – планеты земного  типа – состоит из четырех  планет, в нее входят Земля  и Венера, которые почти не  отличаются друг от друга по  размерам, массе и средней плотности  (5,52 и 5,24 г/см3 соответственно), а также  меньшие по размерам и массе  Марс и Меркурий.

          Перечень больших планет Солнечной  системы дополняет необычный  объект – Плутон, который в  момент своего открытия в 1930 году занимал наиболее удаленное  от Солнца положение, соответствующее  месту девятой планеты Солнечной  системы. Но орбита Плутона  обладает значительным эксцентриситетом, в 1969 году он пересек орбиту  Нептуна, превратившись в восьмую  по удаленности от Солнца планету.  В этом статусе Плутон будет  пребывать до 2009 года. А первый  после своего открытия полный  оборот вокруг Солнца Плутон  завершит лишь в 2178 году.

           Планеты земной группы составляют  внутреннюю часть Солнечной системы.  Планеты-гиганты образуют ее внешнюю  часть. Промежуточное положение  занимает пояс астероидов, в котором  сосредоточена большая часть  малых планет. На окраинах Солнечной  системы, по-видимому, сосредоточены  облака гигантских по размерам  и массам комет, которые могли посещать окрестности Солнца задолго до появления жизни на Земле. Об этом свидетельствуют следы на поверхности таких безатмосферных тел, как Луна или Меркурий, способных сохранять отпечатки самых древних событий в истории планет.

           За последние несколько лет  было обнаружено свыше 30 объектов, имеющих сходство с ядрами  комет, названных транснептуновыми. Их размеры превосходят 100 км. Согласно оценкам, на расстоянии  между 30 и 50 а.е. от Солнца  сосредоточено около 70 000 тел размерами  от 100 до 400 км.

            Соотношение расстояний и периодов  обращения планет вокруг Солнца  определяется известным законом  Кеплера, согласно которому квадраты  периодов пропорциональны кубам  больших полуосей относительных  орбит. Все планеты обращаются  вокруг Солнца в одном направлении,  совпадающем с направлением осевого  вращения Солнца, и в том же  направлении они обращаются вокруг  своей оси. Исключение составляют  Венера, Уран и Плутон, осевое  вращение которых противоположно  солнечному.

          В Солнечной системе существует  резкая диспропорция в распределении  массы и момента количества  движения между Солнцем и планетами.  Хотя основная масса вещества  Солнечной системы сосредоточена  в самом Солнце, 98 % момента количества  движения (произведения массы на  скорость и радиус вращения) приходится  на долю планет. В результате  удельное значение моментов количества  движения для планет в среднем  в 35 000 раз больше, чем для Солнца. Причина этого еще не ясна. Возможно, ответственным за перенос  момента количества движения  является магнитное поле Солнца, пронизывающее всю нашу планетную  систему. 

Информация о работе Контрольная работа по «Концепция современного естествознания»