Конрольная работа по "Концепциям современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:56, контрольная работа

Описание

Проблема познания начинает привлекать к себе внимание в античной философии. Уже тогда складывалось понимание того, что в познавательных процессах участвуют как чувственные, так и рассудочные формы отражения действительности, но характер их роли в познании объяснялся различным образом. Древнегреческие философы Сократ и Зенон использовали метод приобретения знаний путём вопросов и ответов, названный диалектикой.

Содержание

1. укажите особенности познания в античный период
2. по каким признакам отличаются естетсвеннык знания от гуманиратных.
3. с чего начинается процесс научного познания.
4. укажите иерархическую лестницу в системе естественных наук.
5. химия-это наука о...
6. перечислите 3 основные программы античности
7. отличительная особенность науки средних веков
8. геоцентрическая система мира (автор и представления)
9. биология- это наука о...
10. как представлял материю Демокрит (описание и карткая биография Демокрита)

Работа состоит из  1 файл

xe_nulevaya_1.docx

— 36.85 Кб (Скачать документ)

1. укажите особенности познания  в античный период  
2. по каким признакам отличаются естетсвеннык знания от гуманиратных. 
3. с чего начинается процесс научного познания. 
4. укажите иерархическую лестницу в системе естественных наук. 
5. химия-это наука о... 
6. перечислите 3 основные программы античности 
7. отличительная особенность науки средних веков 
8. геоцентрическая система мира (автор и представления) 
9. биология- это наука о... 
10. как представлял материю Демокрит (описание и карткая биография Демокрита)

 

 

1. укажите особенности  познания в античный период 

Проблема познания начинает привлекать к себе внимание в античной философии. Уже тогда складывалось понимание того, что в познавательных процессах участвуют как чувственные, так и рассудочные формы отражения  действительности, но характер их роли в познании объяснялся различным  образом. Древнегреческие философы Сократ и Зенон использовали метод  приобретения знаний путём вопросов и ответов, названный диалектикой. Платон сделал попытку определения  знаний. В диалоге «Теэтет», рассматривая сформулированное Теэтетом определение: «По-моему, знающий что-то, ощущает то, что знает, и, как мне теперь кажется, знание – это не что иное, как ощущение», Платон высказывает иную точку зрения, а именно, что получается через органы чувств недостойно называться «знанием», и единственно реальное знание должно иметь дело лишь с понятиями. Из учения Гераклита, даже если оно применимо к чувственным объектам, вытекает определение знания как восприятия и следует, что знание бывает о том, что находится в становлении, а не о том, что есть. Платон считал это правильным для чувственных предметов, но не для объектов реального знания.

Платон, а затем и Аристотель основное внимание уделяли разработке способов теоретического познания, его  категориального аппарата; особое значение, при этом, приобретало развитие логики Аристотелем. Предметом познания в  античной философии являлся единый космос, особенности его изменений, человек как органическая часть  космоса, как «микрокосмос». Этот подход в целом обозначают как космоцентризм. В средневековый период в рамках схоластики совершенствовались логические приёмы. Поскольку главенствующую роль играла религиозная философия, то подход к пониманию мира и человека являлся теоцентрическим.

2. по каким признакам  отличаются естественные знания  от гуманитарных.

Аспект

Естественные науки

Гуманитарные науки

Объект изучения

Повторяющиеся природные  явления

Уникальный духовный мир , ценности человека

Свойства объекта

Наиболее общие

специфические

Критерий истины

эксперимент

Внутреннее убеждение

Основной метод

рациональный

Понимание, интерпритация

Форма результата

Закон т. е отражение устойчивой связи явлений

Оценка, т.е собственное отношение к объекту

Характервыводов

объективны

субъективны


 

3. с чего начинается  процесс научного познания.

 

Научное познание окружающего  нас мира начинается с наблюдения различных явлений природы. Эти  наблюдения осуществляются как непосредственно, с помощью наших органов чувств, так и посредством различных  приборов и инструментов, расширяющих  возможности человека во все более  углубленном изучении явлений.

В процессе познания анализ и осмысление результатов наблюдений приводят к построению гипотез —  теоретических конструкций, призванных связать все известные факты  в единую систему, объяснить их с  единой точки зрения. Но, как правило, гипотеза — это только первое приближение  к действительности, поскольку обычно она строится на ограниченном числе  фактов. Она скорее рабочий инструмент, позволяющий упорядочить изучение проблемы, организовать дальнейший научный  поиск, в частности, определить пути выявления новых дополнительных фактов, способных углубить наше знание в данной области.

4. укажите иерархическую  лестницу в системе естественных  наук.

 

Систему естественных наук можно представить в виде иерархической  лестницы, каждая ступень которой  является фундаментом для следующей  науки, основывающейся на данных предшествующей.  
Возникновение науки относят к VI веку до нашей эры и связывают с появлением в Древней Греции первых теоретических систем Фалеса и Демокрита Уже у Аристотеля имеется разделение науки на физику (природа), этику (общество) и логику (мышление). В XVII веке Ф. Бэкон подразделял знания на историю, поэзию и философию. Основы совремённой, более детальной классификации наук, заложил Сен-Симон, затем О. Конт в XIX веке систематизировал его идеи и составил "энциклопедический ряд" из шести основных наук, расположив их в порядке уменьшения абстрактности [3]. Этот ряд теперь принято называть иерархической лестницей наук. Если не принимать во внимание некоторые разночтения в современной версии лестница имеет вид:

Иерархическая лестница наук.

Иногда в иерархию не вставляли  математику на том основании, что  у неё нет собственного предмета изучения, однако впечатляющие успехи, например, в создании общей теории всех взаимодействий на основе применения идей симметрии и многомерности  или в описании "большого взрыва" при возникновении Вселенной - следует отнести скорее к чистой математике, чем к теоретической физике .

5. химия-это наука о...

Хи́мия — наука о химических элементах, ихсоединениях и превращениях, происходящих в результате химических реакций. Поскольку все вещества состоят из атомов, которые благодаряхимическим связям способны формировать молекулы, то химия занимается в основном изучением взаимодействий между атомами и молекулами, полученными в результате таких взаимодействий.

6. перечислите 3 основные  программы античности

Выделяют три основные научные программы античности.

Математическая программа  Пифагора – Платона.Первой научной программой стала математическая программа,представленная Пифагором и позднее развитая Платоном. Пифагор считал, что первоначальные сущности Космоса – это числа, т.е.  числа есть первооснова мира. При этом числа вовсе не являются теми кирпичиками мироздания, из которых состоят все вещи. Вещи не равны числам, а подобны им, основаны на количественных отношениях действительности, являющихся подлинно фундаментальными. Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией -протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам.

Атомистическая программа  Демокрита. Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Основателями его стали Левкипп и Демокрит.

Согласно учению атомизма начала всего сущего - это неделимые  частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уходит в небытие. Возникновение вещей есть соединение атомов, а уничтожение - распадение на части, в пределе - на атомы. Причиной возникновения является вихрь, собирающий атомы вместе.

Атомизм является физической программой, так как наука, по Демокриту, должна объяснить явления физического мира. Объяснение понимается как указание на механические причины всех возможных изменений в природе - движение атомов. Более глубоких причин, принадлежащих какой-то реальности, не доступной обычному восприятию, нет. Причины  естественных явлений безличны и имеют физическую природу, их следует искать в земном мире. Познание мира идет путем сочетания чувственного опыта и его рационального преобразования.

Программа Аристотеля. Программа Аристотеля стала третьей научной программой античности. Она возникла на переломе эпох. С одной стороны, она еще близка к античной классике с ее стремлением к целостному философскому осмыслению действительности (при этом она пытается найти компромисс между двумя предыдущими программами). С другой, в ней отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в относительно самостоятельные науки, со своими предметом и методом.

Пытаясь найти третий путь, возражая и Демокриту, и Платону с Пифагором, Аристотель отказывается признать существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Но не устраивает его и демокритовское появление вещей из атомов. Пытаясь снять это противоречие, Аристотель предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. В его «Метафизике» воссоздается мир как целостное, естественно возникшее образование, имеющее причины в себе самом. Это образование предстает перед нами в виде двойственного мира, имеющего неизменную основу, но проявляющегося через подвижную эмпирическую видимость. Предметом науки должны стать вещи умопостигаемые, не подвластные сиюминутным изменениям. Заслугой Аристотеля является и написание его знаменитого «Органона» - трактата по логике, поставившего науку на прочный фундамент логически обоснованного мышления с использованием понятийно-категориального аппарата. Кроме того, Аристотель систематизировал накопленные к этому времени научные знания.

 

 

7. отличительная особенность науки средних веков

 

 

Для средневековой науки  характерно было выделение свободных  искусств, что составляет заимствование  из древнеримской культуры. Марциан Капелла (V в.) в книге «Сатирикон, или о бракосочетании филологии и Меркурия» выделял 7 искусств: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. 
Все свободные искусства делились на две части, образуя «тривиум» и «квадривиум». В тривиум входили: грамматика, риторика, диалектика (логика). Квадривиум образовывали арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Следующий шаг в развитии образования делает Кассиодор (487-575 г.г.) - придворный короля Теодориха. В своём трактате «Руководство к божественной и мирской словесности, или об искусствах и научных дисциплинах» он предлагал соединить все науки с христианством, т.е. «…точное понимание Писания возможно только при обладании начальным знанием. Поэтому церковь должна контролировать развитие науки и образования. Происходит подчинение науки религией, идеологизация науки»

 

 

 

8. геоцентрическая система  мира (автор и представления)

 
Геоцентрическая система мира (от др.-греч. Γῆ, Γαῖα — Земля) — представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна,планеты и звёзды. Альтернативой геоцентризму является гелиоцентрическая система мира и множество современных космологических моделей Вселенной.

 
С древнейших времён Земля считалась центром мироздания. При этом предполагалось наличие центральной оси Вселенной и асимметрия «верх-низ». Землю от падения удерживала какая-то опора, в качестве которой в ранних цивилизациях мыслилось какое-то гигантское мифическое животное или животные (черепахи, слоны, киты). «Отец философии» Фалес Милетский в качестве этой опоры видел естественный объект — мировой океан.Анаксимандр Милетский предположил, что Вселенная является центрально-симметричной и в ней отсутствует какое-либо выделенное направление. Поэтому у находящейся в центре Космоса Земли отсутствует основание двигаться в каком-либо направлении, то есть она свободно покоится в центре Вселенной без опоры. Ученик Анаксимандра Анаксимен не последовал за учителем, полагая, что Земля удерживается от падения сжатым воздухом. Такого же мнения придерживался и Анаксагор. Точку зрения Анаксимандра разделяли пифагорейцы, Парменид и Птолемей. Не ясна позиция Демокрита: согласно разным свидетельствам, он последовал Анаксимандру или Анаксимену.

Анаксимандр считал Землю имеющей форму низкого цилиндра с высотой в три раза меньше диаметра основания. Анаксимен, Анаксагор, Левкипп считали Землю плоской, наподобие крышки стола. Принципиально новый шаг сделалПифагор, который предположил, что Земля имеет форму шара. В этом ему последовали не только пифагорейцы, но также Парменид, Платон, Аристотель. Так возникла каноническая форма геоцентрической системы, впоследствии активно разрабатываемая древнегреческими астрономами: шарообразная Земля находится в центре сферической Вселенной; видимое суточное движение небесных светил является отражением вращения Космоса вокруг мировой оси.

Что касается порядка следования светил, то Анаксимандр считал звёзды расположенными ближе всего к Земле, далее следовали Луна и Солнце.Анаксимен впервые предположил, что звёзды являются самыми далёкими от Земли объектами, закреплёнными на внешней оболочке Космоса. В этом ему следовали все последующие учёные (за исключением Эмпедокла, поддержавшего Анаксимандра). Возникло мнение (впервые, вероятно, уАнаксимена или пифагорейцев), что чем больше период обращения светила по небесной сфере, тем оно выше. Таким образом, порядок расположения светил оказывался таким: Луна, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн, звёзды. Сюда не включены Меркурий и Венера, потому что у греков были разногласия на их счёт: Аристотель и Платон помещали их сразу за Солнцем, Птолемей — между Луной и Солнцем. Аристотель считал, что выше сферы неподвижных звёзд нет ничего, даже пространства, в то время как стоики считали, что наш мир погружен в бесконечное пустое пространство; атомисты вслед заДемокритом полагали, что за нашим миром (ограниченным сферой неподвижных звёзд) находятся другие миры. Это мнение поддерживали эпикурейцы, его ярко изложил Лукреций в поэме «О природе вещей».

 

9. биология- это наука о

Биоло́гия (греч. βιολογία — βίο, био, жизнь; др.-греч. λόγος — учение, наука) — система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.

 

10. как представлял материю  Демокрит (описание и карткая биография Демокрита)

 

(Demokritos) из Абдеры во Фракии (ок. 470 или 460 — 360-е гг. до н.э.) — др.-греч. философ, основоположник атомистического учения. Автор более 70 сочинений по этике, физике, математике, языку и литературе, различным прикладным наукам, в т.ч. медицине, от которых сохранились лишь фрагменты. В античности был известен не только глубиной своего учения, но и красотой слога своих произведений. Стиль Д. отличали краткость, ритмическая организация фразы, аллитерации, ассонансы, неологизмы, широкое использование риторических антитез: атомы и пустота; макрокосм — Вселенная и микрокосм — человек; то, что есть, и то, чего нет, и т.д. 

Информация о работе Конрольная работа по "Концепциям современного естествознания"