История развития Концепций современного естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:53, контрольная работа

Описание

Концепция современного естествознания – новый предмет в системе высшего образования. Насколько же нужно знать современную науку человеку, который скорее всего, никогда сам не будет работать в ней? Дело в том, что наука – это не только собрание фактов об электричестве и т.п. Это одно из наиболее важных духовных движений наших дней.

Содержание

Введение
1.Этап, называемый «научной революцией»
2.Возникновение научного эксперимента, как метода исследования
3.Революции в естествознании
Заключение

Работа состоит из  1 файл

история развития КСЕ.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

    Рассмотрим  эти основные достижения.

    Польский  астроном Н. Коперник в труде «Об  обращении небесных сфер» предложил  гелиоцентрическую картину мира вместо прежней птолемеевой (геоцентрической). Она явилась продолжением космологических идейАристотеля, и на нее опиралась религиозная картина мира. Заслуга Н.Коперника состояла также в том, что он устранил вопрос о «перводвигателе» движения во Вселенной, так как, согласно его учению, движение является естественным свойством всех небесных и земных тел. Вполне понятно, что его учение не соответствовало мировоззрению католической церкви, и с этого времени начинается противостояние науки и церкви по главным вопросам, касающимся природы.

    «Трудно переоценить значение и влияние  гелиоцентрической картины мира на все естественные науки. Это было поистине яркое событие в истории  естествознания: вместо прежнего неверного  каркаса мироздания была введена истинная система координат околоземного космоса».

      Сравнимые по масштабу перемены  в теоретической физике произошли в XVII в. Был осуществлен переход от аристотелевой физики к ньютоновой, которая господствовала в западной науке в течение трех столетий. Используя эту модель, физика достигла прогресса и выгодно отличалась от других дисциплин. Ее законы приобрели математическую формулировку, она доказала свою эффективность при решении многих проблем. С тех пор западная наука добилась крупных успехов и стала мощной силой, преобразующей мир. К тому же она определенным образом формировала мировоззрение ученых. Вступала в силу механистическая картина мира.

    Говоря  о создании механики Ньютоном, нельзя не упомянуть имя Галилео Галилея, который стоял у ее истоков. Его принцип инерции был крупнейшим достижением человеческой мысли: предложив его миру, он решил фундаментальную проблему — проблему движения. Уже одного этого открытия было бы достаточно для того, чтобы Галилей стал выдающимся ученым Нового времени.

    Однако его научные результаты разнообразны и глубоки. Он исследовал свободное падение тел и установил, что скорость свободного падения тел не зависит от их массы (в отличие от Аристотеля) и траектория брошенного тела представляет собой параболу. Известны его астрономические наблюдения Солнца, Луны, Юпитера. В работе «Диалог о двух системах мира — Птолемеевой и Коперниковой» он доказал правильность гелиоцентрической картины мира, утверждению которой способствовали передовые ученые того времени.

      Первый закон механики Ньютона — это принцип инерции, сформулированный Галилеем. Во втором законе механики Ньютон утверждает, что ускорение, приобретаемое телом, прямо пропорционально приложенной силе и обратно пропорционально массе этого тела. И третий закон механики Ньютона есть закон действия и противодействия: действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и противоположны по направлению. И еще один закон, предложенный Ньютоном, закон всемирного тяготения, звучит так: все тела взаимно притягиваются прямо пропорционально их массам и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Это — универсальный закон природы, на основе которого была построена теория Солнечной системы.

    «Механика Ньютона поражает своей простотой. Она имеет дело с материальными  точками и расстояниями между ними и, таким образом, является идеализацией реального физического мира. Но благодаря этой простоте стало возможным построение замкнутой механической картины мира. Его теория использовала строгий математический аппарат и опиралась на научный эксперимент. Именно такая тенденция наметилась в физике после его работ».

    Благодаря трудам Галилея и Ньютона XVIII век  считается началом того длительного  периода времени, когда господствовало механистическое мировоззрение.

      Развитие биологии в XVIII веке также не обходилось без революционных открытий в то время шло своим путем:

  • Г. Мендель (1822-1884) открыл законы наследственности, скрещивая семена гороха в течение восьми лет.
  • Исследуя бактерии, Л. Пастер показал, что они присутствуют в атмосфере, распространяются капельным путем и их можно разрушить высокой температурой. В XIX в. микробиология помогала побеждать инфекционные болезни.
  • Итогом развития эволюционной концепции стала работа Ч. Дарвина (1809—1882) «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Эта теория имела такое же влияние на умы людей, какое в свое время имела теория Коперника. Это была научная революция в области биологии. Можно сказать, что коперниковская революция указала место человека в пространстве, а теория Дарвина определила место человека во временной шкале мира.

    Следующая научная революция, после которой  резко изменилась система взглядов и подходов, также связана с  физикой. Это произошло в конце XIX — начале XX столетия. Толчком к  построению новой физической картины  мира послужил ряд новых экспериментальных фактов, которые не могли быть описаны в рамках старых теорий, как это обычно бывает в науке. К таким фактам относятся прежде всего:

    • исследования Фарадея по электрическим явлениям,
    • работы Максвелла и Герца по электродинамике,
  • изучение явления радиоактивности Беккерелем,
    • открытие первой элементарной частицы (электрона) Томсоном и т.д.

    Проникая  в область микромира, физики столкнулись  с неожиданными проявлениями физической реальности, для описания которой  возникла потребность в новой теории, ибо сделать это с помощью классической механики не удавалось. Поэтапно, благодаря работам ряда физиков и главным образом Бора, Гейзенберга, Шредингера, Планка, де Бройля и других, была построена физическая теория микромира, создана квантовая механика. Согласно этой теории, движение микрочастиц в пространстве и времени не имеет ничего общего с механическим движением макрообъектов и подчиняется соотношению неопределенностей: если известно положение микрочастицы в пространстве, то остается неизвестным ее импульс и наоборот.

      В 1905 г. А. Эйнштейн создал  специальную теорию относительности,  в которой свойства пространства  и времени связаны с материей  и вне материи теряют смысл.  Эта теория дает преобразование  пространственных и временных  координат тел, которые двигаются со скоростями, сравнимыми со скоростью света. Вторая часть теории, которая называется общей теорией относительности, связывает присутствие больших гравитационных полей (или массы) с искривлением пространства. Эта часть теории используется в космологических моделях.

 

     Заключение

    Итак, историческое развитие человечества постоянно  сопровождалось развитием науки.

    Ученые, внесшие свой вклад в развитие науки, были яркими личностями - они  сочетали в себе профессиональные качества в своей области с высокой культурой духа. Новые теории строились на основе не только строгого разума, но и высокой степени интуиции.

    С тех пор прошло уже много времени. Современная наука быстро прогрессирует  и научные открытия совершаются  на наших глазах. Современное естествознание представляет собой сложную, разветвленную систему множества наук. Ведущими науками XX в. по праву можно считать физику, биологию, науки о космосе, прикладную математику (неразрывно связанную с вычислительной техникой и компьютеризацией), кибернетику, синергетику.

    Но  не только последние научные данные можно считать современными, а  все те, которые входят в толщу  современной науки, образуя ее краеугольные камни, поскольку наука не состоит  из отдельных, мало связанных между  собой теорий, а представляет собой во многом единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей.

 

     Список использованной литературы

1. Солопов Е.Ф.  Концепции современного естествознания. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 
2. Пуанкаре А. О науке. – М., 1983. 
3. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: ЦЕНТР, 2000. 
4. Данилова B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. — М.: Аспект Пресс, 2000. 
5. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975. 
6. Селье Г. От мечты к открытию. – М., 1987. 
7. Кокин А.В. Концепции современного естествознания. – М.: «ПРИОР», 1998. 
8. Мотылева Л.С. и др. Концепции современного естествознания. — Спб.: Союз, 2000. 
9. Концепции современного естествознания /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П.


Информация о работе История развития Концепций современного естествознания