История и логика развития естествознания. Эволюция представлений о строении и возрасте Земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:55, контрольная работа

Описание

Осваивая природу, человек обобщает, сохраняет в знании прежний опыт, осмысливает достигнутое, прорывается в новые сферы неведомого, реализуя на новом уровне бесконечной спирали свои возможности созидания, творения нового, преобразуемого трудом, разумом и творческим осмыслением природы. В общем, действие опосредованно знанием, знание - пониманием, а оно в свою очередь открывает новые возможности эффективных действий

Содержание

Оглавление
Введение 2
1. История развитий концепций современного естествознания 4
1.1 Древний период 4
1.2 Постнеклассическое время 4
1.3 Современность 5
2. Логика развития естествознания 6
2.1 Научный метод 7
2.2 Особенности научного познания 8
2.3 Структура научного знания 8
3.Критерии и нормы научности 10
4.Эволюция представлений о строении и возрасте Земли 12
Заключение 18
Список используемой литературы 21

Работа состоит из  1 файл

ксе готовое.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

· природной упорядоченности,

· формального доказательства как главного средства обоснованности знания.

В рамках рационального  стиля мышления научное знание характеризуют  следующие методологические критерии:

· универсальность,

· согласованность или непротиворечивость, обеспечиваемая дедуктивным способом развёртывания системы знания;

· простота;

· объяснительный потенциал;

· наличие предсказательной силы.

 

4.Эволюция представлений о строении и возрасте Земли

Правильное представление  о Земле и ее форме сложилось у разных народов не сразу и не в одно время. Однако, где именно, когда, у какого народа оно было наиболее правильным, установить трудно. Уж очень мало сохранилось об этом достоверных древних документов и материальных памятников.

По преданию, древние индийцы представляли себе Землю в виде плоскости, лежащей на спинах слонов. От древнеиндийских астрономов осталось очень мало работ. Однако гипотез о строении Мира от индийцев мы имеем немало. Одна из самых популярных гипотез была следующая: земную полусферу поддерживают 4 слона, стоящих на большой черепахе.

Другая гипотеза была очень схожей с представлениями персов и некоторых  других народов Востока о строении Мира. Согласно ей, первоосновой из всего  была вода, которой был заполнен весь мировой простор. Через некоторое время вода заволновалась и начала пениться. С этой пены появилось яйцо раскололось, и из него вышел бог Брахма. Одна из двух половинок яйца стала небом, другая - Землей. Что касается звезд, то в древнеиндийской священной книге Ваю-Пурама о них сказано так: "Ветер подвигает звезды вокруг полюса, к которому они привязаны невидимыми для людей нитями ..."

 До нас дошли  ценные исторические сведения  о том, как представляли себе  Землю древние народы, жившие  в бассейне рек Тигра и Евфрата, в дельте Нила и по берегам Средиземного моря — в Малой Азии и Южной Европе. Сохранились, например, письменные документы из древнего Вавилона давностью около 6 тыс. лет. Жители Вавилона, унаследовавшие свою культуру от еще более древних народов, представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилон. Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилон расположен на западном склоне «мировой» горы. Гора эта окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо — небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. В каждом из созвездий Солнце ежегодно бывает приблизительно в течение месяца. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет. Под Землей находится бездна — ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря. Таким образом, в основе представлений древних вавилонян о Земле лежали наблюдения за явлениями природы, однако ограниченность знаний не позволяла правильно их объяснить.

Иначе представляли себе Землю древние евреи. Они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой кое-где возвышаются горы. Особое место в мироздании евреи отводили ветрам, которые приносят с собой то дождь, то засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой Землю от небесных вод: снега, дождя и града. Под Землей находятся воды, от которых кверху идут каналы, питающие моря и реки. Представления о форме всей Земли у древних евреев, по-видимому, не было.

Очень многим география  обязана древним грекам, или эллинам. Этот немногочисленный народ, живший на юге Балканского и Апеннинского полуостровов Европы, создал высокую культуру. Сведения о самых древних из известных нам представлений греков о Земле мы находим в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». В них говорится о Земле как о слегка выпуклом диске, напоминающем щит воина. Сушу со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся медный небосвод, по которому движется Солнце, поднимаясь ежедневно из вод Океана на востоке и погружаясь в них на западе.

Греческий философ Фалес (VI в. до н. э.) представлял Вселенную  в виде жидкой массы, внутри которой находится большой пузырь, имеющий форму полушария. Вогнутая поверхность этого пузыря — небесный свод, а на нижней, плоской поверхности, наподобие пробки, плавает плоская Земля. Нетрудно догадаться, что представление о Земле как о плавающем острове Фалес основывал на том факте, что Греция расположена на островах.

Современник Фалеса —  Анаксимандр представлял Землю  отрезком колонны или цилиндра, на одном из оснований которого мы живем. Середину Земли занимает суша в виде большого круглого острова Ойкумены («населенной Земли»), окруженного океаном. Внутри Ойкумены находится морской бассейн, который делит ее на две приблизительно равные части: Европу и Азию. Греция же расположена в центре Европы, а город Дельфы — в центре Греции («пуп Земли»). Анаксимандр считал, что Земля — центр Вселенной. Восход Солнца и других светил на восточной стороне неба и заход их на западной он объяснял движением светил по кругу: видимый небесный свод составляет, по его мнению, половину шара, другое полушарие находится под ногами.

Мир в представлении  древних египтян: внизу —— Земля, над ней — богиня неба; слева  и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода  до заката.

Последователи другого  греческого ученого — Пифагора (р. ок. 580 — ум. 500 до н. э.) — уже признали Землю шаром. Шаровидными они  считали и другие планеты.

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, опирающейся на слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

Когда люди начали совершать  далекие путешествия, постепенно стали  накапливаться доказательства, что Земля не плоская, а выпуклая. Так, продвигаясь на юг, путешественники заметили, что в южной стороне неба звезды поднимаются над горизонтом пропорционально пройденному пути и над Землей появляются новые звезды, которые раньше не были видны. А в северной стороне неба, наоборот, звезды спускаются вниз к горизонту и потом совсем исчезают за ним. Выпуклость Земли подтверждалась также наблюдениями за удаляющимися кораблями. Корабль исчезает за горизонтом постепенно. Вот уже скрылся корпус корабля и над поверхностью моря видны только мачты. Потом исчезают и они. На этом основании люди стали предполагать, что Земля шарообразна.

Знаменитый древнегреческий  ученый Аристотель (IV в. до н. э.) первым использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями: тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая. Во время затмений Земля бывает повернута к Луне разными сторонами. Но только шар всегда отбрасывает круглую тень.

Наконец, выдающийся астроном древнего мира Аристарх Самосский (конец IV — первая половина III в. до н. э.) высказал мысль о том, что не Солнце вместе с планетами движется вокруг Земли, а Земля и все планеты вращаются вокруг Солнца. Однако в его распоряжении было очень мало доказательств. И прошло еще около 1700 лет, прежде чем это удалось доказать польскому ученому Копернику.

Постепенно представления  о Земле стали основываться не на умозрительном толковании отдельных  явлений, а на точных расчетах и измерениях.

В настоящее время  с помощью современного оборудования  ученым удалось выяснить точное строение и происхождение Земли. Земля относится к планетам земной группы, и, в отличие от газовых гигантов, таких как Юпитер, имеет твёрдую поверхность. Это крупнейшая из четырёх планет земной группы в Солнечной системе, как по размеру, так и по массе. Кроме того, Земля имеет наибольшую плотность, самую сильную поверхностную гравитацию и сильнейшее магнитное поле среди этих четырёх планет. Форма Земли близка к сплюснутому эллипсоиду. Средний диаметр планеты равен примерно 12 742 км, а окружность — 40 000 км, так как метр в прошлом определялся как 1/10 000 000 расстояния от экватора до северного полюса через Париж (из-за неправильного учёта полюсного сжатия Земли эталон метра 1795 года оказался короче приблизительно на 0,2 мм, отсюда неточность).

Вращение Земли создаёт  экваториальную выпуклость, поэтому  экваториальный диаметр на 43 км больше, чем диаметр между полюсами планеты.

 

 

 

Заключение

 
Новая система познавательных идеалов  и норм обеспечивает значительное расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных саморегулирующихся систем. В отличие от малых систем такие объекты характеризуются уровневой организацией, наличием относительно автономных и вариабельных подсистем, массовым стохастическим взаимодействием их элементов, существованием управляющего уровня и обратных связей, обеспечивающих целостность системы. Именно включение таких объектов в процесс научного исследования вызвало резкие перестройки в картинах реальности ведущих областей естествознания.  
Процессы интеграции этих картин и развитие общенаучной картины мира стали осуществляться на базе представлений о природе как сложной динамической системе. Этому способствовало открытие специфики законов микро-, макро- и мегамира в физике и космологии, интенсивное исследование механизмов наследственности в тесной связи с изучением надорганизменных уровней организации жизни, обнаружение кибернетикой общих законов управления и обратной связи. Тем самым создаются предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживалась иерархическая организованность Вселенной как сложного динамического единства. Картины реальности, вырабатываемые в отдельных науках, на этом этапе еще сохраняли свою самостоятельность, но каждая из них участвовала в формировании представлений, которые затем включались в общенаучную картину мира. Последняя, в свою очередь, рассматривалась не как точный и окончательный портрет природы, а как постепенно уточняемая и развивающаяся система относительно истинного знания о мире.  
Различные сферы научной деятельности специализируются и складываются соответствующие этой специализации научные сообщества. Переход от классического к неклассическому естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре второй половины XIX - начала XX в., кризисом мировоззренческих установок классического рационализма, формированием в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности, когда сознание, постигающее действительность, постоянно наталкивается на ситуации своей погруженности в саму эту действительность, ощущая свою зависимость от социальных обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации. В современную эпоху, в последнюю треть нашего столетия мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука.  
Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах хранения и получения знаний (компьютеризация науки, появление сложных и дорогостоящих приборных комплексов, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства и т.д.) меняет характер научной деятельности. Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемноориентированные формы исследователь-ской деятельности. Если классическая наука была ориентирована на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки конца XX века определяют комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания.  
Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска и подводя итог своей работе я хотела бы сказать, что естествознание проделало глубокий путь от начальных, зачастую примитивных представлений к науке, стоящей в центре естественных наук, являющейся связующим звеном пройдя очень длинную эволюцию.

 

Список используемой литературы

1). Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 г.

2). Николис Г., Пригожин  И. Познание сложного: Введение.- М.: Мир, 1990 г.

3). Хокинг С. От большого  взрыва до черных дыр. Краткая  история времени.- М.: Мир, 1990 г.

4). Шмальгаузен И.И. Пути и закономерности эволюционного процесса.-М.: Наука, 1983 г.

5). Небел Б. Наука  об окружающей среде. Как устроен  мир: Учебник. 2-ой том.- М.: Мир, 1993 г.




Информация о работе История и логика развития естествознания. Эволюция представлений о строении и возрасте Земли