История развития этических представлений в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 19:15, контрольная работа

Описание

В основе отечественной этической традиции XX в. лежат три фундаментальные идеи: идея "научного" обоснования этики, выдвинутая, в 1884 году К.Д. Кавелиным, идея "этического мировоззрения", разрабатываемая в 1888-1890 гг. Л.М. Лопатиным, и идея "всеобщей организации нравственности", развиваемая в 1894-1897 гг. B.C. Соловьевым. Именно эти идеи во многом определили содержание и смысл русской этической традиции XX в.

Содержание

Вступление 2

Тема 1: Этический «ренессанс» начала века 4

Тема 2: Основные направления этической мысли 9

Тема 3: Моральная идеология в советской России и этика русского зарубежья 19

Тема 4: Советская этика. Общая характеристика 23

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

История русской этики.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

По курсу  « Официальная и профессиональная этика»

на тему: «История развития этических представлений в СССР» 
 
 
 

                    Выполнил:

                    студент 1 курса ФШ-180

                    очного  отделения Попов Н.О.

                    Проверила:

                    Сартакова Е.М. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

                       

 

                                                 г. Снежинск

                                                        2010

 

Содержание 

Вступление                                                                                                              2

Тема 1: Этический «ренессанс» начала века                                                      4

Тема 2: Основные направления этической  мысли                                              9

Тема 3: Моральная идеология в советской  России и этика русского зарубежья                                                                                                               19

Тема 4: Советская этика. Общая характеристика                                              23

Список  литературы                                                                                               30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Вступление 

      В основе отечественной этической  традиции XX в. лежат три фундаментальные  идеи: идея "научного" обоснования  этики, выдвинутая, в 1884 году К.Д. Кавелиным, идея "этического мировоззрения", разрабатываемая в 1888-1890 гг. Л.М. Лопатиным, и идея "всеобщей организации нравственности", развиваемая в 1894-1897 гг. B.C. Соловьевым. Именно эти идеи во многом определили содержание и смысл русской этической традиции XX в. Русская этика XX в. исходила в целом из предпосылки научного подхода к нравственности как в теоретическом, так и в практическом смысле этого слова. Уверенность в определении источника и сущности нравственности сочеталась здесь с обоснованием методов и поиском путей реального воздействия на нравственную жизнь, организации и управления нравственным процессом. При этом само понятие "научности" во многом имело условное значение, выступая в действительности символом своеобразного "этического энтузиазма" и веры в возможность нравственного прогресса и совершенствования человека.

      Научный подход к этике органично дополнялся идеей нравственного воззрения  на мир, поскольку утверждение этики  в качестве объективного элемента миропорядка  предполагало распространение нравственного начала на мир в целом. На этой почве вырастает идея "всеобщей организации нравственности". Истоки этой идеи просматриваются в этике "соборного" добра А.С. Хомякова, обосновывающей "недостижимость личного совершенства" и необходимость "соборного спасения". Свое полное философское выражение эта идея получает в учении о "вселенском сознании" Н.С. Трубецкого и в особенности - в учении о "всеобщей организации нравственности" B.C. Соловьева. В практическом же плане эта идея находит свое всестороннее выражение в марксистской этике: в организации и управлении процессом нравственного воспитания. Однако полная реализация этой идеи возможна только при условии обретения этикой статуса институциональности. Такова общая тенденция развития этической мысли второй половины XX в., характеризующаяся становлением институтов социальной этики вначале в форме академических учреждений (ср., например, Институт социальной этики в Цюрихе, возглавляемый А. Рихом), а затем и в форме социальных учреждений (комитетов и комиссий по этике в сфере медицины, предпринимательства, информационных технологий и т.п.). В теоретическом плане этой тенденции предшествует процесс дифференциации этических наук, их отделения от фундаментальной или философской этики и самостоятельное развитие в рамках дисциплин, имеющих устойчивый социальный статус (политическая этика, биоэтика, этика бизнеса, этика права и т.д.).

      История русской этики XX в. может быть условно  разделена на четыре основных периода. Первый - с начала века по 1922 г. - характеризуется всплеском этической мысли, приведшим к развитию различных этических идей и направлений (религиозно-философских, богословских, марксистских, научно-позитивистских и др. моральных учений). Основным достижением этого периода стало создание нового этического мировоззрения, соединяющего в себе элементы социально-реформистской доктрины и этической метафизики. Это мировоззрение разрабатывалось в русле этического обновления марксизма в рамках концепции "этического идеализма".

      Второй  период - с сер. 20-х до сер. 50-х годов - определяется "расколом" этической мысли на этику русского зарубежья, продолжающую преимущественно традицию этического идеализма, и марксистскую этику, монополизировавшую моральную идеологию в СССР. Этот период отмечен построением систем "конкретной этики" и поиском путей ее социальной реализации.

      Третий  период - с начала 60-х по конец 80-х  годов - может быть обозначен как  период советской этики и охарактеризован  в целом как совместный научный  процесс обретения духовно-практического  знания о морали в рамках марксистского мировоззрения.

      Наконец, четвертый период - начало 90-х - конец 90-х годов может быть определен  как период российской этики. Он ознаменован  возвращением "этики русского зарубежья" в Россию, плюрализмом этических  идей, поисками синкретичной модели этического знания. Характерной чертой развития российской этики является тенденция к постэтической дифференциации прикладных и профессиональных моральных дисциплин, рискующих утратить органическую связь с философской этикой и оформляющихся в качестве специальных предметов в рамках различных наук. В этом можно видеть издержки процесса институциализации морали, чреватого отпочкованием от моральной философии таких наук, как политическая этика, этика бизнеса, этика права, биоэтика и т.д. 
 
 
 

Тема 1: Этический «ренессанс» начала века 

      Начало  века отмечено всплеском этической  мысли. Никогда в истории русской  культуры не наблюдалось такого многообразия этических идей и направлений, и  никогда этика не была так близка к тому, чтобы стать социально значимым и мировоззренчески действенным компонентом нового общественного сознания, оказывая реальное влияние на духовную жизнь и социальные институты общества. Эта этическая волна идет на убыль только к началу Первой мировой войны и окончательно спадает к середине 20-х годов, что, естественно, связано с высылкой русских философов и "расколом" этической мысли.

      Конец XIX - начало XX в. были ознаменованы пробуждением в русской культуре интереса к  философской этике, в первую очередь, этике Канта. "Для этого времени характерны кантианские мотивы, идеология императивов и долга, пафос морального благородства. В борьбу за этический идеализм, за самостоятельное и центральное место этики в мировоззрении активно включились, прежде всего, П.Б. Струве и Н.А. Бердяев. Чуть позднее к ним присоединились С.Н. Булгаков, П.И. Новгородцев и С.Л. Франк. Начало этой борьбы было положено перепиской Бердяева и Струве, в рамках которой была выдвинута идея этического обновления марксизма.

      В июне 1901 г. в журнале "Мир Божий" появилась статья Бердяева с характерным названием "Борьба за идеализм", в которой выдвигается ряд программных положений, выражающих концепцию этического идеализма. Суть этической переоценки традиционного мировоззрения, предпринятой русскими мыслителями, сводится к тому, что целью истории не может быть счастье ни отдельно взятого лица, ни наибольшего числа людей. Этический идеализм ставит на место эвдемонизма принцип нравственного совершенствования, полагая, что "нравственное совершенство выше всякого счастья".

      Следующей важной вехой в борьбе за этическое  мировоззрение стала публичная  лекция С.Н. Булгакова "Иван Карамазов  как философский тип", прочитанная  в Киеве 21 ноября 1901 г. В ней Булгаков развивает тезис о приоритете этической проблемы и ее определяющем влиянии на все развитие философской мысли. По мысли Булгакова, этическая проблема является особенно значимой для русского духа, ибо в ней выражается отличительная черта русского национального характера - "болезнь совести". Суть этой болезни - "в страшном разладе", "огромной пропасти", существующей между идеалом и российской действительностью, между требованиями разума и условиями жизни. Булгаков считает, что критерий добра и зла, а, следовательно, и нравственности не может быть получен без метафизической или религиозной санкции. При этом он с самого начала склоняется к религиозному обоснованию нравственности, что впоследствии привело его к подмене этической задачи задачей христианской.

      Систематическому  изложению концепции этического идеализма был посвящен сборник "Проблемы идеализма", вышедший в 1902 г. Идея сборника принадлежала П.Б. Струве, задумавшему дать программное теоретическое обоснование принципа нравственной свободы. Из тверской ссылки он обратился к П.И. Новгородцеву с проектом издания сборника, специально посвященного вопросу о свободе совести. Ведущей темой сборника должно было стать этическое, правовое и религиозное исследование проблемы свободы совести в ее культурно-историческом развитии. Однако окончательный вариант сборника претерпел изменения. Проблема свободы совести отдвинулась на задний план, а центральной темой стала проблема обоснования социально-нравственного идеализма, направленного прежде всего против позитивистского отрицания самостоятельного значения этико-философских идей и нравственно-религиозных ценностей в культуре.

      Начав с идеи этического обновления марксизма, этический идеализм за предельно  короткие сроки пришел к созданию систематического, целостного этического мировоззрения. Основные принципы этого  мировоззрения могут быть выражены в следующих положениях:

Во-первых, оправдание метафизики и ее истолкование как естественно духовного и  самоочевидного феномена. Метафизический компонент этического мировоззрения  был призван существенно расширить  границы духовности и придать  мировоззрению целостность и глубину.

Во-вторых, метафизическое обоснование категории  должного, долженствования как особой самостоятельной сферы бытия, способствующей установлению объективности и общеобязательности нравственного закона. Главный пафос  этического мировоззрения - критика этического субъективизма, не способного дать объективный критерий нравственных ценностей.

      В-третьих, признание нравственного миропорядка  как царства нравственных целей  и объективных нравственных законов. Идея нравственного миропорядка получила в русском идеализме различные формы выражения. У Бердяева эта идея имеет социологическое измерение. Струве рассматривает идею нравственного миропорядка в чисто метафизическом свете, пытаясь обосновать "этическую метафизику трансцендентного". С.Н. Булгаков обосновывает идею нравственного миропорядка в духе этической телеологии или "этического пантеизма"

      Однако  при всех расхождениях в понимании  и обосновании идеи нравственного  миропорядка общим для этического идеализма остается признание этического смысла общественного прогресса и исторического бытия человека, и, как следствие этого, - нравственного содержания всех человеческих установлений.

      В-четвертых, обоснование принципов христианско-демократической  морали. Метафизический потенциал этического мировоззрения получает свое нормативное выражение в принципах христианско-демократической морали. Христианско-демократическая мораль - это мораль свободно выполняемого долга, состоящая в осуществлении абсолютного блага; условиями ее осуществления является реализация двух принципов: "принципа индивидуальности" и "принципа равенства".

      Провозглашение  программных положений этического идеализма поставило их создателей перед необходимостью институционального закрепления этих положений, будь то в форме этических обществ и союзов или этических документов и кодексов. И такой шаг был действительно скоро сделан. Этические идеалисты объединились в нелегальный “Союз Освобождения”. Органом философско-этического идеализма стал журнал "Вопросы жизни". В Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах стали создаваться различные философские и религиозные общества. Однако результатом этого процесса явилась трансформация этического идеализма в идеализм религиозно-философский, подмена этической задачи задачей христианской. Возможности утверждения этического мировоззрения и развития идеи этического социализма в России были безвозвратно упущены.

      В подмене этической задачи задачей  религиозной большую роль сыграло  движение Нового религиозного сознания, лидерами которого явились Д.С. Мережковский и В.В. Розанов. Именно оно во многом перекрыло путь институциализации принципов этического идеализма через создание различных религиозно-философских обществ и объединений. Религиозно-политический экстремизм такого рода обществ, приводил ко все большему размежеванию как с официальной моральной идеологией самодержавия, так и с оппозиционными ей программами социально-этического переустройства общества. Существенная роль в деэтизации духовной ситуации в России принадлежит лично Д.С. Мережковскому. Характеризуя деятелей русского ренессанса, Н.А. Бердяев отмечал, в частности, что именно с Мережковским исчезает из русской литературы ее необыкновенное правдолюбие и моральный пафос, что у Мережковского нельзя уже найти русской сострадательности и жалостливости, которые оказались отнесенными целиком к буддизму. Эта "нечувствительность" Мережковского к этической идее в значительной степени обусловила общую тенденцию Нового религиозного сознания, которую Бердяев охарактеризовал словами "эстетический аморализм" и оборотной стороной которой явилась провокативная религиозная революционность. Религиозный социализм все более вытеснял из общественного сознания дух этического идеализма. Парадоксально, но на волне этического идеализма в России было создано всего одно этическое общество под председательством первого ученого в области древнерусской философии М.В. Безобразовой.

Информация о работе История развития этических представлений в СССР