История развития этических представлений в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 19:15, контрольная работа

Описание

В основе отечественной этической традиции XX в. лежат три фундаментальные идеи: идея "научного" обоснования этики, выдвинутая, в 1884 году К.Д. Кавелиным, идея "этического мировоззрения", разрабатываемая в 1888-1890 гг. Л.М. Лопатиным, и идея "всеобщей организации нравственности", развиваемая в 1894-1897 гг. B.C. Соловьевым. Именно эти идеи во многом определили содержание и смысл русской этической традиции XX в.

Содержание

Вступление 2

Тема 1: Этический «ренессанс» начала века 4

Тема 2: Основные направления этической мысли 9

Тема 3: Моральная идеология в советской России и этика русского зарубежья 19

Тема 4: Советская этика. Общая характеристика 23

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

История русской этики.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

Этика марксизма. Этическая парадигма  марксизма формируется первоначально  в виде "онтологической антитезы моралистическому мировоззрению". Отсюда - исходное скептическое отношение русских марксистов к самим терминам "мораль" и "этика", что впоследствии вылилось в критику морали как "фетишистской" формы сознания, подлежащей преодолению при социализме, в понимание морали как простых правил целесообразности, оправдание морали интересами построения коммунизма и требованиями классовой борьбы, политической целесообразности. Отсутствие специальных трудов по этике у русских марксистов привело к тому, что в России широкое распространение получили работы немецких социал-реформаторов - Л.Вольтмана, К.Форлендера и особенно К. Каутского, книга которого "Этика и материалистическое понимание истории", выдержавшая в период с 1906 по 1922 гг. одиннадцать изданий, сыграла определяющую роль в становлении и развитии марксисткой этики в России в первой четверти XX в. Этическая концепция Каутского, представляющая собой соединение идей марксизма, кантианства и дарвинизма, была официально дезавуирована только в ходе философской дискуссии 1926-1930-х годов.

      Становление и развитие марксистской этики проходило  под влиянием этических идей Канта; причем само это влияние носило весьма завуалированный характер, что позволяет говорить о своеобразном марксистском "криптокантианстве". В формальном отношении этика Канта призвана была восполнить гетерономность моральных норм социализма. Основанием для этого стала, подмена эмпирического субъекта социалистической нравственности трансцендентным субъектом коммунистической морали, благодаря чему стало возможным подведение кантовского долга под идею коллективных обязанностей и общественного служения.

      Формирование  этической доктрины марксизма шло  по двум направлениям - неортодоксальному  и ортодоксальному. Типичным примером первого могут служить этические  искания А.В. Луначарского (1875-1933). Он попытался обосновать новый тип  морали, обозначенный им как "панидеалистический аморализм". Фактически это явилось весьма редкой для русской этики попыткой соединения марксизма и ницшеанства в рамках "новой теории позитивного идеализма".

      Более последовательной ортодоксальной линии  марксистской этики придерживалась A.M. Коллонтай (1872-1952). В своей работе "Проблема нравственности с позитивной точки зрения" (1905) она развивает историко-материалистический взгляд на проблемы источника и назначения нравственности. Обосновывая социальную природу нравственных норм, Коллонтай считает, что они выражают взаимоотношения между обществом и индивидом, обеспечивая на известной ступени социального развития взаимные интересы той и другой стороны. Главным фактором нравственной эволюции является "прогрессирующее развитие связи индивида с социальной группой". Этот прогресс связан с превращением внешних формальных требований долга во внутреннюю моральную мотивацию личности. По мнению Коллонтай, чем теснее и гармоничнее будет происходить слияние индивидуальных склонностей с групповыми интересами, тем чаще человек будет руководствоваться не велениями общественно-этических императивов, а свободным влечением своего духовного "Я". Таким образом, вместо формальной этики долга Коллонтай предпринимает попытку обосновать на почве марксизма позитивную этику внутреннего свободного влечения.  
 

Тема  3: Моральная идеология в советской России и этика русского зарубежья 

      Второй  период в истории русской этики XX в. характеризуется расколом этической  мысли на два направления: этику русского зарубежья (русскую этику в изгнании), продолжающую, преимущественно, традицию этического идеализма, и марксистскую этику, выступающую в данный период в форме "моральной идеологии". Этот раскол окончательно оформляется к первой четверти XX в., когда, с одной стороны, в Париже в сентябре 1925 г., выходит 1-й номер журнала "Путь", сформулировавший духовные и нравственные задачи русской эмиграции, а в Берлине в том же году издается книга И.А. Ильина "О сопротивлении злу силой", четко обозначившая позиции идейно-нравственного противостояния, а с другой стороны, в Москве этика неожиданно оказывается в центре внимания партийных функционеров, предпринявших в 1924-1925 гг. попытку выработать внутрипартийный кодекс коммунистической морали. Завершается же период раскола к концу 50-х годов. К этому времени этика русского зарубежья постепенно исчерпывает свой потенциал. В то же время "моральная идеология" в советской России постепенно приобретает новое качество и переходит на уровень этического образования и теории коммунистической морали.

      Общая характеристика этической науки: идея конкретной этики; идеология моральной  институциальности; этические системы. Характерной чертой развития русской  этики сер. 20-х - кон. 50-х годов явился поиск путей обоснования "конкретной" этики и опыт ее построения. Сама идея "конкретной" этики восходит к этическому учению И.Г. Фихте и получает свое первоначальное осмысление на русской почве в статье И.А. Ильина "Философия Фихте как религия совести" (1914) и капитальном труде Б.П. Вышеславцева "Этика Фихте. Основы права и нравственности в трансцендентальной философии" (1914).

      Основные  положения "конкретной" этики  могут быть сведены к следующим  моментам: обоснование нравственности как конкретной "религии" добра; создание индивидуального и неповторимого в сфере высших ценностей; построение системы нравственности на основе конкретных сфер общественной жизни: хозяйства, государства, права; конкретизация абстрактно-формального долженствования; определение конкретного призвания и назначения человека; научение конкретному нравственному деянию.

      Суть  проблемы "конкретной" этики удачно выразил Д.И. Чижевский (1894-1977) в программной  статье "О формализме в этике (Заметки  о современном кризисе этической  теории)" (1929). Он ставит вопрос о том, как возможна этическая теория, в основе которой лежал бы принцип индивидуальноконкретной этической реальности, не являющейся в то же время реальностью эмпирически чувственной. Образцом такой теории может быть только "конкретно-идеальная" этика. Классической же формой построения этических идеальных типов может считаться, например, христианская (да и всякая иная) агиография, так же как и морализирующая биография в духе Плутарха. Именно в этом направлении и развивалась в целом русская этическая мысль 20-х - 50-х годов.

      Понятие "моральной идеологии" выражает существенный аспект развития русской  этической мысли. К основным элементам  русской "моральной идеологии" можно отнести "моральный гуманизм", "утопический морализм", "нравственный абсолютизм, "моральный нигилизм" и др. Именно из сочетания и слияния этих первичных идей и формировались общие представления о морали, нравственные учения и этические системы. Что касается советской "моральной идеологии", то ее основными элементами можно считать принципы "коммунистического воспитания" и "коллективизма". А так как эта идеология была органически связана с русской этической традицией в целом, то ее становление и развитие проходило под воздействием типичных идей русского мировоззрения: утопического морализма, моралистического нигилизма, морального гуманизма, а также, в известной степени, и нравственного абсолютизма. Моральную идеологию в целом можно рассматривать как предэтику, поскольку она представляет собой то первоначальное нравственное умонастроение, на почве которого формируются отдельные этические учения. Характерно, однако, что новая советская этика в силу разрыва с общефилософской традицией должна была вторично пройти все стадии, характерные для русской этики в целом. В ней также можно выделить нравоучительный период середины 20-х - 40-х годов, период нравственного просвещения" 50-х - 60-х годов и, наконец, период самостоятельных этических учений 70-х - 80-х годов. Моральная идеология формировалась в особых условиях: в рамках суровых дискуссий 20-х годов, посвященных, с одной стороны, определению внутреннего содержания новой этики, а с другой - установлению внешних, догматических границ этики в соответствии с общей доктриной марксизма. В конечном счете советская моральная идеология оказалась изолированной от общефилософской традиции, в рамках которой только и возможно обоснование автономии этики. Место общефилософской основы заняло нормативное сознание, определяющее социалистическое мировоззрение в целом. Однако даже в этой ситуации в Советской России возникали неортодоксальные этические проекты, содержащие в себе новые оригинальные подходы к пониманию современных задач нравственности.

      С начала 30-х годов русская этика  вступает в период построения этических  систем, т.е. развернутых, целостных  учений в рамках философского дискурса. К "Оправданию добра" B.C. Соловьева, долгое время остававшемуся "единственной законченной системой этики на русском языке" (Э.Л. Радлов), прибавляются такие сочинения, как "О назначении человека" Н.А. Бердяева (1931), "Этика преображенного Эроса" Б.П. Вышеславцева (1931), "Условия абсолютного добра" Н.О. Лосского (1949), "Свет во тьме" С.Л. Франка (1949), "О достоинстве человека. Основания героической этики" П.С. Боранецкого (1950) и др. Характерно, что даже "моральная идеология" испытывает потребность в систематизации этики.

      Период  этических систем в русской культуре наступил с явным опозданием. Потребность  в систематических трудах по этике  была особенно настоятельной в начале века. Именно в этот период русскими философами в лице Струве, Бердяева, Новгородцева, Булгакова, Франка и др. была предпринята попытка создания "этического мировоззрения". Однако данный проект не был подкреплен соответствующими начинаниями, одним из которых должно было стать, в частности, построение этических систем, продолжающих традицию "Оправдания добра" в условиях назревающих социальных реформ. Весь же свой нравственный капитал русская интеллигенция, по меткому выражению Г.П. Федотова, "поместила в политику; поставила все на карту в азартной игре и проиграла" ("В защиту этики", 1939). И лишь спустя 30 лет в условиях ностальгического этоса изгнанничества, породившего уклон в сторону теономного, религиозно-абсолютистского варианта обоснования нравственных ценностей, появляются систематические труды по этике.

      Характерной особенностью русских этических систем явилась их мировоззренческая целостность, онтологизм и нравственный абсолютизм. Принцип мировоззренческой целостности восходит к идее "разумного нравственного миропорядка", выдвинутой Л.М. Лопатиным еще в 1890 г. и ставшей впоследствии краеугольным камнем русского этического идеализма. Именно Лопатин впервые провозгласил необходимость перехода к "новому нравственному миросозерцанию". Осуществление этого замысла стало возможным только в процессе обретения этикой ее мировоззренческой автономии. Если характерной особенностью "маргинального" периода русской этики явился "пан-морализм" русского философствования и этическая окрашенность русского мировоззрения в целом, то в этических системах уже сама этика претендует на роль универсального мировоззрения. Об этом свидетельствует прежде всего ее онтологизм, который, по мысли С.Л. Франка выражается в том, что "добро" выступает здесь не как содержание моральной проповеди или нравственного требования, не как "должное" или норма, но как "истина" и "живая онтологическая сущность мира". Тот же принцип кладет в основу своей этической системы и Н.А. Бердяев, подчеркивающий, что этика "есть не только аксиология, но и онтология". 
 
 
 

Тема 4: Советская этика. Общая характеристика. 

      Термин "советская этика" обозначает определенный этап в развитии марксистской этической традиции, характеризующийся  в целом переходом этической  мысли от моральной идеологии  к моральной теории и отличающийся: 1) мировоззренческим единством этических  исследований и 2) моральным теоретизированием как основным способом функционирования этического знания. Вместе с тем в рамках советской этики продолжают действовать и характерные механизмы "моральной идеологии" 30-50-х годов: партийно-государственное управление нравственными процессами общества (в особенности процессом нравственного воспитания) и тотальное функционирование моральных идей, составляющих реальный компонент мировоззрения и обыденного сознания. Общемировоззренческий контекст "искания" моральной истины обусловил недостаточную выраженность авторской позиции, следствием чего стало отсутствие в рамках советской этики оригинальных и самостоятельных этических систем. В связи с этим период советской этики может быть представлен не как совокупность отдельных этических учений, но как общая тенденция развития этической мысли. Не случайно, что излюбленным жанром советской этики стал жанр коллективной монографии. Но даже в условиях господства "коллективной" мысли в советский период возникали неортодоксальные подходы к проблеме нравственности, не вписывающиеся в рамки традиционной марксистской этики. К их числу можно отнести "этический неоспинозизм" Я.А. Мильнера-Иринина, "панперсонализм" П.М. Егидеса, этику "генетического альтруизма" В.П. Эфроимсона, "этику сочувствия" СВ. Мейена, формальную модель "этической рефлексии" В.А. Лефевра и др.

      Существенной  чертой советской этики стало  моральное теоретизирование, преследующее цель ввести этику в ранг научных  дисциплин. Теоретизирование в области  этики во многом компенсировало отсутствие философско-метафизического плана исследования, связанного с отрывом советской этики от религиозно-философской традиции отечественной этической мысли. В целом данный тип морального теоретизирования оказался наиболее близок к нравственно-правовой традиции русской этики второй половины XIX в. Общими являются здесь темы специфики и сущности морали, исследование природы моральных норм и функций нравственности. Характерно, что и в том и другом случае имел место сравнительный план: соотношение морали и права с одной стороны, и морали и экономики с другой. Моральное теоретизирование начинается с обсуждения проблемы этических категорий, организованного в 1961 г. журналом "Философские науки". Начало дискуссии было положено статьей Л.М. Архангельского "Сущность этических категорий", а ее окончание - статьей А.Г. Харчева "К итогам дискуссии о категориях этики" (1965). Основным достижением дискуссии следует считать идею разграничения понятий "мораль" и "этика" и, соответственно, "моральных понятий" и "этических категорий" как двух принципиально различных типов сознания: ценностного (морального) и научного (этического). Необходимо отметить, что в отечественной философии морали такого рода разграничение не проводилось, что окрашивало нравственно-философскую традицию, при всей ее метафизической глубине, в нравоучительные тона. Даже нравственно-философская система B.C. Соловьева была не свободна от этих недостатков. Принцип научно-ценностного разграничения "морали" и "этики" определил теоретическую автономию этической науки в условиях идеологической синкретичности морального сознания и способствовал определенной формально-логической независимости этических исследований.

      Развитие  советской этики осуществлялось через установление определенных взаимосвязей и приоритетов между принципами формально-теоретических, эмпирических и морально-прикладных исследований. Причем сам этот процесс проходил в условиях "самодостаточности" марксистской этики, ее отрыва от классической аристотелевско-кантовской традиции, ее критической настроенности по отношению к западной этической мысли. Это определило своеобразие советской этики, ее замкнутость в круге собственных проблем, ее специфический "формализм" и столь же специфический "эмпиризм". С одной стороны, это выразилось, в частности, в неявном, социально завуалированном обращении к кантовским принципам систематизации и формализации этики (феномен этического "криптокантианства"), в особенности в вопросах структуры и специфики морали, морального деонтологизма и универсализма, а с другой - в особого рода "социологизаторском утилитаризме" (прежде всего, в вопросах обоснования природы морали и прикладной этики, например, проблемы руководства и управления нравственными процессами).

Информация о работе История развития этических представлений в СССР