Биография Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 07:50, биография

Описание

Aristoteles. Стагирит (родился в 384, Стагир, умер в 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников.

Работа состоит из  1 файл

аристотель и цицерон о государстве.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

 
Царское благоволение, мудрость оптиматов, народная свобода должны быть объединены в наиболее совершенной смешанной форме правления. Лучшим примером в этом деле Цицерон считал Римскую республику, плод многовековой государственной эволюции.

 
Правильные формы государства имеют тенденцию вырождения в неправильные: царская власть - в тиранию, власть оптиматов - в олигархию и плутократию, демократию - в охлократию. При этом исчезает государство как таковое, не говоря уже о праве.

30. Политико-правовое  учение римских стоиков.

 
Римские стоики - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий - сформировались как мыслители, прежде всего, под влиянием древнегреческих  стоиков (Зенон и др.). Римские  стоики достигают наибольшего расцвета в период кризиса римской государственности. Римские стоики проповедовали идеи фатализма, покорности судьбе, политической пассивности.

 
Сенека (3-65), сенатор, воспитатель императора Нерона, виднейший римский государственный  деятель, вынужден был покончить  жизнь самоубийством по приказу  своего воспитанника-кровопийцы.

 
Сенека отстаивал идею духовной свободы личности всех людей, независимо от их общественного положения. Объектом рабства является лишь телесная оболочка личности раба, успокаивал их Сенека, по природе же раб вполне равен полноправному  римскому гражданину. Поэтому Сенека все же не ратовал за отмену рабства. Напротив, он отмечал, что все люди находятся в неизбывном рабстве у судьбы. Причиной всех причин является божественная судьба. Вселенная - естественное государство, живущее по нормам естественного права, что должны признать все как само собой разумеющееся, утверждал Сенека. Это макрогосударство во сто крат более ценно, чем любое земное государство (даже Римская империя).

 
Стоик Эпиктет (50-130) был рабом по происхождению, позже стал вольноотпущенником. Эпиктет полагал, что человек должен постоянно нравственно самосовершенствоваться. Эпиктет (по понятным причинам) осуждал рабство (!) и критиковал чрезмерное богатство римских вельмож. Эпиктет говорил, что мудрый рабовладелец будет относиться к рабам так, как он хотел бы, чтобы относились к нему, если бы он был рабом (очень похоже на нравственный императив И. Канта).

 
Марк Аврелий Августин (121-180) был  видным древнеримским стоиком и  императором по совместительству. Ему  принадлежит труд: "К самому себе" Марк Аврелий утверждал, что государство должно устанавливать законы, одинаковые для всех. Разум Марк Аврелий считал общим для всех людей, повелевающим делать правильное и запрещающим делать неправильное. Дух целого требует общения, причем не хаотичного, а упорядоченного. В мире всегда существует подчинение и соподчинение, с грустью констатировал стоик-император Марк Аврелий. Но, т.к. разум общий, среди людей существует (или, по крайней мере, должно существовать) всеобщее единомыслие.

В Древнем Риме Марк Туллий Цицерон (106 - 43 г.г. до н.э.) в работах «О государстве» и «Законы» уделял большое внимание разработкам проблем правового равенства. Согласно Цицерону, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включаемым в том числе, и веления человеческой природы. Государство, по Цицерону, основано на всеобщем равенстве и справедливости, оно также является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования государств является охрана собственности. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является не навредить другим и не покушаться на чужую собственность. 
 
Цицерон выделяет три формы государства: царская власть, власть оптимистов (аристократии), народная власть (демократия). Лучшей формой государства Цицерон считает смешанную форму, важнейшим достоинством которой является прочность государства и правовое равенство его граждан. Важным в учении Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он также впервые выделяет «право народов», существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. 
 
Отметим также, что в средние века учение об общественном устройстве предложил Августин Аврелий (354-430 г.г.) и Фома Аквинский (1224 -1274 г.г.). В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии науки о государстве сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469 - 1527 г.г.). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений и законов. При рассмотрении формы государственного устройства он отдаёт предпочтение республике, а не монархии.  
 
В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие мысли о государстве связано с целой плеядой таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ш. Монтескье, М.Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. Одним из основоположников теории общественного договора является английский мыслитель Томас Гоббс (1588 - 1679 г.г.). В работе «Левиафан или материя, форма и власть государства» он описывает хаос естественного догосударственного существования людей, жизнь без красоты, промышленной культуры. В этом обществе были только конфликты, но люди, будучи разумными, нашли выход из хаоса - общественный договор. Они согласились передать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и её носитель, государство, по мнению Гоббса, учреждаются людьми путём договорённости между собой, индивиды доверяют единому лицу, верховной власти над собой. Государство и есть лицо, использующее силу и средство для людей, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты.  
 
Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именами Иммануила Канта (1727 - 1804 г.г.) и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831 г.г.). Кант в работах «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве» даётся обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола.  
 
По К. Марксу и В. И. Ленину, государство является машиной для поддержания господства одного класса над другим, возникшей в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и антагонистических классов. Иначе говоря, государство - единственно возможная всеобъемлющая универсальная политическая форма организации исторически сложившегося классового общества, обеспечивающая как решение сугубо классовых задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. На марксисткой доктрине в советский период основывалась отечественная юридическая теория, в частности, социалистическое государство трактовалось как классовое господство рабочих и крестьян[1]. 
 
Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты характеристики государства, но невозможно сформулировать полное, универсальное его понятие. 
 
В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется чаще всего через его признаки. Это общепринятый приём. В наборе данных признаков среди учёных практически нет серьёзных разногласий. Традиционно в юридической литературе чаще всего выделяют следующие признаки государства[2]:  
 
1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство. 
 
2. Публичная (государственная) власть. В качестве признака публичная власть раскрывает государство, прежде всего, как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных структур, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности. 
 
3. Государственный суверенитет. Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье. Итак, суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. 
 
4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. 
 
Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений государства. 
 
В качестве признаков государства в юридической литературе называются также налоги, займы, иногда - даже право и государственный язык. Несомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов.  
 
Существует множество точек зрения на такое многогранное понятие как «государство». Выделяют следующие основные и наиболее разработанные подходы[3]: 
 
1.Теологический подход. Государство возникло по воле бога, и оно понимается как царство божье на земле.  
 
2. Юридический подход. Государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации.  
 
3.  Арифметический. Государство это совокупность трёх элементов: власть, территория, население.  
 
4. Кибернетический. Государство - система, в рамках которой происходит движение информации, с «обратными» и «прямыми» связями, система имеет точки «ввода» и «вывода».  
 
5. Марксистский. Государство - это машина для подавления одного класса другим классом.  
 
6.Социологический. Государство связано с обществом и им предопределено. В рамках данного подхода выделяют две концепции государства:  
 
а) государство = обществу. 
 
б) существует две отдельные организации гражданское общество и государство. 
 
7. Либеральный: 
 
а) Концепция государство - ночной сторож. Государство только устанавливает право, и охраняет общественный порядок, а во всё остальное государство вмешиваться не должно.  
 
б) Концепция государство - менеджер. Государство это нейтральный управляющий общественными делами.  
 
в) Концепция государство - социальный арбитр. Государство выступает арбитром в разрешении межобщественных конфликтов (между различными социальными группами).  
 
Таким образом, можно сказать что государство - это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельностью людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций.  
 
Следует отметить, что существуют различные подходы к оценке сущности государства. Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества - элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития. Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа. 
 
Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.  
 
Марксистская теория доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда усматривается классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т. е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение. 
 
Классовый подход при раскрытии сущности государства - крупное завоевание научного обществоведения. Его открыли и широко применяли многие ученые в разных странах задолго до К. Маркса. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех и всяческих государств, по  
 
Любое государство должно осуществлять общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции. 
 
На основании вышеизложенного можно сделать заключение, что государство возникло не сразу, а как результат эволюции человека и его мышления, на основе влияния не только объективных, но и субъективных причин. 
 
Появление государства было объективной закономерностью, следствием всего предшествующего развития первобытнообщинного строя: отделения человека от животного мира, общественного разделения труда, роста его производительности, возникновения семьи, частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатации соплеменников и рабов, имущественного расслоения членов племени, рода и т.д. 
 
Однако все эти факторы не имели бы сейчас такого значения, если бы за всей этой чередой исторических событий не последовал раскол общества на антагонистические классы. Последние же были не просто большими группами людей, занимающими самостоятельное место в системе общественного производства. Главное заключалось в том, что, имея непримиримые в тех условиях интересы, ведя между собой яростную борьбу, они тем самым поставили под вопрос само существование цивилизации. 
 
Так или иначе, но любые внутренние или внешние опасности однозначно наносят ущерб обществу, ставят под угрозу человеческую жизнь, подрывают первооснову государства - его целостность, т.е. определенное политическое, экономическое, идеологическое, духовное, социальное, географическое, суверенное состояние. Поэтому появление государства, а также права как эффективного средства урегулирования классовых столкновений явилось своего рода «спасением» человечества, некоторой гарантией стабилизации происходящих в обществе тех или иных процессов 
 
  
2.     
Функции государства, их классификация 
Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.  
 
Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства.  
 
 1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.  
 
2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.  
 
 3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.  
 
 4. Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.  
 
 5. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.  
 
Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других.  
 
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.  
 
 Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства[4].  
 
Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства.   
 
По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.  
 
Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций - охраны существующих форм собственности, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.  
 
Охрана существующих форм собственности - функция, присущая всем государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент. Причем в обществах, где основной экономический потенциал сосредоточивался в руках того или другого класса (в эксплуататорских обществах), государственная деятельность нацеливалась на охрану рабовладельческой, феодальной, капиталистической частной собственности, за посягательства на которую устанавливались более суровые меры наказания, чем за посягательства на другие ее виды. В демократических обществах действует принцип равной правовой защиты всех форм собственности.  
 
Охрана правопорядка - важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны Прав и свобод граждан и правопорядка.  
 
 Функция охраны природы и окружающей среды выдвинулась в последние десятилетия в число основных. Экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.  
 
Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникли государственный сектор экономики, т. е. государственная собственность, и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: многочисленные акционерные общества являются государственными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую массу ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.  
 
Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей.  
 
С экономической тесно связана социальная функция государства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.  
 
Для выполнения социальной функции государство создает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение образование. Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.  
 
В последние десятилетия многие передовые государства мира активно осуществляют функцию развития научно-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государственной основе. Это вызвано тем, что современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязанность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоретическим исследованиям.  
 
Внешними функциями государства традиционно являлись защита страны от нападения извне; ведение захватнических войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функций.    
  
3.     
Методы и правовые формы осуществления функций государства 
Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы. Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства.  
 
Правовые формы, во-первых, говорят о том, что деятельность государства осуществляется в тесной связи с правом, и, во-вторых, показывают, каким образом используется право при осуществлении функций государства. 
 
В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. 
 
Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.  
 
Правотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?  
 
От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.  
 
Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.  
 
Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осуществления функций. К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий, организацию заседания органов государства (парламента, правительства и др.). Организационные формы характеризуют разнообразную организаторскую деятельность, которая может иметь место при осуществлении той или иной функции государства. Обычно об организационных формах осуществления государственных функций говорят в самом общем виде, никак их не дифференцируя. Однако некоторые исследователи выделяют такие, например, организационные формы, как организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную и организационно-идеологическую. Организационно-регламентирующая форма выражается, по их мнению, в оперативной текущей организационной работе по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма. Организационно-хозяйственная форма характеризуется оперативно-технической, текущей хозяйственной работой по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, организация снабжения и т.п.). Организационно-идеологическая форма проявляется в повседневной оперативно-разъяснительной работе, также связанной с обеспечением выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов, формирование общественного мнения и т.д.)[5]. 
 
Нужно подчеркнуть, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустаноительная форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполниельная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства. 
 
Выделяют методы осуществления функций государства - способы воздействия на поведение людей: 
 
1. убеждение (власть агитирует). 
 
2. принуждение (заставляет). 
 
3. поощрение (создает условия, при которых определенная деятельность становится выгодной для субъекта, ее исполняющего).  
 
Существуют и иная классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства. Можно выделить[6]:  
 
- централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);  
 
- децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);  
 
- рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);  
 
- поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов). 
  
 

1.Политико-правовые  взгляды Цицерона

 

      Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.)— знаменитый римский   оратор,

юрист, государственный  деятель  и  мыслитель.  В  его  обширном  творчестве

значительное  внимание уделено проблемам государства  и права. Специально  эти

вопросы освещены в его работах «О государстве»  и  «О  законах».  Целый  ряд

политико-правовых проблем  рассматривается  и  в  других  его  произведениях

(например, в   работе  «Об  обязанностях»),  а  также  в  его   многочисленных

политических и судебных речах.

      Теоретические  воззрения   Цицерона  в  области  государства   и   права

находятся под  заметным  влиянием  древнегреческой  мысли,  и  прежде  всего

учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это  «иноземное»

влияние Цицерон  как патриот Рима и практический политик стремился  соединить

и согласовать  с собственно римскими  традициями  в  области  государственно-

правовой практики и политико-правовой мысли, с самобытной историей  римского

государства  и  права,  с реальной  обстановкой и   актуальными   задачами

современной  ему  социальной  и  политической  действительности.   В   целом

творческое  использование идей предшественников  в  политико-правовом  учении

Цицерона сочетается с развитием им ряда оригинальных  и  новых  положений  в

области теории государства и права.

      Государство (respublica) Цицерон определяет  как дело, достояние народа

(res populi). При  этом он  подчеркивает,  что   «народ  не  любое  соединение

людей, собранных  вместе каким бы то ни было  образом,  а соединение  многих

людей,  связанных  между  собою  согласием  в  вопросах  права  и  общностью

интересов». Тем  самым государство в трактовке  Цицерона предстает  не  только

как  выражение  общего  интереса  всех  его  свободных  членов,   что   было

характерно  и для древнегреческих концепций,  но  одновременно  также  и  как

согласованное  правовое  общение  этих  членов,  как  определенное  правовое

образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон  стоит  у  истоков

той юридизации  понятия  государства,  которая  в  последующем  имела  много

приверженцев,   вплоть   до   современных   сторонников   идеи    «правового

государства». Основную причину происхождения государства  Цицерон  видел  не

столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия),  сколько  в  их

врожденной  потребности жить вместе.

      Разделяя в этом вопросе позицию  Аристотеля,  Цицерон  отвергал  широко

распространенные  в  его  время   представления   о   договорном   характере

возникновения государства.

      Влияние Аристотеля заметно и  в трактовке - Цицероном  роли  семьи  как

первоначальной  ячейки общества, из которой постепенно и  естественным  путем

возникает  государство.  Он  отмечал   изначальную   связь   государства   и

собственности и разделял  положение  стоика  Панетия  о  том,  что  причиной

образования   государства   является   охрана    собственности.    Нарушение

неприкосновенности   частной   и   государственной   собственности   Цицерон

характеризует как осквернение и нарушение  справедливости и права.

      Возникновение государства (также  и права) не  по  мнению  и   произволу

людей, а согласно всеобщим требованиям  природы,  в  том  числе  и  согласно

велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что  по  своей

природе и сущности они (государство и право) носят  божественный  характер  и

основаны  на  всеобщем  разуме  и  справедливости.  Изучение  всей  природы,

отмечал Цицерон, приводит к пониманию того,  что  «всем  этим  миром  правит

разум». Данное положение,  сформулированное  еще  древнегреческим  философом

Анаксагором,  используется  Цицероном  для  обоснования   своего   понимания

«природы» как  обусловленного и  пронизанного  божественной  волей  всеобщего

источника разумных и справедливых  установлений  и  действий  людей.  Именно

благодаря тому,  что  люди  самой  природой  наделены  «семенами»  разума  и

справедливости  и, следовательно, им доступно постижение божественных  начал,

стало возможным  само  возникновение  упорядоченного  человеческого  общения,

добродетелей, государства и права.

      Разум — высшая и лучшая  часть души,  «царский  империй»,  обуздывающий

все низменные  чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти  и  славы

и т. д.), «мятеж души». Поэтому, писал  Цицерон,  «при  господстве  мудрости

нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для  необдуманных поступков».

      В русле традиций древнегреческой  мысли Цицерон уделял большое  внимание

анализу различных  форм  государственного  устройства,  возникновению  одних

форм из других, «круговороту» этих форм, поискам  «наилучшей» формы и т. д.

      Критерии   различения   форм   государственного   устройства   Цицерон

усматривал  в «характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимости

от числа  правящих он различал три простые  формы правления:  царскую  власть,

власть оптиматов (аристократию) и  народную  власть  (демократию).  «И  вот,

когда верховная  власть находится в руках  у  одного  человека,  мы  называем

этого одного царем, а такое государственное устройство  —  царской  властью.

Когда она находится  в руках у выборных,  то  говорят,  что  эта  гражданская

община управляется  волей оптиматов. Народной же (ведь  ее  так  и  называют)

является такая община, в которой все находится в руках народа».

      Все эти простые формы  (или   виды)  государства  не  совершенны  и  не

наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и  могут быть  вполне  прочны,

если только сохраняются те основы и  связи  (в  том  числе — и правовые),

которые впервые  накрепко  объединили  людей  в  силу  их  общего  участия  в

создании  государства.  Каждая  из  этих  форм  имеет  свои  достоинства   и

недостатки. В  случае,  если  бы  предстоял  выбор  среди  них,  предпочтение

отдается  царской  власти,  а  на  последнее  место   ставится   демократия.

«Благоволением  своим,—  пишет  Цицерон,  —  нас  привлекают  к  себе  цари,

мудростью —  оптиматы, свободой — народы». Перечисленные  достоинства  разных

форм правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть  в их  совокупности,

взаимосвязи и  единстве представлены  в  смешанной  (а  потому  и  наилучшей)

форме  государства.  В  простых  же  формах  государства   эти   достоинства

представлены  односторонне, что  и  обусловливает  недостатки  простых форм,

Информация о работе Биография Аристотеля