Биография Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 07:50, биография

Описание

Aristoteles. Стагирит (родился в 384, Стагир, умер в 322 до н.э., Халкида, остров Эвбея), древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, основатель перипатетической школы; из семьи врачей при дворе македонских царей. Семнадцати лет Аристотель вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов-платоников.

Работа состоит из  1 файл

аристотель и цицерон о государстве.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

Аристотель, конечно,  видел те огромные политические изменения  в мире, которые происходили в  современную ему эпоху, но они  интересовали его лишь в той мере, в какой они могли оказывать  влияние на дальнейшую судьбу самой высокой,  с его точки зрения,  политической организации - греческого полиса.

Воззрения античных философов  отражали реальность политической жизни  государств-полисов.

 

 

 

История правовых и политических учений

Экзаменационные ответы. Часть 1

 
 
Страница: 3/4

21. Аристотель  о рабстве, семье и собственности.

 
Аристотель родился в Стагире, поэтому некоторые исследователи  называли его Стагиритом. Аристотель учился, а затем и преподавал в  Академии Платона, позже открыл в  Афинах свой Ликей. Аристотель был воспитателем Александра Македонского.

 
Среди трудов Аристотеля: "Политика", "Этика", "Никомахова этика" ("К Никомаху"), "Афинская полития" Аристотель различал уравнивающую (простое  арифметическое равенство, например, в  гражданско-правовых сделках) и распределяющую (геометрическое равенство, при распределении общих благ "по достоинству") справедливость.

 
В "Политике" Аристотель пишет  о рабстве, семье и собственности. Аристотель выступает за рабство, считая его совершенно необходимым. К рабам  должны относиться преступники (по закону) и неэллины-варвары (по природе).

 
Аристотель считал семью и собственность  естественными явлениями

 
В семье отец должен быть господином, отцовская власть должна быть непререкаемой  по отношению к детям, практически  как власть рабовладельца над рабами. Семья является основой государства, отправной точкой его развития. Частная собственность, по Аристотелю, коренится в природе человека, в его естественной любви к себе, в страсти к накопительству.

 
Именно с позиций защиты частной собственности, семьи и прав индивида Аристотель обстоятельно критиковал оба платоновских утопических проекта государства.

22. Аристотель  о происхождении, сущности и  формах государства.

 
По Аристотелю, государство есть продукт естественного развития. Аристотель, как и Платон, воспринимает государство как цельный организм, основанный на человеческом общении, ведь человек всегда нуждается в общении. Семья постепенно разрастается в селение, которое, в свою очередь, со временем становится государством.

 
Человек, по Аристотелю, - "животное политическое", т.е. не может жить вне государства, вне общества. Для  начала человек создает себе семью, но лучше всего политическая природа  человека реализовывается именно в  государстве, т.е. союзе свободных  и равных граждан, способных участвовать в осуществлении законодательной и судебной власти.

 
Правильные формы правления в  государстве (по Аристотелю): монархия, аристократия, полития. Они опираются  на законы, нацелены на общее благо.

 
Неправильные формы правления  в государстве (по Аристотелю): тирания, олигархия, демократия. Для них характерно беззаконие, общие интересы не соблюдаются.

23. Теория идеального  государства Аристотеля.

 
Аристотель, как и Платон, "создает" свое идеальное государство - государство "золотой середины", в котором соблюдаются мера и умеренность во всем (от количества законов до размера территории). Опираться полис должен на средний класс. Власть в государстве должна быть разделена между различными социальными группами. Часть земли и рабов находится в общей собственности всего народа, другая часть - в частном владении граждан, излишние продукты граждане должны просто так (наивный Аристотель!) отдавать нуждающимся.

 
Законодатель должен стремиться к  тому, чтобы доставить гражданам  мир и досуг.

 
Идеи Аристотеля были восприняты просветителями Нового времени.

24. Идея договорного  происхождения государства в  учении Эпикура.

 
Эпикур (341-270 до н.э.) основал в Афинах школу "Сад Эпикура", среди его  основных трудов: "Главные мысли", "О природе". Об Эпикуре мы узнаем от его ученика, римского писателя Лукреция Кара. Высшее благо, по Эпикуру, - счастье человека, которого можно достичь, умело выбирая наслаждение. При этом прочное наслаждение предпочтительнее преходящего. Человек не должен принимать активного участия в политической жизни: "Живи незаметно"

 
Люди всегда стремятся к общей  пользе, вступая между собой в  договор и устанавливая законы. Т.о. они соглашаются не причинять  друг другу вреда, чтобы не испытывать страха, т.е. создают право, которое  т.о. является продуктом общественного договора, как, впрочем, и государство. Нарушитель закона утрачивает права. Закон защищает мудрых от толпы.

 
Для каждого места и времени - своя справедливость, т.о. законы являются лишь формой, их содержание весьма изменчиво. Однако любая справедливость является соглашением об общей пользе. Вместе с тем, законы и любые действия властей должны соответствовать естественной справедливости (естественному праву).

 
Эпикур отвергает веру в богов. Эпикур выступал против показной роскоши. У Эпикура было много учеников (эпикурейцев), среди них было много женщин и рабов, ведь они были наиболее обделены в древнем рабовладельческом обществе, а Эпикур выступал за равенство (во всяком случае, правовое) всех людей.

 
Эпикур сильно повлиял на некоторых римских деятелей - упоминавшегося уже Лукреция Кара, Горация и др. Спустя века над идеями Эпикура стал работать философ Гассенди, который в итоге стал его сильно критиковать.

25. Политико-правовое  учение стоиков (ранняя стоя). Зенон. Идея "мирового государства" в учении стоиков.

 
Основателем стоицизма принято считать  Зенона Китийского (336-264 до н.э.), он родился  в Китионе, жил в Афинах. Сначала  Зенон примыкал к киникам (циникам). Киники считали, что высшее благо  заключается в полном равнодушии, тотальной апатии к внешним благам. Киники всячески подавляли свои страсти, именно поэтому киник Диоген жил в бочке. Также Зенон Китийский воспринял творческое наследие Сократа, Аристотеля. Около 300 до н.э. Зенон начинает преподавать в Афинах, в школе "Пестрый зал" (по-гречески: "стоя-по-экиле", отсюда сами названия "стоическая школа", "стоя", "стоики"). Сама эта школа просуществовала примерно до 200 н.э. Благодаря ей идеи Зенона Китийского развили его ученики и последователи. В стоицизме выделяют древний этап (IV-IIIвв. до н.э., Панетий, Зенон Китийский, Клеанф, Хрисипп), средний этап (II-Iвв. до н.э., Панетий (тот же, он жил так долго, что сумел застать два этапа), Посидоний), новый (римский) этап (I-IIвв. н.э., Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

 
По мнению стоиков, все мироздание управляется судьбой, имеющей божественный смысл, которая является Разумом и Законом всего сущего, естественным законом, общим для всех. Естественный закон обладает божественной силой, предписывающей правильное и запрещающей неправильное. Фатальности, неизбежности, судьбе подчиняются все люди. Идеал мудреца - жить сообразно природе, в соответствии с Разумом, Добродетелью. Все преходящие, чувственные наслаждения не имеют никакой цены. Государство и право существуют по природе, а не по воле людей. Государство возникает из-за природной связи людей, следовательно, общественная жизнь имеет естественные начала (а не договорные, как полагал Эпикур). Позитивный закон всегда должен отражать требования естественного права.

 
Политический идеал стоиков - мировое государство ("космополис"). Ведь все люди, писали Зенон и Хрисипп, и по своей природе, и по закону мироздания в целом, являются гражданами единого мирового государства, по сути, всей вселенной, единство которой зиждется на универсальности естественного (справедливого, божественного) права.

 
Рабство не имеет оправдания, т.к. противоречит общему закону. Но стоики все же не выступали  за отмену физического рабства, ратуя  лишь за всеобщую духовную свободу.

26. Учение о  государстве Полибия: происхождение, сущность, круговорот форм государства.

 
Полибий (около 200-120 до н.э.) родился  в Мегалополисе в знатной семье. После римско-македонской войны  его в качестве заложника забрали  в Рим, где он стал апологетом римского республиканского государственного строя. Там же на Полибия серьезное влияние оказал стоицизм.

 
Среди трудов Полибия: "(Всемирная) история" (в 40 книгах), до нас дошли лишь 5 книг из "Истории" Полибия. Полибий  считал Рим состоявшимся космополисом (мировым государством). Полибий, как  и Платон, много писал о круговороте форм государства. Сначала, по мнению Полибия, люди жили в естественном состоянии - без государства и права, по принципу "побеждает сильнейший" Но со временем слабые люди собрались в толпу и, посовещавшись, отдали власть мудрым. Т.о. возникла исторически первая правильная форма правления - монархия.

 
Монархия (+) а Тирания (-) а Аристократия (+) а Олигархия (-) а Демократия (+) а Охлократия (-) а Монархия (+)

 
Монархия основана на праве.

 
Тирания основана на силе.

 
Аристократия, по Полибию, является лучшей формой правления.

 
Все вышеуказанное - простые формы  правления. Вместе с тем, наилучшей  является смешанная форма правления (сочетающая элементы всех справедливых форм правления, т.е. со знаком "+"). Поэтому наилучшим государственным строем Полибий считал тот, который сочетал элементы монархии, аристократии и демократии, т.е. римский республиканский строй, обеспечивающий разделение властей между консулами (олицетворяющими царскую власть, т.е. элемент монархии), сенатом (олицетворяющим аристократическую власть, т.е. элемент аристократии) и народным собранием (олицетворяющим демократическую власть, т.е. элемент демократии). При этом основой государства Полибий полагал прирожденную богобоязнь римлян.

27. Цицерон о  происхождении и сущности государства.

 
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.), блестящий  древнеримский оратор, адвокат, политический деятель, создал труды "О государстве", "О законах", "Об обязательствах"

 
Цицерон вводит в правовой и политический обиход понятие гражданина как субъекта права, понятие государства как правового общения. Цицерон впервые вводит определение государства как дела народного (res publicum), вещи народной, достояния народа. Res publica est res populi! Причем народ у Цицерона - не толпа, а сообщество, образованное на основе согласия всех в понимании права и общего интереса. Государство - правовой союз, правовое общение. Здесь у Цицерона возникает идея правового государства, государства, основанного на справедливости, а не силе.

 
В вопросе о возникновении государства Цицерон исходил из совмещения теорий Аристотеля (постепенное вырастание из семьи и селения) и Эпикура (договорная теория), т.е. Цицерон утверждал: государство возникает естественным путем, но закрепляется все же договором.

 
Цицерон подчеркивает, что одна из важнейших задач государства - охрана собственности.

 
В основе правильного государства  лежит право (правовое государство). Все гражданские сословия в правильном государстве соединяются на условии  согласия. Правильное государство прочно охраняет правовое равенство своих граждан. Вместе с тем, социальное неравенство Цицерон считал вполне справедливым. Рабство Цицерон оправдывал природой. Вместе с тем, Цицерон считал, что рабами нужно владеть справедливо, у Цицерона положение раба приближается к статусу наемного работника.

28. Идея правового  государства в учении Цицерона.

 
Цицерон весьма и четко и вполне по-современному различал естественное право (fas как богоданное право) и  позитивный закон (jus как человеческое право). (Не)соответствие принимаемых в государстве законов естественному (природному) праву является критерием их (не)справедливости. Законы, принимаемые в том или ином государстве, должны, кроме того, соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. При этом важное значение Цицерон уделял преамбуле закона как имеющей значительную воспитательную силу.

 
Свои общие представления о  справедливых законах Цицерон конкретизировал  в предлагаемых им проектах законов  о религии и о магистратах. Имея ввиду универсальный характер этих законов, он писал: "Ведь мы издаем законы не для одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких духом"

 
Ряд важных положений о правовой регламентаций государственной  деятельности высказан Цицероном в  проекте закона о магистратах. Так, он отмечал, что imperium должен быть законным. Следует, считал он, установить "не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно повелевает, рано или поздно должен будет подчиняться, а тот, кто покорно подчиняется, достоин того, чтобы рано или поздно начать повелевать" Цицероном же сформулирован самый верный и лаконичный принцип правового государства: "Под действие закона должны подпадать все"

29. Цицерон о  формах государства.

 
Наилучшей из простых форм правления Цицерон считал монархию, а вообще наилучшей - смешанную форму правления а-ля Полибий.

 
Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в "характере  и воле" тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Это, так сказать, терпимые формы. Среди них Цицерон предпочитает монархию, а менее всего благоволит демократии.

Информация о работе Биография Аристотеля