Схема вертикальной планировки городской территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:07, реферат

Описание

Схема вертикальной планировки городской территории показывает общую техническую возможность осуществления решений генплана города по увязке уличной сети с рельефом, водотоками, железнодорожными линиями, существующими инженерными сооружениями (дамбами, мостами, путепроводами и др.).

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 28.79 Кб (Скачать документ)

2. Схема вертикальной планировки городской территории

Схема вертикальной планировки городской территории показывает общую техническую возможность  осуществления решений генплана города по увязке уличной сети с  рельефом, водотоками, железнодорожными линиями, существующими инженерными  сооружениями (дамбами, мостами, путепроводами  и др.).

Схема вертикальной планировки города определяет: возможность  отвода поверхностных вод открытым способом или необходимость устройства дождевой канализации; условия освоения территорий, требующих проведения специальных  инженерных работ но их приспособлению для градостроительных целей (овраги, оползневые территории, затопляемые, с  высоким уровнем грунтовых вод. и др.).

На схеме вертикальной планировки на перекрестках, в местах пересечения осей проезжих частей улиц и в точках изменения уклона наносят  существующие (черные) и проектные (красные) отметки, а также рабочие отметки  со своим знаком; стрелкой показывают направление продольного уклона улицы от более высоких отметок  к пониженным, над стрелкой отмечают проектный продольный уклон, а под ней - расстояние между точками, ограничивающими участок улицы с этим уклоном.

В данном курсовом проекте проектируется улица  шириной 55 м с двумя перекрестками  в городе Павлодаре.

Расстояние между  перекрестками 360 м с продольным уклоном 0,005. Проектные отметки первого  перекрестка: 105.12, второго перекрестка: 103,32. Отметки земли первого перекрестка: 105,19, второго перекрестка: 103,16.

2.1 Определение проектных отметок и отметок земли

Проектные отметки  находят по формуле

где - отметка  точки, м; - отметка следующей точки, м; - проектный уклон; - расстояние между  точками, м. . Значит вторая отметка равна 105,32.

Для определения  отметок земли между горизонталями  находим центр перекрестка. Проводим перпендикуляр горизонталям 105,50 и 105,00. Заложение горизонталей 50 м делим  на перпендикуляр между горизонталями: . Потом измеряем расстояние от одной горизонтали до точки = 28 и умножаем на 0,68: . Полученное число прибавляем к отметке горизонтали 105,00 и получаем первую отметку земли 105,19. Таким способом через 20 м высчитывают отметки земли до второго перекрестка.

3. Методы вертикальной планировки

Вертикальная  планировка улиц, автомобильных дорог, проездов и др. вытянутых в плане  элементов основывается на применении метода профилей: в продольном направлении  проектируют продольные, а в поперечном с частотой в зависимости от стадии проектирования и сложности рельефа - поперечные профили.

Системой профилей, построенных во взаимно перпендикулярных направлениях, может быть показана и поверхность участков компактной конфигурации. Густота сетки, т. е. расстояния между линиями профилей на плане  в зависимости от точности проектирования, может составлять от 10 до 50 м.

Продольные профили  проектируют по оси или лоткам улицы. Если улицы широкие и имеют  несколько проезжих частей, может  возникнуть необходимость разработки нескольких продольных профилей по каждой проезжей части.

Поперечные профили  проектируют в направлении, перпендикулярном к оси проезжей части. Исходным материалом для проектирования служат существующие (черные) профили.

В пределах поперечных профилей указывают отметки оси  проезжей части, лотков, бортовых камней, границ зеленых полос, тротуаров, красных  линий, отмосток зданий и прилегающей к улице территории на расстоянии 10-20 м от красной линии.

На продольный и поперечные профили обязательно наносят существующие подземные инженерные сети с отметками их залегания.

При проектировании проектных линий необходимо выполнять  следующие условия:

- соблюдать допустимые  уклоны для улиц в соответствии  с их категорией;

- сокращать объемы  земляных работ (для улиц, воспринимающих  сток с окружающих территорий, лучше срезка, чем подсыпка);

- соблюдать допустимые  глубины заложения существующих  подземных коммуникаций;

- достигать по  возможности большего (не менее  50-100 м) шага проектирования, т.  е. расстояния между переломами  продольного профиля.

Для выполнения перечисленных требований целесообразно  одновременно разрабатывать продольные и поперечные профили.

3.1 Продольный профиль

Продольный профиль  определяет высотное положение улицы, и его проектирование заключается  в нанесении проектной линии  и определении продольных уклонов. Продольные профили обычно проектируют  по оси улицы, но могут составляться и полоткам проезжей части. Исходным материалом для проектирования продольных профилей служат схема или проект вертикальной планировки города или  жилого района, устанавливающие отметки  на перекрестках и в местах изменения  рельефа. Именно на основе этих отметок  проектируют продольный профиль  улицы. На плане улицы наносят ось проезжей части или иное положение одного или нескольких продольных профилей, затем план и продольный профиль разбивают на пикеты (по которым строятся поперечные профили) через 20-50 м. Продольный профиль проектируется в масштабе горизонтальных расстояний, соответствующем масштабу плана улицы, а именно 1:2000, 1:1000 или 1:500, а вертикальные расстояния принимаются в 10 раз крупнее (1:200, 1:100, 1:50 соответственно).

Отметки существующей поверхности для продольного  профиля определяют методом интерполяции между горизонталями по линии  данного профиля (черные отметки); линия соединяющая эти отметки и отображающая существующий рельеф, называется черной линией. Отметки точек проектируемого продольного профиля называются красными отметками, а линия, их соединяющая, - красной линией.

3.2 Поперечный профиль

Поперечные профили  по улицам составляют, как правило, в пределах красных линий. На рабочих  поперечных профилях наносят отметки  существующей поверхности и проектные  отметки в характерных точках, поперечные уклоны и расстояния. Поперечные профили проектируют по разрезам перпендикулярно оси городской  улицы или дороги по пикетам, соответствующим  продольному профилю, как правило, в масштабах: горизонтальном- 1:200 и вертикальном-1:100. Вертикальную планировку их следует проектировать в увязке с отметками продольного профиля.

В поперечном профиле  улиц и дорог в целях обеспечения  стока поверхностных вод всем элементам (проезжей части, тротуарам, полосам зеленых насаждений) придается  поперечный уклон, направленный к лоткам проезжих частей. Поперечный профиль  улицы проектируют с учетом организации  стока поверхностных вод с  территорий микрорайонов и других участков на улицу, поэтому отметки по красной  линии должны быть выше отметок лотков.

Чтобы найти h1h2, hиспользуют следующие формулы:

- превышение  оси дороги над лотком

- заданная высота  бордюра

- превышения  отметки у красной линии над  бордюром

- половина ширины  проезжей части

- расстояние  от бордюра до красной линии

3.3 Вертикальная планировка методом проектных горизонталей

На основе схемы  вертикальной планировки и генерального плана методом проектных горизонталей разрабатывают вертикальную планировку отдельных элементов и участков города, улиц, площадей, микрорайонов, парков и пр. Этот метод совмещает  на одном чертеже план и профили  и дает полное представление о  сечениях проектируемого рельефа в  любых направлениях и деталях  его внешней формы. Поскольку  проектные горизонтали, отметки  характерных точек зданий и сооружений и план совмещены, что в итоге  составляет проект их расположенной  привязки, появляется возможность комплексного решения горизонтального и вертикального  проектов планировки и благоустройства. Метод проектных горизонталей выгодно  отличается от метода профилей большей  наглядностью. Он позволяет достаточно просто определить взаимное высотное положение улиц, площадей, зданий, сооружений и пр. Вертикальная планировка, разработанная для сложных условий рельефа методом проектных (красных) горизонталей, дает наглядное представление о проектируемом рельефе и расположении в плане и в высотном отношении проездов, пандусов, откосов, подпорных стенок, лестниц и т. д. Поэтому метод проектных горизонталей получил широкое распространение при проектировании вертикальной планировки, как небольших участков, так и крупных по площади территорий.

Расположение  горизонталей существующего рельефа  и проектных относительно друг друга  дает представление о характере  изменения рельефа в результате проведения вертикальной планировки. Когда проектная горизонталь  располагается ниже одноименной  черной горизонтали в сторону  падения уклона, требуется подсыпка территории, выше - срезка грунта. Начертание черных и красных горизонталей позволяет  определить линию нулевые работ, т. е. границу участков срезки и подсыпки грунта, которая проходит через точки  пересечения горизонталей, имеющих  одинаковые отметки.

Основными величинами, определяющими расположение проектных  горизонталей, являются: уклон, превышение одной горизонтали над другой (шаг горизонталей) и расстояние между ними. При проектировании вертикальной планировки в красных горизонталях определяют расстояние между ними, которое будет одинаковым на участке  территории с постоянным уклоном.

Для определения  проектных горизонталей используют следующие формулы:

; - величина сдвига  проектной горизонтали от оси  к лотку

; - скачок горизонтали  за счет высоты бордюра

; - величина сдвига  горизонтали у красной линии

; - расстояние  между горизонталями

- принятая величина  шага горизонтали

4. Вертикальная планировка перекрестков

При проектировании перекрестков стремятся обеспечить удобства для движения транспорта и  пешеходов и создать условия  для отвода воды от перекрестков по лоткам прилегающих улиц.

Одно из важных условий вертикальной планировки перекрестков - плавное сопряжение проектных горизонталей между собой, которое может быть выполнено только путем преобразования поверхностей пересекающихся улиц. Эта  задача выполняется путем размостки проезжей части, суть которой заключается в переходе от двухскатного профиля к односкатному, и наоборот. Это достигается смещением гребня проезжей части улицы или изменением поперечного уклона половины проезжей части.

В зависимости  от категории пересекающихся улиц, а также от величины и направления  их уклонов должны быть соблюдены  следующие условия:

- при пересечении  магистральной улицы с второстепенной  поперечный профиль первой остается  без изменения, а профиль второстепенной  сопрягается с уклоном главной;

- не допускается  устройство поперечных лотков  на магистральных улицах и  бессточных мест на перекрестках, где не предусмотрено устройство  закрытого водотока;

- при пересечении  равноценных улиц, улица с меньшим  продольным уклоном подчиняется  профилю другой улицы, либо  профили обеих улиц трансформируются в односкатные, соответствующие общему уклону перекрестка.

5. Организация стока  поверхностных вод

Благоустройство городов включает в качестве одного из важных мероприятий  отвод поверхностных  вод с городских  территорий. Круговорот воды в природе  обеспечивает постоянное более или менее  интенсивное выпадение  осадков. Оказавшись на земле, вода частично впитывается в  грунт, частично испаряется, оставшаяся часть (избытки) стекает по поверхности  земли в самые  низкие места - тальвеги, Эти воды способствуют развитию физико-геологических  процессов, разрушающих  грунт, ухудшающих тем  самым его несущую  способность. В результате их действия активизируются процессы эрозии (т. е. разрушения) почв, оврагообразования, повышается уровень грунтовых вод, возникают просадочные и карстовые явления, т. е. вымывание отдельных пространств в грунте, оползневые процессы. Избыточное увлажнение бессточных территорий способствует их заболачиванию и подтоплению. Все эти процессы являются нежелательными на участках предполагаемого или осуществляемого строительства, требуют применения особых мер по инженерной подготовке.

Закрытая  система водоотвода. Методом вертикальной планировки выбирают направление основного водосточного коллектора и линий водосточной сети, которые доставляют сточные воды от дождеприемных решеток до коллектора. При этом определяют места водоприемных колодцев, исходя из интенсивности, продолжительности и повторяемости дождей.

Расчетом устанавливают  диаметр труб и уклоны. Линии от водоприемного кольца до коллектора водостока назначают длиной до 40 м. диаметром 200 мм на территории микрорайонов, 250...300 мм - на улицах с минимальным  уклоном 0.002.. 0.005.

Дождеприемники  сооружают в лотках проезжей части  улиц на расстояниях, определяемых расчетом, а также в пониженных местах, у  перекрестков и пешеходных переходов. При ширине улиц до 30 м и отсутствии поступления дождевых сточных вод  с территории микрорайонов и кварталов расстояние между дождеприемниками допускается принимать по СНиП 11-32-74.

При ширине улиц более 30 м или при их продольном уклоне более 0.03 расстояние между дождеприемниками должно быть не более 60 м.

Информация о работе Схема вертикальной планировки городской территории