Совершенствования механизмов функционирования рынка зерна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:40, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Зерновой рынок - это стержень развития российской аграрной экономики. Его состояние является важным показателем качества проводимых в стране экономических реформ, реализации агропродовольственной политики. Он включает в себя практически все элементы рыночных отношений. Развитие зернового рынка затрагивает не только широкий спектр вопросов, касающихся функционирования непосредственно самого зернового хозяйства, но и всего агропродовольственного комплекса страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ РЫНКА ЗЕРНА И ЕГО МЕСТО В СТРУКТУРЕ АГРАРНОГО РЫНКА 6
1.1.Общие черты рынка 6
1.2. Особенности рынка зерна России 8
ГЛАВА II. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕРНОВОГО РЫНКА РОССИИ 11
2.1. Производство зерна и его эффективность в Российской Федерации 11
2.2. Государственное регулирование рынка зерна в России 16
2.3.Актуальные проблемы современного рынка зерна России 21
ГЛАВА III. СОВНРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА 22
3.1. Особенности функционирования рынка зерна в России. 22
3.2. Совершенствование системы ценообразования на зерновую продукцию в России 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Рынок зерна.doc

— 303.50 Кб (Скачать документ)
  • учет и анализ движения материальных и финансовых потоков на уровне сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих организаций, районов, в целом по региональному АПК;
  • индикативное планирование на основе агрегированных и детальных показателей на тех же уровнях;
  • определение трансфертных цен для всех технологически и экономически связанных участников агропромышленного производства, что необходимо для определения ориентировочных, закупочных цен;
  • мониторинг и прогноз скорости оборота капитала в отраслевых подкомплексах и в региональном АПК в целом, включая состояние и динамику предоставления финансовых и товарных кредитов и их возврат;
  • оценка и обоснование инвестиционных заявок и проектов по критериям их вклада в ускорение оборота капитала формирования и эффективности; анализ и прогноз зернового рынка и его влияния на рынки кормопроизводственной сферы, следовательно, на рынок мясной, мясо-молочной продукции и другие рынки в регионе и за его пределами;
  • мониторинг рынка материально-технических ресурсов и анализ их закупок; учет состояния и движения основных и оборотных фондов и эффективности их использования по предприятиям.
 
 
 

     2.3.Актуальные проблемы современного рынка зерна России

   Какова должна быть роль государства? Оно должно сохранить свои позиции регулятора, но роль его должна быть четко обозначена и инструменты регулирования  должны быть рыночными. Я имею в виду квотирование, таможенное регулирование, интервенции. То, что сейчас существует в практике работы Минсельхоза, очень сильно отличается от рыночных принципов.

      Другая  головная боль: безответственность железной дороги и отсутствие рычагов влияния  на нее. Исходя из собственных интересов, грузоперевозчики занимаются необоснованным перераспределением вагонов в пользу экспорта в ущерб внутренним перевозкам. Имеет место взяточничество чиновников на местах за перераспределение очереди.…

      Упомяну нехватку мощностей по перевалке  зерна. Нам нужны экспортные терминалы на Черном, Балтийском и Азовском морях. При потенциале России производить до 100 млн тонн зерновых — это жизненно важная проблема.

      Серьезной остается проблема ГОСТов. Еще с  советских времен существует некая  унификация стандартов, которые нужно срочно менять. Основные показатели пищевых продуктов должны соответствовать международным требованиям.…

      Было  бы очень эффективно ускорять банкротство  тех хозяйств, которые уже по десятку  лет на картотеке и работают по-черному. Их надо просто распродать тем организациям, у которых есть оборотный капитал.

      По  поводу закона о земле. Я считаю, что нужно ускорять его введение.  Введение закона ускорит рыночные преобразования в АПК, обеспечит рост капитализации агрофирм, упрочит базис всего агробизнеса, уменьшит его зависимость от погодных условий, повысит эффективность использования земель.

      Если  говорить о рынке муки, пока это достаточно дикий, неорганизованный сегмент АПК. В секторе зернопереработки существует огромная конкуренция. В этом смысле нам легче работать с такими же, как мы, агрохолдингами — это наиболее цивилизованные игроки на рынке, с ними проще договариваться. По сути, агрохолдинг — это предприятия, собранные в цеха, большая производственная компания. Цены на хлеб не меняются при том, что перепады в ценах на зерно и муку весьма значительны. Единственный выход — покупка хлебозаводов, забирающих всю маржу зерновиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА III.  СОВНРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА  

3.1. Особенности функционирования  рынка зерна в России.

      На основе анализа различных походов к сущности и содержанию государственного регулирования в работе обоснован его системный характер, включая наличие цели, объекта, субъектов и инструментов воздействия. Применительно к товарно-отраслевому аспекту функционирования экономики, выделены специфические объекты, требующие для своего эффективного развития большей степени государственного вмешательства. В качестве таковых выступает АПК, в структуре которого стратегическое значение имеет зерновой подкомплекс.

     Одновременно  совершенствование системы государственного регулирования последнего, исходя из его структурно-функциональной специфики  и статистического анализа развития в РФ, предполагает учет во взаимосвязи  ряда принципов:

     - экстенсивного характера развития отрасли;

     - комплексности объекта госрегулирования;

     - разнотипности регионального пространства  с позиций функционирования зернового  подкомплекса;

     - стратегической линии вступления  страны в ВТО и необходимости  приведения национального законодательства  в соответствие с требованиями международной организации.

     Применение  воспроизводственного подхода указывает  на специфику зернового подкомплекса в фазе «распределение», непосредственно  связанной с государственным  вмешательством посредством интервенций, затрагивающих одновременно фазу «обмен». При этом в силу выявленных в процессе исследования особенностей отрасли, включая: системообразующую роль в продовольственном обеспечении страны, неэластичность спроса, цикличный и сезонный характер производства, высокую капиталоемкость при относительно низкой фондоотдаче и наличии множества кооперационных связей с другими отраслями национальной экономики, - зерновой  подкомплекс АПК требует активного государственного вмешательства по всей воспроизводственной цепочке с использованием различных инструментов – экономических, административных и организационных.

Совершенствование рыночных механизмов рынка зерна выделяются следующих направления

  • развитие межхозяйственной кооперации и интеграции с целью работы на один финансовый результат сельских товаропроизводителей с предприятиями переработки, торговли, сервисного обслуживания; 
  • организация работы машинно-технологических станций (МТС) для обслуживания сельских товаропроизводителей;
  • развитие существующих и создание новых союзов и ассоциаций сельских товаропроизводителей с целью защиты их интересов по отношению к перерабатывающим предприятиям; 
  • отработка системы экспертной оценки издержек производства и величины рентабельности у предприятий комбикормовой промышленности, переработки и торговли для удешевления продуктов питания и увеличения доли сельских товаропроизводителей в оптовой цене продовольствия; 
  • наращивание объемов гарантированных закупок сельскохозяйственной продукции путем увеличения государственного заказа; 
  • продолжение работы по совершенствованию механизма закупок, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции путем формирования, размещения и использования на конкурсной основе по договорам заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для обеспечения областных государственных нужд за счет средств областного бюджета через орган, уполномоченный Губернатором Челябинской области; 
  • стимулирование производства высококачественного сырья и продуктов питания, создание лабораторий качества выпускаемой продукции; 
  • обеспечение государственного контроля при производстве, хранении, транспортировке и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов; 
  • создание в сельскохозяйственных организациях службы маркетинга для повышения эффективности производства и реализации сельскохозяйственной продукции. 

При решении  вопросов функционирования рынка  зерна  и продовольствия предстоит обеспечить:  

  • создание современной инфраструктуры их сбыта и ценового мониторинга; 
  • развитие основных элементов конкурсной закупки сельскохозяйственной продукции, в том числе оптовых рынков плодоовощной и другой продукции; 
  • организация аукционной торговли племенным скотом; 
  • содействие развитию сети фирменной, кооперативной и иной оптовой и розничной торговли; 
  • привлечение на товарный рынок продукции личных подсобных хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств. 

 Организационно-экономический механизм функционирования рынка зерна России.

Главным координатором реализации Основных направлений является Межправительственный совет по вопросам агропромышленного комплекса России.

Для создания и функционирования рынка зерна России требуется разработка организационно-экономического механизма, включающего комплексную, взаимоувязанную систему организационных, экономических и нормативно-правовых мер регулирования и развития.

   Механизм развития межгосударственной торговли в своей основе должен базироваться на системе информационно-коммуникационных технологий с участием расчетно-клирингового центра, обеспечивающего гарантию платежей в едином информационно-правовом поле всем участникам межгосударственной торговли зерном. Это требует подписания соответствующих соглашений между участниками межгосударственной торговли зерном, где участия государственных органов не требуется.

 Формирование механизма ценового регулирования общего рынка зерна осуществляется поэтапно.

  Создаются нормативно-правовые и организационно-экономические предпосылки согласованной ценовой политики в плане:

- развития  системы рыночного ценообразования на зерно в сочетании с применением мер ценового регулирования, направленных на стабилизацию ценовой политики на рынке зерна;

- формирования  общей информационной базы о движении товарных потоков зерна и ценах на отдельные его виды внутри каждого государства и в межгосударственной зерновой торговле и др.

  
 
 
 
 
 

3.2. Совершенствование системы ценообразования на зерновую продукцию в России. 

     Исследование  структуры зернового подкомплекса с различных позиций видовой, отраслевой, технологической, территориальной и других, позволил доказать, что наиболее адаптивным является воспроизводственный подход, который позволяет отразить всю систему возникающих отношений в контексте «основные элементы – вспомогательные элементы»

Таблица 3

Фазы  воспроизводства производство распределение обмен потребление
         
Основные элементы зернового подкомплекса
Производство зерна
Закупки для  госнужд, закупочные и товарные интервенции
Рынок зерна: оптовая торговля  на внутреннем и внешнем рынках
Семеноводст-

во

Животновод-

ство

Пищевая

пром-ть

         
Вспомогатель-

ные элементы

Производство  сельхозмашин и механизмов

Производство  минеральных удобрений и химикатов

- Хранение зерна

Транспорт

Сюрвейерс-

кие организации

Общественное  питание

Население

       Таблица 3 -  Воспроизводственный подход к структурированию зернового подкомплекса1 

 

       

      По  данным Госкомстата РФ на данный момент полностью обеспечена  потребность сельскохозяйственных предприятий, например,  семенами  пшеницы.  Однако такая ситуация складывается далеко не во  всех  зерносеющих  регионах.  Не обеспечены семенами Ростовская Волгоградская,  Самарская,  Саратовская, Томская области,  Алтайский край.  Поэтому специалисты аналитического отдела ОБК считают, что рост цен на зерно на 4-6% сохранится практически до июня - июля 2008 г., т. е. до нового урожая, при условии, что виды на  него будут положительными. В противном случае рост цен будет сохраняться ,  если

Информация о работе Совершенствования механизмов функционирования рынка зерна