Совершенствования механизмов функционирования рынка зерна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:40, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Зерновой рынок - это стержень развития российской аграрной экономики. Его состояние является важным показателем качества проводимых в стране экономических реформ, реализации агропродовольственной политики. Он включает в себя практически все элементы рыночных отношений. Развитие зернового рынка затрагивает не только широкий спектр вопросов, касающихся функционирования непосредственно самого зернового хозяйства, но и всего агропродовольственного комплекса страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ РЫНКА ЗЕРНА И ЕГО МЕСТО В СТРУКТУРЕ АГРАРНОГО РЫНКА 6
1.1.Общие черты рынка 6
1.2. Особенности рынка зерна России 8
ГЛАВА II. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕРНОВОГО РЫНКА РОССИИ 11
2.1. Производство зерна и его эффективность в Российской Федерации 11
2.2. Государственное регулирование рынка зерна в России 16
2.3.Актуальные проблемы современного рынка зерна России 21
ГЛАВА III. СОВНРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА 22
3.1. Особенности функционирования рынка зерна в России. 22
3.2. Совершенствование системы ценообразования на зерновую продукцию в России 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Рынок зерна.doc

— 303.50 Кб (Скачать документ)
 

      Отсутствие  государственной стратегии постоянно  приводит к стихийному развитию зернового  рынка, многочисленным нестыковкам  отдельных звеньев, отраслей и производств зернопродуктового подкомплекса, нарушению организационно-экономических отношений между ними, неуклонному росту транзакционных издержек, ослаблению влияния государства на воспроизводственный процесс в зерновом хозяйстве, деспециализации зернового производства, свертыванию межрегиональных зерновых связей, сохранению теневого зернооборота, криминализации и дроблению единого национального зернового рынка на локально замкнутые рынки в масштабах отдельного региона.

   В литературных источниках существуют различные подходы к определению коэффициентов, характеризующих состояние рынка. К параметрам рынка, характеризующим его состояние, отечественные и зарубежные ученые относят: размер рынка  скорость роста рынка, средняя рентабельность отрасли, интенсивность конкуренции, технологические требования отрасли, энергетические требования отрасли, чувствительность к инфляции, влияние общего внешнего окружения. В стране резко снизился уровень химизации зернового хозяйства.

     На  российском зерновом рынке фактически отсутствует комплекс официально утвержденных торговых правил зерном, несоблюдение которых влечет за собой многочисленные нарушения при заключении и исполнении зерновых сделок. Отсутствие также согласованных типовых контрактов (договоров) на закупку зерна (за исключением контракта на закупку зерна в федеральный фонд) с унифицированным понятийным аппаратом создает дополнительные сложности при рассмотрении споров в арбитражном суде.

     Имитационная  модель рынка зерна представляет собой инструментальное средство с  широким спектром направлений использования, среди которых необходимо выделить следующие важнейшие: мониторинг, анализ состояний рынка зерна, с оценкой их динамических характеристик, использование в режиме «что будет, если», то есть в режиме имитационных расчетов, нахождение будущих траекторий рыночных статистических показателей, обеспечивающих достижимость заданных критериев развития рыночной системы.

   Данная  разработка состоит из следующих  основных элементов: 

  
      • Базы данных, состоящей из набора статистических показателей  (около 50 показателей) как в целом по Российской Федерации, так и по отдельным регионам, заданных в форме временных рядов на интервале 1997 – 2007 гг.
  • Процедуры для оценки состояний рынка зерна, как при фактической, так и при виртуальной (имитационный режим) обстановке;
  • Экспертного модуля, интерпретирующего результаты прогнозно-аналитических расчетов в текстовой форме, дополненной интегральным критерием  качества аграрного рынка.
  • Реализация имитационных моделей в адекватной для этого программной среде (SPSS).  Применение данного программного средства позволит существенно улучшить понимание происходящих на этих рынках процессов: производства, внешнеэкономического обмена, производственного и конечного потребления, ценообразования, формирования запасов, а также проанализировать процессы переработки указанных видов продукции, материальные запасы сырья и продукции его передела.

     Для построения модели рынка зерна и  прогноза на будущее показателей, использовался  регрессионный анализ, а также  экспоненциальное сглаживание в  виде построения экспоненциальных и  линейных трендов. К тому же при необходимости использовался многофакторный анализ, для углублённого анализа структуры данных и понимания взаимосвязей между переменными.  
 

2.2. Государственное регулирование  рынка зерна в России 

     Под государственным регулированием  рынка зерна  понимается воздействие государства на производство, переработку и реализацию зерновой продукции, а также на производственно-техническое обеспечение зернового хозяйства. Государственное регулирование предполагает юридическую, организационную, социальную и иную деятельность региональных государственных органов, направленную на создание условий для продовольственной безопасности региона, повышение  общественного благосостояния. При этом продовольственная безопасность понимается, главным образом, как сохранение стабильности на рынках продовольственных товаров, где центральное место занимает рынок зерна и хлебопродуктов.

          Зерновой рынок выступает как сложная и динамично развивающаяся производственно-экономическая система, функционирующая в пределах границ определенной территории, на которой осуществляется система экономических связей и зависимостей между хозяйствующими субъектами рынка с учетом характерных региональных особенностей развития экономики в целом и зерновой отрасли в частности. С позиции системного подхода   зерновой рынок состоит из большого количества взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом элементов, образующих организационную систему, характеристиками которой являются: сложность и неоднозначность решаемых задач, значительный объем информации, большое количество связей между элементами, сложный их характер, разветвленность структуры и т.д.  Системообразующими элементами системы регионального зернового рынка являются зернопроизводящие предприятия различных форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, зерноприемные пункты (элеваторы, зернохранилища), предприятия перерабатывающей промышленности (мукомольно-крупяные, хлебопекарные, комбикормовые), предприятия оптовой торговли и рыночной инфраструктуры.

     Важнейшей целью регулирования АПК является создание адекватных условий для устойчивого развития рынка зерна и зернопродуктов. Под устойчивым развитием рынка зерна, по нашему мнению, следует понимать такое развитие, при котором обеспечивается воспроизводство всех факторов производства и экономики региона в целом. Устойчивым может считаться лишь такое экономическое развитие, которое при сохранении определенных воспроизводственных пропорций обеспечивает динамичное развитие всей экономической системы в заданном направлении за определенный период времени.

     Основными факторами устойчивого развития   рынка зерна являются:

     - наличие адекватной рыночным  условиям законодательной базы  по регулированию зернового рынка;

     - предоставление равных прав и свободного доступа на рынок неограниченному количеству производителей зерна и продуктов его переработки;

     - устойчивое предложение зерна  и активный спрос на него  со стороны потребителей как внутри региона, так и за его пределами;

     - информационная «прозрачность» зернового рынка;

     - наличие развитой инфраструктуры  рынка;

     - эффективное сочетание саморегулирования  и государственной поддержки регионального рынка зерна.

     Согласно  государственной программе «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», одной из приоритетных задач государственной власти является совершенствование механизмов регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки, импортозамещение до 70 процентов объема продовольствия. Механизм реализации этих мероприятий на рынке зерна основывается на проведении государственных закупочных и товарных интервенций, а также на осуществлении залоговых операций.

     Спецификой  продовольственного рынка в целом  и его подсистемы - рынка зерна - является высокая степень конкуренции  как между отдельными производителями, так и между отдельными регионами. Однако на рынке зерна цены диктуют не товаропроизводители, а оптово-посреднические организации. Это является существенным недостатком данного рыночного механизма, препятствующим устойчивому развитию АПК.

     В рыночных условиях главными факторами, стимулирующими производство той или иной продукции, являются спрос и предложение. Покупательский спрос выступает как форма выражения общественных потребностей, является своеобразным регулятором зернового производства, развитие которого должно оперативно реагировать на его изменения. Величина внутреннего спроса складывается из потребности в фуражном, продовольственном и семенном зерне. Величина предложения зерна на региональном рынке определяется количеством товарного зерна, переходящими запасами, резервными фондами, а также объемом зерна, ввезенного из других регионов и стран. Объем товарного зерна, т.е. то его количество, которое сельские товаропроизводители могут выставить для продажи, характеризует рыночный потенциал региона. Величина предложения зависит от почвенно-климатических факторов, землеобеспеченности региона, наличия сельскохозяйственной техники, сортности зерновых и т.д.

      Важнейшим фактором устойчивости рынка зерна является наличие хорошо развитой инфраструктуры, которая должна способствовать установлению соответствия между объемом производства зерна и платежеспособным спросом, рациональному движению товаропотоков зерна и повышению эффективности его производства, хранения, переработки и реализации.

     Рассмотренные факторы в значительной степени  определяют устойчивость межотраслевых и межрегиональных пропорций, время товарооборота, величину потерь произведенной продукции.

     Система регулирования  рынка зерна, по моему  мнению,  должна основываться на  следующих принципах:

     1. Адаптивность — способность качественно соответствовать уровню требований всех участников функционирующего регионального рынка зерна, она определяется полнотой обеспечения потребностей участников рынка в информации, необходимой инфраструктуре, законодательстве;

     2. Инновационность  — определяется коммерциализацией передовых идей и технологий на рынке зерна, обеспечивающей конкурентоспособность региональных товаропроизводителей;

     3. Ресурсосбережение  — характеризует соотношение интенсивной и экстенсивной составляющих развития рынка зерна и отраслей АПК в целом, предполагает внедрение ресурсосберегающих технологий и расширение обрабатываемых земель;

     4. Учет рисков – заключается в идентификации угроз и предотвращении, минимизации их влияния на протекающие рыночные процессы;

     5. Результативность (эффективность)— характеризует способность системы регулирования рынка к выполнению заявленных функций при максимально эффективном использовании совокупных ресурсов.

     Известны  три основные формы регулирования: директивное планирование, рыночное саморегулирование и индикативное планирование. В настоящее время государство нацелено на реализацию принципов индикативного регулирования , т.е. воздействия государства на производство при помощи экономических рычагов, таких, как государственные инвестиции, государственные закупки, налоговая политика, рынок ссудного капитала, государственные программы. Однако следует констатировать, что в регионах этот процесс находится в стадии проектирования.

      Под инструментом регулирования рынка  зерна следует понимать  методы и средства, применяемые региональными и федеральными властями в рамках устойчивого развития этой важнейшей отрасли народного хозяйства.

      Поддержка сельского хозяйства, прописанная  в полномочиях субъекта Федеральным  Законом РФ № 184-ФЗ, имеет целью  обеспечение конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей. И достижение такой сложнейшей цели предполагает комплексный подход к этой важной проблеме, разработку взаимосвязанных рычагов воздействия на формирование и развитие рыночных отношений.

      Инструменты государственного регулирования можно разделить на три группы: правовые, административные и экономические.

      Правовые  инструменты регионального регулирования  на рынке зерна представляют собой совокупность законотворческих методов и средств, определяющих стратегию развития отрасли и ее приоритеты.

      Административные  инструменты регионального регулирования  на рынке зерна включают рычаги сдерживания  роста и падения уровня цен  на сельскохозяйственную продукцию, поддержания ее качества через систему госстандартов, снижения рисков товаропроизводителей путем страхования.

      Экономические инструменты государственного регулирования  рынка зерна включают в себя инструменты технологической и экономической поддержки сельхозтоваропроизводителей, такие как дотации и компенсации; льготное налогообложение; дифференциация транспортных и энергетических тарифов; льготное кредитование инвестиционных проектов; ипотека, лизинг, факторинг.

        Общие недостатки в использовании инструментов:

      1. Отсутствие информационной открытости  в вопросах предоставления бюджетных средств;

      2. Недоступность федерального и регионального финансирования большей части сельхозпроизводителей;

      3. Не прослеживается конкретный результат, полученный от воздействия инструментов, в лучшем случае составляется отчет или сводный реестр бюджетополучателей;

      4. Инструменты регулирования зернового  рынка имеют ярко выраженную региональную специфику, их эффективность зависит от особенностей производственной специализации региона, уровня самообеспеченности и соотношения ввоза- вывоза продовольствия, формирования региональных продуктовых цепочек.

        Государственное регулирование зернового хозяйства - сложная и многогранная задача, включающая множество государственных функций, как этапов выполнения основного полномочия субъекта РФ (184-ФЗ ст. 26.3) «Поддержка сельскохозяйственного производства», включающее в качестве этапов его исполнения следующие разделы:

Информация о работе Совершенствования механизмов функционирования рынка зерна