Состояние сельского хозяйства России в конце XIX века – начале XX века. Аграрная реформа 1906 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:45, курсовая работа

Описание

Я считаю, что исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретных исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе реформы 1906 года можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Состояние сельского хозяйства России в конце XIX века - начале XX века………………………………………………………………………………...4
Глава 2. Основные элементы реформы 1906 года ……………...……………..9
2.1. Ход реформы. Проблемы реализации………………………………..9
2.2. Разрушение общины и предоставление крестьянам земли в частную собственность..…………………………………………….……12
2.3. Решение проблемы малоземелья крестьянских хозяйств…………………………………………………………………....14
2.4. Повышение общеобразовательного и культурного уровня крестьян……………………………………………………………………17
2.5. Итоги реформы 1906 года……………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы……………………………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

     Главной в аграрной реформе стала реализация проекта Гурко (сам он, правда, вскоре ушел в отставку), который лег  в основу указа 9 ноября 1906 г. Законом он стал только 14 июня 1910 г. после утверждения его Думой и императором. Дело в том, что основная часть крестьян, прежде всего середняки, неохотно выходила из общины. Выходили же либо наиболее зажиточные (они, как правило, сделали это как только представилась возможность) либо низы общины - вдовы, одинокие старики, спившиеся и окончательно разорившиеся домохозяева, многим из них при очередном переделе грозила полная или частичная утрата надела. Укреплялись и городские жители, вспомнившие, что в родной деревне у них есть заброшенный надел, который теперь можно продать, а также те, кто переселялся в Сибирь. Началась массовая фабрикация хуторов и отрубов. В общем потоке "землеустраивалась" и беднота с ее крошечными наделами. Около половины хуторов и отрубов, созданных на втором этапе реформы, было нежизнеспособно. Действия землеустроителей нередко наталкивались на сопротивление крестьян. Мужики сопротивлялись переходу на хутора и отруба не столько по темноте и невежеству, как считали власти, а исходя из здравых соображений. Крестьянское земледелие очень зависело от капризов погоды. Получив надел в одном отрубе, крестьянин оказывался во власти стихии. Он разорялся в первый же засушливый год, если его отруб был на высоком месте. Следующий год был дождливым, и очередь разоряться приходила соседу, оказавшемуся в низине. Только большой отруб, расположенный в разных уровнях, мог гарантировать ежегодный средний урожай. Несмотря на все старания правительства, хутора приживались только в белорусских, литовских и северо-западные российских губерниях (Псковской, Смоленской).

     Еще одно уязвимое место аграрной реформы  заключалось в недостаточном  ее финансировании. Огромные государственные  средства поглощала гонка вооружений, а на поддержание хуторов и  отрубов денег выделялось слишком мало.

     В рамках реформы небывалого размаха  достигло переселенческое движение. После окончания революции, когда  выяснилось, что прирезки помещичьей земли не будет, взоры российских крестьян устремились в Сибирь. Несмотря на спешное развертывание переселенческого дела, правительство едва справлялось с резко возросшим наплывом мигрантов. Ознакомившись на месте с постановкой переселенческого дела, Столыпин пришел к выводу, что оно страдает от чрезмерной бюрократизации. По инициативе Столыпина был начат пересмотр законодательства о переселениях. Возникла у него и идея приватизации сибирских земель (доселе земля находилась во владении государства или казачьих войск). До начала мировой войны правительство не успело перестроить свою переселенческую политику. Численность переселяющихся по-прежнему снижалась, а возвратившихся росла.

     В целом можно сказать, что аграрным реформам Столыпина не хватило времени. Примерно за десять лет только 2,5 млн. крестьянских хозяйств удалось освободиться от общины. Случаи полного роспуска общины были крайне редкими (всего 130 тыс.). Не хватило времени и для проведения в намеченный десятилетний срок и школьной реформы, утвержденной законом от 3 мая 1908 г. (предполагалось вести обязательное начальное бесплатное обучение для детей с 8 до 12 лет). Иными словами, для реализации плана всеобщего начального обучения детей такими темпами, как в 1908-1914 гг., требовалось еще не менее 20 лет. 

    2.2. Разрушение общины и предоставление крестьянам земли в частную собственность.

      Огромную роль в развитии аграрного сектора национальной экономики сыграли Столыпинские реформы, которые затрагивали только крестьян. Помещичьи земли оставались не тронутыми. Основная цель реформы: обеспечить подъём сельского хозяйства. Столыпин считал, что община мешает повышению объемов и эффективности производства, и поэтому первым делом он решил разрушить общину.

    Указ  от 9 ноября 1906 года предоставил крестьянам право на «укрепление», т.е. выход из общины и закрепление в собственность своего чересполосного надела.

    В период революции желающих укрепиться было мало, т.к. пронесся слух, что вышедшие из общины не будут принимать участие  в разделе помещичьих земель.

    Эти слухи подогревались и деятельностью I и II Государственных Дум, в которых левые партии выдвигали проекты от частичного отчуждения помещичьих земель до полной ее национализации и уравнительного передела между всеми желающими.

    В своем выступлении перед депутатами II Государственной Думы 10 мая 1907 г. Столыпин резко раскритиковал подобные предложения.

    Принудительное  отчуждение, по его мнению, не решит  проблем крестьян, т.к. нарушает принцип  частной собственности, а крестьянин сам стремится к этой собственности.

    Если тогда было бы допущено принудительное отчуждение у помещиков, то, когда народонаселение увеличилось и земли многим опять стало не хватать, это привело бы к отчуждению у самих крестьян.

    Столыпин  был согласен на отчуждение, как  исключения в тех случаях, когда  помещичьи земли вклинились между  крестьянскими или закрывают  путь на пастбища, водопой и т.п.

    В национализации и уравнительном  переделе земли он видел угрозу падения  сельского хозяйства, заявляя, что:

        «…приравнять всех можно только к низшему уровню.

    Нельзя  человека ленивого приравнять к трудолюбивому., нельзя человека тупоумного приравнять к трудоспособному.

      Вследствие  этого культурный уровень понизится».2

    Столыпин  заявлял, что помогать нужно не всем поголовно, а деловым и хозяйственным  крестьянам.

    Формирование  «отрубов» и «хуторов»

    24 мая 1911 года был принят закон «О землеустройстве» .

Этот  закон предусматривал объединение по просьбе домохозяина его чересполосного надела в «отруб» (объединение пахотных земель) или «хутор» (объединение пахотных земель и «усадьбы» – земля с домом и хозяйственными постройками).

    Для проведения этой реформы на местах создавались «землеустроительные комиссии», которые и должны были по своему усмотрению объединять общинные земли.

Однако  на практике реформа столкнулась  с множеством препятствий.  Основные из них:

    • Во-первых – основная масса крестьян сопротивлялась реформе, т.к. община не только защищала их от голода, но и быстрее единоличника переходила к многополью и использованию с/хоз. машин.

      Дело  дошло до того, что правительство  стало открыто запрещать общинам  внедрение передовых систем земледелия, чтобы они не оставались привлекательными для крестьян.

      Отношения между общинниками и хуторянами так же были крайне враждебными –  общинники поджигали дома хуторян, уничтожали их посевы и калечили скот.

  • Во-вторых – чиновники, не желавшие каждый раз мучиться с переделами общинной земли для объединения каждого желающего, насильственно разбивали целые общины на хутора и отруба, добиваясь на это согласия общины с помощью грубого давления.

      В итоге вместо крепких хозяйств чиновники  фабриковали массу мелких и слабых.

    • В-третьих – домохозяева не получили необходимой финансовой помощи со стороны государства, все средства тратившего на гонку вооружений.
 

2.3. Решение проблемы малоземелья крестьянских хозяйств.

    Столыпин  планировал покупать через Крестьянский банк помещичьи земли и на льготных условиях продавать их крестьянам, формируя слой крестьян-единоличников.

    Подобные  хозяйства должны были стать для  крестьян примером и стимулом для  выхода из общины, что привело бы к ее постепенному уничтожению.

    Однако  революция показала, что крестьянская община перестала быть оплотом порядка в деревне и стала организующим началом в крестьянском движении, что привело к планам форсированного уничтожения общины.

    Проект  министерской группы во главе с зам. министра внутренних дел В.И.Гурко предусматривал создание крепких единоличных крестьянских хозяйств не на банковских, а на общинных землях.

    Крестьянам  планировалось предоставить право  на выход из общины и закрепление  в собственность своего чересполосного надела, который община не могла ни передвинуть, ни уменьшить.

    Столыпин  пришел в Министерство внутренних дел  в годы революции, когда прежде всего  необходимо было погасить волнения в  деревне.

    В конце августа 1906 г. Крестьянскому банку были переданы часть государственных и удельных земель для продажи крестьянам, что привело к началу формирования на этих землях крепких фермерских хозяйств.

    Однако  основным в аграрной реформе Столыпина  стал не Крестьянский банк, а проект Гурко, чьи идеи он усвоил и воплощал как свои собственные.

    Крестьянский банк позволил не любому, а именно крепкому крестьянину прикупить земли, и был издан Указ 9 ноября, стимулирующий наиболее активных и предприимчивых крестьян выходить из общины.

    I и II Думы за свою радикальность в аграрном вопросе были разогнаны, и по окончании революции крестьяне, добившись отмены временнообязанного положения, вернулись к мирной жизни.

    Поток укрепляющихся крестьян постоянно  возрастал, достигнув размеров более 0,5 млн. укрепляющихся в год.

    Но  к 1910 году этот поток стал иссякать, т.к. зажиточные крестьяне не торопились выходить из общины, где они и так имели главенствующее положение.

    В основном торопились укрепиться те крестьяне, которым при новом «черном  переделе» грозила частичная  или полная утрата земли (вдовы, одинокие, спившиеся или разорившиеся хозяева).

    Большой процент укреплялся только с целью  затем продать свои наделы, чаще всего своим же общинам или  соседним крестьянам (переселяющиеся в Сибирь, переехавшие и давно  работающие в городе крестьяне).

    Еще одной стороной аграрной политики Столыпина была переселенческая политика, которая должна была решить проблемы недостатка земли в центральных районах и освоения Сибири, Поволжья, Дальнего Востока и Казахстана, а так же ряд других проблем технического обеспечения: прокладка дорог, строительство особых вагонов и т.д.

    Переселенцам  предоставлялись различные льготы: прощались долги, устанавливались низкие цены на ж/д билеты, освобождение от налогов на 5 лет и давались беспроцентные ссуды. Денежная ссуда для переселенцев в среднем составляла 165 рублей, а в пограничных с Китаем областях, в Приамурье достигала 400 рублей, из них 50% предоставлялось безвозмездно.

     Переселение "избыточного" населения из Европейской  части страны по замыслу реформатора  перемещало наиболее ожесточенную малоземельем часть населения на окраины России, подальше от помещичьих имений. Этим снималась социальная напряженность в стране. В итоге более 3 млн крестьян получили 31 млн десятин земли в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии и Казахстане. Кроме беспроцентных ссуд переселенцам предоставлялись такие льготы: им погашались все недоимки по неуплате налогов в прошлые годы; выдавались недорогие железнодорожные билеты; на пять лет их освобождали от налогов во время проживания уже на новом месте; мужчин освобождали от воинской повинности; в пути следования оказывали продовольственную и медицинскую помощь. Переселенцы полу-в собственность по 15 десятин на главу семьи и Десятин на остальных ее членов.

     С помощью государства было проложено  в новых рай-13 тысяч верст дорог, вырыто 13 тысяч колодцев. На эти цели ежегодно возрастали расходы. Было организовано несколько сотен медпунктов.

       Но все же перебраться туда  решался не всякий. Еще сложнее  было обустроиться на новом месте. С 1907 по 1914 год в Сибирь выехали 3,5 миллиона человек, и около 1 миллиона вернулись обратно. Большинство из них предпочитали селиться в уже обжитых местах не в последнюю очередь потому, что в неосвоенных собрать хороший урожай без специальных знаний было просто невозможно. В результате в Сибири оставались лишь самые самостоятельные, самые работящие и самые грамотные из числа добровольных переселенцев. И хотя к 1917 году в Сибири было уже 14,5 млн. жителей (в 1897 году — 8,2 млн.), значительную их часть по-прежнему составляли солдаты, ссыльные и каторжники.

Информация о работе Состояние сельского хозяйства России в конце XIX века – начале XX века. Аграрная реформа 1906 года