Рынок зерновых в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:34, реферат

Описание

Источниками финансирования должны выступать федеральные и региональные бюджеты, средства посреднических структур, самих потребителей, кредиты банков, зарубежных инвесторов и др. Большую роль для стабильного функционирования рынка играет ценообразование. Роль государства в ценовой политике на зерно заключается в том, чтобы в условиях действия рыночных цен, определяемых в основном издержками производства и соотношением спроса и предложения, обеспечивать производителям зерна получение гарантированного дохода, необходимого для ведения простого или расширенного воспроизводства .

Содержание

1. Введение С. 2-3
2.Размещение и развитие зерновых культур в мире С. 4 - 9
3.Экономическая эффективность зерновых культур в мире С.10– 13
4.Заключение С. 14 -15
5.Список литературы С. 16

Работа состоит из  1 файл

2013 рынок зерна в мире.docx

— 50.66 Кб (Скачать документ)

               

Уровень развития зернового  хозяйства - основа продовольственного обеспечения страны. Тенденцией развития мировой экономики стало наращивание товарных ресурсов, поступающих для обмена на мировой рынок. Прежде всего, это касается зерна как продукта, удовлетворяющего продовольственные потребности всех регионов мира, а также самого транспортабельного. Поэтому механизм формирования зернового рынка, как на уровне государства, так и на уровне региона интересует многих ученых.

Так,  ученые считают, что уже в ближайшем будущем необходимо стабилизировать зерновое производство, и преимущественно за счет концентрации посевов отдельных видов зерновых культур в местах с наиболее благоприятными условиями возделывания, исходя из рыночного спроса на зерно той или иной культуры и реальных возможностей его удовлетворения. Большое внимание уделяется системе сбыта, обеспечивающей связь между производителями и потребителями зерна и продуктов его переработки, а также способствующей продвижению и сохранению продукции. Обязательный элемент цивилизованной рыночной торговли зерном - это биржи, так как они способствуют определению рыночных цен и обеспечению гласности, страхованию производителей и потребителей от резкого колебания цен, согласованию спроса и предложения, разрабатывают типовые контракты, занимаются информационной деятельностью. Объемы прохождения зерна на рынок определяют меры финансирования и стимулирования по тому или иному каналу сбыта. Методами стимулирования могут быть товарные кредиты (для приобретения оборотных средств), льготные кредиты под залоговые операции, поощрение за продажу зерна сверх законтрактованного объема и т.д.

Источниками финансирования должны выступать федеральные и региональные бюджеты, средства посреднических структур, самих потребителей, кредиты банков, зарубежных инвесторов и др. Большую роль для стабильного функционирования рынка играет ценообразование. Роль государства в ценовой политике на зерно заключается в том, чтобы в условиях действия рыночных цен, определяемых в основном издержками производства и соотношением спроса и предложения, обеспечивать производителям зерна получение гарантированного дохода, необходимого для ведения простого или расширенного воспроизводства  .

Ученые, рассматривая механизм реформирования зернового рынка, особое внимание уделяют увеличению его производства за счет уточнения размещения зерновых культур с учетом региональных условий, развития специализированных зон выращивания твердых и сильных сортов пшениц (Северный Кавказ, Поволжье, Центральные черноземные области, юг Зауралья и Западной Сибири); расширения зоны возделывания кукурузы по зерновой технологии; роста производства зернобобовых культур (гороха, сои, люпина и др.). С другой стороны, увеличение сырьевых ресурсов зерна в стране следует осуществлять посредством повышения плодородия земель, восстановления посевных площадей зерновых культур до уровня начала 90-х годов XX столетия.

3.

Производство зерна нуждается  в государственной поддержке, совершенствовании контрактной системы поставок, в установлении экономически обоснованной цены на продукцию и своевременных расчетов. Ученый считает, что повысить качество конечной продукции и ее конкурентоспособность можно за счет технического перевооружения предприятий пищевой промышленности  .

Уральские ученые А. Л. Пустуев и А. Н. Семин достаточно четко определили механизм построения аграрного рынка, принципы которого - эволюционность, социальность, системность и комплексность - характерны и для формирования рынка зерна. При разработке построения регионального зернового рынка (как части аграрного) необходимо учитывать систему различных факторов: природно-климатических, социально-экологических, региональных, макроэкономических и политических. Построение одного из видов рынка немыслимо вне связи с проблемой развития других рынков, отраслей и предприятий. Необходимо преодолеть период засилья посредников, сформировать эффективную биржевую систему и создать оптимальный режим госрегулирования. Проблема заключается в отсутствии предложений по механизму реализации предложенных мер. Из-за отсутствия бюджетного финансирования не полностью выполняются целевые федеральные программы. Поэтому особенно важно сейчас решить проблему финансово-кредитного обслуживания всего сельского хозяйства, без чего невозможно достижение стабилизации, дальнейшее развитие и зерновой отрасли (3) .

Еще Н. Д. Кондратьев отмечал, что в распоряжении государства, помимо методов прямого воздействия на ход снабжения, когда оно само как хозяйствующий субъект приобретает продукты и снабжает ими потребителя, есть и методы косвенного воздействия - установление твердых цен, запреты вывоза, введение плановых перевозок. Второй метод он определял как систему мер, цель которых - воздействовать на рынок хлебов, как на условие, определяющее непосредственный ход снабжения, кем бы это снабжение ни велось - государством или же самим населением. Монография Н. Д. Кондратьева "Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции" - первое в отечественной экономической литературе конъюнктурное исследование. И хотя автор отражает проблему ограниченных возможностей регулирования в экстремальных условиях, все же основной вопрос о государственном регулировании снабжения армии и населения хлебом - как в прямой, так и в косвенной форме, в их совокупности и во взаимодействии - представляет интерес и в современных экономических условиях.

Исследовав данную проблему, можно выделить основные характерные особенности современного зернового рынка:

-    наличие коммерческих структур в организации производства и их малая заинтересованность в обеспечении сельских товаропроизводителей семенами элиты и первой репродукции для ведения сортосмены и сортообновления в сельскохозяйственных предприятиях;

 

4.

-    отсутствие учета специфики региональных рынков и приграничных районов в системе разработки мероприятий по стабильному функционированию зернового рынка;

-    отсутствие механизма либерализации цен на зерно, которое используется сверх объема внутреннего потребления (семена, корма, личное потребление), чаще всего идущее по неэквивалентному обмену на средства производства;

-    высокий уровень насыщения рынка хлебом и хлебопродуктами при снижении объемов производства и качества зерна;

-    широкое распространение мини-мельниц, мини-пекарен и других мини-производств, зачастую с кустарной технологией и продукцией невысокого качества, при этом имея низкий уровень интегрированных объединений с крупными специализированными предприятиями перерабатывающей промышленности.

Во взгляде на механизм формирования и функционирования зернового рынка, нашедшем отражение в реальной жизни, имеет ценность и зарубежный опыт.

В странах Европейского союза  зерновые культуры занимают 52% пахотных земель. Изначально был поставлен и решен вопрос получения стабильных урожаев. Долгосрочная динамика производства зерна характеризуется попеременным расширением и сокращением посевных площадей и постоянным повышением урожайности, которое объясняется в основном высокими затратами минерапьных удобрений и селекционным улучшением сортов зерновых культур. Здесь за короткий срок значительно возросло предложение продовольствия на внутренних рынках. На случай избыточного обеспечения рынка зерном собственного производства и угрозы падения по этой причине цен предусмотрены массовые закупки зерна государством (интервенции) по интервенционным ценам. Чтобы создать общий рынок в области производства и переработки зерна в странах Европейского союза, между ними уничтожении торговые барьеры и сформировали единую сельскохозяйственную политику. В Положении о внешней торговле ЕС указывается, что стабильная ситуация на рынке зерна обусловливается посредством инструментов ценовой политики. Благодаря механизму единого рынка зерна ЕС свобода ценообразования на рынке ограничена диапазоном между контрольной ценой в регионе дефицита зерна и интервенционной ценой в регионе излишков зерна  .

В США производство зерна  считается одним из самых продуктивных. Они поставляют до одной трети мирового годового экспорта пшеницы. Преимущественную часть зерна продают на биржах, где ценообразование более гибко и мобильно, чем другие действующие системы установления цен на зерно. Правительство США расходует на развитие всего сельского хозяйства, в том числе и отрасли зернового производства, значительные средства .

В отличие от США, где до недавнего времени правительство лимитировало сельскохозяйственное производство, в Канаде государственный контроль над сельским хозяйством осуществляется через сбыт продукции.

 

5.

Он регулируется через систему квотирования доставки продукции фермерами на элеваторы, где фермерам степных провинций разрешается даже бесплатное хранение зерна. Канада - одна из немногих стран, где можно приобрести зерно на основании квитанции элеватора. Она экспортирует более половины выращиваемого в стране зерна, что серьезно влияет на платежный баланс и общее состояние экономики государства.

Изучив проблемы эффективности  зернового производства и зарубежный опыт состояния и развития рынка зерна, можно предложить следующий механизм его формирования в России.

Разработать систему мер  по повышению эффективности зернового производства в рамках отдельного хозяйства и региона.

Провести расчет количества необходимых средств производства и потребности денежных средств для их приобретения, чтобы можно было получать стабильные урожаи.

Обеспечить гарантированное  финансирование производства зерна с помощью строгого контроля использования средств, предусмотренных целевыми программами, выделением полного объема запланированных финансовых вложений из бюджета, руководствуясь тем, что зерно — основной стратегический ресурс, обеспечивающий продовольственную безопасность государства.

Ежегодно предусматривать  бюджетом объем финансирования деятельности бирж (для каждого отдельного региона) с тем, чтобы можно было осуществлять грамотную ценовую политику на зерновом рынке.

Создать условия для привлечения  инвесторов в производство, особенно тех, кто имеет контрольные пакеты акций перерабатывающих предприятий.

Разработать систему мероприятий, способных сократить количество бартерных сделок и объемы неэквивалентного обмена зерна на другие товары и услуги.

Государственное регулирование  должно касаться всех трех сфер АПК. При  этом необходимо вести строгий контроль за деятельностью предприятий, поставляющих оборотные средства для производства зерна.

Создать необходимую правовую базу, обеспечивающую ответственность  руководителей предприятий и  учреждений за невыполнение законодательных актов, направленных на повышение эффективности функционирования зернового рынка.

Государство должно управлять  балансом зерна. Реализация проблем государственного регулирования зернового рынка создает научную основу для анализа и разработки структуры взаимосвязей участников рынка. Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства"  предусматривает организацию системы ориентации товаропроизводителей в прогнозируемом спросе, издание на федеральном уровне периодического еженедельного информационного бюллетеня по зерновому рынку. Организация зернового рынка такова, что единственным представителем государства на нем является Госхлебинспекция.

6.

Она была создана в 1995 г. Указом Президента РФ от 15 июля 1995 г. № 701 "О Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ" . Государственной хлебной инспекции присвоен статус федерального органа исполнительной власти. Она единственный в РФ орган, на который правительством возложен государственный контроль за качеством, сохранностью и рациональным использованием зерна. Задача Госхлебинспекции -оказание всемерной помощи сельским товаропроизводителям.

Министерство сельского  хозяйства России разработало программу "Зерно" (9). Основная цель программы - создать благоприятные условия для обеспечения устойчивого производства и развития рынка зерна в РФ на 2001-2005 гг. и на период до 2010 г., обеспечив в полном объеме внутренние потребности страны в продовольственном и фуражном зерне, и выйти на внешний рынок с конкурентоспособной продукцией, Канада, яка має відносно небагато чорноземних і каштанових земель, за обсягами виробництва та експорту зернових культур посідає одне з перших місць у світі. Наявність же понад 67 млн. га продуктивної землі дозволяє їй претендувати і на роль провідної аграрної держави. Рілля розташована у преріях провінцій Альберта, Манігоба, Саскачеван (75%), які вирощують майже 93% продуктивного канадського зерна. Нині країна є значним потенційним виробником і експортером сільськогосподарської продукції. АПК дає більш як 9% ВВП, включає 7% працюючого населення країни і 7% надходжень від експорту.

Забезпечивши високий  економічний рівень і стабільний соціальний стан, Канада виробляє в  останні роки зерна (переважно сорти  сильних і твердих ярих пшениць) до 60 млн. тонн за рік, з яких значну частину експортує у США, країни Азії, Латинської Америки, Африки, Європи та Близького Сходу. Виробництво зернових і масличних культур характеризується такими даними (млн. т/душу населення, тони): 1990 рік - 59,2/2,2; 1993 - 52,9/1,82; 1995 - 51,8/1,75; 2009 - 60,5/2,0. Тобто за кількістю зернових та бобових з розрахунку на душу населення вона також знаходиться на перших позиціях нашої планети. Щорічно країна експортує зерно з високими якісними показниками і з більшим вмістом білка, а товарність канадського зерна перевищує 60%.

Канада входить до шістки країн світу (США, Китай, Бразилія, Індія, Франція, Канада) і по виробництву кормового зерна — до 27 млн. тонн на рік, але маючи розвинуте тваринництво повністю використовує його на власні потреби та ще завозить до 2,5 млн. тонн із США. У країні на 100 чол. населення поголів'я великої рогатої худоби становить 44 (друге місце у світі); свиней — 40 (шосте); птиці — 487 (третє місце).

Незважаючи на значний  порівняно з 1990 роком спад, виробництво  товарної зернової продукції високої якості і у значних обсягах дозволяє не тільки повністю задовольнити внутрішні потреби, а й дає змогу до 60% продавати її більш як 70 країнам. При цьому пріоритет надається продовольчій пшениці, що дозволяє Канаді за її виробництвом входити також до передових зернових країн — Китай, Індія, США, Росія, Франція, Канада (більше 25 млн. тонн на рік).

Информация о работе Рынок зерновых в мире