Государственное регулирование продовольственных рынков, рынка ресурсов и капиталов в агропромышленном комплексе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:28, контрольная работа

Описание

Агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных между собой отраслей--сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.

Содержание

Введение.
Регулирование продовольственных рынков.
Регулирование рынка ресурсов в АПК.
Рынок капиталов и перспективы его развития.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Аграрная политика..doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

   Особенности финансовых структур в инвестиционном пространстве АПК. Характерной особенностью совокупных финансово-экономических отношений является формирование взаимовыгодных принципов и условий инвестирования. Однако действительность не показывает позитивных сдвигов в этой области, так как существует определенное препятствие, обусловленное тем, что: во-первых, большинство предприятий АПК региона не принимает участия в ассоциированной форме собственности, ориентирующей свои вклады в ценные бумаги, и тем самым не получает дополнительную выгоду; во-вторых, из-за низкого уровня рентабельности сельскохозяйственные предприятия не в силах погашать долговые обязательства и участвовать в банковском кредитовании; в-третьих, отсутствие механизма и законодательной базы исключает внутренние возможности предприятий АПК для самостоятельного эмитирования собственных ценных бумаг; в-четвертых, при высокой кредитной ставке и низкой хозяйственной деятельности происходит изоляция не только от финансовых рынков, но и от рынка товаров, что исключает любые варианты финансово-рыночного партнерства.Систематическое недофинансирование агропромышленных отраслей региона оказало негативное влияние на динамику воспроизводственных характеристик основных фондов, уровень износа которых высок на 90% предприятий аграрного сектора. Расчеты показывают, что если в начале реформы на технику и оборудование в возрасте до 10 лет приходилось более 50% производственного парка АПК, то в 2003 г. - лишь 7%, и до 20-25 лет - также более 50%. В среднем за 1993-2003 гг. по пищевой промышленности и сельскому хозяйству износ основных фондов оказался на уровне 55-65%, а коэффициент использования производственных мощностей равнялся 40-45%.

   Большое влияние на воспроизводство основных фондов оказала тенденция к повышению расходов на капитальный и текущий ремонт имеющихся ресурсов. Анализ показывает, что за 1995-2003 гг. в среднем затраты на все виды ремонта в пищевой промышленности и сельском хозяйстве в общей сложности составили почти 25% объема инвестиций в основной капитал, что объясняется высокой степенью изношенности фондов и низкой инвестиционной обеспеченностью обновления техники. Такой принцип инвестиционной деятельности не может отвечать требованиям расширенного воспроизводства предприятий и обеспечить эффективность производства в целом. Анализ показывает, что за 1998-2003 гг. по всем категориям хозяйств объем сельскохозяйственной продукции имел тенденцию к снижению на 20%, в том числе по растениеводству - на 25, животноводству - на 7%. Аналогичные показатели в фермерских и личных подсобных хозяйствах населения выглядят несколько иначе, т. е. в сравниваемый период их продукция растениеводства выросла соответственно на 35 и 36%, а продукция животноводства на 5 и 4% и при этом большинство сельскохозяйственных организаций убыточны.

   Для стимулирования участия в фондовых рынках всех отраслей экономики необходимы гибкая и сформировавшаяся институциональная среда, уточнение приоритетных структурных направлений, таких как развитие банковского сектора, реорганизация естественных монополий, принятие нового Налогового кодекса, создание новых агропромышленных корпоративных образований и т. д. При этом формирование отечественного фондового рынка и включение его в институциональные реформы вполне может ускорить темпы интеграции в мировой рынок капиталов. Следует отметить, что в 2003 г. финансовые вложения по республике всего составили 13, 5 млрд. руб., что по отношению к 2001 г. в 2, 7, а к 2002 г. в 1, 7 раза больше. Из них доля промышленности за эти годы составила соответственно 93, 3, 98, 4 и 76, 0%, тогда как удельный вес таких отраслей, как сельское и лесное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство и связь равнялся соответственно 0, 1, 0, 8 и 0, 6%.

   В среднем за 2000-2003 гг. по экономике республики соотношение долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений составило 1 : 1, 5, т. е. большая часть вложений была направлена на погашение долговых обязательств акционерных обществ и банков, что не являлось реальным источником финансирования производства. За этот период вложения кредитных организаций в государственные ценные бумаги уменьшились в 10 раз, в корпоративные акции - в 29 раз, при этом погашение прочих долговых обязательств выросли с 25 млн. до 277 млн. руб., что объясняется ускорением процесса декапитализации как рынка ценных бумаг, так и производства. Поэтому функциональный инвестиционный облик отечественного фондового рынка должен обладать более высокой эффективностью, чем банковское кредитование, а механизм привлечения инвестиций - доступным для всех отраслей, предприятий и регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   Подводя итог, следует подчеркнуть, что госрегулирование - это система рычагов и стимулов, с помощью которых государство уча-ствует в рыночных процессах на правах субъекта рыночных отноше-ний, обеспечивая устойчивое развитие агропромышленного производ-ства. Это особенно важно иметь в виду, поскольку кризис в сельском хозяйстве вызван не только объективными природными условиями (например, для восстановления потерянного плодородия почв может потребоваться жизнь целого поколения), но и рядом экономических просчетов в проведении аграрной политики.

   Статистический анализ позволяет сделать вывод, что экономиче-ское, техническое и социальное положение в агропромышленном комплексе по-прежнему остается напряженным. Принятые организационно-технические меры, в том числе предусмотренные постановлением Правительства РФ "Об экономиче-ских условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Фе-дерации в 1997 году", существенно не изменили условий сельскохозяйственного производства, не усилили мотивацию труда. Низкий уровень платежеспособного спроса товаропроизводителей на материально-технические ресурсы, недостаточные инвестиции, экономически необоснованное соотношение цен на продукцию сель-ского хозяйства и промышленных предприятий стали следствием неэффективного сельскохозяйственного производства в целом. У более чем 80% сельскохозяйствен-ных предприятий уровень рентабельности составляет примерно минус 20%. Это говорит о том, что требуется глубокое осмысление стратегии и тактики проводив-шихся аграрных реформ, что основные направления аграрной политики, реализация которых будет способствовать стабилизации и переходу к эко-номическому росту в сельском хозяйстве, нуждаются в совершенствова-нии.

   Существуют как внешние, так и внутренние причины тяжелого состояния сельскохозяйственного производства. Внешние - ин-фляция, дефицит бюджета, резкое удорожание кредитных ресурсов, непла-тежи; политическая нестабильность, обусловившая нарушение или полный распад межотраслевых и территориальных связей; ослабление государст-венного управления аграрной экономикой, изменение правил экономиче-ского поведения и противоречивость земельного и аграрного законодатель-ства; снижение уровня доходов большинства населения, что обусловило его низкую покупательную способность и сокращение платежеспособного спроса на продукты питания. Внутренние - несовпадение между преобразо-ваниями отношений собственности (приватизация земли и имущества предприятий) и изменениями общеэкономических условий хозяйствования в АПК, включая развитие рыночной инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

1. Аграрная политика: Учебное пособие./Под ред. П.П.Зинченко. М.:КолосС,2004.-304с.

2. Буздалов И Земельная реформа России: мифы и реальность//Вопросы экономики,2008,№10.

3. Лаптев О. Агропромышленна интеграция в развитых странах//Экономика тсельского хозяйства,2008,№6

4. «Экономика  России- 21 век», журнал, №11.

5. Амосов А. Прогноз агропромышленного комплекса до 2003 года. // Экономист, № 12, 1998, с.14-20.

6. http://www.mcx.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФГБУ «Ульяновская государственная  сельскохозяйственная академия»

 

 

Кафедра «Экономическая теория».

Контрольная работа по дисциплине Аграрная политика.

Тема: «Государственное регулирование продовольственных

рынков, рынка  ресурсов и капиталов в АПК».

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса

   Экономического факультета

«Бух. учёт, анализ и аудит»(ССО)

Шифр 10096

Филиппова Евгения Владимировна.

 

 

 

Ульяновск 2012г.

 


Информация о работе Государственное регулирование продовольственных рынков, рынка ресурсов и капиталов в агропромышленном комплексе