Государственное регулирование продовольственных рынков, рынка ресурсов и капиталов в агропромышленном комплексе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 23:28, контрольная работа

Описание

Агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных между собой отраслей--сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.

Содержание

Введение.
Регулирование продовольственных рынков.
Регулирование рынка ресурсов в АПК.
Рынок капиталов и перспективы его развития.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Аграрная политика..doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

План:

  1. Введение.
  2. Регулирование продовольственных рынков.
  3. Регулирование рынка ресурсов в АПК.
  4. Рынок капиталов и перспективы его развития.
  5. Заключение.
  6. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

   Агропромышленный комплекс является самым крупным народнохозяйственным комплексом страны и включает три сферы связанных между собой отраслей--сельское хозяйство и отрасли «до» и «после» сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс также один из важнейших в экономике страны. На его долю приходится более 30% работников отраслей материального производства, 25% основных фондов. От устойчивого функционирования аграрного сектора в значительной степени зависит уровень жизни населения.

   Начиная с 1992 г., в агропромышленном комплексе осуществляются институциональные преобразования, реформирование сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных отношений, а также активизация межфермерской кооперации. Следует отметить, что принципиальные изменения сложившейся системы аграрных отношений были неизбежны, и, прежде всего, была необходима замена административно-распределительных, командных методов хозяйствования преимущественно экономическими, основанными на законах рынка. Но аграрные преобразования нужны и важны не сами по себе, а как условие повышения эффективности производства, обеспечения продовольственной безопасности страны.

   Однако, к сожалению, наряду с позитивными изменениями -- расши-рением спектра форм хозяйствования, включая воссоздание крестьянского уклада, ликвидацией государственной монополии на землю, расширением прав сельскохозяйственных предприятий, которые ны-не сами определяют специализацию и объемы производимой продукции и свободно распоряжаются ею, созданием условий перехода к рыночным отношениям в аграрной сфере и т.д., произошли негативные изменения, приведшие аграрный сектор к кризису. И случились они главным образом вследствие ошибок и поспешности в проведении аграрного реформирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулирование продовольственных рынков.

При разработке политики регулирования продовольственного рынка Правительство исходит из возможностей увеличения отечественного  производства. Его рост зависит прежде всего от создания условий для развития инновационной деятельности в АПК, направленной на модернизацию технологической базы основных отраслей. Опережающее развитие также должны получить те направления деятельности АПК, продукция которых пользуется спросом на мировом рынке.

В ближайшее  десятилетие за счет собственного производства можно полностью обеспечить внутренние потребности в продовольственном и фуражном зерне, мясе птицы, яйце, молоке и молокопродуктах, овощах и картофеле. Необходимо принять меры по формированию специализированных зон производства этой продукции и осуществлять разумный торговый протекционизм, не допускающий демпинга на внутреннем рынке со стороны зарубежных импортеров и недобросовестную конкуренцию.

В 2001-2010 годы создются предпосылки к увеличению конкурентоспособности собственного производства говядины и других мясопродуктов. В производстве сахара поддерживается разумный баланс в использовании импортного и отечественного сырья.

Активную роль в регулировании продовольственных  рынков должны играть негосударственные  организации (отраслевые "продуктовые" союзы и ассоциации), создаваемые  на добровольной основе. Они совместно с государственными органами должны способствовать добросовестной конкуренции, минимизации трансакционных издержек, обеспечению  информационной прозрачности деятельности предприятий соответствующих отраслей.

Отраслевые  союзы и ассоциации, являясь промежуточным звеном между органами государственной власти и отраслью, представляют интересы предприятий в органах власти.

Правовые гарантии деятельности субъектов агропродовольственных  рынков будут обеспечены:

  • государственной гарантией прав собственности;
  • системой гарантий выполнения контрактов на поставку продукции, кредитных договоров и т.д.

Внешнеторговое  регулирование будет ориентировано  на решение следующих задач:

эффективную интеграцию в мировой рынок отраслей АПК, вступление в ВТО на условиях, не допускающих дискриминацию отечественного производителя;

  • принятие ограниченных протекционистских мер временного характера для защиты интересов отечественных производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, производство которых может полностью обеспечивать потребности страны;
  • использование гибких импортных таможенных тарифов;
  • стимулирование экспорта российской агропродовольственной продукции в условиях стабильности ее внутреннего рынка;
  • совершенствование системы таможенного контроля;
  • создание максимально приближенной к международным стандартам системы сертификации и аттестации агропродовольственной продукции с выдачей признаваемых за рубежом сертификатов качества;
  • максимально возможная гармонизация аграрной политики со странами СНГ с учетом создания общего аграрного рынка;
  • ориентация государственных дипломатических и торговых представительств за рубежом на привлечение передовых технологий и поиск рынков сбыта российской продукции.

Для содействия развитию рыночной инфраструктуры агропродовольственных рынков будут проводиться следующие меры:

  • разработка биржевых и иных механизмов, обеспечивающих формирование организованных рынков сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
  • расширение государственной системы рыночной информации и консультирования;
  • оптимизация системы санитарного и фитосанитарного контроля, в т.ч. в соответствии с требованиями ВТО;
  • развитие единой системы контроля качества агропродовольственной продукции на всех этапах ее прохождения от поля до конечного потребителя;
  • совершенствование системы стандартов для агропродовольственной продукции;
  • правовое и организационное содействие формированию системы страхования рисков в аграрном производстве;
  • разблокирование рыночных барьеров, обеспечение прозрачности движения товара.

 

 

 

 

 

Регулирование рынка ресурсов в АПК.

   Сегодня приоритеты  в политике развития АПК отдаются  технологическому обустройству  производства. Прежде всего, планируется  ввести в действие разработанные  Россельхозакадемией и утвержденные  на коллегии Минсельхоза РФ и Президиума Академии федеральные и региональные технологические регистры, в которых заложены базовые технологии в растениеводстве и животноводстве. Концентрируя ресурсы на приоритетных направлениях, предполагается поэтапно реализовать поставленную задачу.

   В ближайшие  2-3 года все инженерные службы  агропрома сосредоточат силы  на решении следующих проблем:

- пополнение и сохранение  имеющегося парка машин;

- создание эффективной  дилерской службы;

- организация сети  машинно-технологических станций;

- координация регионального сельскохозяйственного машиностроения с ориентацией на выпуск техники нового поколения.

   Российские сельхозтоваропроизводители  в последние годы стали больше  приобретать техники и оборудования. Динамика роста закупок отечественных зерноуборочных комбайнов такова: от 2,5 тыс. в 1999 г. до 5,4 тыс. машин в 2002 г. с промежуточными объемами в 4,1 тыс. (2000) и 5 тыс. (2001). Во многом этому способствовала растущая государственная поддержка с использованием лизинга и инвестиционных кредитов.

   Что касается закупок и использования импортной техники отечественным АПК, то тут направленность технической политики заключается в создании условий для наиболее полного обеспечения отечественных агропредприятий качественной и экономичной техникой, которая позволит повысить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

   Отечественной  промышленностью, к сожалению,  до настоящего времени не освоено  производство целых групп сельскохозяйственной  техники, потребность в которых приходится удовлетворять за счет импорта. Это относится, например, к колесным тракторам тяговых классов 1,4 и 3, которые закупаются в Белоруссии и на Украине, самоходным свеклоуборочным комбайнам, отдельным видам кормозаготовительной и животноводческой техники. В условиях рыночной экономики право выбора техники должно оставаться за ее потребителем.

   До середины 80-х годов прошлого столетия основной объем минеральных удобрений потреблялся в развитых странах.  Однако затем в них стало набирать силу "зеленое" движение, стало популярно органическое земледелие, и в результате действия этих и других факторов объемы внесения удобрений стали уменьшаться (в США, например, они снизились на 15%). В настоящее время в США ежегодная доза внесения удобрений составляет  100-110 кг действующего вещества /га  (далее - д.в./га), в Канаде - 50-60 кг д.в./га. Сельскохозяйственные бизнесмены были вынуждены перейти на более экологичные и, соответственно, более дорогие способы увеличения плодородия почв (среди них можно назвать органическое земледелие, использование генетически модифицированных семян растений и новые совершенные формы агротехники). 
    В итоге в настоящее время в США, странах Европейского Союза (далее - ЕС), Японии, Швейцарии, других странах регулирование оборота минеральных удобрений развивается в двух направлениях. 
    Целью первого направления регулирования является развитие экологически чистого и биодинамического сельского хозяйства, защита прав потребителя и окружающей среды. Для этого разработаны и действуют стандарты сельскохозяйственной продукции, стандарты для экологически чистых сельского хозяйства и природопользования, на основе которых разработаны соответствующие технические регламенты. 
    Например, в  сельском  хозяйстве  ЕС действуют  жесткие  нормативы  применения средств защиты  растений и удобрений. Аграрная политика ЕС направлена на регулирование  объемов производства, улучшение структуры сельского  хозяйства,  повышение  качества и экологической чистоты продукции, стимулирование возделывания альтернативных культур в  целях  замещения импорта,  ограничение  применения  минеральных  удобрений,  химических средств защиты растений и кормовых добавок, не отвечающих жестким нормам охраны окружающей среды и здравоохранения (они установлены нормативными актами ЕС, например, Постановление ЕС 2092/91 Об экологическом земледелии и соответствующей маркировке сельскохозяйственной продукции и продуктов питания , на основе которого разработан Технический регламент Об экологическом сельском хозяйстве, экологическом природопользовании и соответствующей маркировке экологической продукции ). 
    Второе направление - защита отечественного товаропроизводителя. С этой целью используется развитая система государственной поддержки сельскохозяйственного производства существующая в этих странах. Кроме того, все чаще используется такой инструмент как тарифная политика. Так,  Евросоюз во всех своих государствах ввел ограничительные  пошлины на ввоз удобрений из стран, не входящих в ЕС. США, для защиты своих производителей, ввели кроме пошлин еще и квотирование ввоза, что делает практически бессмысленным экспорт удобрений в эти страны.

   Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. В развитых странах принимаются законы, которые стоят на защите любых прав вобственности, в том числе и земельной. 

 Землю можно свододно  покупать и продавать, конечно  в рамках этих законодательств.  Например в США сейчас насчитывается  более 630 тысяч фермерских хозяйств. Они владеют огромным количеством  земли на правах собственников  и производят примерно 80% всей  сельскохозяйственной продукции в стране. К примеру в России фермерами производится всего 6 - 8%. Так в чем же здесь дело?  Все дело в том, что что у нас в стране рынок земли фактически отсутствует, хотя право преобретения земли в собственность конституционно закреплено за жителями государства. Это происходит не от того, что люди не хотят покупать землю, а из-за отсутствия четкой законодательной базы по этому вопросу. Ведь мало кто согласится вкладывать в землю немалые денежные средства, не являясь ее собственником. В результате мы имеем на нашем рынке «засилие» импортных продуктов питания (в некоторых случаях не качественных), хотя сами можем производить продукцию, намного превышающую по качеству импортную, а по цене в 1.5 -2 раза ниже (в районах, где все же складываются земельные отношения - Н. Новгородская область и др.,  цены именно такие).     

 Создается впечатление,  что законодательные органы власти  намеренно препятствуют развитию  рынка земли. Это подтверждает  и деятельность Гос. Думы, которая  за все время своего существования так и не выработала четких законодательных актов по этому важнейшему вопросу (споры по земельному кодексу в ней ведутся уже не один год).  

 Земельный рынок  - одна из самых прибыльных  статей доходов бюджета многих  государств. В этот нелегкий для нашей страны период, когда в государстве растут внутренние и внешние задолженности, спад производства, увиличение безработицы и ухудшение уровня жизни населения, развитие рынка земли могло бы стать дополнительным источником бюджетных поступлений.

 

 

Рынок капиталов  и перспективы его развития.

   В реальной экономике АПК инвестиционный процесс во многом зависит от интеграции промышленного и финансового капиталов. При этом тип их взаимосвязей можно разделить на три сегмента: поставок ресурсов, обеспечивающих производственный спрос данного предприятия - предложения поставщиков; реализации, т. е. предложения продукции, на которую предъявляют спрос потребители; прямых и обратных взаимовыгодных связей между финансовыми рынками и товаропроизводителями.

   Учитывая множество сопряженных товаропроизводителей в АПК, схема круговорота инвестиций приобретает эстафетный характер - возрастая по мере своего движения, достигает конечного пункта и обеспечивает обратный поток - предложение созданных продуктов. Поэтому в сложных условиях Севера, его низкой инвестиционной привлекательности и трудной адаптации регионального АПК к рыночной модели необходимо иметь межотраслевую финансово-производственную концепцию, ориентирующую на качественное преобразование отношений интеграции воспроизводства.

Информация о работе Государственное регулирование продовольственных рынков, рынка ресурсов и капиталов в агропромышленном комплексе