Взаимосвязь систем управленческого и финансового учета производственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:13, реферат

Описание

Пока на российских предприятиях не существует двух достаточно самостоятельных систем учета, как это принято в странах с развитой рыночной экономикой, - для собственно управленческих нужд и для работы с налоговой инспекцией. В результате уровень управленческого учета неадекватен потребностям предприятия, а бухгалтерский учет, ориентированный на цели налогообложения в ряде случаев просто искажает реальное положение дел. Он направлен, скорее, на сокрытие информации, чем на ее ясное и четкое представление. Стремление скрыть истинное состояние дел от налоговых структур зачастую приводит к тому, что управленческие решения принимаются на основе искаженной информации, сама природа которой не допускает эффективного управления финансами. Таким образом, именно несовершенство существующей системы учета и отчетности очень часто оказывается основной причиной принятия неэффективных, а иногда и просто ошибочных решений в области финансов.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. 3 стр.
Глава I. Место и роль управленческого учета в системе управления предприятием.
1.1. Классификация систем управленческого учета……………………………………………………………………. 5 стр.
1.2. Система «директ-костинг» как важнейшая характеристика управленческого учета………………………………………………………………………. 15 стр.
1.3. Организация управленческого учета на предприятии.……………………………………………………….………..19 стр.
Глава II.Функционирование системы бухгалтерского учета.
2.1. Бухгалтерская информация как информационная основа менеджмента. …………………………..……………………………………….…………..25 стр.
2.2. Реализация функций бухгалтерского учета в системах финансового и управленческого учета……………………………………………………. .33 стр.
2.3. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета.…………………………………………………………………………39 стр.
Глава III. Организационно-нормативные принципы взаимосвязи управленческого и финансового учета.
3.1. Организационные аспекты взаимосвязи управленческого и финансового учета………………………………………………………………………….44 стр.
3.2. Нормативное регулирование финансового учета и принципы его организации на предприятии……………………….. ……………………………………51стр.
3.3. Элементы управленческого и налогового учета в практике финансового учета…………………………………………………………………………57 стр.
Заключение………………………………………………………. ….72 стр.
Нормативная база……………………………………………………..76 стр.
Список использованной литературы…………………………………77 стр.
Приложения. ……………………………

Работа состоит из  1 файл

diplom_l_o_yu.doc

— 375.50 Кб (Скачать документ)

      Квартальная отчетность в 2001 г. ОАО «Х» заполнялась  по формам, предусмотренным подпунктами (а), (б) и (д) из вышеприведенного перечня. Аудит квартальной отчетности не предполагался, равно как не требовалась подготовка пояснительной записки. Эта отчетность является внутренним документом, поскольку она не публикуется и не распространяется среди владельцев коммерческой организации. Следует также отметить одну особенность: в годовой отчетности отчет о прибылях и убытках отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности организации за истекший финансовый год; в квартальной отчетности этот же отчет отражает результаты не за истекший квартал, а за все прошедшие кварталы года, т.е. данные приводятся нарастающим итогом с начала года.

      Развитие  новых форм организации бизнеса  в условиях рыночных отношений привело  к необходимости введения в систему регулирования правил публикации отчетности. Смысл этой процедуры достаточно очевиден — сделать доступными для всех заинтересованных лиц отчетные данные открытых акционерных обществ. Необходимо отметить, что публикация важна не только и не столько как возможность осуществления контрольной функции со стороны инвесторов и кредиторов, но и как один из способов поддержания рынка ценных бумаг данной компании и привлечения дополнительных инвесторов.

      Впервые понятие публикуемой отчетности было введено в 1992 г. в Положении о бухгалтерском учете и отчетности; в дальнейшем вопросы публикации нашли отражение в Гражданском кодексе РФ и федеральных законах «Об акционерных обществах» и «О бухгалтерском учете». В статье 97 ГК РФ определено, что «открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков»; то же требование предусмотрено и статьей 92 закона «Об акционерных обществах». Кроме того, в статье 91 этого закона указано, что по требованию акционера общество обязано предоставить ему за плату копии документов, в том числе документов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, причем размер платы устанавливается обществом самостоятельно и не может превышать стоимости затрат на изготовление копий документов и оплаты расходов, связанных с их доставкой по почте.

      Согласно  закону «О бухгалтерском учете» акционерные  общества открытого типа, банки и  другие кредитные организации, страховые  организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Публичность бухгалтерской отчетности заключается в (а) передаче отчетности территориальным органам статистики; (б) ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям отчетности, либо распространении среди них брошюр и буклетов, содержащих эту отчетность.

      В развитие статьи 16 Федерального закона «О бухгалтерском учете» Минфином РФ издан приказ «О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами». Необходимо отметить несколько особенностей данного документа.

      Во-первых, публикации в обязательном порядке  подлежат лишь баланс, отчет о прибылях и убытках и информация о результатах аудита, проведенного независимым аудитором. Во-вторых, формы отчетности могут публиковаться в сокращенном виде (в приказе приведен минимум статей для баланса, а отчет о прибылях и убытках должен публиковаться в номенклатуре статей, предусмотренных ПБУ 4/99). В-третьих, публикация отчетности производится после независимой аудиторской проверки и утверждения отчетности общим собранием акционеров. В-четвертых, при публикации отчет о прибылях и убытках должен быть дополнен сведениями о решении общего собрания акционеров о распределении прибыли или покрытии убытков общества за отчетный год.

      Согласно  приказу отчетность может публиковаться  либо в полном объеме, либо в сокращенном  виде. В последнем случае существенную роль играет ПБУ 4/99. Следует отметить, что все приведенные особенности в принципе противоречат закону «О бухгалтерском учете», в котором не предусматривается никаких уточнений о порядке публикации отчетности.

      Существуют  и другие регулятивы в отношении публикации данных о компании; в частности, согласно постановлению Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации от 8 мая 1996 г. №9 «О дополнительных сведениях, которые открытое акционерное общество обязано публиковать в средствах массовой информации» обязательной публикации подлежат:

      • соотношение стоимости чистых активов  и размера уставного капитала;

      • количество акционеров;

      • сведения о подразделении (или специализированном регистраторе), ведущем реестр именных ценных бумаг.

      Приведенные в данном разделе противоречия между  регулятивами, равно как и противоречия, отмечавшиеся выше, могут приводить  к определенным недоразумениям как  при подготовке отчетности, так и  в ходе ее использования в качестве источника информации. Финансовый менеджер должен знать об этом, поскольку не исключено, что исходных данных для анализа, например сведений о движении денежных средств, в публикуемой отчетности может не оказаться, т.е. в случае необходимости нужно будет затребовать весь годовой отчет контрагента.

      Наконец, заключительным документом в перечне  основных регулятивов порядка составления  и представления отчетности является приказ Минфина РФ «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» №112. Этот документ, разработанный в развитие статьи 31 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, содержит методические рекомендации по составлению и представлению сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности. Такая отчетность составляется в том случае, если организация имеет дочерние и зависимые общества. На Западе подобная процедура известна как составление консолидированной отчетности. Она является новой для отечественной учетно-аналитической практики и потому опыт представления такой отчетности в России практически отсутствует. Среди сдерживающих факторов можно упомянуть о недостаточной проработанности юридического обеспечения процесса формирования и текущей деятельности корпоративной группы, а также об отсутствии четко выраженных стимулов при составлении отчетности — зачем ее составлять, если не ясно, для кого она предназначена.

      Прежде  всего необходимо определиться с  терминологией. В нашей стране традиционно  существовало понятие свода данных, в рамках которого министерства и ведомства готовили сводную отчетность по предприятиям своей системы. Суть этой процедуры такова. Имеется множество самостоятельных хозяйствующих субъектов, подчиненных одному министерству, причем связь каждого предприятия с министерством в основном носит характер административно-управленческий, иными словами, министерство играет роль некоей организующей надстройки, а не полнокровного партнера в хозяйственных операциях. Процедура формирования сводной отчетности, составляемой министерством, в этом случае сводится к механическому суммированию одноименных статей отдельных балансов подведомственных предприятий. Именно так она определяется в приказе Минфина РФ от 15 января 1997 г. №3 «О сводной годовой бухгалтерской отчетности организаций, составляемой федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации». Ассоциации с подобной схемой свода данных нередко возникают у практиков и в том случае, когда речь идет о консолидированной отчетности; между тем здесь имеется в виду принципиально иная процедура.

      Консолидированная бухгалтерская отчетность представляет собой объединение отчетности двух и более компаний, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях. Необходимость консолидации определяется экономической целесообразностью. Предприниматели нередко предпочитают вместо одной крупной корпорации создать несколько более мелких коммерческих организаций, юридически самостоятельных, но экономически взаимосвязанных. Благодаря этому может быть получена определенная экономия на налоговых платежах; ввиду дробления и ограничения юридической ответственности по обязательствам снижается степень риска в ведении бизнеса, достигается большая мобильность в освоении новых форм приложения капитала и рынков сбыта, обеспечивается стабильность в поставке сырья, материалов и полуфабрикатов.

      Общая идея консолидации достаточно проста. Имеется группа самостоятельных  в юридическом, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом плане компаний. Одна из этих компаний играет доминирующую роль и называется материнской; другие компании в определенном смысле играют подчинительную роль и называются дочерними. Составление консолидированной отчетности позволяет получить представление о финансовом состоянии и результатах деятельности группы в целом. При этом каждая юридически самостоятельная компания, входящая в состав этой группы (корпоративной семьи), обязана вести бухгалтерский учет собственных операций и оформлять их результаты в виде финансовой отчетности. Таким образом, консолидированной отчетности присущи две основные особенности.

      Во-первых, она не является отчетностью юридически самостоятельной коммерческой организации. Ее цель — не выявление налогооблагаемой прибыли, а лишь получение общего представления о деятельности корпоративной семьи, т.е. она имеет явно выраженную аналитическую направленность.

      Во-вторых, консолидация не есть простое суммирование одноименных статей финансовой отчетности компаний группы. Сделки между членами корпоративной семьи не включают в консолидированную отчетность; показывают только активы и обязательства, доходы и расходы от операций с третьими лицами. Любые внутрикорпоративные финансово-хозяйственные операции идентифицируются и в процессе консолидации исключаются.

      В наиболее общем виде корпоративную  группу можно представить как  объединение одной материнской  и нескольких дочерних компаний, однако в реальной жизни отношения «материнская компания — дочерняя компания» могут быть многоуровневыми и схематично представляют собой опрокинутую древовидную структуру.

      Понятия материнской и дочерней компаний в различных странах определяются по-разному. В частности, в нашей  стране соответствующие дефиниции приведены в первой части Гражданского кодекса РФ. Согласно статье 105 «хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом».

      Как следует из данного определения, при наличии многоуровневых связей типа «мать — дочь» материнская компания (в терминах Кодекса — основное общество), находящаяся на самом верху древовидной структуры, может фактически управлять компаниями, находящимися на нижних уровнях, даже в том случае, когда ее прямое или косвенное влияние на них ничтожно. Действительно, если в определенной ситуации компании М (основное общество) принадлежит 55% голосующих акций компании A-i, a доля компании А-i в уставном капитале В; равна 60%, то компания М, владея лишь 33% капитала  B, тем не менее может оказывать на нее доминирующее влияние, т.е. определять ее политику (в данном случае речь идет не о повседневной опеке текущей деятельности, а о принятии решений стратегического характера). Очевидно, что разветвленность отношений «мать — дочь» может приводить к резкому сокращению формальной доли материнской компании, находящейся во главе всей иерархической структуры, в капитале компаний нижних уровней, вместе с тем косвенное влияние сохранится именно благодаря этим отношениям.

      Что касается понятия «зависимое» общество, то согласно статье 106 Гражданского кодекса  таковым признается общество в том случае, «если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцать процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью».

      В рамках корпоративной группы между ее членами обычно возникают финансово-хозяйственные взаимоотношения, поэтому процедуры консолидации не следует сводить к построчному суммированию соответствующих данных, отраженных в формах годовой бухгалтерской отчетности. Таким образом, несмотря на похожесть терминов, использованных в упомянутых приказах Минфина РФ № 112 и № 3, речь в них идет о принципиально разных процедурах, т.е. консолидированная и сводная отчетность абсолютно не совпадают друг с другом как по числу форм (сводная годовая бухгалтерская отчетность готовится в том же наборе форматов, что и обычная годовая отчетность, а консолидированная отчетность состоит из баланса и отчета о прибылях и убытках), так и по содержанию статей.

      Впервые упоминание о консолидированной  отчетности в России появилось в письме Минфина РФ «Об объеме и формах годового бухгалтерского отчета предприятий и организаций» №38 от 9 июня 1992 г., регламентировавшем состав годовой отчетности за 1991 г., обязательной к составлению предприятиями и организациями, осуществлявшими предпринимательскую деятельность. В этом письме было отмечено, что «коммерческая организация, имеющая дочерние компании, должна составлять помимо собственного бухгалтерского отчета также консолидированную (сводную) отчетность, включающую отчеты своих дочерних компаний, находящихся на территории Российской Федерации и за рубежом». Однако это требование было лишь декларировано, но не подкреплено методическими материалами по составлению консолидированной отчетности. Такая ситуация сохранялась на протяжении трех лет, однако в письме Минфина РФ № 119 от 19 октября 1995 г., регламентировавшем состав годовой отчетности за 1995 г., упоминания о необходимости консолидации уже не было сделано; нет его и в письме Минфина, определяющем состав отчетности за 1996 г. Термин «консолидирование» не встречается и в основных нормативных документах, таких как закон «О бухгалтерском учете» и положения по бухгалтерскому учету, поэтому можно считать, что первый этап формального введения идеи консолидации в теорию и практику отечественного учета закончился.

      Приказ  Минфина РФ от 30.12.96 №112 в некоторой  степени исправляет сложившуюся ситуацию в отношении процесса консолидации. Поскольку по действующему законодательству в области бухгалтерского учета составление консолидированной отчетности не является обязательной процедурой, этот норматив, во-первых, лишь дает рекомендации по данной процедуре и, во-вторых, как бы приучает к мысли, что она необходима и с неизбежностью ее появления нужно свыкнуться.

Информация о работе Взаимосвязь систем управленческого и финансового учета производственной деятельности предприятия