Анатомическое строение корня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:10, реферат

Описание

Лабораторный практикум является необходимым, очень важным дополнением к теоретическому курсу ботаники. Основная его задача – углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях, выработка навыков самостоятельной исследовательской работы. В процессе выполнения лабораторных работ студенты знакомятся с особенностями анатомического и морфологического строения организмов, изучают разнообразие растений и грибов различных систематических групп.

Работа состоит из  1 файл

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ ПО БОТАНИКЕ.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

      Познакомиться с видовым разнообразием криптомонад, особенностями морфологии.

      Объекты: живые и фиксированные представители  динофитовых – церациум (Ceratium), перидиниум (Peridinium), пророцентрум (Prorocentrum), ночесветка (Noctiluca) и криптофитовых водорослей. 

      Лабораторная  работа 7. Красные водоросли

      Изучить особенности гетеротрихального (разнонитчатого) и псевдопаренхиматозного (ложнотканевого) типов морфологической организации на примере представителей разных классов Rhodophyta.

      Рассмотреть и зарисовать представителей красных водорослей по гербарному и фиксированному материалу. Рассмотреть особенности клеточного строения таллома бангии.

      Рассмотреть виды рода церамиум. Зарисовать внешний  вид и особенности строения (по временному препарату).

      Рассмотреть на временных препаратах и зарисовать строение карпоспорофита церамиума и тетраспорофита каллитамниона.

      Объекты: бангия (Bangia), каллитамнион (Callithamnion), церамиум (Ceramium), порфира (Porphyra), кораллина (Corallina). 

      Лабораторная  работа 8. Зеленые водоросли.

      Изучить особенности строения клеток и талломов представителей класса Chlorophyceae. Рассмотреть особенности ценобиальных колоний (на примере вольвокса и гидродикциона).

      Зарисовать  представителей этих классов – хламидомонаду, вольвокс, гидродикцион, сценедесмус. Отметить особенности строения.

      Изучить особенности строения представителей порядков улотриксовые (род улотрикс), ульвовые (ульва, энтероморфа), кладофоровые (род кладофора). Зарисовать.

      Изучить сифональный и сифонокладальный тип строения на примере бриопсиса, кодиума, кладофоры.

      Рассмотреть особенности конъюгации сцеплянок  на примере спирогиры. Зарисовать процесс конъюгации, отметить цитоплазматические мостики, зиготы.

      Объекты: фиксированные и живые представители, гербарный материал, постоянные препараты – вольвокс (Volvox), хламидомонада (Chlamidomo-nas), гидродикцион (Hydrodictyon), сценедесмус (Scenedesmus), улотрикс (Ulothrix), ульва (Ulva), энтероморфа (Enteromorpha), бриопсис (Bryopsis), кодиум (Codium), кладофора (Cladophora), спирогира (Spirogira), клостериум (Closterium), космариум (Cosmarium). 

      Лабораторная  работа 9. Харовые водоросли.

      Рассмотреть особенности строения харовых водорослей, строение органов размножения. Зарисовать фрагмент таллома с антеридиями и оогониями. Отметить «литья», «коровые клетки», оогоний, коронку, щитки антеридиев.

      Зарисовать  схему жизненного цикла.

      Объект: фиксированная хара (Chara), постоянный препарат. 

МОДУЛЬ 3. МИКОЛОГИЯ

      Лабораторная  работа 10. Слизевики и хитридиомицеты

      Изучить строение спороношений грибоподобных  организмов. Рассмотреть жизненный цикл возбудителя черной ножки капусты.

      Объекты: гербарный материал пораженных растений, фиксированный ольпидий капустный (Olpidium brassicae) 

      Лабораторная  работа 11. Оомицеты и зигомицеты

      Изучить строение спороношений и мицелия  представителей отделов Oomycota и Zygomycota, провести сравнительный морфологический анализ вегетативных и генеративных структур этих грибов. Изготовить срезы листьев, пораженных оомицетами. Рассмотреть особенности жизненных циклов.

      Объекты: тотальные и временные микропрепараты мукора (Mucor mucedo), фитофторы (Phytophthora infestans), гербарный материал. 

      Лабораторная  работа 12. Аскомицеты.

      Рассмотреть и зарисовать представителей сумчатых грибов разных классов. Изучить особенности строения плодовых тел. Зарисовать закрытые плодовые тела (на примере сферотеки), полузакрытые (спорынья), открытые (пецица, сморчок). Отметить сумки. Зарисовать конидиальные спороношения плесневых грибов (аспергилл, пеницилл).

      Рассмотреть особенности жизненного цикла аскомицетов, этапы формирования сумки.

      Объекты: живая культура дрожжей (Saccharomyces cerevisiae), гербарный материал злаков, пораженных спорыньей (Claviceps purpurea), фиксированный материал сферотеки (Sphaerotheca mors-uvae), аспергилл (Aspergillus), пеницилл (Penicillum), коллекция грибов. 

      Лабораторная  работа 13. Лишайники

      Рассмотреть особенности морфологии и анатомии лишайников. Изучить особенности размножения этой группы организмов, связанные с их симбиотическим строением.

      Объекты: коллекция лишайников, микропрепараты 

      Лабораторная  работа 14. Базидиомицеты.

      Изучить особенности строения плодовых тел  различных базидиальных грибов. Рассмотреть особенности жизненного цикла.

      Объекты: гербарный материал представителей различных порядков (трутовики, шляпочные грибы, гастеромицеты). 

      Лабораторная  работа 15. Телиобазидиомицеты

      Изучить особенности жизненного цикла и  спороношений головневых и ржавчинных грибов, связанные с паразитическим образом жизни.

      Объекты: гербарный материал растений, пораженных головневыми и ржавчинными грибами (злаки, барбарис), временные препараты спор. 

МОДУЛЬ 4. ОСНОВЫ ГИСТОЛОГИИ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ

      Лабораторная  работа 16. Образовательные и основные ткани

      Рассмотреть и зарисовать первичную меристему. Изучить различные основные ткани. Отметить особенности строения тканей в связи с выполняемыми функциями.

      Объекты: верхушка элодеи, паренхима клубня картофеля, аэренхима стебля рдеста.

      Лабораторная  работа 17. Первичные, вторичные и третичные покровные ткани

      Рассмотреть и зарисовать примеры эпидермиса. Отметить различия в строении, особенности, связанные с выполняемой функцией, основные структуры. Изучить работу устьичного аппарата. Рассмотреть разнообразие придатков.

      Рассмотреть и зарисовать примеры перидермы  и корки. Отметить различия в строении, особенности, связанные с выполняемой функцией, основные структуры.

      Объекты: эпидермис герани, традесканции, хлорофитума (тотальные или временные препараты), листья лоха, коровяка и др. перидерма картофеля, березы, бузины (тотальные и временные препараты), корка дуба. 

      Лабораторная  работа 18. Механические ткани

      Рассмотреть и зарисовать основные типы механической ткани – склеренхиму и колленхиму. Отметить различия в строении. Определить местонахождение в теле растений. Рассмотреть механические клетки склереиды.

      Объекты: плоды груши, лубяные волокна  льна. 

      Лабораторная  работа 19. Проводящие ткани и проводящие пучки

      Рассмотреть и зарисовать проводящие элементы флоэмы и ксилемы, различные типы утолщения стенок сосудов. Отметить отличительные особенности строения сосудов покрытосеменных и трахеид голосеменных растений.

      Изучить разнообразие проводящих пучков: открытые и закрытые, коллатеральные и концентрические. Зарисовать схемы пучков и отметить особенности цитологического строения.

      Объекты: продольные срезы кукурузы, подсолнечника, сосны, папоротника (постоянные препараты), поперечные срезы стеблей кукурузы, подсолнечника, кирказона, папоротника, ландыша, тыквы (постоянные препараты) 

МОДУЛЬ 5. ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ

      Лабораторная  работа 20. Типы и формы корневых систем. Строение корня

      Рассмотреть корневые системы разных типов (система  главного корня, система придаточных  корней). Сравнить происхождение и  особенности формирования, приспособительный характер стержневой и мочковатой корневых систем. Зарисовать; отметить главный, боковые, придаточные корни, корневую шейку.

      Ознакомиться  с анатомическим строением корня  покрытосеменных растений. Зарисовать продольный разрез корня, отметить зоны роста, растяжения, всасывания, проведения, корневой чехлик. Рассмотреть и зарисовать поперечный срез корня с первичным (ирис) и вторичным (тыква) строением. Отметить покровные, основные, проводящие, образовательные ткани.

      Рассмотреть видоизменения корня в связи  с выполнением различных функций. Сравнить корнеплоды моркови, редиса, свеклы. Зарисовать внешний вид, отметить головку, шейку, собственно корень. Рассмотреть и зарисовать поперечные срезы, отметить камбий, флоэму, ксилему, пробку.

      Рассмотреть и зарисовать срез через корень бобовых  с клубеньками, гаустории повилики.

      Изучить разнообразие воздушных корней: дыхательные  корни, ходульные корни, корни-подпорки. Зарисовать срез через воздушные  корни орхидных. Рассмотреть особую покровную ткань – веламен.

      Объекты: гербарий корневых систем растений разных систематических групп (плаун, цветковые различных семейств) корень ириса, тыквы (постоянные препараты поперечных срезов), корнеплоды моркови, свеклы, редиса, корневые шишки георгина, постоянные препараты клубеньков на корнях бобовых, гаусторий повилики, воздушного корня орхидей. 

      Лабораторная  работа 21. Морфология побега.

      Рассмотреть схему строения побега, многообразие (укороченные и удлиненные).

      Рассмотреть и зарисовать разнообразие стеблей  по поперечному сечению, положению в пространстве.

      Зарисовать  примеры побегов с различным типом ветвления и листорасположения.

      Изучить различные типы почек по функциям, строению, расположению. Зарисовать вегетативную и генеративную почки, отметить

      Рассмотреть и зарисовать разные типы почкорасположения.

      Рассмотреть и зарисовать примеры подземного и надземного метаморфоза побегов.

      Объекты: побеги различных растений, гербарий по морфологии стебля. 

      Лабораторная  работа 22. Анатомия стебля.

      Ознакомиться  с анатомическим строением стебля голосеменных и покрытосеменных растений; отметить характерные особенности. Рассмотреть и зарисовать фрагменты продольного и поперечного срезов липы и сосны.

      Ознакомиться  с анатомическим строением стебля травянистых растений, отметить характерные  особенности. Рассмотреть и зарисовать поперечные срезы через стебли с пучковым (подсолнечник) и непучковым (лен) строением. Рассмотреть и зарисовать поперечный срез стебля злаков с типичной и видоизмененной (соломина) атактостелой.

      Объекты: спилы деревьев с разным строением  древесины, постоянные препараты срезов сосны (Pinus sylvestris) и липы (Tilia cordata). постоянные препараты поперечного среза стебля льна, подсолнечника, кукурузы, ржи. 

    Лабораторная  работа 23. Морфология и анатомия листа.

      Рассмотреть основные характеристики листа: способ прикрепления, форму основания, верхушки и края пластинки, типы жилкования. Изучить классификацию листьев по форме и типу листовой пластинки: простые цельные листья и листья с разной степенью рассечения, сложные листья. Зарисовать примеры.

      Рассмотреть особенности анатомического строения листьев растений разных экологических групп. Зарисовать поперечные срезы через листья сосны, камелии, ириса, ковыля. Рассмотреть срез листа суккулентного растения с водоносной тканью. Сравнить характер мезофилла и покровной ткани. Отметить черты приспособления анатомического строения листа к условиям увлажнения.

Информация о работе Анатомическое строение корня