Значение принципа наглядности в обученни декоративно-прикладному искусству в среднем звене общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание

В этой связи задачей общеобразовательной школы становится формирование интереса и уважения к народной культуре. Использование педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов учащихся, способствующих их разностороннему развитию.

Содержание

1. Наглядность в обучении, связь с познавательными процессами.
2. Дидактико-методические основы изучения декоративно-прикладного искусства в условиях многоуровневой системы образования.
3. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста и значимость изучения народного искусства в этот период.
4. Вывод

Работа состоит из  1 файл

Значение принципа наглядности в обученни.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

«Значение принципа наглядности в обученни декоративно-прикладному искусству в среднем звене общеобразовательной школы».
План.

1.      Наглядность в обучении, связь с познавательными процессами.

2.      Дидактико-методические основы изучения декоративно-прикладного искусства в условиях многоуровневой системы образования.

3.      Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста и значимость изучения народного искусства в этот период.

4.      Вывод

5.      Приложение  (поурочные конспекты)

Используемая литература.
К.Д. Ушинский: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».

 

Введение

 

 

    Тенденцией последних десятилетий является технологизация и рационализация жизни российского общества, с чем связаны изменения в интеллектуальной и чувственной сферах сознания человека. Художественно-эстетическое восприятие мира стремительно уступает место технологически рациональному. Постепенно прагматизм жизненных установок вытесняет гармоничность и целостность.

    В этой связи задачей общеобразовательной школы становится формирование интереса и уважения к народной культуре. Использование педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства в образовательно-воспитательном процессе способно существенно повлиять на сознание человека, поскольку оно объединяет в своем содержании художественное, познавательное и трудовое начало и может рассматриваться как важное средство формирования многообразных творческих интересов учащихся, способствующих их разностороннему развитию.

“Усвоить наследие отцов, сохранить его от забвения и разрушения можно, не пассивно его воспринимая, но активно продолжая работу предков, разрешая все глубже и глубже поставленные ими задачи... Только творческая работа над теми же заданиями, которые предстояли и нашим предкам, осуществляет чудо сохранения прошлого” (Гессен С.И.), отражая в художественно-эстетическом воспитании все три вектора пространства и времени - прошлого, настоящего, будущего. [1]

     Обновление содержания художественно-эстетического образования в образовательной школе и введение базисного учебного плана предусматривает новые подходы к преподаванию искусства.

Важным, с точки зрения методики, является вопрос о программно-методическом обеспечении  преподавания предмета «Изобразительное искусство». В настоящее время в помощь педагогам художественно-эстетического цикла рекомендованы  программно-методические материалы по изобразительному искусству, которые включают образовательные программы для традиционной начальной и основной школы, реализующие обязательный  минимум содержания образовательного компонента «Искусство».

Федеральные образовательные программы по изобразительному искусству для основного общего образования составлены на основе Федерального компонента  государственного стандарта общего образования. Программы конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное  распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Вопросы, раскрывающие педагогические условия использования народного декоративно-прикладного искусства и художественного творчества, широко раскрыты в трудах Н.А.Горяевой, М.Е.Даутова, М.А.Ершовой, Т.С.Комаровой, В.В.Корешкова, Б.М.Неменского, С.Н.Новикова, В.Н.Полуниной, Н.П.Ростовцева, Д.М.Скильского, Т.Я.Шпикаловой, А.С.Хворостова, Е.Ш.Шорохов, Б.П. Юсова и др.

     К.Д.Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развития личности. «Мы уверены, - писал он, - что  воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть  пределы человеческих сил; физических, умственных и нравственных. Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания, а также духовного развития человека». [2]

Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Человек- это вечный познаватель нового. В старшем возрасте этот процесс скорее самопознание мира. Но наибольшая активность становления личности происходит в подростковом возрасте. Итак, понимание красоты мира, природы, человека, его многогранной материально-духовной деятельности через познание национального характера, не проходящих нравственных  и культурных ценностей – наиболее эффективный путь полноценного художественного воспитания личности, формирования его эстетических вкусов и нравственных форм. Народные традиции в наше время  должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности.

    Между тем история показывает, что любая нация успешно развивается лишь тогда, когда она развивает свою национальную культуру, тогда, когда нация, вбирая культурные ценности других народов, сохраняет специфику своей культуры. Этому способствует система образования детей, сложившаяся в современной России, которая представляет собой совокупность образовательных программ различного уровня, вида и типа.

Изучение декоративно-прикладного в общеобразовательной школе в основном базируется на программах Т.Я.Шпикаловой ( 1-4классы) и ( 5-9 классы). В основе построения разделов программы положен принцип интеграции. Интеграция разных видов искусств, создающих единое образовательно-эстетическое пространство, помогает школьнику ощутить себя частицей вселенной, наследником культуры народов России, ее представителем.  Немаловажное значение отведено наглядности в процессе обучения.  Тема моей курсовой работы является актуальной  еще и потому, что может  рассматриваться как отдельное исследование  в области методического преподавания  декоративно-прикладного искусства, а поурочные конспекты могут быть применены в авторской программе.[3]
Наглядность в обучении, связь с познавательными особенностями личности.

1.1. Познавательные процессы и их формирование

1.2. Принцип наглядности в обучении

1.3. Сущность наглядности

1.4. Функции наглядности

1.5. Виды учебной наглядности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Познавательные процессы и их формирование

Познавательные процессы: восприятие, внимание, выражение, память, Они тесно взаимосвязаны между собой и в чистом виде не существуют. Говоря об общих способностях личности, имеют в виду и уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов. Чем лучше развиты эти процессы, тем более способен и большими возможностями обладает человек. Познавательные процессы развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности. Так в результате практического манипулирования с предметами ребенок обучается воспринимать и оценивать формы; в результате осуществления соответствующих действий и операций (структурирование, осмысление, ассоциирование материала и т.п.) запоминает материал. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, психические процессы можно формировать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность.

1.2. Принцип наглядности

Одним из основополагающих принципов обучения является принцип наглядности. Еще Я.А. Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. Наглядность в понимании Коменского связана с восприятием предметов (явлений) органами чувств. На сегодняшний день в основе принципа наглядности рассматривается процесс познания человеком окружающего мира:

•  непосредственно-чувственное (“Золотое правило дидактики”), когда объект познается с помощью органов ощущений;

• опосредованное, когда объекты и явления чувственно невоспринимаемы. Опосредованное познание осуществляется:

        с помощью разного рода приборов, расширяющих область чувственного познания и позволяющих наблюдать объекты, недоступные без приборов;

        с помощью фотографий, кино, звукозаписей осуществляется восприятие прошлых событий или событий и явлений, удаленных от нас на большие расстояния;

        через воздействие объектов или явлений, недоступных для непосредственного восприятия, на другие объекты и тем самым познание исследуемых объектов или явлений;

        моделирование.

При реализации принципа наглядности необходимо помнить, что непроизвольно наглядный образ, как правило, не образуется. Необходима активная работа по его созданию. А также, нужно предусматривать отбор действий, которые должны совершить учащиеся с предъявленным предметом. Эти действия должны обеспечить выделение в предмете (явлении) тех свойств, тех связей и отношений, которые составляют объект усвоения.

1.3. Сущность наглядности

Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого образа и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта.

1.4. Функции наглядности:

        помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений;

        помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога;

        формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру;

        дает учителю обратную информацию: по заданным вопросам учащимся можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.

1.5. Виды учебной наглядности

        Натуральные вещественные модели (реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)

        Условные графические изображения (чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.)

        Знаковые модели, математические, химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели

        Динамические наглядные модели (кино и телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.) [4]/[5]
2. Дидактико-методические основы изучения декоративно-прикладного искусства в условиях многоуровневой системы непрерывного образования.

 

В условиях многоуровневой системы непрерывное образование развивается по пути гуманизации и демократизации, в направлении к личности и характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, созданием образовательной среды, способствующей саморазвитию, самосовершенствованию и самовыражению будущего специалиста.

Эта тенденция предусматривает коренное изменение традиционных образовательных процессов. Именно поэтому преобразования должны ориентироваться на следующие принципы:

– принцип многоуровневости образовательных программ;

– принцип базового образования как основы для продолжения дальнейшего образования;

– принцип маневренности образовательных программ;

– принцип преемственности образовательных программ;

– принцип гибкости организационных форм;

– принцип интеграции образовательных структур.

 

Необходимо отметить, что изложенные принципы являются основополагающими для развития педагогической науки в целом, поэтому далее мы рассмотрим общие дидактические принципы обучения и их влияние на развитие творческих способностей личности, на формирование общих и профессиональных компетенций, а также сущность педагогических задач, которые целесообразно решать на занятиях декоративной деятельностью.

Искусство – важнейшее средство приобщения личности к духовным ценностям через индивидуальный внутренний опыт, через эмоциональное личностное переживание. Вводя ребенка в сферу человеческих отношений, оно воспитывает и обогащает культуру чувств, выражает и формирует его отношение ко всем явлениям бытия и к самому себе.

В условиях непрерывного образования преподавание различных предметов художественно-эстетического цикла целесообразно начинать с детских дошкольных учреждений, продолжая его в любых типах общеобразовательных учебных заведений. Следует отметить, что на различных этапах обучения различны подходы и в смысле содержательных акцентов, и в организационном плане, с учетом логики самого предмета и индивидуальных особенностей обучающихся.

Сущность педагогических задач включает:

– эстетическое просвещение и формирование духовной культуры личности, обогащение эмоционально-чувственной сферы, воспитание художественного вкуса, любви к искусству, бережного отношения к природе;

– развитие художественно-творческих способностей обучающихся, их фантазии, образного мышления, воображения, эстетического восприятия, навыков самостоятельной деятельности, инициативы, творческой активности;

– изучение основ изобразительной грамоты;

– формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, т.е. глубоких, прочных знаний, эффективных, практически значимых способов деятельности, умений и навыков, необходимых в быту, социальной жизни и работе, развитие коммуникативных навыков;

– приобщение к художественному творчеству, организация эстетически содержательной деятельности, формирование умения проявить творческий подход в любом виде деятельности;

– развитие глубины, дифференцированности и избирательности зрительного восприятия, обогащение зрительного опыта, способности различать и выделять качества художественных произведений;

– воспитание любви к национальной художественной культуре, формирование осознания национального достояния как части общечеловеческого, воспитание чувства национальной гордости и патриотизма;

– формирование устойчивой мотивации к учению как жизненно важному процессу;

– профессиональная ориентация обучающихся.

Информация о работе Значение принципа наглядности в обученни декоративно-прикладному искусству в среднем звене общеобразовательной школы