Японский национальный характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:26, реферат

Описание

Современный мир невозможно представить без тесного политического, экономического и культурного взаимодействия стран между собой. Международные контакты позволяют обмениваться опытом, рационально организовывать производство, решать проблемы, связанные с деятельностью человечества. Однако для того, чтобы отношения стран были продуктивными, мало знания политики, экономики или образовательной системы той страны, с которой устанавливается сотрудничество. Помимо этого необходимо знать психологические черты, свойственные представителям этой страны, специфические способы восприятия и особенности образа мыслей, выражающиеся в специфических формах поведения и видах деятельности. Иными словами, необходимо знание национального характера. Поэтому изучение черт, присущих той или иной нации, имеет важное значение в современном мире.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие национального характера………………………………………..5
Черты японского национального характера
Общеэтнические черты………………………………………….6
Черты группового поведения………………………………….11
Обыденно-житейские черты…………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

МКиЁ.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

     При восприятии какого-либо нового предмета китайцы стараются припомнить, подыскать что-нибудь похожее, ранее встречавшееся. Когда им нужно понять это новое, они пытаются найти общие «зерна» его со старым, уже знакомым, и таким путем объясняют смысл и назначение нового. Такой тип конкретного мышления в Японии прослеживается как в науке и искусстве, так и в повседневной жизни.

     Решая те или иные задачи, японцы действуют на основе своего предыдущего опыта, а не путем абстрактных построений. Сталкиваясь со сложными ситуациями, они подходят к их решению с утилитарных позиций. Многие исследователи японского национального характера подчеркивают, что японцы сразу принимают то, что имеет для них практическую ценность. Этому соответствует и своеобразная японская логика мышления: она основывается скорее на обстоятельствах, чем на заданных принципах.

 

      2.2. Черты группового  поведения 

     Группа  – это объединение людей по различным признакам, например, по возрасту, профессии,  полу и т.д. Социальная психология под группой понимает такое образование, в котором люди осознают свою принадлежность к этому образованию, хотя мера и степень осознания этой принадлежности может быть различной. Подобное явление характерно для любой этнической сообщности, разница заключается лишь в степени групповой сплоченности. В Японии она очень высока. В системе черт группового поведения японцев выделяются прежде всего дисциплинированность, преданность авторитету и чувство долга.

     В межличностных отношениях японцев  дисциплинированность проявляется  как стремление к упорядоченности. Эта их особенность предполагает строгое следование определенному  порядку, совершение поступков, приемлемых для других, прилежное исполнение своего долга, бескорыстное уважение вышестоящих и старших.

     В течение многих веков в сознании японцев культивировалась необходимость  следования примеру вышестоящего. Основой  такого взгляда на взаимоотношения  людей послужили идеи Конфуция, проникновение которых в Японию началось еще в IV в. Конфуцианство закрепляло традиционно-патриархальные устои и социальное неравенство, регламентировало общественные отношения, устанавливая строгую иерархию в семье и обществе. С самого детства японцу прививается привычка подчинять свое «я» интересам группы. В нем воспитывается сознание зависимости от семьи; первые поклоны, которым учат японского ребенка старшие, дают ему представление о субординации, о его месте в группе.

     Строгая регламентация в структуре японского общества, система семейного воспитания и организация образования в стране всегда были ориентированы на высокую значимость авторитета. На первый план издавна выдвигалось «беспрекословное следование за авторитетом», а такие ценности, как удовлетворение личных интересов и достижение личного успеха, играли второстепенную роль. Поклонение авторитету и сейчас поддерживается различными средствами, рассматривается как социальная норма.

     С эпохи феодализма в Японии популярно  изречение, состоящее из пяти иероглифов: х и – р и – х о – к э н – т э н (несправедливость – справедливость – закон – власть – небо). Это выражение означает следующее: несправедливость подвластна справедливости, справедливость – закону, закон – власти, а власть подчиняется только Законам Неба.

     В течение длительного времени в японском обществе культивировалась мысль о том, что хотя земная власть никогда не превзойдет Законы Неба, ибо они сильнее, чем земные законы, но восставать против нее неразумно. Эта идея глубоко укоренилась в сознании японцев. Она берет свое начало от конфуциева р э й, регламентировавшего взаимоотношения людей в общественной, служебной и личной жизни. Требования р э й послужили основой послушания, повиновения и преклонения перед авторитетом. Смысл конфуцианской морали усвоен японцами в виде следующего изречения: «Отношения между старшим и младшим подобны отношениям между ветром и травой: трава должна склоняться, если подует ветер».

     Покорность  и смирение перед власть имущими  превратились в характерную черту  многих японцев, легли в основу неписаного кодекса их поведения. Кодекс этот всегда подкреплялся чувством долга, соблюдением личных обязательств, и все правила поведения сопровождались педантичными детализированными церемониями. Сейчас эти церемонии приспособлены к новым условиям и занимают на шкале человеческих ценностей большое место как «ответственность за совершаемые поступки из чувства долга». Конечно, перечисленные качества нельзя считать исключительно японскими, но в Японии они особенно сильно влияют на человеческую личность, способствуя нередко подавлению собственного Я.

     Дух покорности, прививавшийся в течение  веков, выработал у японцев определенный тип «психологических наклонностей»: жизнь и поведение индивида регулируются строго установленными нормами, смысл  которых не оспаривается никем и не при каких обстоятельствах. Японцы настолько прониклись идеей подчинения высшим, что в присутствии авторитета даже испытывают нечто, похожее на удовольствие.

 

      2.3. Обыденно-житейские  черты 

     Вежливость, аккуратность, терпеливость, бережливость, любознательность и другие близкие к ним черты обыденно-житейского плана группируются вокруг  стержневой черты – самообладания, имеющего самые разнообразные оттенки.

     В Японии популярно выражение: «Самурай холоден, как его меч, хотя и не забывает огня, в котором этот меч был выкован». И действительно, самообладание и сдержанность – качества, которые с древних времен считались у японцев первыми признаками храбрости. Эти черты национального характера во многом обусловлены влиянием буддизма, проповедовавшего терпение, воздержание и сдержанность. В средние века, когда самурай обязан был сохранять присутствие духа в ответственных случаях, эти качества считались, безусловно, необходимыми.

     Идея  умеренности и самоограничения  пронизывает всю японскую культуру, и японец с детских лет постигает суть высказываний Лао-цзы «Тот, кто знает, где остановиться, не подвергает себя опасности»; «Тот, кто знает свой жребий, тот не будет унижен», на всю жизнь впитав идею о том, что нельзя желать большего, чем тебе отпущено судьбой.

     Интересны в этой связи жизненные правила, которых рекомендуется придерживаться японцам: 1) примиряйся с ситуацией, какой бы она ни была; 2) находи возможность  соблюдать установленные правила; 3) ограничивай себя в развлечениях; 4) причиной несчастья считай самого себя. Следование этим правилам, в свою очередь, сказалось на особом подходе японцев к оценке объективной действительности: в характере японцев и их мировоззрении ярко обозначился фатализм.

     Эта черта имеет глубокие корни в  сознании японцев. В чрезвычайных обстоятельствах, во время стихийных бедствий японцы предпочитают придерживаться позиции пассивного выжидания, когда «все пройдет само собой». Фатализм, иррациональное ощущение предрешенности прослеживается в различных аспектах жизни: за многими жизненными событиями японцы видят какие-то скрытые силы. Однако параллельно у современных японцев получил развитие и рациональный подход к действительности, часто связанный с личными интересами. Критерием рационального поведения является успех в жизни, который, считают японцы, зависит в первую очередь от бережливости и в большой степени от вежливости.

     Вежливость, несомненно, одна из кардинальных обыденно-житейских  норм в национальном характере японцев, альфа и омега японского образа жизни. Любое слово, жест, поступок, даже побуждение отмечены печатью вежливости.

     Многих, впервые посетивших Японию, поражают устройство жилища, атрибуты одежды и  убранства помещений. На всем печать строгости и порядка. И везде  поразительная чистота. Наглядную  картину этой стороны национального характера японцев нарисовал в своей книге Н.Т. Федоренко: «Мы входим в «гэнкап» - небольшую прихожую. Каменный пол из отполированных булыжников серых и буроватых тонов. За ним – деревянный настил, приподнятый, как театральные подмостки. Здесь мы оставляем верхнюю одежду и, по старинному правилу, снимаем свои ботинки, которые сразу же ставим на увлажненные кругляки таким образом, чтобы можно было легко, как бы с ходу надеть их при прощании. На пол в японском доме не полагается ступать теми же ботинками, в которых вы шли по грязной дороге. Ведь уличную пыль главным образом приносят на обуви… Надеваем легкие туфли и проходим в комнату. Но когда с дощатого пола, зеркально отполированного, нам нужно войти в комнату с циновочным полом, мы снимаем и эти легкие туфли. Ходить по циновке принято лишь в специальных матерчатых носках – «таби» - либо в обычных носках».

     Естественно, такую идеальную чистоту может  позволить себе человек с достатком, в жилищах бедняков – все проще. Однако стремление к такому идеалу общенационально.

     Аккуратность  и чистоплотность в сочетании  с бережливостью служат как бы фундаментом для овладения известными производственно-практическими навыками, позволяющими японцам с поразительной  точностью и совершенством создавать  продукцию, которая является предметом зависти многих зарубежных фирм. Безусловно, здесь надо отдать должное и японской любознательности.

     Те, кто встречаются с японцами впервые, сразу подмечают их пытливость, стремление вникнуть в суть вещей, докопаться до скрытого смысла. Любознательность неотделима от японского национального характера.

     Надо  заметить, что любознательности японца присуща четкая практическая направленность, можно сказать, прагматическая нацеленность. Когда инженер-японец берет в  руки незнакомое изделие, он старается «схватить» это изделие в единстве формы и содержания. Любознательность японца детерминирована конкретностью его мышления, в значительной мере воспитанного буддизмом.

     Японский  буддизм далек от каких бы то ни было аналитических, абстрактных построений. Буддизму свойственна простота, конкретность, лаконичность. Адепты буддизма настойчиво учатся тому, как общаться друг с другом, «минуя слова». Одна из популярных буддийских притч так иллюстрирует постулат о нераздельном единстве субъекта и объекта: «Маленькая рыбка сказала морской королеве: «Я постоянно слышу о море, но что такое море, где оно – я не знаю». Морская королева ответила: «Ты живешь, движешься, обитаешь в море. Море и вне тебя и в тебе самой. Ты рождении морем, и море поглотит тебя после смерти. Море есть бытие твое». Японцев учат познавать суть вещей без абстрагирования, потому и любознательность японцев конкретна. Возможно, это имеет прямую связь с особенностями их творческой устремленности.

 

     Заключение 

     Японский  национальный характер, как впрочем, и любой другой,– явление сложное, требующее глубокого изучения. Для того чтобы понять мотивы поведения, сущность японцев, мало просто накапливать знания о них. Для подлинного познания страны требуется нечто большее. Необходимо  разобраться в системе представлений, мерок и норм, присущих данному народу; проследить, как, под воздействием каких факторов эти представления, мерки и нормы сложились; наконец, определить, в какой мере они воздействуют ныне на человеческие взаимоотношения и, стало быть, на современные политические проблемы.

     Может возникнуть вопрос: правомерно ли говорить о каких-то общих чертах целого народа? Ведь у каждого человека свой характер и ведет он себя по-своему. Это, разумеется, верно, но лишь отчасти. Ибо разные личные качества людей проявляются – и оцениваются – на фоне общих представлений и критериев. И, лишь зная образец подобающего поведения – общую точку отсчета, - можно судить о мере отклонения от нее, можно понять, как тот или иной поступок предстает глазам данного народа.

     Правомерен  и вопрос: как можно говорить о  национальных чертах, если жизнь так  насыщена переменами, а стало быть, непрерывно меняются и люди? Японцы стали в чем-то иными, чем прежде. Но даже сами перемены происходят у  них по-своему, по-японски: национальный характер меняется под напором новых явлений весьма незначительно.

     Национальные  особенности заслуживают изучения не только ради познавательного, этнографического интереса. Знание этих особенностей помогает глубже вникать в суть современных  проблем, лучше понимать подоплеку явлений и процессов, механику взаимодействия общественных и политических сил. Словом, поняв, что за люди японцы, легче понять, что за страна Япония.

 

      Список использованной литературы 

  1. Арутюнов  С.А. Япония: народ и культура.-М.: Знание, 1991
  2. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий.-М.: ПЕР СЭ, 2002
  3. Овчинников В.В. Сакура и дуб.-М.: АСТ: Восток – Запад, 2008
  4. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы: этнопсихологические очерки.-М.: Наука, 1985

Информация о работе Японский национальный характер