Японский национальный характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:26, реферат

Описание

Современный мир невозможно представить без тесного политического, экономического и культурного взаимодействия стран между собой. Международные контакты позволяют обмениваться опытом, рационально организовывать производство, решать проблемы, связанные с деятельностью человечества. Однако для того, чтобы отношения стран были продуктивными, мало знания политики, экономики или образовательной системы той страны, с которой устанавливается сотрудничество. Помимо этого необходимо знать психологические черты, свойственные представителям этой страны, специфические способы восприятия и особенности образа мыслей, выражающиеся в специфических формах поведения и видах деятельности. Иными словами, необходимо знание национального характера. Поэтому изучение черт, присущих той или иной нации, имеет важное значение в современном мире.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие национального характера………………………………………..5
Черты японского национального характера
Общеэтнические черты………………………………………….6
Черты группового поведения………………………………….11
Обыденно-житейские черты…………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

МКиЁ.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Марийский государственный технический университет 

                                                                         Кафедра социальных наук и  технологий 
 
 

Реферат

по дисциплине «Мировая культура и искусство»

на тему:

Японский  национальный характер 
 
 
 
 
 

                                                                               Выполнила:

                                                                               студент группы СКСиТ-11

                                                                               Нагаева Е.В.

                                                                               Проверила:

                                                                               кандидат филологических наук,

                                                                               доцент Гусева С.В. 
 
 
 
 
 

Йошкар-Ола

2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

    1. Понятие национального характера………………………………………..5
    2. Черты японского национального характера
      1. Общеэтнические черты………………………………………….6
      2. Черты группового поведения………………………………….11
      3. Обыденно-житейские черты…………………………………...14

Заключение……………………………………………………………………….18

Список  использованной литературы…………………………………………...20

 

Введение 
 

     Современный мир невозможно представить без  тесного политического, экономического и культурного взаимодействия стран  между собой. Международные контакты позволяют обмениваться опытом, рационально организовывать производство, решать проблемы, связанные с деятельностью человечества. Однако для того, чтобы отношения стран были продуктивными, мало знания политики, экономики или образовательной системы той страны, с которой устанавливается сотрудничество. Помимо этого необходимо знать психологические черты, свойственные представителям этой страны, специфические способы восприятия и особенности образа мыслей, выражающиеся в специфических формах поведения и видах деятельности. Иными словами, необходимо знание национального характера. Поэтому изучение черт, присущих той или иной нации, имеет важное значение в современном мире.

     Темой моей работы является японский национальный характер, один из ярких примеров того, насколько сильно отличаются друг от друга люди разных национальностей.

     Япония  сегодня – одна из ведущих постиндустриальных держав, являющаяся производителем самой современной и самой качественной техники в мире. Япония – «открытый» тип общества, активно взаимодействующий с другими странами, и не только в области техники и технологий, но также и в области культурной. Происходят разительные перемены в поведении японцев: например, вы можете встретить здесь бешеную толпу поклонниц, кричащих и визжащих от восторга при виде своего кумира. Однако эти перемены больше касаются внешней стороны поведения, что же касается внутреннего мира, то здесь проявляется консерватизм японцев.

     Целью моей работы стало изучение тех черт японской нации, которые формировались на протяжении долгой истории ее существования, которые настолько вошли в жизнь японцев, что при всех внешних изменениях, они так или иначе проявляются в их деятельности. 

 

Понятие национального характера 

     В обществоведческой литературе весьма часто употребляются понятия “национальный характер”, “национальный менталитет”. Термин менталитет (ментальность) — латинского происхождения (лат. mens —ум, мышление, образ мыслей). В социологии этим термином принято обозначать совокупность установок и предрасположенностей индивида, социальной группы или народа действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. Это понятие характеризует глубинные черты сознания и поведения, оно в концентрированном виде отражает единство высоко рационализированных форм сознания (науку, философию, политическую идеологию, религию и т.п.) и мира бессознательных структур, неосознанных культурных кодов, определяющих поведение людей. На уровне ментальности “пересекаются” природные и культурные, рациональные и эмоциональные, сознательные и бессознательные, личностные и общественные компоненты структуры индивидуального и коллективного сознания и поведения.

       Национальный менталитет, или национальный  характер, формируется на протяжении  длительного времени, охватывающего  практически всю историю данного  народа. Конкретные черты характера народа складываются в зависимости от его традиций, культуры, социальных структур, внешней, природной среды обитания. В свою очередь сама ментальность выступает как порождающее сознание, задавая определенные образцы мышления и поведения личностей, социальных групп и народа в целом. Таким образом, национальный менталитет — определенный способ видения мира и типичных образцов социального действия, регулирующих поведение народа на протяжении длительного времени.

 

     Черты японского национального  характера 

2.1. Общеэтнические черты 

     Трудолюбие  и связанное с ним усердие  во всех сферах трудовой деятельности – важнейшая черта японского  национального характера. Разумеется, это не значит, что, например, немцы, американцы, англичане менее трудолюбивы. Однако трудолюбие немца совершенно иное. Немец трудится размеренно, экономно, у него все рассчитано и предусмотрено. Японцы отдаются труду самозабвенно, с наслаждением. Присущее японцам чувство прекрасного они выражают и в процессе труда.

     В японском языке есть специфическое выражение ф у р ю. Оно состоит из иероглифов ф у – ветер и р ю – поток, понятие «ветра и потока» передает чувство прекрасного. По утверждениям японского писателя Тэцудзо Таникава, эстетическое чувство – это основа японского национального характера, именно та кардинальная черта, вокруг которой группируются все остальные.

     В каждой японской семье, как бы ни была она бедна, всегда находится горшок с растениями и панно-картина, висящее  в специальной нише. Даже на самом  маленьком клочке земли обязательно разбит садик. В таких садиках – несколько деревьев, каменный фонарь, земля покрыта мхом; их можно встретить во многих уголках японских больших городов.

     Известно  стремление японцев рано (в пятьдесят  или пятьдесят с небольшим  лет) удаляться от дел и предаваться  эстетическому наслаждению природой – деревьями, цветами, ветром и луной, в соответствии с ф у р ю. Все, что в представлении иностранцев соединяется с Японией - обучение женщин художественной аранжировке цветов, искусству чайной церемонии и сочинению стихов, обучение мужчин военным искусствам – имеет отношение к ф у р ю.

     Японское  фехтование носит название к э  н д о, японское искусство стрельбы из лука называется к ю д о. Первое означает «путь меча», второе – «путь  лука». Под путем здесь, как известно, понимается вовсе не дорога, а единый Закон, единый Путь всех вещей. «Путь меча» и «путь лука», получив глубоко философский смысл в сознании японцев, были возведены в разряд искусства, отвечающего требованиям красоты. В связи с этим основной целью стрелка из лука, например, должно быть не попадание в мишень, а овладение самим искусством стрельбы. Когда стрелок в совершенстве овладеет каждым своим движением, когда он освободится от навязчивого желания во что бы то ни стало попасть в цель, стрела устремится к цели сама собою. Это в полной мере относится к каратэ, дзюдо, айкидо. Эстетические нормы вообще в большой степени определяют жизненную философию японцев, художественный вкус пронизывает весь уклад их жизни.

     На  протяжении многих веков в Японии культивировалось чувство прекрасного, превращаясь постепенно в своего рода религиозный культ поклонения красоте, который распространялся среди всех слоев населения.

     Издавна в обучение писать иероглифы на равных правах входили требования и правильности и красоты, что вырабатывало с детства устойчивый эстетический навык. Иероглифическая система сложна, она требует безупречной точности линии, ее красота и выразительность давались лишь путем эмоционального творческого усилия. Естественно, переписывание иероглифов рассматривалось как занятие на уровне эстетики.

     В японском языке имеются эстетические понятии х а н а м и  – любование цветами, ц у к  и м и – любование луной  и ю к и м и – любование  снегом, выражающие существенную часть  повседневной жизни. Традиция поклонения прекрасному передается от поколения к поколению. Она сказывается во всем, проявляется в чувствах, словах и поступках.

     Повышенная  восприимчивость к красоте сделала  японцев чрезвычайно эмоциональными. Им свойственно смотреть на все с  точки зрения личного переживания  даже тогда, когда поставленная цель может быть достигнута лишь путем трезвого, объективного подхода. Конечно, любовь к прекрасному свойственна всем народам, но у японцев это – неотъемлемая часть национальной традиции.

     Вообще  традиция, точнее, традиционализм проник в поведение, помыслы и чаяния японской нации, стал важнейшей чертой ее характера. Сложившиеся в японском обществе традиции особенно ярко выражают идею преемственности  в общественной жизни, закрепляя национальные, культурные и бытовые элементы. Японцы бережно относятся к культурному наследию прошлого, они сохраняют классический театр, чайную церемонию, икебана. В динамичном обществе XX века японцы ищут опору в постоянстве и находят его в традиционных формах искусства.

     Японцы  во всем видят смысл, уходящий корнями в далекую древность. На Новый год (празднества, кстати сказать, длятся целую неделю) у каждого дома ставятся ветки сосны (символ долголетия, могущества), сливы и бамбука (символ постоянства и добродетели), развешиваются пучки соломы и узкие бумажные полоски. Соломенные пучки затем сжигают, «чтобы отогнать злых духов», как это делали в старину. Особенно сильно влияние на японцев традиционных ценностей семейной системы, которая всегда носила консервативный характер. Действия индивида ограничивались определенными рамками – ориентацией на семейный коллектив, полное подчинение главе семьи.

     Отношение японцев к континентальной культуре не исчерпывалось ни отталкиванием, ни слепым преклонением; достаточно часто оно приобретало характер соревнования, диалога, который со временем стал внутренним принципом японской культуры. Заимствованные элементы иноземной культуры творчески переплавлялись, приобретали новый характер и постепенно становились органической частью японской традиции. Японию можно охарактеризовать как устойчивую и в то же время «открытую» систему культуры в противоположность странам типа Индонезии («открытая», но неуравновешенная культурная система, хотя традиции ислама и способствуют возникновению противоположной тенденции) и типа Индии, Китая (устойчивый, «закрытый» тип, чрезвычайно неохотно уступающий иноземным влияниям). Психологически японская «открытость» ведет к совмещению любви к традиции с любовью к чужому и новому. Поэтому японский традиционализм – явление особого рода.

     Япония  благодаря своему островному положению и высокой плотности населения могла постепенно ассимилировать и перерабатывать все вновь доходившие до нее культурные влияния в соответствии со своими национальными целями.

     Японцы  перенимали у других то, что представляло для них интерес на конкретном этапе их исторического развития. Каждый элемент чужой культуры осваивался таким образом, чтобы можно было его приспособить к японским условиям. В результате заимствования всегда носили прагматический характер, да и, по существу, заимствованиями и не были – скорее речь может идти о своего рода трансформации, применительно к социальным или иным потребностям Японии. Во всем этом процессе отчетливо просматривается устойчивый этноцентризм, явившийся питательной средой одной из доминирующих черт японского национального характера – гордости за свою нацию.

     Японцы  любят все конкретное, образное. То, что лишено образности, их не заинтересует. Японцы объясняют это своей нелюбовью  к абстракциям. В Японии и под  философией понимают не то, что в  Европе или в Америке. Европейцам, чтобы вникнуть в суть вещей, надо осуществить «отлет» от предмета, абстрагироваться, посмотреть на него со стороны. Лишь после такого мысленного оперирования с предметом европейцы получают затем конкретное представление о нем и осуществляют практическую деятельность с ним. Японцы же делают иначе: им свойственно проникновение в «глубь» предмета без особого абстрагирования. Такой метод «вхождения» заимствован ими у китайцев, чье мышление отличается удивительной конкретностью.

Информация о работе Японский национальный характер