Яхонтов, анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:27, контрольная работа

Описание

Рождение спектакля «Война» было продиктовано не интересом к «роли», а интересом к теме. Театр назвал себя «Современник» по имени пушкинского журнала: «Как журнал, так и наш театр, мечтали мы, ставят своей целью слушать свое время, его смысл, содержание и идеи».

«Мы давно задумали сделать работу об империалистической войне» - писал Яхонотов.

Принимаясь за работу, за любой сценарий, необходимо собрать материал на выбранную тему. Так, для того чтобы поднять тему войны, необходимо было прочесть очень много книг и выбрать основную дорогу. Необходимо было понять, в каком ключе решать эту очень сложную и очень обширную тему. Яхонтов жил, вынашивал темы.

« Мы вспомнили строчки из «Манифеста Коммунистической партии» : “История всех до сих пор существовавших обществах – была историей борьбы классов…”».

Работа состоит из  1 файл

Яхонтов. Анализ..doc

— 60.50 Кб (Скачать документ)

Часто в композициях  музыка является просто иллюстративным фоном. Она ничего не добавляет, не обогащает целое, а лишь раскрашивает, подсвечивает отдельные элементы. Яхонтов в «Войне» дает своеобразный урок – как надо использовать музыку в строении образного решения целого:

« «Войну» я  делал не один. Мой партнер разговаривал на языке прекрасном и возвышенном. Он играл на рояле. Я говорил, Бах, Дебюсси, Равель сопровождали мой голос, и так мы общались и даже вели диалог. Чем-то трагическим веяло от этой музыки, от  этой культуры, которую разрушает война. На фоне моего текста еще печальнее, несколько похоронной торжественностью звучали мелодии, такие чистые, глубокие у Баха, хрупкие и беззащитные у Дебюсси и саркастические у Равеля. Я был не одинок, у меня был интереснейший собеседник. Не будь его, не было бы представления. Искусство в этом спектакле рождалось из музыки и слова. Мы были равноправны и целиком зависели друг от друга, потому что какие-то доли секунд в тех паузах, когда я слушал, а потом отвечал, я понимал, что мы общаемся, как актеры в театре, как два партнера в пьесе. Дело было не в том, что мой партнер играл хорошую музыку – он жил вместе со мной, мы перекликались. Мы дополняли друг друга, образуя целое. Его музыка отнюдь не была составной частью единой сути – выражением, содержанием и продолжением моей роли, моего действия. Мы живописали трагедию – трагедию мира незадачливо устроенных людей, находившихся в тисках, в роковом круге войн и разрушений. На протяжении всей работы мы говорили о неизбежности войны, если система, управляющая миром, не будет изменена.

Яхонтов знал выразительную  силу контраста, противостояния, на котором  основано монтажное мышление.

В «Войне» музыка становилась образом красоты, гармонии, символом непреходящих ценностей, накопленных человечеством.

Она противостояла  другому зловещему образу – дисгармоничному, разрушительному, образу войны. Это  противопоставление еще более цементировало  художественную целостность выступления  Яхонтова.

«Лейтмотив, повтор, контрапунктическое сочетание тем, вариация, когда – почти все приемы яхонтовской драматургии могут быть обозначены музыкальными терминами», - писал А. Гладков, отмечая важнейшую особенность родившегося жанра.

Но у классической музыки в этом спектакле была и  своя самостоятельная роль. Прекрасная музыка как бы олицетворяла  культуру, которую разрушает война. Когда торжественная мелодия Баха заполняла паузу после «гимна человеческой руке», кульминации достигла тема созидательной, творящей силы разума.  

Композиция «Война» была закончена весной 1929 года. Все было рассчитано и выверено. Спектакль состоял из семи картин.

  1. Морской бой: встреча английской и немецкой эскадр в море, гибель огромных боевых кораблей. Обреченность этих плавучих домов, трагичность их судьбы.
  2. История изобретений: пробег по путям развития европейской культуры и цивилизации.
  3. Въезд Вильгельма II в Иерусалим: борьба за рынки и колонии.
  4. Бомбардировка Парижа: пушки разрушают европейские столицы.
  5. Либкнехт в тюрьме: прекрасный человек, не падающий духом в заточении.
  6. Полет: первые воздушные бои. Летчик, пролетающий над руинами городов.
  7. Лазарет: биение сердца неизвестного солдата и законы превращения материи, порождающей «свой высший цвет – мыслящий дух».
 

«На протяжении всей работы мы говорили о неизбежности войн, если система, управляющая миром, не будет изменена. Мы действовали в огромных пространствах – на планете, где гибнут и  уродуются люди, ибо такова капиталистическая система». 

Работа подходила  к концу. Создатели сознавали, что  сделано что-то значительное, в истории театра, может быть, небывалое.

В ту весну 1930 года они не могли сознавать только, какой страшный пророческий смысл  в их «Войне» заключен. «Я никогда  ни на одну минуту не предполагал, - говорит  Яхонтов, - что немецкие авантюристы  направят свои длинные пушки на Ленинград». Но создавался спектакль о военном авантюризме, самом опасном и коварном из всех видов авантюризма, известных истории. 

Информация о работе Яхонтов, анализ