Виды и жанры изобразительного искусства. Технологии и организация экскурсионных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 19:29, реферат

Описание

Определение отличительных признаков искусства и его роли в жизни людей вызывало острые разногласия на протяжении всей истории культуры. Оно объявлялось "подражанием природе" - и "свободным формотворчеством"; "воспроизведением действительности" - и "самопознанием Абсолюта", "самовыражением художника" - и "языком чувств"; особого рода игрой - и особого рода молитвой. Такие разногласия объясняются многими причинами: различием философских позиций теоретиков, их идеологических установок, опорой на различные виды искусства и творческие методы (например, на литературу или на архитектуру, на классицизм или реализм), наконец, объективной сложностью строения самого искусства. Эта сложность, многогранность структуры не осознаётся и некоторыми теоретиками, которые определяют сущность искусства то, как гносеологическую[1], то, как идеологическую, то, как эстетическую, то, как творчески-созидательную и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
Предмет изобразительного искусства.
Виды и жанры………………………………………………………………3
Особенности русской иконописи………………………………………….8
Портрет в изобразительном искусстве…………………………………..10
Пейзаж
История и тенденция жанра………………………………………………12
Натюрморт…………………………………………………………………18
Плакат………………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………21
Список использованной литературы…………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 35.97 Кб (Скачать документ)

А рядом с этим в древней русской  иконописи мы встречаемся с неподражаемой  передачей таких душевных настроений, как пламенная надежда или  успокоение в Боге.      

Говоря  об аскетизме русской иконы, невозможно умолчать о другой ее черте, органически  связанной с аскетизмом. Икона  в ее идее составляет неразрывное  целое с храмом, а потому подчинена  его архитектурному замыслу. Отсюда изумительная архитектурность нашей  религиозной живописи: подчинение архитектурной  форме чувствуется не только в  храмовом целом, но и в каждом отдельном  иконописном изображении: каждая икона  имеет свою особую внутреннюю архитектуру, которую можно наблюдать и  в непосредственной связи ее с  церковным знанием.      

Помимо  подчинения иконы архитектуре храма, в ней можно проследить симметричность живописных изображений.      

Архитектурность иконы выражает одну из центральных  и существенных ее мыслей. В ней  мы имеем живопись, по существу, соборную: в том господстве архитектурных  линий над человеческим обликом, которая в ней замечается, выражается подчинение человека идее собора, преобладание вселенского над индивидуальным. Здесь человек перестает быть самодовлеющей личностью и подчиняется  общей архитектуре целого.     

ПОРТРЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ  ИСКУССТВЕ     

ПОРТРЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ – это художественное высказывание, имеющее содержание и способ выражения (грамматику, стилистику). Какова тема любого портрета? На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. Всеобщая (инвариантная) тема портрета – индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. Независимо от того, сколько человек изображено на портрете – двое (парный портрет) или несколько (групповой), каждый из них на портрете обладает относительной автономией. На портрете могут звучать две, три темы и т.д., но каждая из них – тема индивидуальной жизни. Если темы теряют свою самостоятельность, портрет выходит за пределы своей жанровой специфики. Так, например, если темой выступает событие, перед нами не портрет, а картина, хотя ее герои могут быть изображены портретно.      

На портрете человек, как правило, не «говорит». На портрете человек молчит, но это красноречивое  молчание. Портрету противопоказаны  аффекты (гнев, ярость, бурное веселье  и т.д.) – сильное кратковременное  чувство, связанное с активной двигательной реакцией. Для портрета характерен одушевленный покой.     

Человек созерцающий предполагает разнообразное  сочетание иных характеристик –  социальное положение, национальность, возраст, религиозные и нравственные признаки, характер и др.     

Замечено, что модель на портрете не смеется  и не вызывает смеха. Портрет –  серьезен. Модель на портрете изображена в серьезную минуту жизни. Портрет  опускает то, что принадлежит простой  случайности, мимолетной ситуации, присущей человеку в реальной жизни. В этом смысле портрет, по выражению Гегеля, «льстит» модели. Когда человек серьезен, он не смеется. Там, где на портрете модели смеются, жанр портрета находится  на границе с другими жанрами  – этюдом, эскизом, «жанром» и т.п. Духовный аспект – главное в портрете. Содержанием серьезного может быть и трагическое и возвышенное.      

Портрет, как и каждое художественное высказывание, реализует себя через композиционную форму. Она специфична для искусства. Композиционным инвариантом портрета выступает такое построение, в  результате которого в центре композиции, в фокусе зрительского восприятия оказывается  лицо модели. Не случайно композиционным симптомом становления жанра  европейского портрета в эпоху раннего  Возрождения называют «Выход из профиля» в фас. Исторические каноны в сфере  композиции портрета предписывают определенную трактовку центрального положения  лица по отношению к позе, одежде, окружению, фону и т.п.     

Портрет не только изображает индивидуальность человека, но и выражает индивидуальность художественной личности автора. Портрет  –«автопортретен». Благодаря такому слиянию модель на портрете выглядит как если бы она в действительности была живая. Портрет всегда в чем-то похож на автора, одновременно он в чем-то не похож на модель. Похожесть и непохожесть одинаково важны для портрета.     

Портрет, который не превращает лицо в «вещь» и не живет только по каким-то совершенно абстрактным формальным законам, заключает  в себе истину об индивидуальности Человека созерцающего (и модели и  автора). Вот почему познавательная функция портрета – существенный и необходимый признак жанра  портрета, его «архетипа». Это не мешает иным способам использования  портрета (мемориального, репрезентативного, декоративного и др.) в соответствии с бытующей в искусствознании  типологией портретного искусства.     

В итоге можно дать следующее определение  жанра портрета в его классическом виде: портрет раскрывает с позиций  эстетической категории «серьезного» и в рамках живописного стиля  истину человеческой индивидуальности посредством одушевленного изображения  внешнего облика человека (композиция изображения такова, что в центре оказывается лицо и глаза), выражающего  рефлексивно-медитативное состояние  модели и автора.       

 

Пейзаж

История и тенденции развития жанра     

Пейзажи: история развития от Древнего Востока  до средних веков     

Пейзаж  – это картина или изображение, которое запечатлевает всё разнообразие природы: леса и моря, озера и степи, горы и реки. Различные формы отображения  живописных природных композиций продолжают радовать и покорять новые поколения.     

Художники пейзажисты появились еще в те давние времена, когда на скалах в  эпоху неолита были изображены пейзажи  природы. Так в пустыне Сахара, на плато Тассилин-Аджер находятся  оригинальные, старинные рисунки  пейзажи охоты, а Древний Восток богат настенными росписями, где  язык пейзажа ярко представлен мотивами охоты и созерцания природы. Древние  китайские пейзажи поэтично передали окружающую действительность. Первые художники пейзажисты из Китая выполняли  свои работы тушью на тончайшем шелке. Роль пейзажа из Древнего Китая огромна, ведь именно эти пейзажи натюрморты, выполненные в своеобразной манере, оказали влияние на работы творцов  пейзажей из Японии и Индии.     

Картины пейзажи: средние  века, венецианская школа живописи     

Сельский  пейзаж начал выходить за рамки родственных  живописных жанров в работах великого нидерландского мастера Патинера и  немецкого живописца Альтдорфера. Именно их пейзажная живопись, насыщенные красками пейзажи в картинах стали  прорывом изображения. Природа выходит  из тени на первый план полотен, например, в работе Альтдорфера «Лесной  пейзаж», где небольшие фигурки  людей теряются в монументальном величии изображения лесной чащи. Суровые осенние пейзажи и  оптимистический весенний пейзаж увлекают за собой и зовут в мир чудес  и познания истины.     

Картины маслом пейзажи были выразительны и  сильны у мастеров, представляющих венецианскую школу. Художник Джорджоне  творил в начале XVI века и его произведение «Гроза» (1506 год) отображает пейзажи  леса, весеннего пробуждения и  грозной стихии. Техника пейзажа  настолько проникновенно доносит  к нашим сердцам мир природы, приглушенные оттенки изображения  пейзажа настолько визуально  воздействуют на восприятие, что кажется, что мы сами находимся внутри картины, являемся участниками действа.     

Единение  человека и природы отныне постоянно  отражено в работах известных  мастеров: пейзажи осени и очаровательные пейзажи весны очень талантливо переданы в картинах «Спящая Венера»  и «Три философа» художника Джорджоне. Венера, ослепительная девушка, сладко спит на фоне бушующей красоты природы  южной Италии. Романтические пейзажи  после этого произведения начали приобретать популярность у современников  и потомков мастера. Итальянские  пейзажи начинают покорять мир, яркое  солнце и теплота природных красок увлекают за собой, хочется долго  любоваться и оценивать эти пейзажи  лета.     

Гениальный  Тициан, который возглавил итальянскую  венецианскую школу, оказал огромное влияние  на дальнейшие пейзажи художников, сумев показать величие и красоту  природы. Деревенский пейзаж стремительно ворвался в моду, а графика пейзажей Тициана настолько тонка, что  позволяет разглядеть даже маленькие  штрихи и детали. Очаровательные пастухи  и пастушки, ветвистые деревья  и великолепные чащи, цветы пейзажи - так огромно наследие неутомимого  гениального труженика Тициана.      

Пейзажи художников мира XVII-XVIII века     

Венецианская  школа оказала влияние и на творчество известнейшего испанского художника Эль Греко, внесшего значительный вклад в такой жанр, как городской  пейзаж. Живопись Эль Греко –  знаменитый пейзаж «Вид Толедо» - является классическим примером, как городской  пейзаж картины, когда серый, с серебристыми отблесками город освещен страшным и зачаровывающим светом грозы. Пейзажи  города в противоборстве с природой кажутся сказочными и фантастическими, как две глыбы, два противоречия, которые сошлись в вечной борьбе друг с другом. Кто победит? Зритель сам ищет ответ на этот вопрос, и искусство пейзажа помогает каждому из нас найти истину.     

Художник  из Голландии Питер Брейгель (старший) виртуозно донес образы и природу  своей родной суровой страны. Пейзажи  зимы Брейгеля рельефно отражают северные широты Лапландии. Зимний пейзаж кисти  Брейгеля (старшего) оживляется фигурками  людей и зверей. Красота и торжественное  созерцание овладевают зрителями, а  зимний пейзаж - рисунок покоряет и  влюбляет в себя. Сила голландских  пейзажей – в тихой прелести изображения - лучшие пейзажи художников Порселлиса и Влигера, Кейпа и Аверкампа, эти пейзажи акварелью и необыкновенные пейзажи маслом, тихим лиризмом окутывают  сознание. Морской пейзаж сурового северного моря восхищает красотой морской стихии, на пейзаже ландшафта  видны нежные переходы и переливы красок. Когда взгляд скользит за пейзажами  озер и рек, долин и холмов, зрителя  окутывает покой и умиротворение. Музыку цвета и величие красоты  подарили нам, людям XXI века, эти пейзажи  мира, созданные ещё в XVII и XVIII веках.

 
и т.д.................

Список использованной литературы

1. Алпатов М.В. Очерки  по истории портрета. М. - Л., 1937.

2. Данилова И.Е. Вступительная  статья к кн.: Портрет в европейской  живописи портрета XV - начала XX века. М., 1975.

3. Басин Е.Я. К определению  жанра портрета. Советское искусствознание,  вып. 20. М., 1986.

4. Александров В.Н. История  русского искусства / В.Н. Александров. - Минск: Харвест, 2004. - 736 с.

5. Алпатов М.В. Всеобщая  история искусств / М.В. Алпатов. - М., 1994.

6. Герман М. Модернизм  / М. Герман. - СПб., 2003. - 480 с.

7. Дмитриева Н.А. Краткая  история искусств: в 2 кн. / Н.А.  Дмитриева. - М., 1996.

8. Изобразительное искусство.  Россия. ХХ век. - М., 1995.

9. Ильина Т.В. История  искусств. Западноевропейское искусство  / Т.В. Ильина. - М., 1993.

10. Казу С. Великие мастера  европейского искусства / С. Казу, Е. Франки, А. Франчи; пер. с итал. - М.: СЛОВО, 2004. - 400 с.


Информация о работе Виды и жанры изобразительного искусства. Технологии и организация экскурсионных услуг