Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:40, реферат

Описание

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606--1669) знаменует наивысший

расцвет голландского искусства XVII века и одну из вершин мирового

искусства вообще. Демократическое и истинно гуманное, проникнутое горячей

верой в торжество справедливых жизненных начал, оно воплотило в себе самые

передовые и жизнеутверждающие идеи своего времени.

Работа состоит из  1 файл

творчество рембранда.rtf

— 36.28 Кб (Скачать документ)

Творчество Рембрандта Харменса ван  Рейна  (1606--1669)  знаменует  наивысший

расцвет  голландского  искусства  XVII  века  и  одну  из  вершин   мирового

искусства вообще. Демократическое и истинно  гуманное,  проникнутое  горячей

верой в торжество справедливых жизненных начал, оно воплотило в  себе  самые

передовые  и  жизнеутверждающие  идеи  своего   времени.   Художник   поднял

изобразительное  искусство  на  новую  ступень,   обогатив   его   небывалой

жизненностью и психологической глубиной. Рембрандт создал  новый  живописный

язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы  светотени  и

насыщенный, эмоционально напряженный колорит. Духовная жизнь человека  стала

отныне доступной изображению средствами реалистического искусства.

   Рембрандт выступил новатором во многих жанрах. Как портретист, он  явился

создателем  своеобразного  жанра  портрета-биографии,   где   долгая   жизнь

человека и его  внутренний  мир  раскрывались  во  всей  своей  сложности  и

противоречивости. Как исторический живописец, он претворил далекие  античные

и библейские легенды  в  согретый  высоким  гуманизмом  рассказ  о  реальных

земных человеческих чувствах и отношениях.

Середина  1630-х  годов   --   время   наибольшей   близости   Рембрандта   к

общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному,  насыщенному  театральным

пафосом  и  бурным  движением,  контрастами  света  и  тени,  противоречивым

соседством  натуралистических  и  декоративных  моментов,  чувственности   и

жестокости.

   В  барочный  период  написано   «Снятие  с   креста»   (1634).   Картина

иллюстрирует евангельскую легенду о том, как Иосиф Аримафейский,  Никодим  и

Другие ученики и близкие Христа,  получив  разрешение  Пилата,  сняли  ночью

тело Христа, завернули его в богатую плащаницу  и  похоронили.  [pic]Легенда

рассказана Рембрандтом с потрясающей жизненной правдой.  Трагическая  смерть

учителя и  сына  повергла  участников  события  в  глубокое  горе.  Художник

вглядывается в лица, стараясь проникнуть  в  души  людей,  прочесть  реакцию

каждого на происходящее. Взволнованно  передает  он  обморок  Марии,  матери

Христа,  плач  и  стенания  женщин,  страдание  и  скорбь  мужчин,  испуг  и

любопытство подростков.

В этом произведении Рембрандт  отталкивался  от  известной  картины  Рубенса

того  же  названия,  используя  отдельные  композиционные  мотивы   великого

фламандца и стремясь превзойти его в выражении душевных движений героев.

Другим важным достижением этой картины, наряду  с  индивидуализацией  чувств

действующих  лиц,  явилось  использование  света  для  достижения  цельности

многофигурной композиции. Три главных момента легенды  --  снятие  с  креста,

обморок  Марии  и  расстилание  плащаницы  --   освещены   тремя   различными

источниками света, интенсивность которых  убывает  сообразно  с  уменьшением

значения  сцены.  [pic]   Начало  нового  периода  в  жизни   и   творческой

деятельности  мастера  было  отмечено  двумя  важными   событиями,   которые

произошли в 1642 году: безвременной смертью  Саскии,  горячо  любимой  жены,

оставившей  ему  годовалого  сына,  и  созданием  картины  «Ночной   дозор»--

большого группового  портрета  амстердамских  стрелков,  самого  знаменитого

произведения мастера.

  Семейная трагедия и завершение ответственного заказа поставили Рембрандта

перед сложными проблемами личной и творческой  жизни.  Художник  выходит  из

этого кризиса возмужавшим и умудренным. Его искусство становится  серьезнее,

собраннее и глубже, а главное, в нем все  явственней  проступает  интерес  к

внутренней жизни человека, к тому, что творится в его душе.

В тесной связи с эволюцией  творчества  Рембрандта  в  1640-е  годы  следует

рассматривать и одно из главнейших произведений художника  --  «Даная»,  хотя

на картине стоит дата 1636. На создание образа Данаи, легендарной  греческой

царевны, заточенной своим отцом, чтобы избежать предсказанной ему гибели  от

руки внука, Рембрандта вдохновила его  первая  любовь  --  Саския.  Но  через

десять лет, как показали новейшие исследования, художник,  неудовлетворенный

первоначальным решением, существенно перерабатывает образ  главной  героини.

Моделью для окончательного  варианта  картины  послужила  ему,  по-видимому,

Гертье Диркс, молодая вдова, поселившаяся в  доме  Рембрандта  после  смерти

Саскии сначала как нянька годовалого Титуса, а  затем  и  на  правах  полной

хозяйки. Таким образом, голова, правая рука и в  значительной  степени  тело

Данаи, ожидающей в своей темнице возлюбленного (по  легенде,  влюбившийся  в

Данаю Зевс проник к ней в виде золотого  дождя),  а  также  фигура  старухи-

служанки оказались написанными заново, в смелой широкой  манере  середины  и

второй половины 1640-х годов. Почти все остальные  детали  картины  остались

такими, какими были написаны в 1636 году,  характерным  для  предшествующего

периода аккуратным, рисующим мазком.

Значительным  изменениям  подвергся  и  колорит  картины.  В  первоначальном

варианте господствовали холодные тона, типичные для середины  1630-х  годов.

Заменив золотой дождь первого варианта золотым светом, как  бы  предвещающим

появление влюбленного бога, Рембрандт  выполняет  теперь  центральную  часть

картины в теплом тоне с золотистой охрой  и  красной  киноварью  в  качестве

доминант.

Во втором варианте, то есть в 1646--1647 годах, Даная получила и  углубленную

психологическую  характеристику,  благодаря  которой  раскрылся  сокровенный

внутренний мир женщины, вся сложная  и  противоречивая  гамма  ее  чувств  и

переживаний.   «Даная»,   таким   образом,--наглядный    конкретный    пример

становления знаменитого рембрандтовского психологизма. [pic]

   Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего  достижениями  в

области портрета. Внешне портреты этого  периода  отличаются,  как  правило,

большим размером, монументальными формами. спокойными позами. Модели  обычно

сидят в глубоких креслах, положив на колени  руки  и  повернувшись  прямо  к

зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук. Это  всегда  пожилые,  умудренные

долгим жизненным опытом люди -- старики и старухи с печатью невеселых дум  па

лицах  и  нелегкого  труда  на  руках.  Подобные  модели  давали   художнику

блестящие  возможности  показать  не  только  внешние  приметы   преклонного

возраста, но и духовный облик  человека.  В  собрании  Эрмитажа  эти  работы

хорошо представлены незаказными портретами:

«Старик в красном», «Портрет старушки» и «Портрет старика еврея».

Мы не знаем имени человека, послужившего  моделью  для  портрета  «Старик  в

красном». Рембрандт писал его дважды: в  портрете  1652  года  (Национальная

галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в  глубокой

задумчивости склонившим голову на правую руку; эрмитажный  вариант  трактует

ту же  тему--  человек  наедине  со  своими  думами.  На  этот  раз  художник

применяет строго  симметричную  композицию,  изображая  неподвижно  сидящего

старика  в  фас.  Но  тем  заметнее  движение  мысли,  едва  уловимая  смена

выражения лица: оно кажется то суровым, то  более  мягким,  то  усталым,  то

вдруг озаренным приливом внутренней силы и энергии. То  же  происходит  и  с

руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно.  Художник

достигает этого прежде  всего  благодаря  блестящему  мастерству  светотени,

которая в зависимости от  ее  силы  и  контрастности  вносит  в  изображение

элегическую расслабленность  или  драматическое  напряжение.  Огромную  роль

играет при этом и манера нанесения краски на холст. Изрытое  морщинами  лицо

старика   и   узловатые   натруженные    руки    обретают    художественную,

выразительность благодаря вязкому месиву красок, в  котором  переплетающиеся

жирные мазки передают  структуру  формы,  а  тонкие  лессировки  придают  ей

движение и жизнь.

Безымянный старик в  красном  с  подчеркнутым  достоинством,  силой  духа  и

благородством   стал   выражением   новой   этической   позиции   художника,

открывшего, что ценность  личности  не  зависит  от  официального  положения

человека в обществе.

   К середине 1660-х годов Рембрандт  завершает  свое  самое  проникновенное

произведение -- «Возвращение блудного  сына».  Его  можно  рассматривать  как

завещание Рембрандта-человека  и  Рембрандта-художника.  Именно  здесь  идея

всепрощающей любви к человеку, к униженным  и  страждущим  --  идея,  которой

Рембрандт  служил  всю  свою  жизнь,--  находит   наивысшее,   совершеннейшее

воплощение. И именно в этом произведении мы встречаемся со  всем  богатством

и  разнообразием  живописных  и  технических  приемов,   которые   выработал

художник за долгие десятилетия творчества.

   Оборванный,  обессиленный  и  больной,  промотавший  свое   состояние   и

покинутый друзьями,  появляется  сын  на  пороге  отчего  дома  и  здесь,  в

объятиях отца, находит прощение и утешение. Безмерная светлая  радость  этих

двоих -- старика, потерявшего всякие надежды на  встречу  с  сыном,  и  сына,

охваченного стыдом и раскаянием, прячущего лицо на груди  отца,--  составляет

главное эмоциональное содержание произведения. Молча,  потрясенные,  застыли

невольные свидетели этой сцены.

Художник  предельно  ограничивает  себя  в  цвете.  В   картине   доминируют

золотисто-охристые,   киноварпо-красные   и   черно-коричневые   тона    при

бесконечном богатстве  тончайших  переходов  внутри  этой  скупой  гаммы.  В

Информация о работе Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна