Творчество Никиты Михалкова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание

Никита Михалков едва ли нуждается в пространных рекомендациях - он один из наиболее известных деятелей российской культуры в мире. Как остроумно заметил один из его коллег, он – «единственный из наших режиссеров, кто преуспел западнее Прибалтики и восточнее Сахалина» .

Содержание

Введение_______________________________________________________________2
1. Биография Никиты Михалкова__________________________________________4
2. Творческий путь Никиты Михалкова_____________________________________9
2.1 Актерская карьера___________________________________________________9
2.2 Первые шаги в режиссуре___________________________________________10
2.3 «Свой среди чужих, чужой среди своих» - феномен Никиты Михалкова___11
2.4 «Родня» - горькая комедия___________________________________________12
2.5 «Утомленные солнцем» - «недетская сказка про Ятим и Ясум»____________13
2.6 «Сибирский цирюльник» - воспоминания о грядущем___________________15
2.7 «12» - венценосное число 12_________________________________________16
Заключение____________________________________________________________20
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Ники та михалков.doc

— 139.50 Кб (Скачать документ)

     Разойдясь с Михалклвым, она сохранила к  нему уважение, никогда не сказала  сыну ни одного дурного слова про  отца. В последствии Анастасия  вышла второй раз замуж - за певца  Александра Градского. Но и этот брак постигла та же участь. Этот опыт усилил неприязнь актрисы к браку, и замуж она больше не выходила.

     В 1971 году Никита Михалков закончил ВГИК. В армию он ушел, оставив на гражданке незаконченный фильм и любимую девушку.

     Еще до армии он познакомился с манекенщицей Общесоюзного Дома моделей Татьяной Соловьевой. Их первое свидание было совершенно необычным. Никита пригласил девушку  в ресторан, и она пришла туда ярко накрашенной. Увидев это, юноша  взял ее за руку, отвел в туалет и заставил умыться.

     Никита  Сергеевич вспоминает тот забавный эпизод: «Когда пришла Таня с лиловыми губами, с чудовищной зеленью вокруг глаз, с наклеенными ресницами  и немыслимой прической, я понял, что под этим есть она, какая-то отдельная, другая. Я ее увидел в первый раз совсем другой, почему и пригласил. А вот с этим чучелом идти мне никакого резона нет, я не то приглашал. Во мне нет желания любую крашенную насильственно умыть: хочешь ходить с такими ресницами, ходи. Я не знаю, зачем Таня пришла в таком виде. Наверно, чтобы произвести на меня еще больший эффект, а на меня это произвело совсем другой эффект. Я не хотел ужинать в ресторане не с тем человеком, которого я пригласил»7.

     Взаимная  симпатия вскоре переросла в настоящую  глубокую любовь. И вот армия... Никиту призвали на один год. Никаких поблажек новоявленному солдату не было, потому Никите пришлось в полной мере хлебнуть всех прелестей солдатской жизни. Первые полгода прошли как в страшном сне, а затем ему повезло.

     При поддержке ЦК ВЛКСМ был организован зимний поход на собачьих упряжках по Чукотке. В состав экспедиции должны были входить 4 человека: трое гражданских и один военный. Но командование гарнизона наотрез отказалось выделять солдат. Тут-то и возникла кандидатура Михалкова, выразившего желание отправиться в поход.

     Все это время Никита переписывался  с Татьяной, и после демобилизации  он первым делом бросился к ней. Вскоре они сыграли свадьбу. Сыграли  скромно, прямо во время съемок фильма «Свой среди чужих, чужой среди  своих». В этом браке у Никиты Сергеевича родились две дочери Анна (1974 г.р.) и Надя (1987 г.р.) и сын Артем (1975 г.р.).

 

    2. Творческий путь Никиты Михалкова

2.1 Актерская карьера 

     Никита  Михалков впервые появился на киноэкране в 14 лет, сыграв эпизодическую роль в фильме Константина Воинова «Солнце светит всем». Затем последовали съемки в антирелигиозной драме Василия Ордынского «Тучи над Борском» (1960), а в 1961 году он сыграл свою первую большую роль в школьном фильме Генриха Оганесяна «Приключения Кроша».

     Столь стремительный взлет вскружил юному актеру голову. Он вспоминает: «Был случай, от которого я до сих пор краснею. Я только снялся в «Кроше», и фотограф сделал бессчетное количество моих снимков. Я заклеил ими всю комнату и был чрезвычайно доволен: я приближался к искусству, к брату (прим. - старший брат Никиты Михалкова – режиссер Андрей Михалков-Кончаловский). Но когда я вошел однажды в комнату, увидел развешанные повсюду стрелки. Повел по ним глазами и наткнулся на скромную фотографию своего прадеда Василия Ивановича Сурикова. Под снимком я прочел надпись: «Стыдись. Бери пример с предков»8. Этот случай стал замечательной прививкой от «звездной» болезни. И по сей день, по признанию Никиты Сергеевича, у него дома нет ни одной личной фотографии.

     Своему  первому большому успеху Никита Михалков в какой-то степени обязан старшему брату Андрею Михалкову-Кончаловскому. Это он «сосватал» его режиссеру Георгию Данелия в картину «Я шагаю по Москве».

     В картине Никита Михалков создал образ  Коли - обаятельного, задорного паренька, полного любви к жизни, к людям, уверенного в завтрашнем дне. Как признавался впоследствии Никита Сергеевич: «Я в этом фильме играл самого себя. Даже подумал: «Как, оказывается, легко быть артистом. Говоришь свой текст - и все». Потом, когда довелось ощутить все тяготы профессии, понял, что съемки «Я шагаю…» были просто счастливым свободным полетом, который бывает, наверное, раз в жизни»9.

     «Счастливый свободный полет», - эти слова  Никиты Сергеевича очень точно отражают атмосферу создания того фильма. Картина, снятая в жанре лирической комедии, вышла на экраны в период так называемой «оттепели» и удивительно точно передала дух того времени. Герои фильма, которых исполнили Никита Михалков, Евгений Стеблов и Алексей Локтев, молоды, полны надежд, им кажется, что все в этой жизни возможно. Эта необыкновенная легкость и жизнерадостность, наполняющая фильм, и стала залогом его успеха, в один миг принеся молодым актерам всесоюзную известность. А песня «Я иду, шагаю по Москве», исполненная Никитой Михалковым, стала настоящим символом того поколения.

     Учась во ВГИКе, Михалков продолжал сниматься  в кино. В историко-приключенческой  драме Михаила Калатозова «Красная палатка», рассказывающей о спасении полярной экспедиции Нобиле он сыграл летчика Чухновского, в мелодраме  Андрея Кончаловского «Дворянское гнездо» - молодого князя, а в «Станционном смотрителе» Сергея Соловьева - ротмистра Минского. Благодаря работе у столь известных режиссеров Михалков приобретал бесценный опыт, углубляя свое актерское мастерство.  

     2.2 Первые шаги в режиссуре 

     Учась во ВГИКе, Никита Михалков снял несколько  комедийных сюжетов для «Фитиля» и курсовую работу – лирическую короткометражку «...А я уезжаю домой» по сценарию, написанному вместе с Евгением Стебловым.

     Его дипломной работой стал короткометражный фильм «Спокойный день в конце войны», сценарий к которому написал Рустам Ибрагимбеков. На VIII фестивале студенческих фильмов картина Михалкова была удостоена Приза журнала «Советский экран». Эта награда стала первой в бесконечной череде призов и премий…

     О теме своей первой полнометражной картины  Никита Михалков начал задумываться еще в годы учебы во ВГИКе. Однажды  ему попала на глаза заметка в  журнале «Наука и жизнь», рассказывающая о том, как в период гражданской  войны чекисты переправляли золото с Деминского рудника в Москву, и как за ним охотились белогвардейцы. Эта статья и навела Михалкова на мысль о создании приключенческого фильма.

     Для своей будущей картины Михалков собрал замечательную команду из своих друзей и друзей своего старшего брата: сценариста Эдуарда Володарского, оператора Павла Лебешева, художника Александра Адабашьяна. Первоначально сценарий носил название «Красное золото» и мало чем отличался от большинства фильмов о гражданской войне. Но затем Володарский и Михалков решили его переработать. В результате от первоначального сценария не осталось практически ничего, изменилось даже название – «Свой среди чужих, чужой среди своих».

     В 1972 году киностудия «Мосфильм» включила съемки картины в тематический план. Съемки должны были уже начаться, но в этот момент произошли непредвиденные события. «На верху» на одном из заседаний поднялся вопрос о том, что дети многих деятелей культуры избегают службы в армии, прикрываясь различными справками. Тут же была спущена директива: «Брать всех!»10 Вскоре повестка пришла и к Никите Михалкову.

     За  Михалкова попытались вступиться и  Сергей Бондарчук, и директор «Мосфильма»  Николай Сизов, но эти попытки  возымели обратное действие. Начальник  Генштаба, рассвирепев, пообещал сослать  Михалкова «на край земли». И слово свое сдержал. В 1972 году Никита Михалков был призван служить на Камчатку, в атомный подводный флот. Ему тогда было 27 лет. 

2.3 «Свой среди чужих, чужой среди своих» - феномен Никиты Михалкова 

     «Свой среди чужих, чужой среди своих» — кинофильм, снятый по повести Э. Я. Володарского «Красное золото», был представителем жанра «истерн» (И́стерн (англ. Ostern, Eastern, Red Western) — вестерны, создававшиеся в Советском Союзе и странах Восточной Европы за Железным занавесом во второй половине 20 века).

     К съемкам фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Михалков приступил сразу после возвращения из армии. На главные роли он определил молодых актеров, ставших впоследствии легендами советского кинематографа: Юрия Богатырева, Сергея Шакурова, Александра Кайдановского и уже известного по фильмам Тарковского Анатолия Солоницина. Роль атамана Брылова он оставил себе. Съемки картины проходили в Москве, а затем в окрестностях Грозного и Баку.

     Действие  фильма разворачивается в маленьком  губернском городке на юге России в 20-е годы ХХ века. Кончилась гражданская война, но до полной победы большевиков еще далеко. В округе активно действуют бандиты, и пятеро друзей, бывших красных бойцов, вступают с ними в смертельную схватку. Миссия почти невыполнима: найти похищенное золото Советской республики, обезвредить головорезов и… сохранить свою дружбу, ведь известно, что предатель — кто-то из своих…

     В этой романтической балладе Михалков показал зрителю страну, расколотую бесконечной войной своих и чужих, изнурительную войну Алой и Белой гвардии, которая до сих пор так и не кончилась.

     Фильм был снят под явным впечатлением от просмотра фильма Серджио Леоне  «Хороший, плохой, злой».

     К концу 1974 года фильм был закончен и вышел в широкий прокат. Казалось, что острый, вестерновый сюжет, блистательная режиссура, великолепная операторская работа и созвездие молодых талантливых актеров должны были принести фильму триумфальный успех, но…

     Поначалу  картина вызвала очень неоднозначную  реакцию у критики. Причем ругали ее гораздо больше, чем хвалили. В вину режиссеру ставили историческую недостоверность, слабый, невнятный сценарий, отсутствие ярко выраженных героев. Не понравился критикам и сам стиль фильма, напоминающий американский вестерн. Тот же Брылов в исполнении Михалкова был настолько обаятелен, что выбивался из привычного шаблона отрицательного героя.

     Да  и среди зрителей фильм сначала  не имел большого успеха, заняв в  прокате 1975 года скромное 22-место. Но время  все расставило по своим местам. Картина вошла в Золотой фонд отечественного кинематографа, став одним из лучших фильмов, снятых в жанре истерна (советского вестерна). Многие из тех фильмов, что обогнали в 1975 году «Свой среди чужих, чужой среди своих» канули в вечность, а картину Никиты Михалкова и по сей день смотрят с огромным удовольствием. 

     2.4 «Родня» - горькая  комедия 

     До  «Родни» неё на счету режиссера  Михалкова было пять полнометражных картин разных жанров: детективный  вестерн, две мелодрамы, драма по пьесе A.П.Чехова и экранизация романа Гончарова. Но ни одного фильма на современном материале. Ни одной комедии. И вот «традиционные» герои получают прописку в сатирико-иронической комедии.

     Название  для фильма нашлось не сразу: сначала  — «Была не была!», потом —  «Туда и обратно» и, наконец, —  «Родня»11. Первая комедия Н. Михалкова. Первая его встреча со сценаристом Виктором Мережко.

     Фабула  «Родни» вполне укладывается в несколько  строк: из села в областной центр  приезжает к дочери мать и, погостив немного, собирается возвращаться обратно. Мать — Марию Васильевну Коновалову — играет Нонна Мордюкова. Играет во многом неожиданно для тех, кто привык видеть ее в сугубо «правильных» ролях. Мария Васильевна в ее исполнении — натура живая, цельная, но не такая уж положительная. Бывает груба, нетактична, вульгарна, бесцеремонно вмешивается в жизнь своей, дочери Нины. Роль Нины досталась Светлане Крючковой. Актриса узнаваемо и вместе с тем гротескно раскрывает перед нами внутренний мир своей героини: полное равнодушие к близким ей людям, болезненная всепоглощающая страсть к «фирменным» вещам. Модные очки на золотой цепочке, несмотря на отличное зрение. Платье «под Пугачеву», в котором ее фигура кажется особенно не складной. Японский халат — «каратэ». Но за этим чисто внешним стремлением быть современной — духовная пустота. Муж Нины — Стасик — ушел к другой женщине. Не выдержал гнетущей властности, постоянного диктата жены. Кто он? Быть может, тихий недотепа, обиженный судьбой? Актер Юрий Богатырев не оставляет сомнений — Стасик такой же продукт эпохи. Лишь в одной из финальных сцен вырывается на волю его «стихия». Сбросив пиджак, под которым оказывается нелепая майка с изображением мохнатого олимпийского зверя. Стасик под звуки третьеразрядного ресторанного ансамбля выводит в сжатый, смертельной хваткой микрофон: «Пора-пора-порадуемся...» И лицо его расплывается в торжествующей улыбке.

     Дочку Нины и Стасика - семилетнюю Иришку — играет Федор Стуков. Думается, выбор не вынужден. Напротив, он входит в авторский замысел. На экране создается обобщенный образ ребенка с искалеченным родителями детством, с искаженной психикой. Грубая, бесцеремонно-наглая, погруженная в бесконечные просмотры телепередач и прослушивания «Бонни М», абсолютно отрешенная от мира сего, Иришка более походит на нервный, издерганный автомат, чем на живое существо. Характерна сцена, где мимо бывшего мужа Марии Васильевны (Г. Бортник), включив на полную мощность мотор, несутся закованные в броню мотоциклисты, поблескивая стеклами заграничных шлемов. Люди отгораживаются друг от друга стеклами шлемов и очков, шумом двигателей и радиоаппаратуры. Так порой теряются связи не только родственные, но и людские.

Информация о работе Творчество Никиты Михалкова