Творчество А.П. Бородина. Опера «Князь Игорь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:44, контрольная работа

Описание

Александр Порфирьевич Бородин родился 12 ноября 1833 года в Петербурге. Музыкой Саша начал заниматься с восьми лет и вскоре научился играть на флейте, фортепиано, а позднее и на виолончели. Сочинять мальчик начал едва ему исполнилось девять лет.

Содержание

1. Александр Порфирьевич Бородин, жизнь и творчество
2. Опера Александра Бородина «Князь Игорь»
3. Увертюра
4. Пролог
5. Действие I
6. Действие II
7. Действие III
8. Ддействие IV
9. История создания
10. Музыка
11. Приложение
12. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Бородин.docx

— 135.13 Кб (Скачать документ)

Итак, князь Игорь  и Владимир теперь узнали страшную правду: их город сожжен, а дети и  жены уведены в плен. «Чего ж  мне ждать еще?» — восклицает Игорь. В этот момент перед ними проходит обоз с добычей и русскими пленными. Вид захваченной половцами добычи угнетает Игоря и Владимира. Обоз удаляется, русские пленники скрываются в шатрах. На сцене остается отряд  сторожевых. Они хором славят Кончака  и предупреждают возможного беглеца: «Горе беглецу лихому! Стрелы золоченые, кони наши быстрые всегда его догонят  во степи». По сцене проходит Овлур; он несет мешки с кумысом. Сторожевые пускаются в пляс. В конце концов сначала падает один, потом второй, наконец третий. К концу этого оркестрового номера на сцене темнеет; сторожевые засыпают.

К шатру Игоря  осторожно подкрадывается Овлур. Он призывает Игоря быстро собираться в путь. На сей раз Игорь соглашается.

В страшном волнении вбегает Кончаковна. Она останавливается  у шатра Владимира. Она узнала о намерении Владимира бежать и теперь умоляет его остаться, не бросать ее. Князь Игорь поражен: «Владимир, сын! Что значит это? Зачем  ты здесь, княжна? Аль в половецком полону сам половцем ты стал и родину забыл?» Владимир терзается. Отец призывает  его бежать с ним, Кончаковна молит  остаться. В конце концов она грозит разбудить весь стан. Игорь бежит. Кончаковна несколько раз ударяет  в било.

Со всех сторон сбегаются половцы. Кончаковна сообщает о побеге Игоря. Половцы снаряжают  коней в погоню за князем. Владимира  же они хотят привязать к дереву. Кончаковна вступается за него. Половцы  созывают ханов. На шум является Кончак и ханы. Половцы сообщают ему о  случившемся. Побег Игоря вызывает у хана уважение: «Вот молодец! Недаром  я так его любил; на месте Игоря  и я бы так же поступил». И он приказывает казнить сторожевых, а княжича не трогать (этот эпизод скомпонован А.Глазуновым). Хор ханов  требует казнить пленников. Но у  Кончака другой план: «Если сокол  ко гнезду улетел, то мы соколика опутаем  красной девицей». И он объявляет  Владимира своим желанным зятем. И тут же он — коварный хан  — объявляет: «Идем на Русь! В  поход на Русь!» Можно только догадываться, что творится в душе Владимира.

  1. Действие IV

Городская стена  и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет («Ах, плачу я»). Она обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. С песней проходит толпа поселян. Они поют — и это звучит как  подлинная русская песня (поразительное  мастерство композитора!) — «Ох, не буйный ветер завывал».

Ярославна всматривается  вдаль. Она видит, что кто-то едет. Это два всадника. В одном из них по одежде она узнает половца. Это пугает ее, ведь она понимает, что если половцы нагрянут, Путивля  не отстоять. Но другой всадник «одет  по-нашему и с виду не простой  он ратник». Они приближаются все  ближе, и вдруг она узнает Игоря. На скаку въезжает князь Игорь  в сопровождении Овлура. Игорь  спускается с коня и бросается  к Ярославне. Овлур отходит с  конями в сторону. Звучит любовный дуэт Игоря и Ярославны. Они счастливы. Она спрашивает его, как он спасся? Игорь говорит, что бежал из плена. Ярославна поет о своей радости  вновь видеть любимого мужа, Игорь  же говорит, что бросит клич и снова  пойдет на хана. Князь Игорь и Ярославна медленно идут к Детинцу. В этот момент появляются Ерошка и Скула; несколько хмельные, они играют и поют. Вдруг они видят Игоря с Ярославной. Они изумлены. Они тут же соображают, что им непоздоровится за их измену. Усевшись друг против друга, они думают, что им делать: бежать? Да ведь некуда. Вдруг Скуле приходит на ум хорошая мысль: звонить в колокол, созывать народ. Они берутся за веревки от колоколов и бьют в набат. Со всех сторон сбегается народ. Все думают, что половцы подошли, потом понимают, что это они спьяну. Скоморохи кричат, что у них радостная весть: князь приехал. Тогда все думают, что речь идет о князе-крамольнике Галицком. С трудом им удается всех убедить, что вернулся князь Игорь Северский. В конце концов за хорошую весть собравшиеся бояре прощают грехи Ерошки и Скулы. Вместе с народом они приветствуют и славят князя Игоря.

А. Майкапар 

  1. История создания

В апреле 1869 года В. В. Стасов предложил Бородину в  качестве оперного сюжета замечательный  памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (1185—1187). По словам композитора, сюжет пришелся ему «ужасно по душе». Чтобы глубже проникнуться духом старины, Бородин  побывал в окрестностях Путивля (под Курском), изучал исторические источники: летописи, старинные повести («Задонщина», «Мамаево побоище»), исследования о половцах, музыку их потомков, былины и эпические песни. Большую помощь композитору оказывал В. В. Стасов, крупнейший знаток русской истории и древней  литературы.

Текст и музыка «Игоря» сочинялись одновременно. Опера  писалась в течение 18 лет, но не была завершена. После смерти Бородина А. К. Глазунов по памяти восстановил увертюру и на основе авторских эскизов  дописал недостающие эпизоды  оперы, а Н. А. Римский-Корсаков инструментовал большую ее часть. Премьера прошла с  большим успехом 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского  театра.

«Слово о полку  Игореве» повествует о походе князя  Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщеславия он захотел  добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая  междоусобные распри, неизвестный создатель  поэмы страстно призывал русских  князей к единению. Композитор подчеркнул в опере не столько политическую направленность «Слова», сколько его  народно-эпические черты. Игорь в  опере близок по духу к образам  былинных богатырей.

Чтобы оттенить облик Игоря, Бородин по совету Стасова  противопоставил ему фигуру князя  Галицкого, олицетворяющего собой  стихию княжеских раздоров.

  1. Музыка

«Князь Игорь» — народно-эпическая опера. Сам  композитор указывал на ее близость к  глинкинскому «Руслану». Эпический  склад «Игоря» проявляется в  богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия.

В большой увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены  образы русских и половцев. Средний  эпизод рисует картину ожесточенной битвы.

Могучий хор  пролога «Солнцу красному слава» (на подлинный текст из «Слова») сродни суровым, величественно-строгим напевам  древних эпических песен. Этим хором  обрамлена зловещая оркестровая  картина затмения и речитативная сцена, в которой обрисованы испуганные бояре, встревоженная, любящая Ярославна, грубоватый Галицкий и мужественно-непреклонный Игорь.

Музыка первой картины (первый акт) своим бесшабашным, разгульным характером резко контрастирует  настроениям пролога. Песня Галицкого  «Только б мне дождаться чести» напоминает размашистую залихватскую пляску. В хоре девушек «Ой, лихонько»  тонко воспроизведены особенности  жалобных народных причитаний. С напускной  важностью звучит грубовато-комическая песня скоморохов «Что у князя  да Володимира».

Во второй картине  рельефно очерчен образ обаятельно женственной, но волевой Ярославны. В ариозо «Немало времени прошло с тех пор» выражена ее тоска и  тревожные предчувствия; целомудренно-сдержанная, строгая по характеру музыка постепенно приобретает страстно-взволнованный  характер. Далее действие драматизируется, достигая наибольшей напряженности  в сцене Ярославны с боярами. Хоры бояр «Мужайся, княгиня» и «Нам, княгиня, не впервой» полны суровой, грозной силы.

Второй акт  посвящен картинам половецкого стана. В каватине Кончаковны «Меркнет свет дневной» слышатся любовные призывы, страстное  томление, чувственная нега. Поэзией  юношеской любви, очарованием роскошной  южной ночи овеяна каватина Владимира  «Медленно день угасал». Ария Игоря  «Ни сна, ни отдыха» — многогранный портрет главного героя; здесь запечатлены  и горестные думы о судьбах  родины, и страстная жажда свободы, и чувство любви к Ярославле. Властным, жестоким и великодушным предстает хан Кончак в своей  арии «Здоров ли, князь?» Акт завершается ослепительно красочными сценами плясок, сопровождаемых хором. Контрастно чередуются плавная женская пляска, необузданная исполненная стихийной силы мужская и стремительная, легкая пляска мальчиков. Постепенно все группы вовлекаются в буйно-темпераментный вихревой танец.

В третьем акте (в постановках этот акт обычно выпускается) в изображении половцев на первый план выступают воинственность и жестокость.

В четвертом  акте музыка развивается от скорби ко всеобщему ликованию. Глубокая, неизбывная печаль слышится в ариозо Ярославны  «Ах, плачу я», близком народным причитаниям. Ариозо выливается в народный плач — хор поселян «Ох, не буйный ветер  завывал», который звучит как подлинная  русская протяжная песня. Празднично-торжествен финальный хор «Знать, господь  мольбы услышал».

М. Друскин 

Одна из лучших русских опер не была окончена Бородиным. Ее завершили А. Глазунов и Римский-Корсаков. В этом сочинении композитору  удалось, не используя прямых цитат  из народных песен, создать замечательное  и подлинно русское эпическое  полотно. Особую красоту придают  сочинению ориентальные мотивы, связанные  с характеристикой половцев. Знаменитой стала хореографическая картина  из 2 д. "Половецкие пляски" (особенно в постановке К. Голейзовского). Многие арии из опер, такие, как ария Князя Игоря Ни сна, ни отдыха, ария Кончака Здоров ли, князь? (2 д.), приобрели всемирную известность. Опера сразу стала очень популярной. Отметим московскую премьеру 1898 (солисты Хохлов, Дейша-Сионицкая, Собинов, Власов и др.), постановку в Мариинском театре (1915, с участием Шаляпина в партии Князя Галицкого и половецкими плясками в постановке М. Фокина). Зарубежная премьера оперы состоялась в Праге (1899). В 1971 режиссер Р. Тихомиров осуществил постановку одноимённого фильма-оперы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Приложение

Alexsandr Borodin/Бородин-Prince Igor/Князь Игорь 
Жанр: Опера/Opera 
Год выпуска диска: 1969 
Производитель диска:Россия-Мелодия/Russia-Melodiya 
Аудио кодек: APE 
Тип рипа: image+.cue 
Битрейт аудио:lossless 
Продолжительность: 75:42 
Трэклист: 
Дополнительная информация 
Оркестр Большого театра СССР 
Дирижер Марк Эрмлер 
Хор Большого театра СССР, хормейстеры А. Рыбнов и А. Хазанов . 
Галицкий - Артур Эйзен, бас (2) 
Скула - Валерий Ярославцев, бас (3, 19, 20) 
Ерошка - Константин Басков, тенор (3, 19, 20) 
Ярославна - Татьяна Тугаринова, сопрано (5, 6, 17) 
Половчанка - Маргарита Миглау, сопрано (8) 
Кончаковна - Елена Образцова, меццо-сопрано (10) 
Владимир - Владимир Атлантов, тенор (11) 
Игорь - Иван Петров, бас (12, 13) 
Кончак - Александр Ведерников, бас (13, 16) 
Звукорежиссер А. Гросман 

Запись 1969 г. CD: Александр  Бородин - Князь Игорь акт 1 (Disk 1) 
YEAR: 1969 
01. Увертюра [0:09:29.62] 
02. Солнцу красному слава [0:03:52.50] 
03. Идем на брань с врагом руси [0:02:25.70] 
04. Князья, пора нам выступать [0:05:47.55] 
05. Пусть придут княгини и боярыни [0:08:14.38] 
06. Слава, слава Володимиру [0:02:01.37] 
07. Натешился ли, князь? [0:05:06.20] 
08. Ой лихонько! Ой горюшко! [0:02:27.28] 
09. Стой, ребята, слушай [0:06:24.42] 
10. Не мало времени прошло [0:09:16.50] 
11. Там девушки пришли [0:04:25.48] 
12. Ай! Князь! Батюшки! [0:07:09.50] 

13. Добро пожаловать, бояре [0:08:57.17] CD: Александр Бородин  - Князь Игорь акт 2 (Disk 2) 
YEAR: 1969 
01. Хор половецких девушек "На безводье, днем на солнце" [0:06:10.53] 
02. Танец половецких девушек" [0:02:21.00] 
03. Каватина Кончаковны "Меркнет свет дневной" [0:05:56.06] 
04. Сцена и хор "Подруги-девицы" [0:02:49.80] 
05. Половецкий дозор "Солнце за горой уходит на покой" [0:01:01.36] 
06. Речитатив и каватина Владимира Игоревича "Медленно день угасал" [0:05:41.13] 
07. Дуэт Кончаковны и Владимира "Ты ли, Владимир мой?" [0:05:24.77] 
08. Ария Князя Игоря "Ни сна, ни отдыха измученной душе" [0:06:48.89] 
09. Сцена Игоря с Овлуром "Позволь мне, князь, слово молвить" [0:04:06.73] 
10. Ария Кончака "Здоров ли князь?" [0:06:56.57] 
11. Речитатив "Гей, пленниц привести сюда" [0:03:22.22] 
12. Половецкая пляска с хором "Улетай на крыльях ветра" [0:10:55.30] 01. Половецкий марш "Рать идет домой" 7.55 M 
02. Песня хана Кончака "Наш мечь нам дал победу" 4.79 M 
03. Речитатив, хор и сцена "Играйте, трубы" 3.15 M 
04. Сцена "Ужель хан наш город взял?" 3 M 
05. Хор и пляска "Подобен солнцу князь Кончак" 4.78 M 
06. Речитатив "Князь, скорей собирайся в путь" 2.57 M 
07. Трио "Владимир! Ужель все это правда?" 4.54 M 
08. Финал "Князь Игорь ускакал" 6.31 M 
09. Плач Ярославны "Ах, плачу я, горько плачу я!" 13.84 M 
10. Хор "Ох, не буйный ветер завывал" 4.73 M 
11. Речитатив Ярославны и дуэт с Игорем "Как уныло все кругом" 9.78 M 
12. Песня Гудошников, сцена и хор "Ты гуди, да ты гуди-играй" 11.04 M 
13. Заключительный хор "Гой, гуляй!"

12.Список литературы 

    1. 100 великих  композиторов / Автор-составитель Д.К.  Самин.  - М.: Вече, 2000
 
    1. Дискография:CD — Decca. Дир. Хайтинк, Князь Игорь (Лейферкус), Ярославна (Томова-Синтова), Владимир Игоревич (Стеблянко), Князь Галицкий (Гюзелев), Кончак (Бурчуладзе), Кончаковна (Заремба) — Philips. Дир. Гергиев, Князь Игорь (Кит), Ярославна (Горчакова), Владимир Игоревич (Григорян), Князь Галицкий (Огновенко), Кончак (Минжилкиев), Кончаковна (Бородина).

Информация о работе Творчество А.П. Бородина. Опера «Князь Игорь»