Творчество А.П. Бородина. Опера «Князь Игорь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:44, контрольная работа

Описание

Александр Порфирьевич Бородин родился 12 ноября 1833 года в Петербурге. Музыкой Саша начал заниматься с восьми лет и вскоре научился играть на флейте, фортепиано, а позднее и на виолончели. Сочинять мальчик начал едва ему исполнилось девять лет.

Содержание

1. Александр Порфирьевич Бородин, жизнь и творчество
2. Опера Александра Бородина «Князь Игорь»
3. Увертюра
4. Пролог
5. Действие I
6. Действие II
7. Действие III
8. Ддействие IV
9. История создания
10. Музыка
11. Приложение
12. Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Бородин.docx

— 135.13 Кб (Скачать документ)

Ухудшалось  и моральное самочувствие Бородина - приближалась старость, которая грозила  не только нездоровьем, но и материальной необеспеченностью. Мечта об иной жизни - „хотелось бы пожить на свободе, развязавшись совсем с казенною службою!» - оказывается  неосуществимой: „Кормиться надобно  пенсии не хватает на всех и вся, а музыкой хлеба не добудешь”.

Тем не менее, в конце жизни Бородин  все больше отдается музыке - композитор постепенно вытесняет в нем ученого. В эти годы была создана симфоническая  картина „В Средней Азии», несколько  фортепианных пьес и камерных ансамблей. Один из них - Первый струнный квартет - был исполнен зимой 1879 года на концерте Русского музыкального общества.

Слушатели были очарованы русской напевностью, широтой и пластичностью этой музыки. Успех вдохновил Александра Порфирьевича на создание нового квартета - Второго, который вскоре (в январе 1882 года) прозвучал в Москве. И  снова успех - еще больший, чем  в Петербурге. Второй квартет - еще  более зрелое и совершенное произведение. Каждая из его четырех частей, составляя  единое целое, является одновременно маленьким  инструментальным шедевром.

Все чаще звучат произведения Бородина - в России и за рубежом все большую славу  русской национальной музыке завоевывают  они. И в Европе, и в далекой  Америке исполнение бородинской  музыки превращалось нередко в подлинный  триумф.

А Бородин  уже усиленно работал над новой  симфонией - Третьей, которая, по его  мнению, должна была стать самым  ярким, самым значительным его произведением. „Русской» намеревался назвать  ее композитор. Отдельные фрагменты  из нее он уже проигрывал друзьям, вызывая радость, восхищение и гордость за него. И все же ни опера „Князь Игорь», ни Третья симфония не были завершены. 15 февраля 1887 года Бородин неожиданно скончался.

Уже после  его смерти Римский-Корсаков и Глазунов довели до конца то, что не успел  окончить Александр Порфирьевич. 

  1. Опера Александра Бородина «Князь Игорь»

 

Опера в четырех  действиях с прологом Александра Порфирьевича Бородина на либретто композитора (при участии В.В.Стасова), основанное на «Слове о полку Игореве».

Действующие лица:

ИГОРЬ СВЯТОСЛАВИЧ, князь Северский (баритон) 
ЯРОСЛАВНА, его жена во втором браке (сопрано) 
ВЛАДИМИР ИГОРЕВИЧ, его сын от первого брака (тенор) 
ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ, князь Галицкий, брат княгини Ярославны (высокий бас) 
половецкие ханы: 
   КОНЧАК (бас) 
   ГЗАК (без речей) 
КОНЧАКОВНА, дочь хана Кончака (контральто) 
ОВЛУР, крещеный половчанин (тенор) 
гудочники 
   СКУЛА (бас) 
   ЕРОШКА (тенор) 
НЯНЯ ЯРОСЛАВНЫ (сопрано) 
ПОЛОВЕЦКАЯ ДЕВУШКА (сопрано) 
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ И КНЯГИНИ, БОЯРЕ И БОЯРЫНИ,  
СТАРЦЫ, РУССКИЕ РАТНИКИ, ДЕВУШКИ, НАРОД.  
ПОЛОВЕЦКИЕ ХАНЫ, ПОДРУГИ КОНЧАКОВНЫ, 
НЕВОЛЬНИЦЫ (ЧАГИ) ХАНА КОНЧАКА,  
РУССКИЕ ПЛЕННИКИ, ПОЛОВЕЦКИЕ СТОРОЖЕВЫЕ.

Время действия: 1185 год. 
Место действия: Путивль, половецкий стан. 
Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 23 октября (4 нoябpя) 1890 года.

Все поразительно в «Князе Игоре». Во-первых, конечно  же, гениальная музыка. Во-вторых, то, что  опера сочинена человеком, профессиональным занятием которого была не музыка, а  химия (А. П. Бородин был академиком-химиком). В-третьих, многое в опере, хотя и  было сочинено Бородиным, но не было им записано и оркестровано; оперу завершили  друзья композитора — Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и А. К. Лядов (М. П. Беляев, первый издатель «Князя Игоря», извещает в своем предисловии: «Оставшаяся неоконченной, по смерти автора, опера «Князь Игорь» закончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым...») Увертюра, хотя и была сочинена А. П. Бородиным, но не была им положена на бумагу. Записана же она, закончена и оркестрована после его смерти и по памяти А. К. Глазуновым, слышавшим ее много раз в исполнении на фортепиано самого автора. В-четвертых, все эти композиторы часто работали в таком тесном контакте друг с другом, что почти невозможно определить, что в «Князе Игоре» написано одной рукой, а что — другой; иными словами, музыкальный стиль оперы представляет нечто художественно абсолютно цельное. При этом необходимо подчеркнуть (как это сделал Н. А. Римский-Корсаков в связи со своим участием в работе над «Борисом Годуновым»), что «Князь Игорь» полностью опера А. Бородина.

  1. Увертюра

Опера начинается увертюрой, которая, как уже отмечалось, была записана по памяти А.Глазуновым. Увертюра под стать этой эпической  опере — она большая по размерам и значительна по музыкальному материалу. Она устанавливает настроение эпического сказа о стародавних временах. Строится увертюра на противопоставлении образов русских и половецких. Средний эпизод рисует картину ожесточенной битвы.

  1. Пролог

Площадь в Путивле. Ее заполнила дружина и рать, готовые  выступить в поход против половцев. Князь Игорь с князьями и боярами  торжественно выходит из собора. Народ  и бояре (хор) величают князя Игоря  и его сына Владимира: «Солнцу  красному слава! Слава князю Игорю!». Князь Игорь выражает решимость  идти «на брань с врагом Руси», на ханов половецких. Неожиданно начинает темнеть — наступает солнечное  затмение. Все в изумлении глядят на небо. (Воспетое А.Бородиным событие  точно датируется: как подтвердили  исследования, описанное солнечное  затмение произошло 1 мая 1185 года, и  летописец, как это бывало в подобных случаях, отметил: «знамению творец Бог»). Народ видит в наступившей  тьме недоброе предзнаменование и умоляет  князя: «Ох, не ходить бы в поход тебе, князь!» Но Игорь не внемлет уговорам; его не страшат дурные предзнаменования. Он осматривает рать. Его сопровождают князья и бояре. Решимость Игоря  вселяет уверенность в воинов. Два гудочника, Скула и Ерошка, однако, проявляют малодушие: «Пускай  себе идут, а мы, брат, не пойдем». И  они, бросив доспехи, убегают к Владимиру  Ярославичу, князю Галицкому. «Там и  сытно, и пьяно, и целы будем», —  рассуждают они.

Князь тем временем созывает княгинь и боярынь, чтобы  попрощаться. Приходит Ярославна. Она  бросается к Игорю с мольбой  не отправляться в поход. Игорь утешает  ее и все же прощается. Он поручает опеку над нею князю Владимиру Галицкому, который не просто его друг, но к тому же брат Ярославны. Тот не скупится на обещания, ведь он многим обязан Игорю, о чем и повествует в небольшом монологе («Когда отец меня изгнал, изгнали братья мне родные, ты во мне участье принял»). Игорь прерывает его. Ярославна, княгини и боярыни удаляются. Пора идти в поход. Игорь просит благословения. Теперь вновь звучит хор народа, с которого начался пролог — на сей раз еще более мощно.

  1. Действие I

Картина 1. Княжеский двор Владимира Галицкого. Здесь гуляет пьяный сброд. Все поют славословие князю Владимиру. Скула и Ерошка веселятся и пьют со всеми остальными. От их песен дрожат хоромы. Сам князь Владимир Галицкий только и мечтает о том, чтобы править в Путивле. Он поет об этом в своей песне «Только б мне дождаться чести», напоминающей залихватский танец. Приходит толпа девушек. Они вбегают на ступеньки к князю Владимиру. Он останавливается. Девушки жалуются князю, что княжой народ недобрый — они только что выкрали девушку («Ой, лихонько»). Князь Владимир довольно нагло говорит им, что она у него, что не так уж ей плохо и что полно-де больно о ней тужить, и в конце концов отправляет девушек прочь. Даже Скула и Брошка опешили: «Вот-те и к батюшке, вот-те и к матушке; с чем пришли, с тем и ушли».

В следующей  затем сцене Скула и Брошка рассуждают о том, как ко всему  этому может отнестись княгиня. Пьяный люд не очень-то беспокоится: «Что нам княгиня!» С напускной  важностью звучит грубовато-комичная песня скоморохов («Что у князя  Володимира»). Наконец все расходятся, кроме изрядно охмелевших Скулы  и Ерошки.

Картина 2. Горница в тереме Ярославны. Княгиня одна. Ее тревожит недоброе предчувствие, ведь уже прошло много времени, как ушел Игорь, и пора уже быть от него гонцу. Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли девушки. Они ищут у нее защиты от произвола ее брата. В дом к Ярославне приходит сам Владимир, ее брат. Княгиня полна решимости заступиться за девушек. Она говорит, что все скажет мужу, как он, брат, бесчинствует в его отсутствие, но Владимира это не пугает: «Да что мне Игорь твой? Вернется или нет, а мне какое дело, не все ли мне равно?» Он даже угрожает сестре. Это приводит Ярославну в негодование: «Ты смеешь мне грозить?» Получив отпор, Владимир тушуется и меняет тон. Но и продолжение его речей возмущает ее — он подвергает сомнению ее верность Игорю. На это она резко отвечает: «Да ты забыл, что я — княгиня!» Владимир уступает: он обещает назавтра отпустить девушку, но при этом зло и цинично добавляет: «А завтра заведу другую». Владимир уходит, а Ярославна, оставшись одна, молит о скорейшем возвращении Игоря.

Входят думные бояре и кланяются Ярославне. Они пришли сообщить княгине плохую новость. Звучит их хор («Мужайся, княгиня»). Они рассказывают, что русская  рать разбита, а Игорь вместе с  сыном попали в плен к хану. Услышав  об этом, Ярославна падает без чувств. Бояре готовы защитить город. Они  убеждены, что их крепость в вере в Бога и верности князю и княгине, а также в любви к родине. Княгиня благодарит их. Слышен звон набатного колокола. Враг подошел  к стенам города, и в окнах дворца княгини уже виднеется зарево пожара. Несколько бояр уходят; остальные  опоясываются мечами и приготовляются к обороне.

  1. Действие II

Половецкий стан. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают Кончаковну, дочь хана. Но ничто  не может развеять грусти Кончаковны — она страстно влюблена в княжича  Владимира. О своей любви она  поет в каватине («Меркнет свет дневной»), полной страстного томления и чувственной  неги.

Показываются  русские пленники, идущие с работы под охраной стражи. Кончаковна приказывает  своим девушкам напоить пленников  «питьем прохладным и речью ласковой утешить бедняков». Девушки исполняют  ее приказ, и пленники благодарят их. Показывается половецкий дозор, обходящий  стан. Кончаковна и девушки уходят. Опускается ночь. В глубине сцены  один на страже стоит Овлур. Появляется сын Игоря, Владимир, и устремляет тоскующие взоры к шатру Кончаковны, зовет ее словами любви. Его «Каватина» («Медленно день угасал») овеяна юношеской  поэзией, очарованием роскошной  южной ночи. Появляется Кончаковна. Они поют свой страстный любовный дуэт. Ночь сладостна для них. Княжич совершенно поглощен страстью к половецкой княжне, потерял свое лицо, свою волю. Уже теперь, задолго до событий  третьего действия, предрешена его  судьба. Но сейчас Владимиру нужно  уходить. Он слышит шаги приближающегося  отца. Входит Игорь. Он в тяжком раздумье. Для него ночь — мука. Он поет свою знаменитую арию («Ни сна, ни отдыха измученной душе») — один из шедевров русской оперы.

К князю подходит половецкий воин. Это Овлур. Он принял православие, крестился и сейчас старается помочь Игорю. На небе занимается заря, и к концу их сцены совсем рассветает. Овлур предлагает Игорю  коней, чтобы князь мог бежать. Игорь колеблется, принять ли ему  это предложение (Овлур убеждает его, что бежать он должен, чтобы  спасти Русь). Но нет, бежать Игорь не может — это противно его чести. Овлур, опечаленный, уходит.

С охоты возвращается хан Кончак. Он приветствует Игоря, обращается к нему с уважением  и доверием («Здоров ли, князь?»). Видя, как грустен Игорь, Кончак предлагает ему «коня любого», «любой шатер», «булат заветный, меч дедов», наконец, «пленницу с моря дальнего». Но Игорю не нужны дары хана. Он благодарит его, жмет ему руку и говорит: «А все ж в неволе не житье». Кончак раздосадован. Он даже предлагает Игорю свободу взамен на обещание князя не поднимать на хана меча и дороги ему не заступать. Нет, такого обещания Игорь дать не может и, наоборот, заявляет хану, что, как только он окажется на свободе, он вновь соберет полки и ударит вновь. «Да, не сговорчив ты!» — с раздражением говорит Игорю Кончак и зовет половецких пленников и пленниц (чаги) повеселить их.

На сцену выходят  половецкие невольники и невольницы, некоторые из них с бубнами  и другими музыкальными инструментами; за ними свита и приближенные Кончака. Начинаются половецкие пляски — изумительные по красоте, ослепительно красочные  сцены плясок, сопровождаемые хором. Чередуются, создавая контраст, плавная  пляска девушек, необузданная, исполненная  стихийной силы пляска мужчин и стремительная  и легкая пляска мальчиков. Действие завершается буйно-стремительным  вихрем общей пляски и хором «Пляской тешьте хана, чаги».

  1. Действие III

Третьему действию предшествует оркестровый антракт. Звучит половецкий марш (своеобразный эффект создают трубы на сцене, звучащие за закрытым еще занавесом). С богатой  добычей возвращается в стан ханское  войско. Со всех сторон сходятся половцы  и, глядя вдаль, ожидают прибытия отряда Гзака. Постепенно на сцену входит войско Гзака — с трубами, рогами, бубнами. Воины ведут с собой  русских пленников. В конце шествия  появляется на коне сам хан Гзак. Князь Игорь, Владимир Игоревич и  русские пленники стоят в стороне  и наблюдают. Хор половцев славит своих воинов: «Рать идет с победой. Слава нашей рати!» Навстречу  Гзаку выходит Кончак и приветствует его своей песней («Наш меч дал  нам победу»), в которой поет о  победах половцев над русским  войском и, в частности, о сожжении Путивля. Он устраивает пир для половцев, а пленников приказывает крепко сторожить. Хор ханов с пением отправляется с Кончаком совет держать, что дальше делать: оставаться там, где они сейчас, или идти дальше на Русь.

Информация о работе Творчество А.П. Бородина. Опера «Князь Игорь»