Технология художественной росписи по ткани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:58, реферат

Описание

Слово батик, как считается, происходит от слова “ambatik”, дословный перевод которого означает " ткань с небольшими точками ". «Ba» - означает ткань. Суффикс "tik"означает - маленькая точка, капля или создание точек. Батик может также исходить от Яванского слова "tritik", которое описывает процесс резервирования от окраски, где ткань резервируется, зашиванием или завязыванием её частей. Другое Яванское обозначения мистического процесса батик - "mbatik manah", что означает "рисование батика на сердце".

Содержание

Введения…………………………………………………………………………3
1. История возникновения росписи тканей…………………………………..4
1.1. История технологии окраски в Индии, Китае, Японии………………..5
1.2. История набойки………………………………………………………….6
1.3. История разновидности с использованием технологии батика……….7
1.4. Искусство росписи ткани в СССР……………………………………….8
2. Основные способы росписи тканей………………………………………..9
2.1. Холодный батик…………………………………………………………10
2.2. Горячий батик…………………………………………………………...11
2.3. Свободная роспись……………………………………………………...13
2.4. Узелковый батик………………………………………………………...15
3. Оборудования, инструменты ………………..……………………………...17
3.1. Материалы……………………………………………………………….18
3.2. Изготовления загустки………………………………………………….19
3.3. Изготовления красителей……………………………………………….20
3.4. Изготовления резервирующего состава………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………….….25
Приложения……………………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

История Батика.doc

— 632.00 Кб (Скачать документ)

9) уротропин — кристаллический порошок сладкого и жгучего вкуса, хорошо растворяется в холодной воде, хуже в горячей;

10) фенол—бесцветные кристаллы или кристаллическая масса белого цвета с характерным запахом; фенол очень ядовит, попадая на кожу, вызывает ожоги, в работе требует осторожности;

11) канифоль—твердая хрупкая стекловидная масса от светло-желтого до бурого и черного цвета;

12) парафин—твердая масса белого или желтого цвета, при нагревании легко плавится;

13) вспомогательное вещество ОП-7 или ОП-10—маслообразная жидкость

19

или ласта от светло-желтого  до светло-коричневого цвета, хорошо растворяется в воде.

     

3.2. Изготовления загустки.

 

1. Крахмал—картофельный или рисовый — применяется для приготовления загусток (10—20%-ные).

Нужно взять:

Сухого крахмала 125—150 г

Воды  875—850 мл

Сухой крахмал размешивают  с небольшим количеством воды, добавляют остальную воду, затем  в течение часа разваривают при помешивании на водяной кипящей бане до получения прозрачной массы. Готовую загустку процеживают через частое сито. Крахмальная загустка плохо растворяется в воде.

2. Декстрин — клеющее вещество, хорошо растворяется в воде; готовят его так же, как крахмальную загустку.

3. Можно приготовить и декстриново-крахмальную загустку. Для этого надо взять:

Декстрина 450 г

Крахмала 50 г

Воды    500 мл

Крахмал и декстрин размешивают  с небольшим количеством воды, добавляют остальную воду и смесь нагревают до 80—85 °С в течение полутора часов, после чего охлаждают и протирают через сито.

4. Сальвитоза марок С-5, ОУС, ОУА. Растворяется в воде при температуре 25 °С, образуя загустку большой устойчивости. Смесь 100—120 г сальвитозы с 900—880 мл воды оставляют на один-два часа, затем размешивают и процеживают.

5. Трагант — застывший сок кустарника типа каучуконосных. Имеет вид роговидных пластинок белого, желтого и коричневого цветов. Для получения загустки из траганта берут траганта 60 (80) г, воды соответственно 940 (920) мл. Трагант заливают холодной водой и оставляют на сутки, затем разваривают на кипящей водяной бане в течение трех-четырех часов. Готовую загустку протирают через сито.

       

3.3. Изготовления красителя.

 

         Хромовые красители применяются для росписи тканей из натурального шелка и шерсти. Хорошо смешиваются между собой и прямыми красителями (см. ниже). После запаривания (упрочения окрасок) сильно меняют цвет, поэтому перед работой необходимо подготовить выкраси на тканях до запарки и после.

        Для приготовления краски нужно:

Красителя 10—20 г Аммиака 25% -наго 25 мл Хромпика 40—50% от веса красителя Воды 945 мл

        Краситель растворяют в горячей воде с добавлением аммиака и кипятят

20

5—8 минут. После охлаждения  красителя до 40—45 °С в него  вводят предварительно растворенный в небольшом количестве воды хромпик, перемешивают и фильтруют через ткань или вату.

       Упрочение окрасок хромовыми красителями производят в следующей последовательности. Расписанная и хорошо просушенная ткань перекладывается гигроскопической бумагой или хлопчатобумажной тканью (можно в несколько слоев, т. е. четыре-пять изделий одновременно). Все сворачивается в трубку (не туго) и погружается в медицинский автоклав, предварительно разогретый. Продолжительность запаривания хромовых красителей составляет 60—90 минут при температуре 104°С и избыточном давлении 0,3—0,5 атмосферы.

        Прямые красители применяются для росписи хлопчатобумажных тканей, имеют довольно яркие окраски, хорошо смешиваются между собой.

        Для приготовления краски нужно:

Красителя 8—10 г

Аммиака 25% -наго 20 г

Мочевины 20 г

ОП-7 или ОП-10 0,5 г

Воды 947—945 мл

        Краситель заливают горячей водой, хорошо размешивают, вводят аммиак и кипятят 5—8 минут. После охлаждения краски до 40—50° С в нее вводят раствор мочевины, хорошо перемешивают и фильтруют через вату или ткань. Упрочение окрасок прямыми красителями.

       Расписанную и хорошо просушенную ткань погружают в раствор закрепителя ДЦУ, ДЦМ или У-2, который готовится из расчета 5—20 г на 1 л воды. В раствор добавляется 60%-ная уксусная кислота (1—5 г на 1 л). Водный раствор закрепителя должен иметь температуру 60—70°С. Время закрепления — 15—20 минут. Затем изделие сушат.

       Основные красители применяются для росписи тканей из шелковых и шерстяных волокон. Красители хорошо растворяются в водно-спиртовых растворах, особенно при добавлении уксусной кислоты. Дают яркие и сочные окраски, хорошо растекаются по ткани и смешиваются между собой.

       Для приготовления краски нужно:

Красителя 4—15 г

Уксусной кислоты 80% -ной 40 мл

Спирта 96—97% -наго 25 мл

Мочевины 20 г

Воды 510 мл

         Краситель заливают теплым раствором разбавленной уксусной кислоты, хорошо перемешивают, добавляют горячую воду, вновь тщательно перемешивают и кипятят 5—8 минут до полного растворения красителя. По охлаждении раствора в него вводят спирт и раствор мочевины. Готовую краску фильтруют через ткань или вату.

При данном рецепте приготовления  краски закрепление расписанной  ткани производят в водном растворе закрепителя БС, который готовится по

 

21

 следующему рецепту:

Фенола кристаллического 420 г

Формалина 37—70%-ного 300 мл

Бисульфита натрия 30 г

Едкого натра (уд. вес—1,4) 165 мл

Воды 150 мл

         Фенол растворяют в формалине, хорошо перемешивают и добавляют раствор бисульфита натрия. В приготовленную смесь осторожно при помешивании доливают раствор едкого натра. Раствор нагревают до кипения и на слабом огне держат в течение 40—50 минут. Правильно сваренный закрепитель представляет собой слегка загустевшую липкую жидкость красно-коричневого цвета. При растворении в воде закрепитель должен давать прозрачный раствор без мути. Мутный раствор закрепителя свидетельствует о недостаточности времени варки; варку нужно продолжить.

Закрепитель варят в  эмалированной посуде в хорошо проветриваемом помещении под тягой, так как при этом выделяются вредные пары формалина и фенола. Готовые изделия погружают на 7—8 минут в 10—12%-ный раствор-закрепитель, имеющий температуру 18—22°. После закрепления изделие прополаскивают до исчезновения пены.

        Существует и другой способ закрепления красителя путем запаривания в режиме, указанном для хромовых красителей, но в этом случае в краску добавляют:

Резорцина технического 10 г

Уротропина 10—15 г

Соответственно количество воды уменьшается до 490— 480 мл.

Резорцин растворяется в воде, температура которой 60—70°С. Раствор уротропина и мочевины вводят непосредственно перед работой в холодный раствор красителя.

          Кислотные красители применяются для росписи тканей из шелковых, шерстяных, штапельных и синтетических (капрон, нейлон) волокон. Они хорошо растворяются в воде и ровно растекаются по ткани, хорошо смешиваются между собой.

        Для приготовления краски нужно:

Красителя 15—20 г

Аммиака 25%-ного 20 мл

Воды 960 мл

Краситель заливают горячей  водой с аммиаком или уксусной кислотой, хорошо размешивают и кипятят 5—8 минут. Затем фильтруют через ткань или вату.

Упрочение кислотных  красителей производится путем запаривания в тех же режимах, что и хромовых.

         

3.4. Изготовления  резервирующего состава.

 Резервирующий состав для холодного батика:

Парафин                   100 г

Канифоль                  4 г

22

Резиновый клей       400—500 г

Бензин                      500—400 г

          Измельченный парафин заливают резиновым клеем, затем добавляют бензин и хорошо перемешивают. Приготовленную смесь расплавляют на водяной бане при температуре 95—97 °С до получения однородной массы. Подцветку резервирующего состава делают масляной краской, предварительно обезжиренной на пористой бумаге. Резервирующий состав необходимо хранить в плотно закрывающейся стеклянной или фарфоровой посуде.

          Для получения более жидкое консистенции резервирующий состав следует разводить бензином за 18—20 часов до начала работы.

Ни в коем случае нельзя готовить резервирующий состав непосредственно  на нагревательных приборах или вблизи их. Необходимо строго соблюдать противопожарные меры.

        

Резервирующие составы для горячего батика:

 

Рецепт №1

Парафин 660 г

Вазелин технический 340 г

 

Рецепт №2

Парафин 500 г

Вазелин технический 250 г

Воск пчелиный 250 г

 

Рецепт №3

Петролатум  210 г

Парафин  790 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23

Заключение

      

       Работа над темой позволила нам расширить представления о мировой художественной культуре, обогатила понимание настоящего через прошлое. Оказалось, что огромное количество людей занимаются росписью ткани, они делятся между собой опытом на страницах интернета, создавая целые группы единомышленников. Это показывает что батик как искусство совсем не устарел и до сих пор пользуется популярностью. С его помощью украшают интерьер, одежду, создают аксессуары и многое другое.

Нам представилась возможность  выполнить творческую работу в технике, которая и сейчас вдохновляет огромное количество людей на творческую деятельность. Те знания, умения и навыки, которые были приобретены в процессе работы над проектом помогут в дальнейшей работе с этой техникой. Осознавая, что существует много других не менее интересных приемов росписи, можно полагать, что их изучение позволит сделать более содержательной нашу дальнейшую творческую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Список использованной литературы

 

1. Давыдов, С.А. Батик. Техника, приемы, изделия: энциклопедия / С.А.        Давыдов.- М.: АСТ/Астрель, 2008.- 118 с.

2. Зайцева, О.В. Батик: практическое руководство / О.В. Зайцева.-М.: АСТ/Астрель, 2008. – 92 с.

3. Жолобчук, А.В. Подарки из батика: практическое руководство / А.В. Жолобчук. – М.: АСТ/Астрель, 2003.- 80 с.

4. Терешина, Г.В. Батик своими руками: ручная работа / Г.В. Терешина.- М.:  Аст-Пресс, 2009. – 88с.

5. Дворкина, И.Н. Батик. Все о картинах на ткани: практическое руководство / И.Н. Дволркина. – М.: Академия развития, 2006. – 144с.

6. Моргадес, К. Роспись по шелку: для начинающих: практическое руководство / К. Моргадес. – М.: АРТ-Родник, 2000. – 175с.

7. Перелешина, И.А. Батик. От основ к импровизации. Законы композиции и цвета. Холодный батик. Горячий батик и др.: практическое руководство / И.А. Перелешина. – Санкт-Петербург: Паритет, 2008. – 208с.

8. Махмутова, Х. Предметы  интерьера в технике батик  и аппликация. Делаем сами: практическое руководство / Х. Махмутова. – М.: Стрекоза, 2006. – 64с.

9. Донна Дьюберри «Роспись по ткани. 40 стильных проектов» – (2009);

10. «Батик. Горячий. Холодный. Узелковый» - (2008);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26


Информация о работе Технология художественной росписи по ткани