Технология художественной росписи по ткани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:58, реферат

Описание

Слово батик, как считается, происходит от слова “ambatik”, дословный перевод которого означает " ткань с небольшими точками ". «Ba» - означает ткань. Суффикс "tik"означает - маленькая точка, капля или создание точек. Батик может также исходить от Яванского слова "tritik", которое описывает процесс резервирования от окраски, где ткань резервируется, зашиванием или завязыванием её частей. Другое Яванское обозначения мистического процесса батик - "mbatik manah", что означает "рисование батика на сердце".

Содержание

Введения…………………………………………………………………………3
1. История возникновения росписи тканей…………………………………..4
1.1. История технологии окраски в Индии, Китае, Японии………………..5
1.2. История набойки………………………………………………………….6
1.3. История разновидности с использованием технологии батика……….7
1.4. Искусство росписи ткани в СССР……………………………………….8
2. Основные способы росписи тканей………………………………………..9
2.1. Холодный батик…………………………………………………………10
2.2. Горячий батик…………………………………………………………...11
2.3. Свободная роспись……………………………………………………...13
2.4. Узелковый батик………………………………………………………...15
3. Оборудования, инструменты ………………..……………………………...17
3.1. Материалы……………………………………………………………….18
3.2. Изготовления загустки………………………………………………….19
3.3. Изготовления красителей……………………………………………….20
3.4. Изготовления резервирующего состава………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованной литературы……………………………………….….25
Приложения……………………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

История Батика.doc

— 632.00 Кб (Скачать документ)

       Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом. При росписи ткани, предварительно пропитанной солевым раствором, заливка участков фона каким-либо цветом исключается, так как в этом случае краска не может ровно растекаться по поверхности ткани.

       Солевой раствор (для пропитки ткани или для введения в краску) приготовляется в различных концентрациях в зависимости от материала, на котором будет производиться роспись:

Для крепдешина        20% -ный

Для креп-жоржета  10—15% -ный

Предлагаемый способ росписи с введением солевого раствора в краску рекомендуется только для группы основных красителей. Другими видами красителей для свободной росписи этим способом можно пользоваться, только предварительно пропитав материал солевым раствором.

       Свободная роспись красками с загусткой из резервирующего состава. Роспись ткани анилиновыми красителями приемами сухого мазка зачастую не дает нужной цветовой насыщенности, поэтому был разработан новый способ росписи с применением резервирующего состава, приготовленного на основе резинового клея.

Рецепт приготовления  краски следующий:

Основной краситель (в  порошке)   15 — 20 г Денатурат  или уксусная кислота   40 — 50 г  Резервирующий состав           450 — 500 г Бензин                         400—500 г Краситель растворяют в спирте или уксусной кислоте, полученный раствор процеживают через сложенную в два-три слоя марлю, затем смешивают с резервирующим составом, приготовленным для росписи способом холодный батик. Энергично помешивая эту смесь, доводят ее до кипения на водяной бане, чтобы получить однородную массу с достаточно интенсивной окраской. Когда нужны полутона, увеличивают количество

14

резервирующего состава  при приготовлении краски. Если же требуется уплотнение краски, т. е. достижение меньшей прозрачности, в состав добавляют небольшое количество цинковых масляных белил.

        Приготовленная краска в закрытой посуде может сохраняться длительное время. Перед употреблением краску разбавляют бензином до нужной консистенции. Во время работы бензин испаряется, поэтому время от

времени по мере надобности его добавляют  в краску.

         Краски различного тона, приготовленные из одной группы красителей, хорошо между собой смешиваются, подчиняясь законам смешения цветов, и дают широкую гамму разнообразных оттенков.

Роспись такими красками производят щетинными кистями разных номеров или тампонами-штампами. Краску набирают на кисть, отжимают слегка о край сосуда и легким скользящим движением наносят на ткань.

Желательно, чтобы на ткани оставался кистевой мазок с просветами, характерными для работы «сухой кистью». Он должен ложиться на ткань равномерно от начала мазка до момента отрыва кисти от ткани. Надо стремиться к тому, чтобы каждый мазок, каждая линия были упругими и пластично выражали форму рисунка. Приготовленная выше указанным способом краска может быть использована и в качестве резервирующего состава, которым можно выполнять графические разработки рисунка при помощи стеклянной трубочки. Поскольку краска приготовлена на основе резервирующего состава, фон изделия можно заливать красками при помощи тампонов и фоновая краска не будет заходить на рисунок, а свободно подойдет к каждой форме, не нарушая ее контуров.

        Свободная роспись красками с загусткой. За последнее время получила широкое распространение роспись красками из различных групп красителей с применением загустки из траганта, крахмала или сальвитозы. Как и в случае применения в качестве загустки резервирующего состава, эти загустки дают возможность работать красками по ткани без применения резервирующего состава для ограничения цветового пятна.

Применение для росписи  щетинных кистей, ватных и губчатых тампонов, наложение цвета на цвет позволяют использовать самые разнообразные приемы оформления тканей. Прозрачная фактура рисунка очень подходит для оформления легких тканей, особенно капрона. При этом способе оформления, отличающемся широкими колористическими возможностями, чрезвычайно обогащается ткань и вместе с тем сохраняются природные качества волокна — его блеск, упругость и т. п. Светлоту и насыщенность краски можно регулировать количеством введенной в нее загустки. Если краска окажется слишком густой и плохо будет сходить с кисти, ее можно разбавить кипяченой водой, при этом ее нужно хорошо размешать. Соединяя роспись жидкими, слегка растекающимися красками с росписью более густыми, можно достичь интересных художественных эффектов в разработке цветочного орнамента, в покрытии фоновых плоскостей и каймы.

 

2.4.Узелковый батик.

 

Название этой техники, как вы догадались, происходит от слова «узелки». Это самая древняя техника батика. Ее появление прогнозируют еще в 8-м

15

веке, а родиной считается  Индокитай. C помощью этой техники вы преобразите свою одежду (например, футболку или платок). Иногда эту технику называют «шибори», хотя специалисты проводят различия между ними.

 

         Суть узелкового батика. Это поначалу может показаться, что метод сложный. На самом деле все просто. Как и раньше, ткань нужно обязательно зарезервировать, но здесь мы используем не контуры или воск для резерва, а… различные веревочки и жгуты. Из них мы делаем на ткани различные узелочки, а потом наносим на них красящий состав, или опускаем в краску. Результат такой техники: на ткани видны не прокрашенные места, оставленные от ниток, они красиво расходятся лучами и кругами. Как делаются узелки? Тут вариантов масса. Можно проявить фантазию и придумать что-то свое. Узлы и узелки вяжутся веревками, ниточками, жгутами. Ткань можно сложить по-особому, получив на выходе необычный рисунок. И никаких шаблонов для батика не надо! Под ткань можно положить пуговицы или камушки.

Первый этап. Берем ткань для батика (х\б, шелк, шерстяные ткани) и краску для них. Можно нанести на белое (или не белое) полотно брызги, пятна, полоски- смотря что вы задумали.

Второй этап. Теперь самое важное – узлы. Это суть метода узелкового батика, от этого зависит, какой станет вещь на выходе. После применения узлов и скручивания, складывания ткани можно получить круги, цветки, а если применить пуговицы или камушки – еще более интересные формы.

Третий этап. Опускаем в сосуд с краской наш платок-батик или просто кусочек ткани. Если вы хотите, чтобы границы рисунка были плавными, размытыми, ткань нужно сбрызнуть водой перед началом. Если хочется иметь яркий, насыщенный рисунок, то опускаем в краску сухую ткань или наносим краску кистью. Тут есть один минус: внутрь ткани может проникнуть не вся краска и на вашем платке останутся белые пятна. Зато расход краски более экономный! Можно использовать различные краски,

16

тогда рисунок получится  радужным, многоцветным. Если краску вы брали «по утюг», то достаточно после высыхания прогладить ткань утюгом–и краска будет закреплена. Если краска другая, закрепляем ее другим способом, например, запариваем.

Четвертый этап. После того, как краска закреплена, снова мочим наш батик в проточной воде, тщательно выполаскивая лишнюю краску.

3. Оборудование,  инструменты.

 

 

         Для занятий художественной росписью тканей необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждое рабочее место представляет собой стол-тумбочку с двумя или большим количеством отделений. Здесь хранятся ткань и необходимые для росписи приспособления. Размер верхней крышки стола— 1 кв. м. На этот стол укладывается деревянная раздвижная рама — пяльцы, состоящие из четырех брусков с утопленными в пазах крючками. Крючки на раме служат для накалывания ткани, а потому должны быть с острыми кончиками и не выступать над брусками рамы. Крючки и бруски рамы покрываются химически стойким лаком для предотвращения ржавления и загрязнения. После накалывания и натяжения ткани на раму ее положение фиксируется винтами-барашками, делающими раму устойчивой.

    В запасе у работающего должны быть гигроскопическая вата, пластмассовые или деревянные стержни диаметром 6—8 мм с заостренными концами, поролоновые и резиновые губки, колонковые, барсуковые кисти.

Для росписи способом холодный батик  необходимо иметь набор стеклянных трубочек различного диаметра с резервуаром или без него.(Рис.3)

Трубочки служат для нанесения  контура рисунка. При работе по плотной  ткани наводят более толстый  контур, а по прозрачным, легким тканям — более тонкий. Для росписи  способом горячий батик следует  запастись более сложными приспособлениями и инструментами. Прежде всего, это металлическая кружка с двойным дном, в котором помещается обычная электролампочка. Эта кружка служит для разогревания резервирующего состава (отсюда и название «горячий батик»). Для

17

нанесения резерва необходим набор различных инструментов. Это так называемые ножи и каталки, медные воронки с отверстиями разных диаметров. Воронки, так же как и ножи и каталки, должны надеваться на

деревянные ручки. Для свободной росписи, кроме приспособлений и инструментов, перечисленных в холодном батике, необходимо добавить круглые и плоские щетинные кисти.

       Для выполнения всех трех способов росписи ткань накалывается на крючки рамы (пялец), причем необходимо строго соблюдать взаимно перпендикулярное расположение нитей основы и утка, а также параллельное

их расположение каждой из сторон рамы. После того как ткань наколота на крючки, стороны рамы раздвигаются до полного натяжения ткани и закрепляются винтами-барашками, чтобы во время работы натяжение ткани не ослабевало.

3.1. Материалы.

      

        При росписи  тканей  важное  значение  имеет  ткацкое  переплетение  нитей  ткани, ее  толщина,  пушистость   и плотность.  И  хотя  это  больше   всего влияет  на  подбор  резерва  для  холодного  батика,  тем  не  менее,  это   важно  и  при работе  в технике горячего  батика,  т.к. то, как растекается краска на  ткани и как пропитывает горячий воск  ткань, существенным образом зависят именно от  вида  ткацкого  переплетения, особенно  заметно это на  различных видах шелка.  Наилучшими для росписи (особенно холодным батиком) являются тонкие гладкие ткани полотняного переплетения. Полотняное переплетение представляет собой, пожалуй, наиболее распространенное и наипростейшее переплетение шелковой ткани.  Он  имеет  очень  маленький раппорт. Изготовленные таким образом шелка имеют гладкую почти  блестящую поверхность  и с обеих сторон выглядят практически  одинаково.

       При саржевом же переплетении каждая уточная нить раппорта пропускается через несколько нитей основы. В результате этого на поверхности шелка более или менее отчетливо видны «канавки» и «рубчики». Особым  свойством  атласного  переплетения  является  то,  что точки перекрещивания основы с утком не соприкасаются друг с другом и расположены на поверхности ткани относительно далеко друг от друга. Именно поэтому атласный шелк  имеет  всегда очень рыхлую и мягкую  структуру. Благодаря тому, что уточные нити, как правило, находятся очень близко друг к другу, натуральный  шелк  приобретает  теплый переливающийся блеск,  которого  не  дает  ни  одна  другая  ткань.

Как  уже  говорилось  атлас  имеет  характерный  блеск. Именно  он ограничивает  применение  атласа  для  росписи панно,  но  это  поправимо. Для  росписи  панно  очень  хорошо  подходит  изнаночная  сторона  плотного  атласа.   При  работе  с  тяжелым  атласом  обязательно  проверяйте  ткань  (ее  пропитывание  горячим  воском)  с  изнаночной  стороны  работы.

Каждый вид ткани  требует применения определенных красителей,

18

соответствующих им способов приготовления краски и упрочения полученных на тканях окрасок. Красители, применяемые в ручной росписи тканей, по своим техническим свойствам делятся на группы. В пределах каждой группы красители различаются  по цветам. В маркировке красителей имеются буквенные и цифровые  обозначения. Сначала указывается группа (прямой, кислотный, основной и т. д.). Оттенок красителя обозначается буквами: Ж—желтоватый оттенок, К — красноватый, 3 — зеленоватый, С — синеватый оттенок.

      Цифры, проставленные в маркировке, указывают на интенсивность оттенка, например: кислотный алый—2 Ж, прямой красный — 3 С. Это означает, что в первом случае алый цвет имеет довольно интенсивный желтый оттенок и приближается к оранжевому, а во втором красный цвет имеет синеватый оттенок и приближается к фиолетовому. Чем больше цифра, тем интенсивнее оттенок. В отдельных случаях в маркировке дается характеристика прочности, способ применения или упрочения. Для приготовления краски используются различные химические и вспомогательные вещества:

  1. уксусная кислота—бесцветная жидкость с резким специфическим запахом, хорошо растворяется в воде, ядовита,

при попадании на кожу вызывает ожоги, при работе с ней  требуется осторожность;

2) лимонная кислота—бесцветные кристаллы без запаха;

в отдельных случаях может заменить уксусную кислоту;

3) молочная кислота 40% жидкость светло-коричневого цвета без запаха; также может заменить уксусную кислоту;

4) едкий натр в твердом виде представляет собой белую или розоватую массу; на воздухе поглощает влагу и углекислоту, при этом плавится, покрываясь белым налетом; необходимо хранить в хорошо закрытой стеклянной или фарфоровой посуде;

5) водный аммиак (технический нашатырный спирт) — бесцветная прозрачная жидкость с резким специфическим запахом;

6) бисульфат натрия — мелкие кристаллы или желтоватый раствор с острым запахом;

7) мочевина — белые или желтоватые кристаллы, хорошо растворяющиеся в воде;

8) резорцин — кристаллы от белого и розового до коричневого цвета, хорошо растворяются в воде и спирте;

Информация о работе Технология художественной росписи по ткани