Сюрреализм как течение в мировом искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:16, курсовая работа

Описание

целью стала попытка вычленить основополагающие принципы сюрреалистического движения. Для наиболее полного раскрытия темы нами были поставлены следующие задачи:
рассмотреть сюрреализм как течение в мировом искусстве, исследуя истоки его зарождения и основные моменты существования;
раскрыть суть творческого метода и мировоззрения одного из основателей сюрреализма - Макса Эрнста;
изучить творчество и выявить концепцию художественной деятельности выдающегося художника сюрреализма - Рене Магритта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Основные принципы становления сюрреализма
ГЛАВА 2. Творчество Макса Эрнста (1891-1976)
ГЛАВА 3. Рене Магритт. Творческий путь художника (1898-1967)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

сюрриализм.docx

— 61.69 Кб (Скачать документ)

Не исчез интерес к  творчеству Магритта и в шестидесятые годы, о чем говорят большие  ретроспективные выставки в Музеях современного искусства в Далласе (1960) и Нью-Йорке (1965), а также выставка в музее в 
Роттердаме (1967), ставшая последней прижизненной экспозицией художника. 
Таким образом, можно сказать, что вклад этого самобытного мастера в искусство XX века невозможно переоценить, как и невозможно представить сюрреализм без его живописи, и работы, созданные им, продолжают находить своих зрителей и поклонников и в наше время, а это значит, что его творчество до сих пор востребовано.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, нам хотелось бы сказать, что сюрреализм занимает в русле авангарда особое место. Именно ему было суждено оказать  самое сильное влияние на все  искусство XX века, именно он пошел дальше других авангардных школ в сопоставлении  казалось бы несопоставимого, в соединении разнородных качеств, сближении  принципиально чуждого.

Именно сюрреализм, по сути, первым в полный голос заговорил  о значимости мира подсознания, столь  же непознаваемого, как и внешний  мир, но еще более привлекательного, чарующе-загадочного. И если, согласно сюрреалистическим манифестам, иррациональное ценно само по себе, то в художественной практике тонко прочерчивались переходы от иррационального к рациональному, намечались моменты познания скрытых  закономерностей мира с помощью  механизма интуиции.

Может быть, многие не согласятся с нами в том аспекте, что, не смотря на всю свою неординарность и эпатажность, сюрреализм по своей сути является очень глубоким искусством. Как правило, бытует мнение, что данная школа  представляет собой некий абсурд или вообще не является искусством в принципе, что художники, будучи неспособными сотворить нечто действительно  масштабное и феноменальное, начинают рисовать все, что придет им в голову, а манифест сюрреализма, провозгласивший  эру нового искусства - лишь прикрытие  их абсолютной бесталантности.

В противовес этому мнению, мы можем привести тот факт, что  практически все наиболее известные  последователи данного течения  окончили высшие учебные заведения, а, следовательно, обладали и всеми  принципами правильного построения произведения. Кроме того, еще П. Сезанн заметил: «если невидимые  энергии - физические и духовные - важнее неподвижной натуры, значит, живописец, в принципе, может писать не только красками, но чем угодно и как  угодно» Батракова С. П. Искусство  и миф. Из истории живописи XX века. С. 198. И в данном аспекте мы с  ним абсолютно согласны. На наш  взгляд, при оценке данного направления  следует обязательно учитывать  и исторические события, сопутствовавшие  развитию данного течения. Ведь не случайно пик творчества сюрреалистов приходится на начало 20-х - конец 30-х годов - период между двумя войнами, а уже  после Второй Мировой войны хотя и продолжает свое существование, все  же идет на спад. Ведь не случайно все  мастера хором в своих воспоминаниях  пишут о войне, и даже Бретон говорит, что «Сюрреализм может быть исторически  понят лишь в соответствии с войной, с которой он начинается, и к  которой возвращается» Пикон  Г. Сюрреализм. 1919-1939. С. 178. Ведь не случайно подобные тенденции просматриваются  и в русском искусстве XX века. Быть может, это именно мы не способны поставить себя на место самих  художников и постараться осмыслить  все то, что они нам пытаются сказать, отмахиваясь от их работ  и даже не пытаясь вникнуть в суть идеи?

Нам кажется, что поскольку  способность услышать переплетение расположенных рядом лексических  или живописных единиц очень неоднозначна - у одних она ограничена, у  других сильно развита, то эту закономерность также необходимо иметь в виду, обобщая вклад сюрреализма. Сюрреализм развивал именно метод сопоставлений, раскрывая способности человеческого  интеллекта. Иначе, выражаясь словами  Альфреда Жарри можно сказать, что  «Рассказ о понятных вещах угнетает ум и портит память, в то время  как абсурд упражняет ум и тренирует  память» Сюрреализм и авангард. С. 28.

Лично на наш взгляд, творчество сюрреалистов честно занимает свое место  в истории мирового искусства  не просто как хронологический период, а как искусство, подарившее миру особое творчество и уникальных мастеров. И именно поэтому в наше время, когда парапсихологические явления  введены в сферу науки и  начинают получать объяснение, роль новаторских  решений сюрреализма предстает  особенно отчетливо. По существу, все  последующее развитие зарубежного  искусства учитывало именно опыт сюрреализма: ошеломляющая метафора ставшая  эмблемой этого направления, свободная  дерзкая ассоциативность и были в основном восприняты мировым искусством и последующими поколениями.

«Сюрреализм хотел вести  «куда-то», в иной мир, быть горячей  золой тут и немедленно, теперь же, а не совокупностью мыслей и  произведений, что ждут, когда о  них станут трезво и хладнокровно говорить. Сюрреализм полностью был  тем, чем хотел быть, поскольку  нельзя прикоснуться к нему, не почувствовав его пламени, если только не протягивать  к нему мертвые руки. Он не мог  не стать главой истории, моментом культуры. Не в его власти было помешать всяческим  приближениям и примыканиям к  нему» Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939. С. 178. Эти слова Г. Пикона очень  точно отражают нашу позицию - невозможно понять искусство, которое не хочешь понимать.

И в заключение хотелось бы привести слова М. Хайдеггера, который  не менее точно подметил: «Ни одна эпоха не знала о человеке так  много и столько разнообразного, как наша. И вместе с тем, ни одна эпоха не знала меньше нашей, что  такое человек» Батракова С. П. Искусство  и миф. Из истории живописи XX века. С. 163.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

1. Диль Г. М. Эрнст.- М., 1995. 96 с.

Литература:

1. Батракова С. П. Искусство  и миф. Из истории живописи XX века.- М.,2002. 215 с.;

2. Всеобщая история искусств. Искусство XX века. Т.6. кн.1/Под ред.  Б.В. Вейнмарн, Ю.Д. Колпинского.- М., 1965. с. 94-95;

3. Ильина Т.В. История  искусств. Западноевропейское искусство.- М.,2002. с. 339-343;

4. Ноэль Б. Магритт.- М.,1995. 96 с.;

5. Паке М. Р. Магритт. 1898-1967. мысль, изображенная на  полотне.- М., 2002. 96 с.;

6. Пикон Г. Сюрреализм. 1919-1939.- М., 1995. 216 с.;

7. Р. Магритт. Живопись. Графика/Авт.-сост. Л.А. Дьяков.- М.,1998. 64 с.;

8. Сюрреализм. Энциклопедия/Авт.-сост. И.Г. Мосин.- Спб., 2005. 320 с.;

9. Сюрреализм и авангард. Материалы российско-французского  коллоквиума, состоящегося в Институте  мировой литературы/Под ред. С.А.  Исаева, Т.В. Балашовой, Ж. Шенье-Жандрон,  Е.Д. Гальцевой.- М., 1999. 190 с.;

10. Швинглхурст Э. Сюрреалисты.- М., 1998. 80 с.;

11. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм.- М., 2002. 416 с.;

12. Энциклопедия искусства  XX века/Авт.-сост. О.Б. Краснова.- М., 2003. с. 205-301.


Информация о работе Сюрреализм как течение в мировом искусстве