Сальвадора Дали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание

Творчество этого художника давно привлекает человечество. Его картины, в самом деле, похожи на сны, скорее даже не осмысленные сновидения, а то состояние, в котором пребывает человек прежде, чем погрузиться в сон: перед глазами проплывают немыслимые образы, странные видения. Именно их Сальвадор Дали запечатлевает на своих картинах. При этом Дали обладает талантом совмещать, казалось бы, несовместимое: точность изображения, присущую фотографии с неумелыми, словно бы детскими мазками, реалистичные пейзажи и нереальные существа. Так и полотна художника заставляют испытывать противоположные эмоции: восторг и порой отвращение, зачарованность и ужас…

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3-4
1. Сальвадора Дали: начало……………………………………………… 5-7
2. Реальность и сюрреальность Сальвадора Дали……………………… 7-9
3. Безграничная живопись………………………………………………... 9-17
4. «Праздник» в жизни Сальвадора Дали…………………...................... 17-24
5. Гений Дали……………………………………………………………... 24-27
5.1 Общественные связи………………………………………………….. 24-27
6. Сальвадор Дали: жизнь после смерти Гала…………………………... 27-28
7. Россия и Сальвадор Дали: взгляды…………………………………… 28-29
Заключение………………………………………………………………... 30
Список использованных источников……………

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 70.02 Кб (Скачать документ)

     Интимная  жизнь супругов навсегда осталась тайной. В ней, по всей вероятности, отсутствовало такое понятие, как верность. Для Гала это был свободный брак, и она была вольна выбирать себе любовников. Но это относится к ее молодым и зрелым годам. Позднее ей приходилось платить уже самой. Когда ей было семьдесят, ее любовником стал молодой певец Джефф Фенхольт, один из исполнителей главной роли в рок–опере «Иисус Христос – суперзвезда». Говорили, что именно Гала стала причиной его разрыва с молодой женой, только что родившей ему ребенка. Гала приняла деятельное участие в судьбе Джеффа, создавала ему условия для работы и даже подарила роскошный дом на Лонг–Айленде. Это была последняя ее любовь. Разумеется, любовь к Сальвадору Дали не в счет.

     Последние годы Гала были отравлены болезнями  и стремительно надвигающейся старческой немощью. Гала прожила 88 лет. Бурных и неповторимых.

5. ГЕНИЙ ДАЛИ 

5.1 Общественные связи 
 

     Мало  быть талантливым художником, надо еще уметь и подать себя, устроить шум, выгодно продать свои творения. Нужна, как мы говорим сегодня, большая  раскрутка. В этом смысле Сальвадор Дали – не без помощи Гала, а может быть, именно благодаря ей – непревзойденный мастер.

     Однако  не в одном проворстве дело. Сальвадор  Дали родился и жил на Западе в  обществе потребления, где реклама  и деньги творят своих звезд и  кумиров. Если обратиться к советскому периоду истории России, то нужно  сказать, что многие наши писатели жили словно за железным занавесом, и здесь не имело никакого значения личное проворство. Никто и помыслить не мог о рекламе своих произведений. Государство само определяло рейтинг гениальных и талантливых. Обо всем этом смешно даже говорить.

     Художник  беспрепятственно проявлял свою манию  величия, и не только проявлял, но и  успешно реализовывал, к врожденному  дару он прибавлял почти гениальную проворность.

     Дали  – высокопрофессиональный менеджер, рекламный агент самого себя, зазывала на улице и гид на выставке. Он постоянно устраивает «информационные оргии», чтобы привлечь к себе внимание и в очередной раз оповестить мир о существовании гения Дали.

     Париж. Дали продефилировал через весь город  во главе процессии, несущей батон  хлеба пятнадцатиметровой длины. Хлеб был торжественно возложен на сцену  театра «Этуаль», где Дали выступил с истерической речью о «космическом клее» Гейзенберга.

     Барселона. Дали и Луис Мигель Домингин решили устроить сюрреалистический бой быков, в конце которого вертолет, наряженный Инфантою в платье от кутюр, унесет в небо жертвенного быка, который далее будет сброшен на священной горе Монсеррат и растерзан кровожадными грифами. Тем временем Домингин на импровизированном Парнасе увенчает короною голову Гала, одетой Ледою, а у ног ее выйдет голым из яйца Дали.

     Лондон. В планетарии воспроизвели расположения звезд на небосводе Порт Льигаты в момент рождения Дали. Согласно заявлению его психиатра, доктора Румгэра, Дали возвестил, что они с Гала воплощают космический и величественный миф о Диоскурах (Касторе и Полидевке).

     Нью–Йорк. Дали высадился в Нью–Йорке, одетый в золотой космический скафандр и находясь внутри знаменитого «овосипеда» его собственного изобретения – прозрачной сферы, нового средства передвижения, основанного на фантазмах, вызываемых ощущениями внутриутробного рая.

     Дали  просто обожал золото, оно было его  манией. Он носил на шее золотой  слиток – расставание с золотом приносило ему страдания. И все его эпатажные выходки помогали ему на расставаться с ним.

     Все же, как себя не рекламируй, тебя никто  не заметит, если у тебя нет способностей. Но и одних способностей мало. Нужна работа, огромная работа, лишь тогда ты сможешь заработать и оставить след в памяти людей, кем бы ты не был – художником или сантехником. Человек никогда не будет жить хорошо, если все время будет пытаться заработать, что называется, на халяву.

     Дали  был трудягой, работал с утра до ночи – собственно говоря, работал всегда. Это качество проявилось у него еще с детства и осталось на всю жизнь. Когда Дали учился в Академии, сверстники его считали ретроградом, человеком без темперамента (его приняли «за своего» лишь после того, как случайно увидели его работы, выполненные в стиле кубизма»). На самом же деле он требовал от себя академической выучки, получив которую он мог экспериментировать и выстраивать свой, новый метод (этот метод, напомню, был назван впоследствии «параноидально–критическим»).

     Большинство художников поглощено только живописью, и в жизни они молчуны. Они  говорят только кистью и красками. А есть художники, которым мало выразиться на своих полотнах, им подавай кафедру. Это учителя по натуре. Проявил себя в этой области и Сальвадор Дали. Надо сказать, очень неплохо проявил – его словам следовало бы внимать многим художникам, да и не только художникам.

     Сам Дали всегда действовал в стопроцентном  соответствии своими советами. Его  книги ему самому служили учебниками.

     Сальвадор Дали и художник, и литератор, и  сценарист. Его книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим» читаешь, словно детективный роман. Все события переплетаются, реальность неотделима от вымысла, но не поверить в вымысел очень трудно, даже в явный – настолько реально он описан, словно Дали и не придумывал ничего. А может быть и не придумывал? Он многое переживал в своих фантазиях, а потом воплощал это в своих полотнах и книгах. Одно несомненно: к Дали со стопроцентной уверенностью можно прикрепить утверждение – талантливый человек талантлив во всем. 

6. САЛЬВАДОР ДАЛИ: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ ГАЛА 

     Гала  скончалась 10 июня 1982 года.

     Сальвадор Дали пережил Гала на 7 лет. В своем  одиночестве он написал всего  одну – и то очень слабую – картину. Она называлась «Мы придем позднее, к пяти часам» (1983). Вместе с Гала от Дали ушло и вдохновение. Психологическое состояние его было ужасным.

     Дали  навсегда оставил Порт–Льигату и поселился в Пуболе. Испытывая муки сам, Дали мучил и других. Однажды после бессонной ночи он решил больше не вставать с постели и не есть. Его пытались кормить насильно, он вырывался, кричал, разгонял врачей и прислугу. Его вес уменьшился до 46 килограммов. Иногда он пытался брать в руки кисть, но тут же бросал ее. И за все это время ни разу не произнес имя Гала, хотя, по всей вероятности, думал только о ней. Дали сознательно разрушал себя.

     30 августа 1984 года таинственным  образом произошел пожар (а  может быть, виной тому всего  лишь короткое замыкание электропроводки). Личный секретарь Дали нашел  художника на полу рядом с  кроватью и вытащил его из  объятой пламенем и наполненной дымом комнаты, когда тот уже получил серьезные ожоги правой руки, ног и спины. Дали остался жив, но состояние его стало еще хуже. В барселонской клинике «Эль–Пилар» художнику сделали пересадку ткани. Постепенно Дали пришел в норму. Выйдя из клиники, он отправился в Фигерас, в свой прижизненный дом–музей. Здесь, на своей роскошной и уникальной вилле, художник становится добровольным изгнанником, отказываясь принимать кого–либо. Журналисты пытаются заглянуть в последние годы его жизни, а то и просто строят догадки.

     23 января 1989 года Сальвадор Дали  умер в возрасте 84 лет. Он завещал  похоронить себя не рядом со своей сюрреалистической Мадонной, в усыпальнице Пуболь, а в городе, где он появился на свет, в Фигерасе. Набальзамированное тело Сальвадора Дали, облаченное в белую тупику, похоронили в музее–театре Фигераса, под геодезическим куполом. 

7. РОССИЯ И САЛЬВАДОР ДАЛИ: ВЗГЛЯДЫ 

     В молодые годы Дали привлекала революционная  Россия. Она была для него «притягательной и таинственной страной», как и ее лидеры, которых он включил в свою сюрреалистическую иконографию. В 1931 году художник создал картину с характерным для него и непочтительным для коммунистов названием «Видение Ленина на рояле». До этого он носился с идеей написать «лирическую ягодицу Ленина» [6. С. 73].

     Дали  всегда мечтал побывать в нашей стране.

     Летом 1953 года он предложил своим друзьям  и домашним совершить путешествие в Россию.

     Впервые выставку работ художника (графика  и гобелены, но без всяких живописных полотен) в СССР организовал Аржилле – она открылась 15 апреля 1988 года в Музее им. Пушкина. Многие зрители, отравленные многолетним ядом пропаганды, конечно, вздрогнули от ужаса, однако нашлось и немало таких, которые воздали должное художнику – главным образом за его неожиданные фантазии, великолепный артистизм и изысканную технику.

     Сальвадора  Дали наконец–то заметили и отметили в СССР. Но ведь незадолго до того, в конце 1988 года, умер другой великий каталонец, Хоан Миро. О нем в советской печати ни слова. Судя по всему, в тот период хватило пороху на признание одного Сальвадора Дали. Его одного с трудом переварили, а тут еще какой–то Хоан Миро.

     После распада СССР наступили совсем иные времена. Коммунистическая партия перестала играть роль идеологической силы, подавляющей инакомыслие и инаковкусие. Все запреты и табу разом рухнули, и на этих берегах неограниченной свободы Сальвадор Дали предстал уже во всем своем блеске и сумасшедшем великолепии. Стали появляться в печати статьи и исследования о некогда запретном художнике, издаваться его книги и альбомы с картинами.

     В конце лета 1994 года в Центральном  доме художника прошла выставка–продажа «Dali без границ». У касс выстроились длинные очереди москвичей и гостей столицы, несмотря на высокие цены билетов. Пришедшие на выставку с жадным любопытством и удовольствием взирали на присланные дары. Всем надоело ясное и чистое искусство социалистического реализма, всем вдруг захотелось чего–то остренького, и Сальвадор Дали со своими картинами – безумными снами и видениями – был весьма кстати.

     Различные предметы, не представляющие особой ценности, но связанные с Дали – оттиски, копии, афиши, отпечатки на шелке, ковры, «сюрреалистические объекты», портреты художника и прочее, – все было раскуплено вчистую. Сальвадор Дали вошел в массовое сознание россиян. В конце ХХ века русские интеллигенты стали бредить Дали, как в 50–60–е годы упивались Хемингуэем.  
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Последней  работой великого Дали была картина  «Ласточкин хвост», простая каллиграфическая композиция на белом листе. Простота картины напоминает работы Поля Кли и трогательна, как музыка скрипки.

     Был ли это настоящий Дали? Скрывался  ли под усами–антеннами, которые один журналист из французского журнала однажды попросил сбрить, чтобы увидеть настоящего Дали, простой деревенский философ с инстинктивной мудростью? Многие так считают и сожалеют о появлении сексуального смокинга, омаров, символизирующих половую зрелость, содомируемых роялей и системы «Kara n mehra» («Гадь и ешь»), при помощи которых он постоянно привлекал к себе внимание.

     Вокруг  имени Сальвадора Дали ведутся бесконечные  споры, и всё же этого мэтра  современного  искусства невозможно заключить в какие – либо рамки. Поочерёдно он был художником, поэтом, теоретиком и сценаристом. Каталонец  по происхождению, он делал первые шаги в Мадриде, довольно робкие, по его  тогдашнему представлению. Как художник, он некоторое время блуждал между  куббизмом и реализмом, и именно сюрреализм связавший его с Миро, Танги и Эрнстом, помог ему  найти своё место.      За несколько лет он стал одной из ключевых фигур движения и занял  важное место в его летописи. На протяжении всей его творческой жизни  в голове его кипели идеи. Когда  сюрреализм оказался узником возрастающей политизации, Дали поднял его на более  высокий  художественный уровень, продемонстрировав полотна, расслаивающиеся на реализм и бред. Роль, которую сыграл  Дали в жизни группы сюрреалистов, была очень существенной, поскольку он сумел возродить дух скандала и провокации. Но как бы не был силён в Дали этот неистовый дух, человек из Фигераса остаётся величайшим гением, и, несомненно, более уравновешенное потомство воздаст ему должное. 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Вирмо А., Вирмо О.  Мэтры сюрреализма / И.Ю. Курбетский. – М.: Академический проект, 1996. С. 81
  2. Ионина Н. А. 100 великих картин / Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2000. – 512 с.
  3. Каменев С.М. Сальвадор Дали / С.М. Каменев, М.: Искусство, 1993. С. 64
  4. Лебедянский М. Сальвадор Дали. Серия ХХв.: страны, мастера / М. Лебедянский. – М.: Просвещение, 2000. – 32 с.
  5. Натаниэл Х. Жизнь и творчество Сальвадора Дали / Б.Соколов. – М.: Спика, 1994. С. 56
  6. Рожин А.И. Сальвадор Дали – миф и реальность / А.И.Рожин. – М.: Аврора, 1992. С. 73
  7. С.Дали. Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим / Т.И. Барков. – Кишинёв: Феникс, 1989. С. 102
  8. Фрейд З. Психология бессознательного / А.И. Текучёв. – М.: Наука, 1991. – 448 с.
  9. Шванглхурст Э. Творчество. Сюрреалисты / М.:  Аврора, 1994. – С.164

Информация о работе Сальвадора Дали