Сальвадора Дали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание

Творчество этого художника давно привлекает человечество. Его картины, в самом деле, похожи на сны, скорее даже не осмысленные сновидения, а то состояние, в котором пребывает человек прежде, чем погрузиться в сон: перед глазами проплывают немыслимые образы, странные видения. Именно их Сальвадор Дали запечатлевает на своих картинах. При этом Дали обладает талантом совмещать, казалось бы, несовместимое: точность изображения, присущую фотографии с неумелыми, словно бы детскими мазками, реалистичные пейзажи и нереальные существа. Так и полотна художника заставляют испытывать противоположные эмоции: восторг и порой отвращение, зачарованность и ужас…

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3-4
1. Сальвадора Дали: начало……………………………………………… 5-7
2. Реальность и сюрреальность Сальвадора Дали……………………… 7-9
3. Безграничная живопись………………………………………………... 9-17
4. «Праздник» в жизни Сальвадора Дали…………………...................... 17-24
5. Гений Дали……………………………………………………………... 24-27
5.1 Общественные связи………………………………………………….. 24-27
6. Сальвадор Дали: жизнь после смерти Гала…………………………... 27-28
7. Россия и Сальвадор Дали: взгляды…………………………………… 28-29
Заключение………………………………………………………………... 30
Список использованных источников……………

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 70.02 Кб (Скачать документ)

     Следует отметить, что Дали – живописец фигуративный. Все его композиции состоят из предметов и тел самодовлеющих и подчас агрессивных, но они связаны между собой мощным своеволием автора. Картины насыщены до предела, и о них можно рассказывать долго и на любой лад. Большинство полотен Дали – это своеобразная иллюстрация к учению Фрейда о снах, сновидениях и о «вытесненных желаниях». Плюс первобытный страх современного человека перед ужасными обстоятельствами реальной жизни.

     Коли  вспомнили Зигмунда Фрейда, то заметим, что он не жаловал сюрреалистов, хотя и признавал, что Дали, которого ему представил в 1938 году Стефан Цвейг, произвел на него сильное впечатление.

     Что на самом деле поразило Фрейда, так  это то, что подсознательное, которое  он мучительно отыскивал в картинах великих мастеров – Микеланджело, Леонардо, Энгра, в работах Дали было видно невооруженным глазом. Все, что так интересовало его в классической живописи – загадочные, тревожные, подсознательные идеи, – так и лезло в глаза с полотен Дали.

     Итак, психоанализ подсознательного – содержание живописи Сальвадора Дали. Не случайно, наверное, самый большой успех Дали имеет у невротической молодежи с неустоявшейся психикой, с ее эмоциональной амбивалентностью, изменчивостью настроения, постоянным чередованием чувств и их проявлений, от агрессии до апатии.

     Так или иначе, картины Дали завораживают своею странной пугающе–загадочной красотой и удивительно точными, реалистически выписанными деталями. В них есть все, кроме обывательского здравого смысла. Впрочем, против здравого смысла Сальвадор Дали боролся всю свою жизнь. Он пытался окончательно стереть границу между разумом и творческим безумием (или сверхразумом?). И это ему удалось в его удивительных живописных фантазмах. 

4. «ПРАЗДНИК» В ЖИЗНИ САЛЬВАДОРА ДАЛИ 

     Сальвадор Дали был анти–Казановой, хотя женщины и манили его.

     Гала  была женой Поля Элюара, французского поэта. Дали и Гала увидели друг друга  – и после первой встречи не расставались 53 года: их разлучила смерть Гала в 1982 году. Гала по–французски означает «праздник». Она и впрямь стала праздником вдохновения для Сальвадора Дали. Главной моделью для живописца.

     Жизнь Елены Дмитриевны Дьяконовой, вошедшей в мировую историю искусств как  Гала, – захватывающий роман. Весной 1995 года во Франции в издательстве «Фламмарион» вышла первая биография Гала, написанная писательницей Доминик Бона.

     Родилась  Елена Дьяконова в Казани в 1894 году, стало быть, она была старше Сальвадора Дали не на 12, как утверждали некоторые, а ровно на 10 лет. Отец умер рано, он был скромным чиновником. Мать вторично вышла замуж за адвоката, и когда Елене исполнилось 17 лет, семья переехала в Москву. Она училась в гимназии вместе с Анастасией Цветаевой.

     В юные годы Гала была болезненным подростком, и в 1912 году ее отправили в Швейцарию  лечиться от туберкулеза. В санатории  «Клавадель» русская девушка познакомилась с молодым французским поэтом Эженом–Эмилем–Полем Гранделем. Его отец, богатый торговец недвижимостью, отправил сына в санаторий, чтобы он излечился от поэзии. Грандель (позднее он взял другое имя – Элюар) от поэзии не излечился, а вот Гала от туберкулеза избавилась, но обоих одолел другой недуг, куда более опасный, – они влюбились друг в друга.

     Это был на стоящий страстный роман, закончившийся браком. Но сначала  влюбленным пришлось расстаться, Элюар  уехал во Францию, Гала – в Россию, но они продолжали свою любовь в эпистолярном жанре, посредством обмена письмами. Она обращалась к нему как к «мальчику», а иногда даже как к ребенку – это фрейдистское обращение говорило о том, что в Елене было сильно материнское начало, и она всегда любила мужчин моложе себя, хотела им быть не только любовницей, но и матерью. Опекать, наставлять, холить...

     Отец  Элюара был категорически против связи сына с больной и капризной  девушкой из холодной и загадочной России. Но в том–то и дело, что русская девочка была особенной.

     Весной 1916 года Елена Дьяконова решила взять  судьбу в свои руки и отправилась в вожделенный Париж. Ей шел 22–й год. Из–за службы жениха в армии свадьба задержалась, но все–таки состоялась (Гала добилась своего!) – в феврале 1917 года в церкви Святой Женевьевы, стены которой помнили Жанну д’Арк. Родители Поля Элюара преподнесли молодоженам огромную, из мореного дуба кровать. «На ней мы будем жить и на ней умрем», – сказал Элюар и ошибся: они умерли порознь.

     Поль  Элюар оказал большое влияние  на Гала. Он превратил скромную русскую  поклонницу Толстого и Достоевского в настоящую женщину, почти что  роковую «вамп» (для этого у нее были все задатки), а она, в свою очередь, став ему музой, постоянно вдохновляла его на создание все новых и новых стихов.

     И все же романтическая роль жены поэта  – не в духе Гала. Через год после бракосочетания родилась дочь Сесиль. Гала и Поль обожали дочь, но все равно нормальной семьи не получилось. Полю Элюару не сиделось на месте, разлуки и поездки за мужем не способствовали домашнему счастью. Возникло взаимное недовольство друг другом. Бурные ссоры сменялись не менее бурными признаниями в любви. Но врастание все же оказалось не таким уж прочным. При этом не надо забывать, что Поль Элюар был поэтом, а, следовательно, смотрел на мир другими глазами, нежели обычные люди. Скажем так: он смотрел сумасшедшими глазами на сумасшедший мир. И соответственно отношения с женой так строил. Любил, к примеру, показывать фотоснимки обнаженной Елены своим друзьям, да и она постепенно вошла в роль не столь чистой, сколь грешной музы поэта. Не случайно вскоре образовался любовный треугольник: Елена – Поль Элюар – художник Макс Эрнст. Будущая Гала быстро усвоила, что означает свобода любви, и незамедлительно воспользовалась ее плодами. Так что перед встречей с Сальвадором Дали Гала была уже вполне знающей, что ей нужно, женщиной.

     В августе 1929 года Поль Элюар с женой  Еленой (ей 35 лет) и дочерью Сесиль (ей 11 лет) отправился из Парижа на автомобиле в Испанию, в рыбацкую деревню  Кадакес, в гости к молодому испанскому художнику Сальвадору Дали (ему 25 лет). С Дали поэт познакомился в парижском  ночном клубе «Бал Габарин» и получил приглашение отдохнуть в захолустье, вдали от шума.

     По  дороге в Испанию Элюар с восторгом  рассказывал жене о необычном  творчестве Дали и о его эпатирующем  фильме «Андалузский пес».

     Дом художника располагался за деревней, на берегу бухты, похожей на полумесяц. Он был выкрашен в белый цвет, перед ним рос эвкалипт и пламенели герани, ярко выделяясь на черном гравии.

     Чтобы поразить новую гостю, о которой  он кое–что слышал, художник решил предстать перед ней в экстравагантном виде, для чего располосовал свою шелковую рубашку, выбрил подмышки и выкрасил их синькой, натер тело оригинальным одеколоном из рыбьего клея, козьего помета и лаванды, чтобы задействовать и сенсорные эффекты. За ухо засунул красную герань и уже собрался в таком неотразимом виде выйти к гостям, на пляж, как увидел в окне жену Элюара. Она показалась художнику верхом совершенства. Особенно впечатлило его лицо Елены, строгое и надменное, а также мальчишеское тело и ягодицы.

     Дали  смыл с себя всю краску и явился на пляж почти обыкновенным человеком. Он подошел к Елене и вдруг  понял, что перед ним его единственная и настоящая любовь. Осознание этого пришло к нему как озарение, как вспышка, отчего он не мог нормально с ней разговаривать, ибо на него напал судорожный, истерический смех. Он не мог остановиться. Елена смотрела на него с нескрываемым любопытством.

     Гала  не была красавицей, но обладала большим  шармом, женским магнетизмом, от нее  исходили флюиды, которые околдовывали мужчин.

     Сначала Гала и Сальвадор жили вместе неофициально и лишь после смерти Элюара официально поженились. Это был, конечно, странный брак во всех житейских смыслах, но только не в творческом. Чувственная Гала, которая и во времена Дали не захотела оставаться верной женой, – и девственник–художник, который панически боялся близости с женщиной.

     Очевидно, Дали превращал свою сексуальную  энергию в творческую, а Гала реализовывала  свою чувственность на стороне.

     В быту же они оказались почти идеальной  парой, как часто случается с  совсем разными людьми. Сальвадор  Дали – абсолютно непрактичный, робкий, закомплексованный человек, который боялся всего – от езды в лифтах до заключения договоров.

     Эта сюрреалистическая Мадонна в  житейских делах была холодной и  достаточно рассудочной женщиной, поэтому с Дали они представляли две разные сферы: лед и пламя.

     До  встречи с Гала художник стоял  лишь на пороге собственной славы. Эта  женщина помогла ему перешагнуть  порог и насладиться сверкающими  залами всемирной популярности. Появление  Гала  совпало с разрывом с  группой сюрреалистов. Собственно говоря, именно Гала увела Сальвадора Дали из–под эстетического контроля Бретона и всей его компании. Но произошло это не сразу.

     Но  Гала не только предсказывала, она самоотверженно и самозабвенно помогала ему, искала богатых спонсоров, организовывала выставки, продавала его картины.

     Из  парижанки, находившей удовольствие в  развлечениях богемы, Гала превратилась в няньку, секретаря, менеджера гения–художника, а затем и в хозяйку огромной империи, имя которой – Дали. Империя собиралась по кусочкам. Когда не шли картины, Гала заставляла Дали заниматься различными поделками: разрабатывать модели шляпок, пепельниц, оформлять витрины магазинов, рекламировать те или иные товары... Можно сказать, она держала Дали под постоянным финансовым и творческим прессам. И не исключено, что именно такое обращение нужно было для слабовольного и плохо организованного человека, каким был Сальвадор Дали. Конечно, это не осталось незамеченным, и в прессе частенько представляли Гала воплощением зла, упрекали за то, что она жестока, алчна и аморальна. По свидетельству Олано, Гала транжирила деньги направо и налево и делала это очень весело, но уже тогда, когда империя Дали стала процветать и деньги отовсюду потекли рекой.

     В 1934 году чета Дали отправилась в  США – это был исключительно правильный ход, продиктованный поразительной интуицией Гала, она точно почувствовала, что именно американцам придется по душе и по карману талант Дали. И не ошиблась: в США Сальвадора Дали ждал сенсационный успех – страну охватила «сюрреалистическая лихорадка». В честь Дали устраивались сюрреалистические балы с маскарадами, на которых гости появлялись в костюмах, словно вдохновленных фантазией художника, – экстравагантных, провоцирующих забавных. Супруги вернулись домой богатыми и очень знаменитыми: Америка перевела талантливость Дали на высший уровень – в гениальность. Вторая поездка в США в 1939 году еще более укрепила первоначальный успех.

     Быстрому  росту популярности Дали за океаном  способствовали два обстоятельства – непревзойдённое умение устраивать публичные скандалы и частичный пересмотр художественных принципов, сделавший произведения испанского сюрреалиста более доступными широкой публике.

     В Америке супруги живут все  военные и первые послевоенные годы. Дали с помощью, естественно, Гала устраивает выставки, выступает с лекциями, пишет портреты богатых американцев, иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, либретто и костюмы для балетных и оперных постановок, оформляет  витрины роскошных магазинов  на Пятой авеню в Нью–Йорке и павильонов международных ярмарок, сотрудничает с Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем, пробует свои силы в фотографии и устраивает сюрреалистические балы. Короче говоря, фонтанирует вовсю!..

     В конце 40–х годов супруги с триумфом возвращаются в Европу. Слава, деньги – все в изобилии. Все прекрасно, кроме одного: Гала стареет. Однако она не сдается и по–прежнему является моделью для многочисленных полотен Дали. Он постоянно рисовал ее в образе мифической женщины, эдакой «атомной Леды» и даже с ликом Христа. На знаменитой картине «Тайная вечеря» можно узнать черты Гала. И все по тому, что художник не уставал боготворить свою музу. Гала, Градива, Галатея, мой талисман, мой клал, мое золотце, оливка – это только малая часть имен, которые давал живописец своей музе и жене. Высокопарные титулы и изощренно–чувственные прозвища составляли как бы часть «сюрреальности», в которой жили супруги.

     Насчет  матери – это не обмолвка. Сальвадор Дали, рано лишившийся матери и недополучивший ее любви, подсознательно искал мать и нашел ее идеальное выражение именно в Гала, ну а она, в свою очередь, нашла в нем сына (свою дочь Сесиль она любила меньше, и не случайно ее воспитывала бабушка Поля Элюара).

     Отец  и сестра Сальвадора Дали, строго исповедовавшие все каноны католической веры, никогда не могли простить ему выходки с портретом матери и брака с Гала, поэтому настоящей семьей для него стала итальянская семья Джузеппе и Мары Альбаретто, с которыми Дали связывала многолетняя дружба, их дочь Кристина стала крестницей Дали.

     Сальвадор Дали и Гала вместе организовывали свои нашумевшие «хэппенинги», эротические зрелища с привкусом скандала. Желающих принять в них участие было хоть отбавляй. Слава художника привлекала к нему многих женщин. Когда–то они проходили равнодушно мимо, а затем от них не было отбоя, так бывает довольно часто со знаменитыми людьми. Дамы, с именем или без оного, добивались свиданий с Дали. Зачастую он соглашался, но все эти свидания проходили по сценарию художника. Так, одну даму–датчанку художник любовно раздел, а потом долго украшал омарами и другой морской живностью. В итоге получилось красиво. Дали остался доволен и мило попрощался с женщиной. Осталась ли довольна она – вопрос.

Информация о работе Сальвадора Дали