Русское изразцовое искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 15:03, реферат

Описание

В декоративном искусстве, в отличие от живописи и скульптуры воплощение эмоций и настроений осуществляется не путём воспроизведения видимого мира, а посредством создания новых предметов, не имеющих прямого прообраза в натуре. В этом специфика художественного образа в декоративном искусстве. Поскольку изразцовое искусство является декоративным, то и в нем изобразительное начало играет подчинённую роль.

Содержание

1. Вступление. . . . . . . . . . 3
2. О керамике и израцзе. . . . . . . . . 5
3. Символика печи. Эволюция форм. . . . . . . 7
4. Из истории изразца. . . . . . . . . 11
5. Уральский изразец. Керамика сегодня. . . . . . . 20
6. Заключение. . . . . . . . . . 24
7. Список литературы. . . . . . . . . 25

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ИЗРАЗЦОВОЕ ИСКУССТВО.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

Старинное уральское производство стало основой для последующего развития керамики. Фарфоро-фаянсовые производства на Урале в первой половине XIX века действовали помимо Екатеринбурга в Шадринске, Нижнем Тагиле, Перьми.

Гончарная традиция продолжается и сегодня в творчестве отдельных мастеров и целых промыслов, в авторских изделиях и тиражных промышленных вещах, обращаются к ней самодеятельные художники и детские студии.

''Очевидный аспект интереса к народному искусству, то что рукотворная вещи призвана разрушать стандартность нашего окружения, внести в окружающую среду элемент непосредственного человеческого чувства.

Для сохранения своей суть человеку необходимо иметь в своём окружении вещи, рукотворного происхождения. Это один из путей реализации высочайшей ценности – межчеловеческого общения. Имея дело с вещами стандартными, созданными машиной, человек теряет ощущение собственного духовного богатства''. Эстетика природного материала познаётся мастерами в их будничной практике, в процессе изготовления изделий. Свойство и возможности материала ощущаются резкой, воспринимаются глазами, пробуждая в душе мастера желание творить. На керамике легче всего пронаблюдать, как рождается пластический образ, объединяющий материальную и духовную суть изделия.Ручной труд мастера сочетает в себе различные стороны человеческой деятельности. Проявляя в неразрывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других, труд такого мастера наиболее полно реализует в себе целостного человека.

Создатели керамических изделий, как правило, универсалы. Они много знают о глине, её составе и свойствах, умеют пользоваться гончарным кругом, умеют достигать необходимых температур в печах для обжига, владеют тайной изготовления поливы, словом, это художники и технологи одновременно.

Таким мастером универсалом является Сергей Анатольевич Гаврилов, преподаватель Катайского педагогического училища. Он сам был выпускником художественно-графического отделения этого училища, после чего поступил в Нижнетагильский пед. Институт, по окончании которого, в том же 1984 году вернулся в пед училище в качестве преподавателя. Его предмет –художественная обработка материала. На уроках Сергея Анатольевича учащиеся пробуют свои силы в резьбе по дереву, в технике шпона, линогравюры и конечно же большой интерес для них представляет работа с глиной, с этим податливым материалом, способным будить фантазию и воплощать любые замыслы. Не случайно выбирают студенты для выполнения дипломных работ - изготовление керамических изделий: среди них - вазы, украшенные лепным рисунком, квасник в ''русском стиле'' с символическими изображениями рая и ада., мелкая пластика – фигурки людей и животных.

Сам Сергей Анатольевич вплотную занялся керамикой около 3 –х лет назад. Срок не большой, но для творческого человека и в малый отрезок времени достижимы высокие результаты. На зональной выставке среди преподавателей и учащихся ХГО пед училищ. 1997 года он получил диплом I степени. Такие выставки проходят каждые два года, на прежних – Гаврилов выставлял свои живописные работы, но сейчас его творческое вдохновение воплощается в глине и на седьмую зональную выставку, которая будет проводиться в Башкирии, снова поедут керамические изделия.

Интересны все предметы, находящиеся в мастерской Сергея Анатольевича. С большим юмором выполнены 365 (по числу дней в году) фигурок, забавно изображающих различные жизненные ситуации. Каждую отдельную сценку составляют от двух до четырёх персонажей. За основу формы взят конус.

Нельзя смотреть без улыбки на ''Поющих котов'' или деловитых ''Туристов''. Весело и самоиронично изобразил Гаврилов группу: ''Художник и модель''. Наталкивает на размышление композиция ''Белая ворона'', хотя и в ней есть доля юмора.

Лирическое настроение навевают три ангела в белых, чуть мерцающих, одеждах. Эту работу Гаврилов планирует показать на ближайшей выставке.

Интересуют мастера русские народные традиции, в них он черпает вдохновение, выполняя игрушки-свистульки, панно, состоящее из нескольких десятков глиняных плиток с рельефными изображениями по мотивам лубков.

Эти нравоучительные, познавательные, весёлые картинки для народа, размноженные в сотнях экземпляров, издревле пользовались любовью не только в России, но и в других странах. Место и время их рождения теряется в дали столетий. Вслед за религиозной народной картинкой обрели право на самостоятельную жизнь листы светские – забавные карикатуры, рисунки на темы излюбленных песен, сказок, романов и повестей. Народным картинкам свойственна поэтическая образность содержания, крайняя вольность языка и, вместе с тем, нравственная чистота.

Многообразные по темам, образам, эти картинку своеобразное свидетельство жизни и быта народа на протяжении многих столетий.

Гаврилов использовал в своём панно наиболее распространенные на Руси XVIII века сюжеты лубочных картинок. Это и аппозиционные листы раскольников, которые резко осуждали деятельность Петра I. Они изображали его в виде сидящего кота с аккуратно подстриженными усами и надписью, пародировавшей государев титул: ''Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский…''. И лубки с немецких и французских народных картинок и даже с гравюр профессиональных художников. Среди действующих персонажей Полишинель, породивший впоследствии целую серию ''шутовских'' картинок. Дурачок и охальник с крючковатым носом сидит верхом на свинье. У него появляются сотоварищи – шуты Фарнос и Гонос, Фома и Ерёма, Парамошка и Савоська. и др. Здесь же изображения народных празднеств и гуляний: популярные на масленицу кулачные бои – ''стенка на стенку'', ''пляска'' медведя и козы под музыку поводырей.- ''Медведь с Козою прохлаждаются''. Существует серия любовных картинок. В них рассказывается о представителях всех сословий. ''Черныё глаз, поцелуй хоть раз'', - шепчет франт дворянин барышне, - ''тебя не убудет, а мне радости прибудет''. По примеру господ ухаживают и слуги: ''Душа, Танюшка, - просит лакей Ванюшка, - люби меня, будь во век моя''. ''Яков – кучер кухарку обнимает…'', ''Отдай мне ведра….'', - кричит дворнику судомойка и т.д.

Немалое количество картинок посвящено было пьяницам и кабакам. Например, одна из них представляет похвалу хмеля: ''Аз есть хмель, высокая голова… Руки мои держат всю землю''. В центре изображен сам разросшийся хмель, а вокруг все беды, которые могут приключиться с пьяным богачом, монахом, работником.

Выбор лубков в те давние времена был обширен. Каждый желающий мог выбрать картинку по своему вкусу и разумению. Вряд ли кто мог тогда предположить, что и через двести лет после своего рождения лубочный лист будет вызывать такой живой интерес. Любопытен он не только учёным, специалистам – исследователям древности, но и современным мастерам, занимающимся декоративно-прикладным искусством. Интересен как своей техникой , так и сюжетным замыслом. Вот и Сергей Анатольевич в своем панно использовал образы с лубочных картинок. Несколько изменив структуру лубка, он вынес пояснительные надписи на отдельные плитки так, что получилось чередование изображений и текста. От этих глиняных рельефов веет теплом, задором, свойственным русской душе. Хочется подробно, во всех деталях, рассмотреть каждую сценку, обращая внимание на одежду персонажей, выражения их лиц, жесты, ведь выполнены они с большим мастерством.

Немало времени потребовалось для тог, чтобы изучив материалы о лубке, создать это панно, включающее в себя 40 плиток – изображений и 14 – пояснений к ним. Выполнены плиты из местных глин, обжигались без применения поливы.

У Гаврилова ещё множество задумок, которые предстоит выполнить в материале. Такие мастера, как Сергей Анатольевич, способствуют сохранению и развитию национальных традиций.

Живое наследие традиции, естественно живущее в народе художественное мастерство – залог органического продолжения исторической традиции.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Устойчивость традиционных форм в народном декоративном искусстве объясняется стремлением народных мастеров исходить из ранее созданного, практически усовершенствованного и отстоявшегося образца, варьировать и шлифовать его.

''Народ… выбирает, сохраняет и несёт, шлифуя на протяжении многих десятилетий, только самое ценное, самое гениальное''.1

То, что традиция изразца продолжалась на протяжении длительного времени – подтверждает совершенство этого промысла.

От доисторических времён детство человечества до дней космической эры обыкновенная глина всегда являлась первоосновой различных керамических изделий. Поливная керамика, облицовочные кирпичи и плитки вошли в декоративное убранство как внешнего вида зданий, так и интерьеров.

Каждая эпоха вносила свои характерные особенности во внешний вид изразцов.

После значительного расцвета производства древнерусской монументально-декоративной керамики в Киевской Руси наступает известный упадок. В дальнейшем, в XV-XVI веках русские гончары добились отдельных выдающихся достижений в искусстве керамики. Однако лишь во второй половине XVII века эти достижения были объединены и творчески переработаны в принципиально новой технике – майолике, получившей иные художественные качества. Развивавшаяся в русле традиций русского искусства, эта майолика носила яркий национальный характер. В развитии русского изразцового дела в XVIII столетии можно наметить несколько периодов. В начале века наружная изразцовая облицовка постепенно исчезает, переходя в облицовку внутри помещения, что было вызвано изменениями в русском зодчестве того времени. Меняется облик и самих изразцов. Постепенно исчезает рельеф, появляется гладкая белая поверхность с яркой и сочной

росписью, с преобладанием зеленого, коричневого, фиолетового и желтого цветов. Наряду с этим в первой половине века существовало производство белых кафельных плиток с синей росписью, подражающих голландским кафлям.

В конце столетия в связи с изменениями интерьера и декора печей появляется новый тип изразцов. В их украшении преобладает орнаментальная роспись, которая вскоре уступает место белым рельефным изображениям на темы античной мифологии и соответствующему орнаменту.

Производство керамики, в основном архитектурной, в XIX – нас ХХ веках сосредоточилось в нескольких керамических мастерских, выполнявших отдельные заказы на уникальные украшения и стандартные декоративные детали.

Русским изразцам примерно девятьсот лет. Сменились поколения, правители, но по-прежнему опытные гончары обжигали в горнах глиняные коробки без крышек, раскрашенные и разрисованные с одной стороны. Для людей, для их радости и удовольствия создавали художники –гончары невиданной красоты керамическое убранство. И это стремление столь благородно и естественно, что хотя бы уже по этому изразцы должны жить и в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Баранова С.А. Изразцовое действо://Родина, 1994,№1С. 114-116//

2. Иванов-Городов Н.Н. Производство печных изразцов. М., 1948

3. Капцедикас А. С. Искусство и ремесло. М.,1977

4. Маслих СА. Русское изразцовое искусство XV-XIXв. М.,1983

5. Чикильдин С.А. Производство изразцов и облицовочных плиток. М., 1953.

 

25

 



Информация о работе Русское изразцовое искусство