Русская культура между Востоком и Западом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 19:03, реферат

Описание

В исходной исторической характеристике русской культуры отражается пограничное положение России между двумя континентами и цивилизационными типами - Европой и Азией, Западом и Востоком. Длительные споры, протекавшие в России на протяжении почти всего XIX века и продолжающиеся до сих пор, породили разные гипотезы. Мыслители западнической ориентации предпочитали видеть в России неуклонную тенденцию приобщения к Западу и преодоления "восточной отсталости".

Содержание

Введение 3

Глава 1. Противоречия русской культуры 4

1.1 Природно-антропологические факторы и развитие отечественной культуры 5

1.2 Духовные факторы 6

1.3 Социально-политические факторы 6

1.4 Геополитические факторы 7

Глава 2. Современный взгляд на проблему 9

2.1 Д.Лихачев о геополитическом факторе 9

Глава 3. Западничество и славянофильство в истории русской культуры 11

3.1 Славянофильство: идеи и люди 11

3.2 Западничество об историческом пути России 13

3.3 Противостояние западников и славянофилов и русская культура 13

Глава 4. Евразийцы о путях развития России 15

4.1 Евразийцы о сущности исторического процесса 15

4.2 Евразийцы об историческом месте России 16

4.3 Современное Евразийство 17

Заключение 18

Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

мхк реферат.docx

— 47.78 Кб (Скачать документ)

    Из  борьбы славянофилов и западников возникает  также русская философия "серебряного  века". У ее истоков стоял Владимир Соловьев (1853-1900), который задал основные темы последующей русской философии  и стал, по сути дела, первым оригинальным русским философом. И для него тема обезбоженности культуры была центральной. Свою задачу он понимал как придание содержанию христианства такой формы, которая соответствовала бы современной  ему ситуации в культуре. Именно эта задача становится целью блестящей  плеяды русских философов "серебряного  века" - С.Н. Булгакова (1871-1944), Н.А. Бердяева (1874-1948), П.А.Флоренского (1882-1937), Л.П.Красавина (1882-1952), С.Л.Франка (1877-1950) и других.

    Идейные разногласия между западниками и славянофилами тем не менее не мешали их сближению в практических вопросах русской жизни:

  • оба течения отрицали крепостное право;
  • выступали против существующего государственного управления,
  • требовали свободы слова и печати.

    Таким образом, в 30-40-е годы XIX века в русской  культуре оформились две линии, которые  на протяжении многих лет задавали главные координаты ее смыслового пространства.

 

Глава 4. Евразийцы о путях развития России

    Идея  о евразийской, особой сущности России, присутствует в общественном сознании и в теоретических разработках  давно, несколько столетий. П.Я. Чаадаев  в первом философическом письме в 1836 г. писал: "Одна из самых печальных  особенностей нашей своеобразной цивилизации  состоит в том, что мы все еще  открываем истины, ставшие избитыми в других странах... Дело в том, что  мы никогда не шли вместе с другими  народами, мы не принадлежим ни к  водному из известных семейств человеческого  рода, ни к Западу, ни к Востоку, и  не имеем традиций ни того, ни другого".

4.1 Евразийцы о сущности исторического процесса

    Крутой  поворот, который совершила страна в 1917- 1920 годах, вызвал к жизни евразийское (см. Терминологический словарь) течение, распространившееся среди молодой  интеллигенции в эмиграции. Молодые  философы, историки, литераторы, правоведы  увлеклись поисками смысла российской истории. Впервые евразийство громко заявило о себе в начале 20-х  годов. Группа молодых российских ученых - князь Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский и другие сначала  в Софии (Болгария), затем в Берлине (Германия) и Праге (Чехословакия) выпустили  подряд несколько сборников с  характерными названиями. Позже к  этому течению примкнули еще  несколько представителей эмигрантской интеллигенции: философ Л.П. Карсавин, историк Г.В. Вернадский, юрист Н.Н. Алексеев и некоторые другие.

    Евразийцы предлагали свою трактовку исторического  процесса. Настроенные резко отрицательно по отношению к Западу, западничество  они считали чуждым для России. Антизападничество настолько ярко выражено в их концепции, что они  отделяли Россию не только от Европы, но и от славянского мира. Они критиковали  славянофильскую модель мира, которая (по В. Соловьеву) включала три силы: Запад, мусульманский Восток и славянский мир во главе с Россией. Утверждали, что в таком случае русский  народ растворялся в славянстве, русское национальное сознание расплывалось в панславизме, в основе которого идея об исключительности, особости славянства. Евразийцы же настаивали на исключительности русских.

    Одним из главных (а может быть и главным) фактором истории евразийцы считали  связь культуры и жизни народа с географической средой - "месторазвитием" народа. Именно здесь они искали истоки самобытности различных стран  и народов, в том числе и  причины своеобразия русского национального  самосознания. Громадные пространства России, утверждали они, охватывающие две части света, лишенные естественных резких географических рубежей, наложили отпечаток на историю страны, способствовали созданию своеобразного культурного мира. Наряду с этим подчеркивалось особое влияние на российское (русское) самосознание восточного -"туранского" (преимущественно тюркско-татарского) фактора, без учета которого, по мысли евразийцев, нельзя понять ход русской истории. Отсюда проистекало противопоставление Европы и Азии, усиленно пропагандировалась связь России с Азией. Они больше гордились азиатским Чингисханом, чем европейским Платоном.

    В связи с этим и события 1917 года евразийцы восприняли как финал  давнего кризиса европейского республиканизма  и социализма. Кризис европейской  культуры, по их мнению, свидетельствовал о начале великого поворота истории  к Востоку и возрождению Азии. России в этих условиях отводилась роль спасительницы всего мира.

4.2 Евразийцы об историческом месте России

    Основные  идеи евразийства об историческом месте  России состоят в следующем. Считалось, что Россия отличается как от Запада, так и от Востока, что это особый мир - Евразия.

    Какие аргументы приводились в подтверждение  этого тезиса? Русская национальность, формировавшаяся под сильным  влиянием тюркских и угро-финских  племен, приняла на себя инициативу объединения разноязычных этносов  в единую многонациональную нацию  евразийцев, которые объединены в  единое государство - Россию. Ведущий теоретик евразийства Н.С. Трубецкой утверждал, что национальным субстратом российского государства является совокупность населяющих его народов, называемая евразийской, - единая многонациональная нация.

    Подчеркивалась  исключительность, неповторимость российской культуры, которая являлась евразийско-русской: "Культура России не есть ни культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма или механическое сочетание  из элементов той и других... Ее надо противопоставить культурам Европы и Азии как срединную, евразийскую культуру". Много писалось о симфонизме, соборности, целостности российского мира. Таким образом, выделялась идейно-религиозная основа России. Евразийцы отводили решающую роль в этой части православию и православной церкви. Они считали, что русская церковь - это средоточие русской культуры, она определяет ее существо. Суть православия в понятии соборности, то есть единении всех под покровительством церкви для того, чтобы всем вместе найти спасение в царствие Божием.

4.3 Современное Евразийство

    Идеи  евразийцев 20-х годов являлись продуктом  утонченного теоретизирования, игрой  интеллекта. В политической борьбе первой половины 90-х годов XX века евразийская  концепция была упрощена, вульгаризирована и стала подспорьем для пропаганды русского национализма. Теперь речь шла  о "русской цивилизации", "русской идее". Утверждалось, что эта цивилизация:

  • имеет особый духовный базис - православие,
  • ее отличает особая форма общности, коллективизма - соборность,
  • особое отношение к хозяйственной деятельности, которое характеризуется как "нестяжательство" (т.е. отсутствие стремления к прибыли).

    Как величайшее достижение русской цивилизации  рассматривается создание мощного  государства.

    Западная  цивилизация в отличие от русской  характеризуется как приземленная, лишенная духовности, потребительская  и даже агрессивно-потребительская. О.А. Платонов, современный автор  книг на эту тему, пишет; "Русская  цивилизация отвергала западно-европейское  понятие развития как преимущественно  научно-технического, материального  прогресса, постоянного наращивания  массы товаров и услуг, обладания  все большим количеством вещей, перерастающего в настоящую гонку  потребления, "жадность к вещам". Этому понятию русское миропонимание  противопоставляло идею совершенствования  души, преображения жизни через преодоление  греховной природы человека9".

 

    Заключение

    Анализ  истории с позиций русского национализма означает новое насилие над ней. Не обосновано стремление свести все  к русским и русскому. Для любого беспристрастного человека очевидно, что это не соответствует историческим реалиям. Да, русский народ создал богатейшую культуру. Да, российское государство  создавалось как русское. Но это  не исчерпывает всего российского  мира. Разве можно перечеркнуть судьбу и культуру народов, исповедующих мусульманские  ценности, католические, буддийские и  т.д.?

    Таким образом, протекавшие в России практически  на всем протяжении ее истории и  продолжающиеся до сих пор споры  относительно места и роли России в мировом цивилизационном процессе, породили разные ответы. После всего  сказанного в основу анализа истории  и культуры России необходимо положить следующие исходные принципы:

    1. Россия не является самостоятельной  цивилизацией и не относится  ни к одному из типов цивилизаций  в чистом виде. Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты,  процессы, тенденции, свидетельствующие  о длительном и сложном развитии  как в географическом пространстве, так и в историческом времени.

    2. Россия представляет собой цивилизационно  неоднородное общество. Это особый, исторически сложившийся конгломерат  народов, относящихся к разным  типам развития, объединенных мощным, централизованным государством  с великорусским ядром.

    3. Россия геополитически расположена  между двумя мощными центрами  цивилизационного влияния - Востоком  и Западом, включает в свой  состав народы, развивающиеся как  по западному, так и восточному  варианту. Неизбежно в российском  обществе сказывалось как западное, так и восточное влияние. Большая  часть территории России заселена  позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные  центры культуры. В этом смысле  отечественная культура - явление  относительно молодое. В силу  своей исторической молодости  она оказалась перед необходимостью  интенсивного исторического развития. Развиваясь под влиянием различных  культур стран Запада и Востока,  исторически опередивших Россию, воспринимая и усваивая культурное  наследие других народов, русская  культура решала свои задачи, формировала и развивала собственные  традиции, никогда не ограничиваясь  копированием чужих образцов.

    4. При крутых поворотах исторические  вихри "сдвигали" страну то  ближе к Западу, то ближе к  Востоку. Россия представляет  собой как бы "дрейфующее общество" на перекрестке цивилизационных магнитных полей. В связи с этим для нашей страны, как никакой другой, на протяжении всей истории крайне остро стояла проблема выбора альтернатив.

    5. Длительный период развития русской  культуры определялся христианско-православной  религией, которая своей духовной  деятельностью вносила значительный  вклад в мировую художественную  сокровищницу России. Вместе с  тем, влияние христианства на  русскую культуру - процесс далеко  не однозначный. По справедливому  замечанию видного славянофила  А.С.Хомякова, Русь восприняла только  внешнюю форму, обряд, а не  дух и сущность христианской  религии. Русская культура вышла  из-под влияния религиозных догматов  и переросла границы православия.

    6. Специфические черты русской  культуры определяются в значительной  степени тем, что исследователи  назвали "характером русского  народа". Главной чертой этого  характера называли веру. Русская  культура свидетельствует: при  всем разночтении русской души  и русского характера трудно  не согласиться со знаменитыми  строчками Ф.Тютчева: " Умом Россию  не понять, аршином общим не  измерить: у ней особенная стать  - в Россию можно только верить".

    Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений - сохранить  и приумножить их. 
 
 
 

Список  литературы

  1. Балакина  Т.И. Мировая художественная культура. Россия IX - нач. XX века -М., 2000.
  2. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - М., 2006.
  3. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. - М., 2007.
  4. Культура: теории и проблемы. - М., 1995.
  5. Культурология / Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 2000.
  6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 2008.
  7. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. - М., 1999.

Информация о работе Русская культура между Востоком и Западом