Роль эмоций в эффективности занятий изобразительного искусства с дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:40, реферат

Описание

Маленький ребенок мало похож на взрослого. И дело не только в том, что его знания не выдерживают сравнения со знаниями взрослого. Из простых житейских наблюдений известно: ребенок чувствует и мыслит не так, как взрослый. Чувства малыша могут быть сильными, но чаще всего они нестойки. То, к чему он сегодня привязан, завтра может быть забыто. Ребенку недоступны отвлеченные рассуждения взрослого. Малый ребенок не в состоянии организовать себя на исполнение неинтересной для него работы…

Содержание

Введение 3
1. Психологический аспект эмоций у детей дошкольного возраста 5
2. Влияние эмоций на эффективность занятий изобразительного
искусства с дошкольниками 11
Заключение 20
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

роль эмоций в ИЗО.doc

— 109.00 Кб (Скачать документ)

   Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, овладение выразительным! свойствами красок, линий, форм, воплощением детьми своего замысла в рисунке, лепке, аппликации.

   Особенно сильное положительное эмоциональное воздействие на детей оказывает поэтический образ предмета, явления. Раскрывая основы взаимосвязи художественного слова и изобразительного искусства, советский ученый Н. А. Дмитриева отмечала: «В природе литературного и пластического образа заложено нечто общее. И тот и другой отражает, воссоздает объективные явления, одухотворяет, опосредует их богатством духовной жизни художника, богатством вызываемых ассоциаций». И далее подчеркивает, что художественное слово рождает в нашем изображении «живые картины-образы». Поэтому воспитателям рекомендуется широко использовать в изобразительной деятельности поэзию и как средство повышения интереса к явлению, эмоционального отклика, активизацию желания изобразить воспетое в стихах, и как средство создания образной, выразительной характеристики картины, предмета. (5, 87).

   На занятиях по изобразительной деятельности так же необходимо использовать игровые ситуации. Это создает положительную эмоциональную атмосферу на занятиях, повышает интерес детей к ним, что позволяет выразительно решать изображения.

   Одной из важных компонентов в эффективности занятий по изобразительной деятельности является отношение окружающих к продуктам детского художественного творчества. Как правило дети неравнодушны к своим работам, они берегут их. Ребенок радуется, когда рисунок или созданное им в лепке, аппликации кому-то нравится. Особое значение для ребенка имеет, если его работа вывешивается в группе, выбирается подарок малышам, для выставки в зале… Нужно постараться, чтоб попали рисунки каждого ребенка. Это укрепляет веру ребенка в свои силы, дает ему стимул для преодоления трудностей, повышает желание рисовать, лепить, вырезать и наклеивать картины. Это очень важно для эмоционального благополучия детей. Если ребенок будет видеть, что его работа «живет» в детском саду, у него появится еще больший интерес творить, еще лучше изобразить, чем было в прошлый.

   Взаимосвязь изобразительной деятельности с другими эстетическими деятельностями: музыкальной, литературной, словесно-художественной, театрализованной – еще один путь эффективного развития детского творчества. Где в ходе этих деятельностей, дети приобретут новые эмоции и более четче потом изобразят необходимое на изобразительной деятельности. (4, 10)

   Одно из важных условий развития детского творчества – создание эмоционально благополучной творческой атмосферы на занятии. А для этого следует избегать дисциплинарных замечаний, излишней регламентации, упреков в адрес детей, у которых что-то не получается. Занятия изобразительной деятельностью должны вызвать у детей положительные эмоции, хорошее настроение, желание рисовать, лепить, вырезать. (3, 64).

   Как показали исследования Ольги Михайловны Дьяченко — доктора психологических наук – наибольшее количество детей с «эмоциональным» воображением относится к младшему дошкольному возрасту, в средней и старшей группах их число уменьшается и вновь возрастает к подготовительной группе. Этот факт она связывает с кризисом 3 и 7 лет, когда у детей отмечается повышенная эмоциональная и личностная перестройка. Поэтому, в работе с детьми младшей и подготовительной групп надо быть особенно чуткими к переживаниям детей, щадить их самолюбие, предоставлять больше свободы для самовыражения, осторожнее относиться к оценке рисунка, в котором ребенок может не только изображать,  сколько обозначать свое состояние, настроение, желание.

   Учитывая индивидуальные особенности детей, педагоги могут более целенаправленно строить свою работу по формированию творческих замыслов у дошкольников, организовывать индивидуальную работу с детьми в момент реализации ими замысла, стимулировать смелость, чувство уверенности в себе, сосредоточенных на своих переживаниях.

   Конечно, занятие по изобразительному искусству будет более эффективным, если воспитатели обратят внимание на создание предметной среды по изобразительной деятельности. В создании самостоятельной художественной деятельности тоже выражаются эмоции. Если же не будет предметной среды по изобразительной деятельности, разве захочет ребенок на занятии что-нибудь нарисовать, слепить, вырезать? Сложнее воспитателю будет заинтересовать ребенка в реализации восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Эмоция, чувство есть реакция дошкольника на успешность, удовлетворения потребностей. Сама потребность объективно ощущается как та или иная эмоция, переживание. В психологии определено, что эмоции в жизнедеятельности ребенка выполняют разные функции; в них выражена оценка происходящего, степень значимости предметов, явлений, ситуаций для данного человека в конкретной ситуации. Они побуждают к деятельности, активизируют ее, влияя на успешность, продуктивность (уверенность в себе, любовь к делу стимулируют деятельность); выявляют отношение детей к тому или иному явлению. То есть эмоции регулируют жизнедеятельность ребенка.

   Изобразительное искусство содержит в себе огромные возможности для развития сферы чувств. Оно рассчитано на эмоциональное воздействие, иначе оно не искусство. Не случайно В. Г. Белинский отмечал, что понять художественное произведение головой без участия сердца – это все равно, что понять его ногами. Эмоциональное воздействие искусства заложено уже в истоках художественного творчества. Именно содержательная эмоциональная реакция художника на окружающий мир, неравнодушное к нему отношение рождают у него идеи, желание выразить их. Процесс творчества также эмоционально насыщен и связан с волевыми усилиями. Ребенок, выражая себя, переживает те или иные чувства, связанные с содержанием им художественного образа. Он переживает их и в зависимости от успешности его воплощения. Таким образом, утверждает в себе созидательное, творческое, гуманистическое начало.

   Поэтому изобразительная деятельность, смысл которой не только в самовыражении художника (ребенка), но и в воздействии его на умы и души людей, призыве их к сопереживанию, изначально несут в себе огромный потенциал формирования личности.

   Нравственная позиция, эмоционально выраженная в творчестве, ярко проявляется уже в дошкольном возрасте. В этом возрасте чувства отличаются еще большим разнообразием, устойчивостью, сложностью. Эмоции, чувства, развиваясь в процессе общения и деятельности, органично вплетены в процесс личностного развития ребенка. Изобразительная деятельность – благодатнейшее средство для их развития.

   Рассмотрев в своей работе взгляды выдающихся педагогов Комаровой Т.С., Саккулиной Н.П., Лабунской Г.В., Дьяченко О.М., Выгодского Л.С., можно сделать вывод, что эмоциональное состояние ребенка сильно влияет на эффективность занятия изобразительным искусством: чем большими эмоциями ребенок обладает, чем они разнообразнее, тем и произведения детей будут разнообразнее, интереснее, из которых мы можем понять, что ребенок переживает, как он видит окружающий мир, а может ему необходима помощь взрослого с точки зрения психологии; тем успешнее пройдет занятие для самого педагога, которому важно правильно донести до детей суть занятия, научить необходимым навыкам, умениям, дать новые знания. То есть можно сказать реализация эмоций через изодеятельность имеет как бы прямую и обратную связь, так как и на занятиях по изобразительной деятельности воспитатель должен вызвать у детей эмоциональную отзывчивость на само занятие, заинтересовать их, показать значимость занятия, побудить их к деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности», Москва, «Академия», 2000 год.

 

2. Дубровина И.В. «Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы», Москва, «Творческий центр», 1999 год

 

3. Ершова А.П., Захарова Е.А. «Искусство в жизни детей», Москва, «Просвещение», 1991 год.

 

4. Казакова Т.Г. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», Москва, «Владос», 2006 год.

 

5. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, «Педагогика», 1990 год.

 

6. Крутецкий В.А. «Психология», Москва, «Просвещение», 1980 год

 

7. Мухина В.С. «Психология дошкольника», Москва, «Просвещение», 1975 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 



Информация о работе Роль эмоций в эффективности занятий изобразительного искусства с дошкольниками