Проблемы потребления информационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 07:11, реферат

Описание

Наша жизнь постоянно изменяется и наполняется новыми технологиями. Сейчас вы не найдете ни одного человека, который не использовал бы их для облегчения своей работы, развлечений, обучения и т.д. Но каждый человек, живущий в век информационных технологий должен владеть информационной культурой.
Актуальность проблемы изучения информационного поведения пользователей определяется несколькими моментами.

Содержание

1.Введение.
2. Современное понимание и определение сущности информационной культуры.
3. Проблема инфобарьеров.
4. Инфопотребности.
5.Информация, социализация, интеллект.
6. Роль общения и в инфовзаимодействии.
7.Ценностный аспект инфовзаимодействия, старение информации.
8. Готовность пользователей к самостоятельной работе с
электронными информационными ресурсами.
9. Навыки работы в Интернет как компонент информационной культуры.
10. Повышение информационной культуры потребителей
информации как условие успеха информатизации региона.
12. Заключение.
13.Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

проблемы потребления инф-й ку-ры.docx

— 49.52 Кб (Скачать документ)

 Анализ ответов на первый блок вопросов показал, что уровень информированности о новых информационных услугах СОУНБ невысок. О возможности использования БД для удовлетворения запросов читателей знали 75% респондентов, но обращались к ним для удовлетворения собственных ИП только 35% пользователей. Еще более скромный результат получен при анализе вопросов о Зале пользователей -специалистов, о существовании которого знали 54% респондентов, а пользовалосьтолько 11% опрошенных.

Наше исследование не ставило задачу выяснения причин, по которым читатели недостаточно активно используют новые библиотечные технологии. Внедрение компьютерных технологий в работу библиотеки существенно облегчает процесс поиска информации, но для читателей это сопряжено с определенными проблемами.Одной из них является низкий уровень осведомленности о возможностях поиска

информации, в частности, преимуществ работы с БД. В этой ситуации СОУНБ берет на себя обязательство более полно и оперативно информировать пользователей о возможностях внедряемых технологий. Несмотря на слабую информированность, большинство респондентов (93%) выразили желание осуществлять самостоятельный поиск по БД. Более детальный анализ полученных данных позволил выявить несколько групп пользователей:  

 умеют и желают      самостоятельно работать на ПК - 71%;

  умеют, но не  желают -      3,5%;

  не умеют, но желают -      22%;

  не умеют и  не желают -      3,5%.

 

Эти результаты дают представление об отношении различных групп пользователей к информационным технологиям. Безусловно, специалисты, желающие самостоятельно осуществлять поиск по электронным информационным ресурсам СОУНБ, являются потенциальными абонентами Зала пользователей - специалистов.Пользователь должен владеть начальной компьютерной грамотностью и обязательно знать основы ББЗ для выработки стратегии поиска. Наше исследование показало, что большинство респондентов умеют работать с ПК (74%), причем 40 % из нихсчитают себя опытными пользователями. По данным анкетного опроса более 60% опрошенных отнесли себя к категории начинающих пользователей. В целом, результаты исследования подтвердили практические наблюдения персонала Зала пользователей - специалистов, что большинство пользователей владеют лишь частью знаний, необходимых для самостоятельного поиска информации.

На вопрос "Способны ли Вы самостоятельно осуществлять поиск  информации по БД", 76 % опытных пользователей и 14 % начинающих ответили положительно, остальным, согласно результатам анкетирования, требуется помощь консультанта.Полученные сведения красноречиво говорят о том, что наши респонденты недостаточно хорошо подготовлены к процессу самостоятельного доступа к ЭР СОУНБ.В результате исследования были получены сведения о профессиональной и отраслевой специализации респондентов, из которых навыки работы на ПК имеют: социологи, философы, журналисты (100%); специалисты естественно-научного профиля, экономисты (98%); юристы (84%); инженерно-технические работники и психологи (80%); библиотекари (68%); филологи (64%); историки (57%); медицинские работники (55%); учителя школ и преподаватели вузов (53%).

В ходе исследования были изучены возрастные особенности пользовательской аудитории, а также соотношение возрастных характеристик и уровня информационной грамотности. Лидируют пользователи в возрасте от 20 до 24 лет.

Среди этой возрастной группы 59 % отметили, что они умеют  работать на ПК,

причем 45% владеющих  навыками работы на компьютере считают  себя опытными пользователями, а 55% -начинающими. В возрастной группе от 25 до 35 лет владеют ПК 20 % опрошенных (опытных пользователей среди них 28%, начинающих 72%). Затем идут пользователи в возрастном диапазоне от 30 до 39 лет, средикоторых 10 % владеют ПК. В группе пользователей от 40 до 50 лет процент людей, владеющих навыками самостоятельной работы с ПК, снижается до 7%. И, наконец, среди пользователей в возрасте свыше 50 лет всего 4% процента умеют работать с ПК. Результаты дают возможность предположить, что возраст является определяющим фактором в использовании компьютерной техники на современном этапе формирования информационного общества. В дальнейшем читателям СОУНБ необходимо овладевать все более сложными компьютерными технологиями. Для повышения уровня знаний СОУНБ предлагает им реальную помощь, а именно, обучение по различным курсам.

Выявлено, что 85 % респондентов готовы пройти, а некоторые уже в настоящее время проходят предлагаемые курсы обучения.

Основной вывод  исследования - готовность пользователя к самостоятельной

работе с информационными  ресурсами недостаточно высока. Поэтому обеспечение готовности пользователей к работе в самостоятельном режиме с электронными информационными ресурсами является одним из приоритетных направлений деятельности библиотек по продвижению к информационному обществ

 

Навыки  работы в Интернет как компонент  информационной культуры

Владение технологией  рационального использования информационных ресурсов общества является одним из компонентов информационной культуры личности.

Интернет обеспечивает быстрый удаленный доступ к многочисленным источникам информации, что делает навыки работы в Интернет важным компонентом информационной культуры личности.Во многих школах  уже в течение ряда лет ведется преподавание предмета "Информационная культура", что фактически свелось к углубленному обучению информатике. Сегодня интерес образовательных учреждений и библиотек к расширенному толкованию понятия "Информационная культура" неуклонно растет. Это отмечалось на конференции,проведенной при поддержке Института "Открытое общество" (ИОО) на базе Самарской государственной Академии культуры и искусств.Сеть Интернет стала доступной для широких слоев населения с открытием Университетского Центра Интернет (УЦИ) по мегапроекту ИОО. Следующим шагом явилось создание шести классов доступа при поддержке американской некоммерческой организации "Проект Гармония" в рамках программы "Развитие Интернет ".

Массовое обучение работе в Интернет школьников, студентов, учителей-предметников и преподавателей вузов на базе класса доступа в Центреразвития образования отчасти дополнило ведущиеся курсы по информационной культуре.

Большой интерес  для нас представляют стандарты информационной грамотности, разработанные Американской библиотечной ассоциацией. Приведем формулировку первого стандарта: "Учащийся, обладающий информационной грамотностью, разрабатывает эффективную стратегию поиска информации. "Учащийся должен идентифицировать потребность в аккуратной и значимой информации, он должен уметь сформулировать вопросы, определить источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации.

Особое внимание следует уделять развитию навыков критической и компетентной оценки информации, а также ее структурированию и интеграции с уже имеющимися знаниями, что характерно для американского подхода.

Содержание обучения соответствует основным функциям Интернет – информативной и коммуникативной. Среди форм обучения преобладают лекционно-практические занятия и имитация дистанционного обучения в Интернет. При обучении используются в основном созданные на гранты ИОО образовательные сайты.

Сегодня актуальным вопросом является поддержка дальнейшего развития наиболее содержательных образовательных ресурсов. При этом надо учитывать российский опыт по созданию учебно-методических комплексов, включающих методики использования этих ресурсов. Целесообразно проведение соревнований среди учителей и школьников по использованию данных сайтов.

 

Повышение информационной культуры потребителей

            информации как  условие успеха  информатизации региона            

Определяя перспективы  дальнейших исследований, подчеркнем, что плодотворность развития прикладных исследований в области информационной культуры, эффективность использования разработанных учебных программ в практике работы образовательных учреждений зависитот выполнения следующих условий:

  1. В учебные планы общеобразовательных учреждений всех типов

должна быть введена  специальная учебная дисциплина "Основы информационной культуры", призванная сформировать у школьников целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов.

  2. Внедрение курса "Основы информационной культуры" требует создания комплекта учебно-программных и учебно-методических материалов, рассчитанных как на учителей, так и на учащихся. Этот комплект должен включать учебное пособие для изучения содержательной (теоретической) части входящих в программу разделов, тем; комплекс заданий, упражнений, практикумов, тренингов, деловых игр и т.п., направленных на выработку практических умений и навыков по курсу; средства компьютерной поддержки изучения теоретической и практической частей учебного материала; средства контроля (тестирования) степени усвоения обучаемым учебного материала.

  3. Формирование  знаний и умений учащихся в  области новых информационных технологий как неотъемлемой части информационной культуры может быть реализовано только при создании особой образовательной среды в виде системы компьютерных классов различного профиля. Такие компьютерные классы должны позволять не только формировать общие представления о возможностях персональных компьютеров, но и обеспечивать надежные знания и умения в области обработки текстовой, табличной, графической информации, а также сетевых информационных технологий, в частности, с использованием Интернета. Организация подготовки школьников в области новых информационных технологий требует согласования на уровне государственных стандартов содержания курсов "Основы информационной культуры" и "Основы информатики".

     4. Успешность  внедрения курса "Основы информационной  культуры"

в практику работы общеобразовательных  учреждений существенным образом зависит от уровня организации специальной подготовки педагогов, способных на профессиональной основе вести занятия с различными категориями обучаемых.

Необходимость организации  специальной подготовки педагогических кадров по информационной культуре подтверждается данными, полученными в ходе проведенного нами социологического опроса учителей и библиотекарей. Как показывает анализ результатов самооценки школьных учителей и библиотекарей, уровень их информационной культуры определяется как поверх-ностный. Так оценили свой уровень информационной культуры более 90% опрошенных. При этом абсолютное большинство анкетируемых убеждено в необходимости развертывания специальной подготовки преподавателей "Основ информационной культуры" на базе средних и высших учебных заведений.

Завершая анализ результатов проведенного исследования, следует подчеркнуть, что обеспечение необходимых условий для реализации намеченных положений со стороны всех причастных к формированию образовательной политики органов является сегодня важнейшей государственной задачей, результаты решения которой во многом призваны определить облик будущего России.

 

Заключение                 

Информационная культура - это совокупность системных сведений об: а) основных методах представления и добывания знаний; б)умениях и навыках применять их на практике. Эти пункты реализуются с использованием современных информационных технологий (прежде всего, Интернета) для решения и постановке содержательных задач. Иными словами информационная культура - это культура обращения со знаниями, данными и информацией, которые сосредоточены на компьютерах сети

Интернет.

Составной частью информационной культуры является компьютерная грамотность, теоретические знания и навыки работы (прежде всего, навигации при поиске информационных ресурсов в Интернете). Высокая информационная культура, как уже отмечалось, предполагает два основных качества: умение адекватно формализовать имеющие у человека знания и умения адекватно интерпретировать формализованные описания.

В конечном счете, информационная культура - есть умение соблюдать должное равновесие между формализуемой и не формализуемой составляющими человеческого знания. Отсутствие информационной культуры может послужить причиной нарушения и даже разрушения подобного равновесия, что, в конечном счете, чревато деформациями как индивидуального так общественного сознания. Мы определили предмет и содержание информационной культуры.

С учетом рассмотренного определения необходимо разработать  определены системные требования к подготовке специалистов практически всех отраслей социально-культурной сферы (библиотекарей, музееведов, социальных и информационных работников и др.). На наш взгляд, компьютерное обучение в комплексе с культурологическими и другими дисциплинами дает возможность указанным специалистам выступать в качестве проводников национальной культуры вообще и компьютерной культуры в частности.

Любой пользователь, не имеющий опыта работы с современными информационными технологиями Интернета, испытывает определенные трудности при добывании знаний с их помощью.

Поэтому возникает  необходимость в наличии профессионально подготовленных информационных посредников, выполняющих в информационных системах функций, во многом аналогичных функциям библиографов-консультантов при библиотечных каталогах и других традиционных способах поиска информации в библиотечных, музейных, архивных и других документоведческих структурах. Кроме выше названных традиционных методов поиска, эти посредники должны уметь работать с информацией, размещенной на Web-серверах Интернета.

Информация о работе Проблемы потребления информационной культуры