Проблемы потребления информационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 07:11, реферат

Описание

Наша жизнь постоянно изменяется и наполняется новыми технологиями. Сейчас вы не найдете ни одного человека, который не использовал бы их для облегчения своей работы, развлечений, обучения и т.д. Но каждый человек, живущий в век информационных технологий должен владеть информационной культурой.
Актуальность проблемы изучения информационного поведения пользователей определяется несколькими моментами.

Содержание

1.Введение.
2. Современное понимание и определение сущности информационной культуры.
3. Проблема инфобарьеров.
4. Инфопотребности.
5.Информация, социализация, интеллект.
6. Роль общения и в инфовзаимодействии.
7.Ценностный аспект инфовзаимодействия, старение информации.
8. Готовность пользователей к самостоятельной работе с
электронными информационными ресурсами.
9. Навыки работы в Интернет как компонент информационной культуры.
10. Повышение информационной культуры потребителей
информации как условие успеха информатизации региона.
12. Заключение.
13.Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

проблемы потребления инф-й ку-ры.docx

— 49.52 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации.

Омский государственный  технический университет.

Факультет энергетический; Кафедра "Электроснабжение промышленных предприятий". 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Тема: « Проблемы потребления информационной культуры». 
 
 
 
 

Выполнила студентка 1курса 

группы эр-111:Мосенцова  В.Г.

Научный руководитель:

Попова О.В. 

2011г.

г. Омск

Содержание

1.Введение.

2. Современное понимание и определение сущности информационной культуры.

3. Проблема инфобарьеров.

4. Инфопотребности.

5.Информация, социализация, интеллект.

6. Роль общения и в инфовзаимодействии.

7.Ценностный аспект инфовзаимодействия, старение информации.

8. Готовность пользователей к самостоятельной работе с

электронными информационными ресурсами.

9. Навыки работы в Интернет как компонент информационной культуры.

10. Повышение информационной культуры потребителей

информации как  условие успеха информатизации региона.

12. Заключение.

13.Список использованной литературы.

 

Введение

Наша жизнь постоянно  изменяется и наполняется новыми технологиями. Сейчас вы не найдете ни одного человека, который не использовал бы их для облегчения своей работы, развлечений, обучения и т.д. Но каждый  человек, живущий в век информационных технологий должен владеть информационной культурой.

Актуальность проблемы изучения информационного поведения  пользователей определяется несколькими моментами.

Во-первых, в последние  годы во всем мире произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. В широком социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационное общество, информатизация, информационное образование и др. Проблема формирования информационной культуры личности и изучение специфики информационного поведения, как отдельных людей, так и социальных групп, в этих условиях приобретает особое значение.

Во-вторых, понятие  информационной культуры в настоящее  время достаточно четко оформлено институционально. При Международной Академии Информатизации (МАИ) существует Отделение информационной культуры. Под эгидой этой организации с 1998 г. проводятся международные научные конференции по проблемам информационной культуры. Проблемы изучения информационного поведения личности освещаются в материалах Международной школы социологии науки и техники. В ряде университетов культуры (например, в Краснодарском) созданы кафедры информационной культуры. Существует также ряд учебных программ для средних и высших учебных заведений по курсу "Основы информационной культуры".

В-третьих, эту проблему можно назвать визитной карточкой информационных факультетов любого ВУЗа, поскольку практически на каждой кафедре есть специалисты, занимающиеся вопросами формирования информационной культуры различных категорий читателей (применительно к детскому чтению, досуговому чтению взрослых, профессиональному чтению специалистов и т.д.).

 

Современное понимание и определение  сущности информационной культуры

     «Мы  вступаем в период, когда культура  имеет значение большее, чем когда -либо. Культура не является чем-то окаменевшим в янтаре, это то, что мы создаем заново каждый день».

А. Тоффлер.

Несмотря на осознание  значимости этой проблемы и отражение ее в достаточно большом числе публикаций, на сегодняшний день не выработано единого определения дефиниции "информационная культура". Еще менее разработанной является проблема информационного поведения личности. Возможно, объясняется это тем, что понятие информационная культура базируется на двух фундаментальных, и, вместе с тем, трудно поддающихся определению понятиях как информация и культура. Исходя из этого, можно выделить "культурологический" и "информационный" подходы к трактовке понятия информационная культура.

В рамках культурологического  подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

В рамках информационного  подхода большинство определений подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение ИП. Более того, часть авторов сужает информационную культуру до рамок компьютерной грамотности.Нам представляется неверным расчленение этого понятия на информационную и культурологическую компоненту. На сегодняшний день нам близко определение специалистов, считающих информационную культуру одной из граней общечеловеческой культуры или информационной компонентой человеческой культуры в целом. При этой трактовке информационная составляющая словно пронизывает все сооружение культуры, она принадлежит к тем её "несущим конструкциям", которые обеспечивают ее логическую целостность.

В зависимости от субъекта, который выступает носителем  информационной

культуры, последнюю можно рассматривать на трех уровнях:

информационная      культура личности;  

информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.); 

информационная культура общества в целом.

В современных исследованиях  информационной культуры преобладает

информационный подход, поскольку данная проблематика пришла в науку из информационной сферы.

Мы считаем, что  информационную культуру личности следует  изучать иформировать в контексте  умений и навыков самостоятельного наращиванияпрофессиональных и любых других знаний, востребованных повседневной жизнью. И тогда понятие "информационная культура" включит очень многие составляющие:  культуру поиска новой информации при понимании индивидом того, что устранение информационного дефицита всегда связано со значительными психологическими трудностями, а часто и ломкой стереотипов (современный поиск предполагает умение проанализировать свои ИП, использование формальных и неформальных каналов  получения информации, освоение возможностей новых информационных  технологий и т.д.); культуру чтения и восприятия информации, понимание особенностей современных текстовых сообщений и необходимости анализа всего "документального шлейфа" изучаемого направления; осознание того факта,  что любое профессиональное чтение есть средство получения знаний (в противовес его рассмотрению только в качестве способа устранения информационного дефицита, возникшего при решении текущих задач); умение перерабатывать большие массивы информации с использованием как информационных (компьютерных) технологий, так и интеллектуальных нормализованных методик      (поаспектного анализа текстов, контент-анализа, классификационного и кластерного      анализа и т.д.); умение генерировать  собственные ПОБД и вести личные поисковые системы; понимание важности межличностного профессионального общения для успешности любой трудовой  деятельности;

 

стремление к повышению  уровня коммуникационной компетентности; воспитание в себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям, готовности не только получать, но и отдавать знания; умение находить партнеров по совместной деятельности с использованием для этого      телекоммуникационных каналов связи; умение четко и      доказательно излагать результаты собственной деятельности, в том числе, с  учетом уровня подготовленности и настроя целевой аудитории; знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности. Информационная культура проявляется в информационном поведении людей. Под информационным поведением мы понимаем образ действий, совокупность усилий, предпринимаемых человеком для получения-усвоения и использования-создания нового знания, его передачи и распространения в обществе. Мы обосновываем необходимость изучения информационного поведения специалистов как основания для социальной дифференциации. С развитием цивилизации становится все более очевидным, что люди без образования, не умеющие самостоятельно наращивать профессиональные знания и, при необходимости, переквалифицироваться, вытесняются за грань условий жизни, достойных человека. И если прежде причины социального неравенства связывали с происхождением и наличием гражданских прав, собственностью и доходами, положением в социальной структуре общества, сегодня фактором расслоения становится уровень информационной культуры, проявляющийся в информационном поведении. Информационное поведение, с одной стороны, отражает активность личности как познающего субъекта, его умение ориентироваться в информационном пространстве. С другой стороны, в информационном поведении проявляется степень доступности и комфортности использования совокупных информационных ресурсов или, иными словами, те возможности, которые общество предоставляет индивиду, стремящемуся состояться как профессионалу и личности. Представляется, что в самое ближайшее время судьба каждого конкретного человека будет зависеть от того, насколько он способен своевременно находить,получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию(точнее, новое знание) в своей повседневной жизни.

С 1996 г. кафедра научно-технической информации СПбГУК совместно с библиотеками Санкт-Петербурга ведет исследование информационного поведения

студентов, аспирантов и преподавателей. Результаты исследования показали, что оказалось возможным выделить три категории респондентов, условно названных "элитной", "средней" и "низшей" группами. Критерием для такой дифференциации послужили варианты ответов на вопросы, касающиеся:знания иностранного языка (языков) и чтения иностранной литературы; уровня компьютерно грамотности;интенсивностииспользования фондов различных библиотек города; использования электронных информационных услуг (путем поиска в БД или работы в компьютерных сетях).

 Стало очевидным, что студенты, включенные в "элитную" группу, чаще совмещают работу с учебой. Это дает им свободу действий, в том числе, в плане дальнейшего наращивания профессиональных знаний. Они чаще других приобретают профессиональную литературу в личное пользование, имеют доступ к коммерческим БД, высоко ценят возможности профессионального общения, напрямую связывают уровень информационной обеспеченности с успешностью учебной и профессиональной деятельности.

Полученные результаты свидетельствуют о правомерности  гипотезы, рассматривающей информационное поведение как значимое основание социальной дифференциации общества.Уровень информационной культуры ощутимо влияет на успешностьжизнедеятельности личности и расширяет свободу действий человека. В настоящее время умение находить и использовать информацию влияют на социальный статус в не меньшей степени, чем полученное образование, экономическое и социальное положение семьи и другие социальные факторы. Можно предвидеть время, когда условием вхождения в интеллектуальную элиту станет уровень информационной культуры личности.

Доказано, что информационное поведение различных социальных групп поддается наблюдению, сопоставлению и оценке. Разработана методика изучения информационного поведения людей, пригодная для целей стратификации общества.

Предложена модель эталонного информационного поведения специалиста начала ХХI века, включающая следующие компоненты:

осознание важности непрерывного образования и сознательное стремление к нему;

ориентация на мировые  информационные ресурсы;

комплексное использование различных каналов получения информации;

способность к  рефлексии и реальной самооценке уровня собственной информационной компетентности;  

стремление к  профессиональному общению, к обмену знаниями;

активность в  распространении нового знания;

соблюдение этических норм делового общения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблема  инфобарьеров

Классификация барьеров, мешающих оптимальному протеканию инфопроцессов, предлагается О. В. Елчаниновой. Согласно этому автору, отдельные люди и социальные структуры, участвующие в производстве, передаче и потреблении информации, сталкиваются со следующими барьерами.

1. Географические. Полнота и достоверность информации обратно пропорциональны расстоянию, разделяющему субъекта и объекта взаимодействия.

2. Исторические. Полнота и достоверность информации также обратно пропорциональны временному интервалу, разделяющему то или иное событие и сообщение о нем.

3. Государственно-политические, режимные. Широкому потребителю недоступна определенная часть информации, ибо она является собственностью определенных государственных органов и не подлежит движению по общедоступным каналам.

4.Ведомственные. Известная часть информации без всяких на то оснований задерживается нерадивыми работниками некоторых ведомств и организаций, что не может не мешать развитию науки и техники, распространению передового опыта.

5. Экономические. Имеются в виду те случаи, когда отсутствие

финансовых средств  мешает производству и широкому распространению информации, а также подготовке кадров, способных успешно работать в сфере производства, передачи и потребления информации.

6. Технические. Отсутствие техники, способной ускорить и

оптимизировать течение  инфопроцессов.

7. Терминологические.  Слишком много в настоящее  время

терминов, которые  порой понимаются по-разному и к тому же не всегда доступны широкому кругу потребителей информации.

8. Языковые. Обмену  информацией активнейшим образом препятствует слабое знание языков.

9. Психологические.  Здесь имеются в виду особенности восприятия, памяти, убеждений и иных сторон человеческой психологии.

10. Резонансные. Информация  не всегда соответствует потребностям

индивида, не всегда “резонирует” с ними.Если пристально присмотреться к инфовзаимодействию, можно обнаружить не только перечисленные выше барьеры, но и еще огромное количество источников,откуда следует ожидать появления других, выражаясь языком кибернетики,“шумов”. Тут можно назвать хотя бы такой источник, как сознательное желание субъекта взаимодействия исказить реальное положение дел, создать о нем неправильное представление, иначе говоря, дезинформировать получающего информацию. В течение инфопотоков вмешиваются субъективные факторы, ведь информацию собирают и передают люди, обладающие определенными интересами и эмоциями. Есть барьеры, которые можно назвать тотально-ключевыми, ибо они сохраняют свое негативное значение при любом виде инфовзаимодействия. Система их такова:

Информация о работе Проблемы потребления информационной культуры