Портрет в историческом интерьере: царица Софья Палеолог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 11:13, контрольная работа

Описание

Цель работы: изучение исторической информации о Софии Палеолог.
Задачи:
Поиск подходящей научной литературы;
Сопоставление взглядов разных историков на события, связанные с жизнедеятельностью княгини Софии Палеолог.

Содержание

Введение
Глава I. Семья Софии Палеолог.
Глава II. Выгодный брак.
II.1. Приданое греческой царевны
Глава III. Жизнь в браке.
III. 1. Династические проблемы и соперничество.
Глава VI. Влияние на политику и культуру.
Глава V. Смерть Софии Палеолог
Глава VI. Личность великой княгини.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

готово история.docx

— 58.70 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

Глава I. Семья Софии Палеолог.

Глава II. Выгодный брак.

          II.1. Приданое греческой царевны

Глава III.  Жизнь в браке.

           III. 1. Династические проблемы и соперничество.

Глава VI. Влияние на политику и культуру.

Глава V. Смерть Софии Палеолог

Глава VI. Личность великой княгини.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

Введение

Каждый народ вправе и должен гордиться своей историей, но история русского народа неповторима и самобытна. Её тысячелетиями создавали наши предки. Они формировали государственность по крупицам, собирали земли, оттачивали русский язык, преумножали культуру, выковывали русский характер.

Прошлое предстает перед нами и в виде хрупкой археологической находки, пролежавшей в земле несколько столетий, и описанием события, случившегося когда-то давно и занесенного на страницу летописи в тишине монастырской кельи. Мы судим о жизни людей средневековья по великолепным памятникам церковной архитектуры и по незатейливым предметам быта, сохранившимся в культурном слое города.

И за всем этим стоят люди, имена которых далеко не всегда попадали в летописи и другие письменные источники русского средневековья. Изучая русскую историю, невольно задумываешься о судьбах этих людей и пытаешься представить себе, как же выглядели герои тех далеких событий. В силу того, что светское искусство на Руси зародилось поздно, только во второй половине XVII столетия, мы не знаем подлинного облика великих и удельных русских князей и княгинь, церковных иерархов и дипломатов, купцов и монахов-летописцев, воинов и ремесленников.

Но иногда удачное стечение обстоятельств и энтузиазм исследователей помогают нашему современнику, словно воочию встретиться с человеком, жившим много столетий назад. Благодаря методу пластической реконструкции по черепу в конце 1994 года был восстановлен скульптурный портрет великой княгини Софии Палеолог, второй жены великого московского князя Ивана III, бабушки царя Ивана IV Грозного. Впервые за последние почти пять столетий появилась возможность вглядеться в лицо женщины, чье имя нам хорошо известно по летописным рассказам о событиях конца XV века.

И давние события невольно оживают, заставляя мысленно окунуться в ту эпоху и взглянуть на саму судьбу великой княгини и на эпизоды, связанные с нею.

Цель работы: изучение исторической информации о Софии Палеолог.

Задачи:

  1. Поиск подходящей научной литературы;
  2. Сопоставление взглядов разных историков на события, связанные с жизнедеятельностью княгини Софии Палеолог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Семья Софии Палеолог.

София Фоминична Палеолог, она же Зоя Палеологиня (греч. Ζωή Σοφία Παλαιολογίνα, ок. 1455— 7 апреля 1503), великая княгиня московская, вторая жена Ивана III, мать Василия III, бабушка Ивана IV Грозного. Происходила из императорской династии Палеологов.

Жизненный путь Софии Палеолог начался между 1443-1449 годами (точная дата ее рождения неизвестна). Родилась она, на Пелопоннесе в семье Морейского деспота Фомы Палеолога (1465), брата императора Константина XI.

Её дедом по материнской линии был Чентурионе II Дзаккариа, последний франкский князь Ахайи. Чентурионе происходил из генуэзского купеческого рода. Его отец был поставлен править Ахайей неаполитанским королём Карлом III Анжуйским. Чентурионе унаследовал власть от отца и правил в княжестве до 1430 года, когда деспот Мореи Фома Палеолог начал крупномасштабное наступление на его владения. Это вынудило князя отступить к своему наследственному замку в Мессении, где он и умер в 1432 году, спустя два года после мирного договора, по которому Фома женился на его дочери Екатерине. После его смерти территория княжества вошла в состав деспотата.

Старшая сестра Зои Елена Палеологиня Морейская (1431 — 7 ноября 1473) с 1446 года была женой сербского деспота Лазаря Бранковича, и после захвата Сербии мусульманами в 1459 году бежала на греческий остров Лефкас, где постриглась в монахини. Также у Фомы было два выживших сына, Андрей Палеолог (1453—1502) и Мануил Палеолог (1455—1512).

Определяющим в судьбе Зои стало падение Византийской империи. Император Константин погиб в 1453 году во время взятия Константинополя, спустя 7 лет, в 1460 году Морея была захвачена турецким султаном Мехмедом II, Фома уехал на остров Корфу, затем в Рим, где вскоре скончался. Зоя с братьями 7-летним Андреем и 5-летним Мануилом переехали в Рим 5 лет спустя после отца. Там она и получила имя «София». Палеологи поселились при дворе папы Сикста IV (заказчика Сикстинской капеллы). Чтобы получить поддержку, в последний год своей жизни Фома перешел в католицизм.

После смерти Фомы 12 мая 1465 года (его жена Екатерина скончалась в том же году несколько ранее) опекой его детей занялся известный ученый грек, кардинал Виссарион Никейский, сторонник унии. Сохранилось его письмо, в котором он давал наставления преподавателю сирот. Из письма этого следует, что папа по-прежнему будет отпускать на их содержание 3600 экю в год (200 экю в месяц — на детей, их одежду, лошадей и прислугу; плюс следовало откладывать на черный день, и тратить 100 экю на содержание скромного двора). Двор включал врача, профессора латинского языка, профессора греческого языка, переводчика и 1-2 священников.

Несколько слов следует сказать о плачевной судьбе братьев Софии. После смерти Фомы корону Палеологов де юре унаследовал сын Андрей, который продавал ее различным европейским монархам и умер в бедности. Во время правления Баязида II второй сын, Мануил, оказавшийся наследником, вернулся в Стамбул и уступил свои права султану. По некоторым источникам, он принял ислам, завел семью и служил в турецком флоте.

В 1466 году венецианская сеньория предложила кипрскому королю Жаку II де Лузиньяну ее кандидатуру в качестве невесты, но он отказался. По словам о. Пирлинга, блеск ее имени и слава предков были плохим оплотом против оттоманских кораблей, крейсировавших в водах Средиземного моря. Около 1467 года папа Павел II через кардинала Виссариона предложил ее руку князю Параччиоло, знатному итальянскому богачу. Она была торжественно обручена, нo брак не состоялся.

 

 

 

Глава II. Выгодный брак.

 

В 1467 году папа Павел II, уверенный, что София благоприятствует латинству, решил посватать ее за овдовевшего великого князя Московского Ивана III, чтобы при ее посредстве, во-первых, приобщить к Флорентийской унии Московское государство, а, во-вторых, привлечь его в союз для борьбы с возрастающей турецкой опасностью.

В феврале 1469 года к Ивану III от кардинала Виссариона приехал грек Юрий с письмом, в котором кардинал предлагал великому князю руку греческой царевны, отказавшей, будто двум женихам, королю французскому и герцогу Медиоланскому, не желая быть супругой государя латинской веры.

Великий князь взял эти слова в мысль, говорит летописец. Укреплявший великокняжескую власть Иван III рассчитывал, что родство с византийским домом поможет Московскому государству повысить международный престиж, заметно пошатнувшийся за два столетия ордынского ига, и способствовать повышению авторитета великокняжеской власти внутри страны, и в следующем месяце отправил в Рим своего посла Ивана Фрязина.

В ноябре 1469 года Фрязин возвратился с портретом невесты. Этот портрет считается первым на Руси светским изображением. По крайней мере, им были так изумлены, что летописец назвал портрет «иконой», не найдя другого слова: «А царевну на иконе написану принесе».

Однако сватовство затянулось, потому что московский митрополит Филипп долго возражал против брака государя с униаткой, к тому же воспитанницей папского престола, боясь распространения католического влияния на Руси. Только в январе 1472 года, получив согласие иерарха, Иван III отправил посольство в Рим за невестой.

Уже 1 июня по настоянию кардинала Виссариона в Риме совершилось символическое обручение – помолвка принцессы Софии и великого князя московского Ивана, которого представлял русский посол Иван Фрязин. В том же месяце София с почетной свитой выехала из Рима.

Обоз невесты Ивана III пересек всю Европу с юга на север, направляясь в немецкий порт (Любек). Во время остановок высокой гостьи в городах в ее честь устраивались пышные приемы и рыцарские турниры. Власти городов преподносили воспитаннице папского престола подарки - серебряную посуду, вина, а горожанки Нюрнберга вручили ей целых двадцать коробок конфет.

10 сентября 1472 года корабль с путешественниками взял курс на Колывань - так называли тогда русские источники современный город Таллин, но прибыл туда лишь через одиннадцать суток: на Балтике в те дни стояла штормовая погода. Затем через Юрьев (ныне город Тарту), Псков и Новгород процессия отправилась в Москву.

«Был с нею, - говорит летописец, - и владыка свой (легат Антоний), не по нашему обычаю одетый весь в красное, в перчатках, которых никогда не снимает и благословляет в них, и несут перед ним распятие литое, высоко взоткнутое на древке; к иконам не подходит и не крестится, в Троицком соборе приложился только к Пречистой, и то по приказанию царевны».

Узнав о том, что впереди шествия несут латинский крест, митрополит Филипп пригрозил великому князю: «Буде позволишь в благоверной Москве нести крест перед латинским епископом, то он внидет в единые врата, а я, отец твой, изыду другими вон из града».

Иван III немедленно выслал боярина навстречу процессии с приказом убрать крест в сани, и легату пришлось с великим неудовольствием подчиниться.

12 ноября 1472 года София въехала в Москву. В тот же день в Кремле во временной деревянной церкви, поставленной около строящегося Успенского собора, государь обвенчался с ней.

На другой день легат правил посольство и поднес дары от папы. Разумеется, он должен был немедленно же обратиться к делу о соединении церквей; но скоро испугался, говорит летописец, потому что митрополит выставил против него на спор книжника Никиту Поповича: иное, спросив у Никиты, сам митрополит говорил легату, о другом заставлял спорить Никиту; кардинал не нашелся, что отвечать, и кончил спор, сказав: «Нет книг со мною!» Так неудачно кончилась попытка римского двора восстановить Флорентийское соединение посредством брака князя московского на Софии Палеолог.

 
         II.1. Приданое греческой царевны

София привезла на Русь щедрое приданое. После венчания Иван III принял в герб византийского двуглавого орла – символ царской власти, поместив его и на своей печати.

Собственно же приданым Софии была легендарная «либерия» – библиотека, привезенная будто бы на 70 подводах (больше известная как «библиотека Ивана Грозного»). Она включала в себя греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты, среди которых были неизвестные нам поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже уцелевшие книги из знаменитой Александрийской библиотеки.

По преданию, она привезла с собой в подарок мужу «костяной трон» (ныне известный как "трон Ивана Грозного"): его деревянный остов весь был покрыт пластинами из слоновой и моржовой кости с вырезанными на них сюжетами на библейские темы.

София привезла с собой и несколько православных икон, в том числе и, как предполагают, редкую икону Божией Матери «Благодатное Небо».

 

 

 

 

Глава III. Жизнь в браке

 

Семейная жизнь Софии, по всей видимости, была удачной, о чем свидетельствует многочисленное потомство.

Для нее в Москве были выстроены особые хоромы и двор, но они вскоре же, в 1493 г., сгорели, причем во время пожара погибла и казна великой княгини.

Татищев передает свидетельство, что будто бы, благодаря вмешательству Софии, было сброшено Иваном III татарское иго: когда на совете великого князя обсуждалось требование ханом Ахматом дани, и многие говорили, что лучше умиротворить нечестивого дарами, чем проливать кровь, то будто бы София горько расплакалась и с упреками уговаривала супруга покончить с данническими отношениями.

Перед нашествием Ахмата 1480 года, ради безопасности, с детьми, двором, боярынями и княжеской казной София была отправлена сначала в Дмитров, а потом на Белоозеро; в случае же, если Ахмат перейдёт Оку и возьмёт Москву, то ей было сказано бежать дальше на север к морю. Это дало повод Виссариону, владыке ростовскому, в своем посланий предостерегать великого князя от постоянных дум и излишней привязанности к жене и детям. В одной из летописей отмечается, что Иван запаниковал: «ужас наиде на нь, и въсхотебежати от брега, а свою великую княгиню Римлянку и казну с нею посла на Белоозеро».

Семья вернулась в Москву только зимой. Венецианский посол Контарини рассказывает, что он в 1476 г. представлялся великой княгине Софии, которая приняла его вежливо и ласково и убедительно просила поклониться от неё светлейшей республике.

          Существует легенда, связанная с рождением Софьей сына Василия III, наследника престола: будто бы во время одного из богомольных походов к Троице-Сергиевой Лавре, в Клементьево, великой княгине Софии Палеолог было видение преподобного Сергия Радонежского, который «вверже в недра еяотроча младо мужеска пола»[10].

 

III. 1. Династические проблемы и соперничество.

 

С течением времени второй брак великого князя стал одним из источников напряжённости при дворе. Достаточно скоро сложились две группировки придворной знати, одна из которых поддерживала наследника престола — Ивана Ивановича Молодого, а вторая — новую великую княгиню Софью Палеолог. В 1476 году венецианец А. Контарини отмечал, что наследник «в немилости у отца, так как нехорошо ведет себя с деспиной» (Софьей)[5], однако уже с 1477 года Иван Иванович упоминается как соправитель отца.

Информация о работе Портрет в историческом интерьере: царица Софья Палеолог