Пейзаж «Солнечный день на берегу Большого Ика», «Сумерки на берегу Большого Ика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:16, дипломная работа

Описание

Целью дипломного проекта: является выполнение двух летних пейзажей в разное время суток.

В данной дипломной работе объектом выступает природа в разное время суток; предметом- жанр изобразительного искусства пейзаж.

Содержание

Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Живопись как вид изобразительного искусства…........................
История развития живописи……………………………......................

Глава 2. Методические рекомендации для проведения занятий в жанре пейзажа…………………………………………………………………………

2.1 Последовательность построения пейзажа

Глава 3. Этапы выполнения дипломной работы……………

3.1 Композиционно-колористическое выполнение пейзажа….

3.2 Материалы и техника выполнения работы…………………

3.3 План-конспект урока…………………………………………

Заключение……………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Гульфии.docx

— 60.20 Кб (Скачать документ)

   Живопись рабовладельческого общества обладала уже развитой образной системой, богатыми техническими средствами; краски (земляные — жёлтые, красные и коричневые; минеральные — синие и голубые) наносились ровным слоем на белый грунт; появились связующие (альбумин, казеин, глютин, гуммисмолы), волосяные кисти. 

  В  восточных деспотиях (Древнем  Египте и др. государствах), в древней  Америке существовала монументальная  Живопись (роспись гробниц, реже  — зданий), связанная обычно с  заупокойным культом и носившая  развёрнуто-повествовательный характер; главное место занимало обобщённое  и нередко схематичное изображение  человека. В присущей этой Живопись  строгой канонизации изображений,  в особенностях композиции, соотношении  фигур отражалась господствовавшая  в рабовладельческом обществе  жёсткая иерархия. Древняя Живопись  обладала также декоративными  качествами, своей плоскостностью  эта Живопись подчёркивала гладь  стены. Особенно высокого совершенства  достигла роспись древнеегипетских  гробниц (картины загробной жизни,  включающие бытовые и батальные  сцены, анималистические изображения)  с её музыкальной ритмичностью  и чёткостью композиции, изысканностью  линий.

   В античности Живопись по-прежнему выступает в синтезе с архитектурой и скульптурой, служит вместе с ними не только культовым, но и светским целям; происходит (особенно в Древней Греции) осознание общественной (в т. ч. нравственно-воспитательной) значимости Живопись, как и всего искусства в целом. Постепенно раскрываются новые, специфические возможности Живопись, дающей более широкое по тематике отображение действительности, чем скульптура, стремящейся к чувственно-полнокровному воплощению мира. Для античной Живопись, с её пластической ясностью форм, характерны то плоскостные контурные изображения, то объёмные, а также широкое, свободное письмо, жизненно-точное изображение предметов и отчасти пространства; палитра красок по мере развития Живопись расширялась и обогащалась; возникла тональная Живопись, существовавшая одновременно с Живопись локальным цветом. В античности зарождаются принципы светотени, своеобразные варианты линейной и воздушной перспективы. Наряду с мифологическими создавались бытовые и исторические сцены, пейзажи, портреты, натюрморты. Украшавшая храмы, жилища, гробницы, стои монументально-декоративная Живопись (фрески и мозаики, сохранившиеся в Помпеях, Геркулануме, Пестуме, Казанлыке, Северном Причерноморье) в результате длительного развития пришла к иллюзорному изменению архитектурного пространства и архитектурных форм. Античная фреска (на многослойной штукатурке с примесью мраморной пыли в верхних слоях) имела блестящую, глянцевитую поверхность. В Древней Греции возникла почти не дошедшая до настоящего времени станковая Живопись (на досках, реже — холсте), выполнявшаяся главным образом в технике энкаустики (см. Восковая живопись; реже использовались клеевые краски и темпера), которая позволяла выразительно лепить объёмы; некоторое представление об античной станковой Живопись дают фаюмские портреты.

   В средние века в Живопись Западной Европы, Византии, Руси, Кавказа, Балкан, развивавшейся преимущественно в русле церковной христианской идеологии, создавались религиозно-аскетические образы, полные духовной экспрессии. Несмотря на строгую канонизацию изображений, в средневековой Живопись находили отзвук народные представления (например, на Руси в иконах и фресках Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия), отдельные (часто наивные) наблюдения. Основные виды Живопись — фреска (как по сухой, так и по влажной, часто шероховатой штукатурке, наносившейся на каменную или кирпичную кладку), иконопись (иконы исполнялись на грунтованных досках преимущественно яичной темперой, обусловливавшей главным образом плоскостную трактовку форм), а также миниатюра в рукописях (на грунтованных пергаменте или бумаге; исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и др. красками); последовательность исполнения, тип изображения, композиция, раскраска — всё это регламентировалось. Делавшиеся с тщательностью, присущей ремесленному труду, иконы, настенные росписи (подчинявшиеся архитектурным членениям и плоскости стены), а также мозаики, витражи вместе с архитектурой образовывали в церковных интерьерах единый ансамбль. Повышенная эмоциональность и декоративность средневековой Живопись обусловлены экспрессией звучного, насыщенного цвета и акцентированно-ритмичной линии, выразительностью чётких контуров; формы в средневековой Живопись плоскостные, стилизованные, фон отвлечённый, часто золотой; встречаются также условные приёмы моделировки объёмов, как бы выступающих на живописной плоскости, лишённой глубины. Значительную роль играла символика композиции и цвета (например, в западноевропейской  Живопись голубой — цвет богоматери). В 1-м тыс. н. э. высокий подъём пережила монументальная Живопись (клеевыми красками по белой гипсовой или известковой прогрунтовке на глинисто-соломистом грунте) в странах Передней и Средней Азии, в Индии, Китае, на Цейлоне. В феодальную эпоху в Месопотамии, Иране, Индии, Средней Азии, Азербайджане, Турции развивалось искусство декоративно-плоскостной миниатюры, привлекающей как тонкой красочностью, изяществом орнаментального ритма, так и яркостью отдельных жизненных наблюдений. Глубокой поэтичностью, поразительной зоркостью видения людей и природы, лаконичностью оттачивавшейся веками живописной манеры, тончайшей тональной передачей воздушной перспективы выделялась дальневосточная Живопись тушью, акварелью и гуашью на свитках из шёлка и бумаги — в Китае, Корее, Японии.

   В Западной Европе в эпоху Возрождения утверждаются принципы нового, базирующегося на антифеодальном мировоззрении, жизнелюбивого гуманистического искусства, вновь открывающего и пытливо познающего земной, материальный мир, проникнутого духом раннебуржуазного антропоцентризма; в силу этого возрастает роль Живопись, вырабатывающей систему средств реалистического изображения действительности. Отдельные достижения Живопись Возрождения были предвосхищены в 14 в. итальянским живописцем Джотто. Научное изучение перспективы, оптики и анатомии, использование усовершенствованной Я. ван Эйком (Нидерланды) техники масляной Живопись способствовали широкому раскрытию заложенных в природе Живопись возможностей; в Живопись убедительно воспроизводятся объёмные формы (с помощью светотеневой моделировки) в единстве с глубоким пространством (разворачивающимся за зрительно уничтожаемой живописной плоскостью) и световой средой, осваивается цветовое богатство мира. Новый расцвет пережила фреска, иногда зрительно расширяющая интерьер дворца или церкви, но важное значение приобрела и станковая картина, ещё сохранявшая, однако, декоративное единство с окружающей предметной средой. Ощущение гармонии мироздания, увлечение свежестью отдельных ярких жизненных деталей, интерес к реальной личности, духовная активность образов характерны для композиций на религиозные и мифологические темы, портретов, бытовых и исторических сцен, изображений обнажённой натуры. Темперу вытеснила сначала комбинированная техника (лессировка и проработка деталей маслом по темперному подмалёвку), а затем и технически совершенная многослойная масляно-лаковая Живопись без темперы. Наряду с гладкой, детализирующей Живопись на досках с белым грунтом (характерной для художников нидерландской школы) венецианская школа Живопись вырабатывает приёмы свободной, широкой, пастозной Живопись на холстах с цветными грунтами. Одновременно с Живопись локальным, часто ярким цветом, с чётким рисунком развивалась и тональная Живопись (в венецианской школе, тонко и разнообразно выявившей богатство колористических возможностей Живопись). Крупнейшие живописцы Возрождения — Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто в Италии, Я. ван Эйк, П. Брейгель в Нидерландах, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, М. Нитхардт (Грюневальд) в Германии.

   В 17—18 вв. процесс развития европейской Живопись усложняется. Складываются национальные школы во Франции (Живопись Латур, Ф. Шампень, Н. Пуссен, А. Ватто, Живопись Б. Шарден, О. Фрагонар, Живопись Л. Давид), в Италии (М. Караваджо, Д. Фетти, П. да Кортона, Дж. Б. Тьеполо, Дж. М. Креспи, Ф. Гварди), Испании (Эль Греко, Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Б. Э. Мурильо, Ф. Гойя), Фландрии (П. П. Рубенс, Я. Иорданс, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс), Голландии (Ф. Хале, Рембрандт, Я. Вермер, Я. ван Рёйсдал, Г. Терборх, К. Фабрициус), Англии (Т. Гейнсборо, У. Хогарт), России (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский). Происходит интенсивная борьба течений, прогрессивных и реакционных идей, передовых направлений против академизма, сосуществуют разные стилевые системы Живопись провозглашает новые социально-гражданские идеалы, обращается к более развёрнутому и точному изображению реальной жизни в её движении и многообразии, особенно повседневного окружения человека (пейзаж, интерьер, предметы обихода); углубляется психологическая проблематика, осознаётся и воплощается конфликтное взаимодействие личности и мира. В 17 в. расширилась и четко оформилась система жанров. В 17—18 вв. процветает монументально-декоративная Живопись (особенно в стиле барокко), существующая в тесном единстве со скульптурой и архитектурой и создающая, часто с помощью иллюзионистических эффектов, интенсивно действующую на человека эмоциональную среду. В то же время возросла роль станковой Живопись

   Усложнение проблематики Живопись, обилие стоявших перед ней задач, классовая и сословная дифференциация мироощущения привели к формированию различных живописных систем, как обладавших общностью стилевых признаков (эмоционально насыщенная, динамичная Живопись барокко, с характерной незамкнутой, спиралевидной композицией; строго уравновешенная Живопись классицизма с её культом чёткого, строгого, ясного рисунка, преобладанием объёмно-светотеневого начала над цветом, локальностью цвета; Живопись рококо с её игрой изысканнейших и текучих нюансов цвета, светлых и блёклых тонов), так и не укладывавшихся в какие-либо определенные стилевые рамки. Стремясь к тончайшему воспроизведению красочности мира, свето-воздушной среды, многие художники совершенствовали систему тональной Живопись Всё это вызвало резкую индивидуализацию технических приёмов преобладавшей в 17—18 вв. многослойной масляной живописи. В то же время картины нередко выполнялись одновременно несколькими художниками, специализировавшимися по определенным изобразительным мотивам. Нарастание станковизма, усиление потребности в произведениях, рассчитанных на интимное созерцание, повлекли за собой развитие более камерных, тонких и лёгких техник Живопись — пастели, акварели, туши, различных видов портретной миниатюры.

       В 19 в. новые национальные школы  Живопись складываются в Европе (в балканских странах) и в  Америке. Расширяются связи Живопись  Европы и др. частей света, где  опыт европейской реалистической  Живопись, отдельные формальные  достижения получают самобытное  истолкование, часто на основе  местных древних традиций (в Индии,  Китае, Японии и др. странах); европейская  Живопись также испытывает влияние  искусства неевропейских стран  (главным образом Японии и Китая), сказывающееся в обновлении отдельных  приёмов декоративно-ритмической  организации изобразительной плоскости.  В 19 в. Живопись шире и глубже  др. видов изобразительного искусства  решает сложные и актуальные  мировоззренческие проблемы, играет  активную роль в общественной  жизни, будучи часто связанной  с социальными и национально-освободительными  движениями; важное значение в  Живопись 19 в. приобрела острая  критика социальной действительности. В то же время на протяжении  всего 19 в. в Живопись официально  культивировались далёкие от  жизни академические каноны, отвлечённая  идеализация образов, возникли  натуралистические тенденции, игнорировавшие  специфичность, самостоятельную  экспрессию выразительных средств  Живопись В борьбе с этими  тенденциями, с рационалистичностью и отвлечённостью официальной салонно-академической Живопись складывается Живопись романтизма с её эмоциональным накалом, активным интересом к драматическим событиям истории и современности, показом сильных человеческих страстей, энергией живописного языка, динамикой построений, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита (Т. Жерико, Э. Делакруа во Франции; во многом О. А. Кипренский, Сильвестр Щедрин, К. П. Брюллов, А. А. Иванов в России). Отказываясь от классических идеалов гармонического совершенства, приходит к более полному, конкретно-достоверному, часто повышенно-наглядному изображению жизни реалистической Живопись, основывающаяся на непосредственном наблюдении характерных явлений действительности (Г. Курбе, Живопись Ф. Милле, О. Домье, К. Коро, мастера барбизонской школы во Франции; Дж. Констебл в Англии; А. Менцель, В. Лейбль в Германии; А. Г. Венецианов, П. А. Федотов в России). Живопись демократического реализма широко показывает быт и труд народа, его борьбу за свои права, обращается к важнейшим событиям истории, создаёт яркие, психологически-углублённые образы простых людей и передовых общественных деятелей; во многих странах возникают школы национального реалистического пейзажа. Особой социально-критической остротой отличается тесно связанная с буржуазно-демократическим этапом рус. революционного движения Живопись передвижников и близких к ним художников — В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. В. Верещагина, И. И. Левитана.

   К живому воплощению окружающего мира в его естественности и непосредственности, постоянной изменчивости приходит в начале 1870-х гг. импрессионизм (живопись К. Моне, О. Ренуара, К. Писсарро, А. Сислея, отчасти Э. Мане и Э. Дега во Франции), преодолев господствовавшую в Живопись тех лет условность, черноту колорита, обновив технику и приёмы организации живописной поверхности, выявив красоту чистого цвета, трепетной живописности, фактурных эффектов. В 19 в. в Европе господствует станковая Живопись маслом, в декоративном отношении ещё меньше, чем прежде, связанная с предметной средой. Техника масляной Живопись приобретает во многих случаях ярко индивидуальный, свободный характер, но постепенно утрачивает присущие ей раньше тщательность, строгую систематичность, многослойность; снижается прочность произведений Живопись (чему способствовало и распространение новых красок фабричного производства взамен употреблявшихся ранее красок ручного приготовления); палитра расширяется (создаются новые пигменты и связующие); вместо тёмных цветных грунтов, характерных для 18 в., ещё в начале 19 в. вновь внедряются белые грунты. Как и др. виды монументального искусства (архитектура, скульптура), монументально - декоративная Живопись, использовавшая в 19 в. почти исключительно клеевые или масляные краски, приходит в это время в упадок. Лишь в конце 19 — начале 20 вв. делаются попытки возрождения монументальной Живопись и слияния различных видов Живопись с произведениями декоративно-прикладного искусства и архитектурой в единый ансамбль (главным образом в искусстве «модерна»); обновляются и технические средства монументально-декоративной Живопись, разрабатывается техника силикатной Живопись.

   В конце 19—20 вв. во всём мире развитие Живопись становится особенно сложным и противоречивым; одновременно сосуществуют и борются реалистические и модернистические течения. Оплодотворённая идеалами Великой Октябрьской революции, вооружённая методом социалистического реализма, интенсивно развивается Живопись в СССР и др. социалистических странах. Возникают новые школы Живопись в странах Азии и Африки, Австралии, Латинской Америки.

   Реалистическая Живопись в конце 19—20 вв. своими демократическими тенденциями, тесной связью с жизнью следует лучшим традициям Живопись предшествующих эпох. В то же время её отличает стремление познать и показать мир во всей его противоречивости, сущность происходящих в социальной действительности глубинных процессов, внутренний смысл жизненных явлений, не имеющих порой достаточно наглядного облика; поэтому отражение и истолкование многих явлений реальности обретает нередко обостренно-субъективный, обобщённо-символический характер. Живопись 20 в. наряду с чувственно-достоверным, иллюзорным, объёмно-пространственным способом изображения широко использует новые (а также и восходящие к древности) условные принципы трактовки зримого мира. Уже в Живопись постимпрессионизма (П. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек) и отчасти в Живопись «модерна» зарождаются черты, определившие особенности некоторых течений 20 в. (активное выражение сугубо личного отношения художника к миру, эмоционально-психологическая сила и ассоциативность цвета, мало связанного с наблюдаемыми в жизни красочными отношениями, утрированность форм, декоративность). В первом течении, возникшем в 20 в., — в фовизме — характер образа, броскость ярких цветовых контрастов отчётливо диктуются прежде всего субъективной волей художника, интенсивно переживающего действительность. По-новому осмысляется мир в искусстве великих русских живописцев конца 19 — начала 20 вв. — в социально-насыщенных, образно-заострённых картинах В. А. Серова, напряжённо-драматических произведениях М. А. Врубеля.

Информация о работе Пейзаж «Солнечный день на берегу Большого Ика», «Сумерки на берегу Большого Ика»