Пейзаж «Солнечный день на берегу Большого Ика», «Сумерки на берегу Большого Ика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 18:16, дипломная работа

Описание

Целью дипломного проекта: является выполнение двух летних пейзажей в разное время суток.

В данной дипломной работе объектом выступает природа в разное время суток; предметом- жанр изобразительного искусства пейзаж.

Содержание

Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Живопись как вид изобразительного искусства…........................
История развития живописи……………………………......................

Глава 2. Методические рекомендации для проведения занятий в жанре пейзажа…………………………………………………………………………

2.1 Последовательность построения пейзажа

Глава 3. Этапы выполнения дипломной работы……………

3.1 Композиционно-колористическое выполнение пейзажа….

3.2 Материалы и техника выполнения работы…………………

3.3 План-конспект урока…………………………………………

Заключение……………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Гульфии.docx

— 60.20 Кб (Скачать документ)
 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОУ СПО  «УФИМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ  №2» 

ПЦК спецдисциплин  ХГО

    К защите допущен: 

председатель ПЦК_____________Чумаков И.В.

«___» ____________2010г.  
 
 

Пейзаж  «Солнечный день на берегу Большого Ика», «Сумерки на берегу Большого Ика»

70х90, х. м. Пейзаж. Серия работ  
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Студента 5В курса ХГО 

Шамсудиновой  Гульфии Рамилевны 
 
 
 

Руководитель: заслуженный учитель

Р.Б., отличник образования Р.Ф.

_____________      Ураксина Р.Г.

«__» ___________ 2010г.

Рецензент: 

___________ Абдуллин Р. Р.

«___» _____________ 2010г.

 

Уфа - 2010 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………

Глава 1. Живопись как вид изобразительного искусства…........................

    1. История развития живописи……………………………......................

Глава 2. Методические рекомендации для проведения занятий в жанре пейзажа…………………………………………………………………………

2.1 Последовательность  построения пейзажа

Глава 3. Этапы выполнения дипломной работы……………

3.1 Композиционно-колористическое  выполнение пейзажа….

3.2 Материалы  и техника выполнения работы…………………

3.3 План-конспект  урока…………………………………………

Заключение……………………………………………………….

Список использованной литературы……………………………

Приложение

 

   

  

ВВЕДЕНИЕ 

 “Картина говорит больше, чем тысяча слов”

Джон  Каленч

Художественно-графическое  отделение Уфимского педагогического  колледжа №2 является центром подготовки педагога изобразительного искусства, человека с высокой моральной  эстетической и художественной культурой, владеющего навыками организации художественной  культурой,

Владеющего  навыками организации художественной творческой деятельности, занимается обучением молодых специалистов по декоративно-прикладному искусству, художественно-педагогическим навыкам, готовит к работе в школе по своей специальности, а также  дает возможность работать во внешкольных  учреждениях и обучать детей  декоративно-прикладному искусству  в кружках.

      Сохранение  достижений народного творчества, их изучение, развитие, а также передача из поколений в поколение есть наиболее важная задача воспитания молодого поколения.

      Темой представленного дипломного проекта  жанр пейзаж. Пейзаж это всегда особое настроение, уникальное состояние природы, идет ли снег, светит ли солнце, льет ли дождь. И задача художника почувствовать  это настроение и перенести его  на холст. Живопись в буквальном смысле означает «живое письмо». Она отражает внутренний мир художника и позволяет  нам посмотреть на мир другими  глазами. Дипломный проект предполагает  рассмотрение жанра пейзаж и представляет собой форму демонстрации уровня профессиональной подготовки дипломника художественно-графического отделения. Проект состоит из двух живописных работ, одна из которых изображает солнечный  день у берегов Большого Ика, а  другая- сумерки на берегу Большого Ика. 

      Целью дипломного проекта: является выполнение двух летних пейзажей в разное время суток.

В данной дипломной работе объектом  выступает природа в разное время суток; предметом- жанр изобразительного искусства пейзаж.

      Задача  проекта:

- изучить  искусствоведческую и специальную  литературу по вопросу пейзажной  живописи;

-  разработать  колористическое и композиционное  решение пейзажа «Солнечный день на берегу Большого Ика» и «Сумерки на берегу Большого Ика»;

-  выполнить  пейзаж в технике живопись;

- разработать  план-конспект урока для учащихся 5-ых классов средней образовательной  школы и программу работы кружка  по живописи.

Практическая  значимость заключается в том, что эти работы  могут использоваться на уроках изобразительного искусства в качестве наглядного материала по живописи на тему «Пейзаж». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ЖИВОПИСЬ КАК ВИД  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА.

        Только  в природе можно найти красоту, которая является великим объектом живописи.

Ж.О.Д.Энгр

     1.1. История развития  живописи

     Живопись, вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются  с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Как  и др. виды искусства, Живопись выполняет  идеологические и познавательные задачи, а также служит сферой создания предметных эстетических ценностей, будучи одной  из высокоразвитых форм человеческого труда.

   Живопись отражает и в свете тех или иных идеологических концепций оценивает духовное содержание эпохи, её социальное развитие; в силу этого Живопись сама становится сферой общественной борьбы. Мощно воздействуя на чувства и мысли зрителей, заставляя последних переживать действительность, изображенную художником, Живопись служит действенным средством общественного воспитания. Многие произведения Живопись обладают документально-информационной ценностью.

   В Живопись ярко проявляются те общие свойства искусства, благодаря которым Н. Г. Чернышевский назвал его «учебником жизни». В силу наглядности образа оценка жизни художником, выраженная в произведении Живопись, приобретает особую убедительность для зрителя. Создавая художественные образы, Живопись использует цвет и рисунок, выразительность мазков, что обеспечивает гибкость её языка, позволяет ей с недоступной др. видам изобразительного искусства полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, свето-воздушную среду. Сами произведения Живопись неизменяемы, создаваемые Живопись картины зрительно одномоментны; однако Живопись может передавать не только состояние абсолютной статичности, но и ощущение временного развития, эмоциональной насыщенности момента и преходящей мгновенности ситуации, а также эффект движения, изменения (благодаря особой ритмической организации изображения, динамике цвета, света и тени, композиции, линий, мазков и т. д.); в Живопись возможны развёрнутое повествование, сложный сюжет. Всё это позволяет Живопись не только непосредственно и наглядно воплощать все зримые явления реального мира (в т. ч. природу в её различных состояниях), показывать широкие картины жизни людей, но и стремиться к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлечённых идей.

   Доступные Живопись широта и полнота охвата реальной действительности сказываются и в обилии присущих ей жанров (исторический, бытовой, батальный, анималистический и др.).

   По назначению, по характеру исполнения и образов различают: Живопись монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека; станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определенным местом; декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов); иконопись; миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т. д.). К разновидностям Живопись относятся также диорама и панорама. По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись, Живопись водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, Живопись керамическими красками (связующие — легкоплавкие стекла, флюсы, глазури — закрепляются обжигом на керамике), Живопись силикатными красками (связующее вещество — растворимое стекло) и т. п. Непосредственно с Живопись смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная Живопись, изобразительно-декоративные задачи. Для исполнения живописных произведений служат также акварель, гуашь, пастель, тушь

   Основное выразительное средство Живопись — цвет — своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности Живопись В произведениях Живопись он образует цельную систему (колорит). Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также Живопись оттенками одного цвета (монохромная). Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения Живопись частью его художественной структуры (см. Композиция). Др. выразительное средство Живопись — рисунок (линия и светотень) — ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы.

       Условно различаются два типа  живописного изображения: линейно-плоскостное  и объёмно-пространственное, но между  ними нет чётких границ. Для  линейно-плоскостной Живопись характерны  плоские пятна локального цвета,  очерченные выразительными контурами,  чёткие и ритмичные линии; в  древней и отчасти в современной  Живопись встречаются условные  способы пространственного построения  и воспроизведения предметов  (иногда показываемых одновременно  с разных сторон), которые раскрывают  зрителю определенную логику  изображения, размещения предметов  в пространстве, но почти не  нарушают двухмерность живописной  плоскости. Эта Живопись, с её ярко выраженными условностью и декоративностью, во многие эпохи функционировала главным образом в ансамбле с архитектурой, подчиняясь глади стен и архитектурным членениям; более или менее плоскостный характер носили в определенные эпохи и миниатюры, иконы, а в конце 19—20 вв. — многие картины. Возникшее в античности стремление к правдоподобному воспроизведению реального мира, т. е. таким, каким его видит человек, вызвало появление в Живопись объёмно-пространственного изображения (с чем связано и зарождение рассчитанной на индивидуальное созерцание станковой Живопись, освобождение Живопись от подчинения архитектуре, во многом и от декоративных функций). В Живопись такого типа могут показываться пространственные соотношения, может создаваться полная иллюзия глубокого трёхмерного пространства (обычно как бы находящегося перед рассматривающим произведения Живопись человеком), зрительно уничтожаться живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, путём распределения тёплых и холодных (выступающих и отступающих) цветов; объёмные формы моделируются цветом и светотенью. Объёмно-пространственное изображение, так же как и линейно плоскостное, может использовать выразительность линии и локального цвета, причём эффект объёмности, даже скульптурности, достигается градацией светлых и тёмных тонов, распределённых в четко ограниченном цветовом пятне; в таких случаях колорит часто бывает пёстрым, фигуры и предметы не сливаются с окружающим пространством в единое целое. Богаче изобразительные возможности тональной Живопись (см. Тон), которая с помощью сложной и динамичной разработки цвета показывает тончайшие изменения как цвета, так и его тона в зависимости от освещения (см. Валёр) и от взаимодействия рядом лежащих цветов (рефлексы); общий тон объединяет предметы с окружающей их свето-воздушной средой и пространством; при этом линия нередко теряет свою формообразующую роль, поглощаясь трепетной красочной массой. В Живопись Китая, Японии, Кореи сложился особый тип пространственного изображения, обусловленный своеобразным художественным мировосприятием дальневосточного живописца, который как бы включает себя в изображение, чувствует себя одним из элементов мироздания. В подобного рода Живопись возникает ощущение бесконечного, увиденного сверху пространства, с уходящими вдаль и не сходящимися в глубине параллельными линиями; светотеневая лепка отсутствует, фигуры и предметы почти лишены объёма; их положение в пространстве показывается главным образом соотношением тонов.

   Произведение Живопись состоит из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др.), обычно покрытой грунтом, и красочного слоя, иногда защищенного с поверхности предохранительной плёнкой лака. Изобразительные и выразительные возможности Живопись, особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, которые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, которым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей; гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произведения Живопись, а просвечивающий цвет основы или грунта — на колорит; иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определенную роль в колористическом построении (главным образом в акварели). Поверхность красочного слоя произведения Живопись, т. е. его фактура, бывает глянцевитой и матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной. Необходимый цвет, оттенок достигаются как смешением красок на палитре, так и лессировками; рядом положенные мазки разных цветов могут на определенном расстоянии как бы смешиваться в глазу у зрителя. Со стилем, с особенностями живописной техники и композиции картины (или иконы) и того интерьера, для которого она предназначена, взаимосвязаны её формат (чаще всего — прямоугольный, реже — круглый или овальный), а иногда и характер рамы, отграничивающей картину от окружающей среды и концентрирующей внимание зрителя на самом изображении. Процесс создания картины или настенной росписи (предваряемый эскизами и этюдами, в которых конкретизируется замысел художника, разрабатываются отдельные детали, композиция, колорит будущего произведения) может распадаться на несколько стадий, особенно чётких и последовательных в средневековой темперной и классической масляной Живопись (рисунок на грунте, строящий композицию и намечающий основные светотеневые соотношения; подмалёвок, где лепятся объёмы: лессировки, богато насыщающие картину цветом). Но существует и Живопись более импульсивного характера, позволяющая художнику непосредственно и динамично воплощать свои жизненные впечатления (особенно в произведениях, выполненных алла прима) благодаря одновременной работе над рисунком, композицией, лепкой форм и колоритом.

   История развития живописи. Живопись возникла в эпоху позднего палеолита (40—8 тыс. лет назад). Сохранились наскальные росписи (в пещерах Фон-де-Гом в Южной Франции, Альтамира в Северной Испании и др.), исполненные земляными красками (красными, жёлтыми и коричневыми охрами, умброй), чёрной сажей и древесным углём с помощью расщепленных палочек, кусочков меха и просто пальцев; создавались правдивые, выразительные, динамичные изображения отдельных животных, а затем и охотничьих сцен. В Живопись палеолита встречаются как линейно-силуэтные изображения, так и несложная моделировка, но композиционное начало в ней ещё слабо выражено. Более развитые, более абстрактно-обобщённые представления о мире отразились в отвлечённо-ритмизированной Живопись неолита (росписи в Вальторте, Испания); в неолитических изображениях, сознательно связываемых в повествовательные циклы, появляется человек.

Информация о работе Пейзаж «Солнечный день на берегу Большого Ика», «Сумерки на берегу Большого Ика»