Особенности византийской изобразительной системы и живопись в интерьере византийского храма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:55, реферат

Описание

Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в период с конца 4 до середины 15в.
Византия выступила хранительницей некоторых сторон античного наследия. Византийское искусство в период раннего средневековья прочно занимало ведущее место в художественной жизни Европы и Ближнего Востока: византийские зодчие и художники были носителями высоких традиции и развитого творческого опыта.

Работа состоит из  1 файл

Особенности византийской изобразительной системы и живопись в.doc

— 42.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Р.Ф.

Уральская государственная архитектурно –  художественная академия. 
 
 
 
 
 
 

Реферат по истории искусств. 
 
 
 
 

Особенности  византийской  изобразительной системы  и  живопись в

интерьере византийского храма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                   Выполнила ст. гр. . 

                                                                   Проверил доцент Голобородский  М.В.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург 2006 г.

Одним из важнейших  очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в период с конца 4 до середины 15в.

Византия выступила  хранительницей некоторых сторон античного  наследия. Византийское искусство в период раннего средневековья прочно занимало ведущее место в художественной жизни Европы  и Ближнего Востока: византийские зодчие и художники были носителями высоких традиции и развитого творческого опыта.

Очень отчетливо  черты византинизма прослеживаются в живописи, не менее отчетливо они ощутимы и в архитектуре, например в преобладании в монументальном культовом зодчестве купола, центрических архитектурных типов и центрического композиционного принципа.

Что касается интерьеров византийских культовых здании, то, несмотря на большие проемы, даже в тех случаях, когда они хорошо связаны с наружным пространством, они всегда трактованы как особый мир, отличающийся  от мира природы и построенный на основе представлении о человеке и вселенной, характерных для церковной легенды. В архитектуре, разрабатывались внимательно сложные интерьеры, как бы вовлекавшие человека изолировавшие его от остального мира. Объемная форма, пластика, реальное пространство не являются главными средствами художественной выразительности.

 Церковный интерьер - символическое   изображение вселенной, такая интерпретация получила дополнительное наглядное выражения в живописи. Характер изображенных фигур и сцен влиял и на пространство интерьера, придавая ему облик, отличный от реального пространства природы. Идей централизации, божественного происхождения пронизывали собой как архитектурное, так и живописные образы. Синтез архитектуры и живописи носил в Византии в высшей степени единый и цельный характер. 

Живопись, занявшая в изобразительном искусстве Византии главное место, находилась под строгой церковно - государственной опёкой. Она развивалась по трем основным руслам: церковная мозаика и фреска, иконопись книжная миниатюра. Здесь господствовали строгие правила изображения святых или событий из «священной истории». Художник должен был следовать канону -правелом иконографии, диктовавшим композицию, тип фигуры и лиц, основы цветового решения. Канон в известной мере обусловливал образный строй изображения.

Иконография, складывавшаяся в процессе поисков композиции, наиболее отвечавшей той или иной теме, имела в начале своей историй живой, образный характер. Со временем эти иконографические типы превратились в утвержденные церковью окостеневшие схемы решения того или иного сюжета. Византийский художник потерял возможность работать с натуры исходить непосредственно из наблюдении жизни.

Изображения византийском искусстве,  как правило, плоскостные.

В эмоциональной  выразительности силуэта, в ритме линий и тонов цвета искал византиец возможности передать важное  для него духовное содержание, экспрессию, внутреннюю динамику образа. Поэтому так глубоко осмысливал византийский живописец эмоциональное звучание цвета и линии и доводил до изощрениейшей виртуозности умение наполнить точно и точно найденным духовным содержанием  любой,  казалось бы, внешне декоративный эффект, изгиб линий, оттенок цвета. Наиболее значительными из памятников монументальной живописи 6 -го в.. Является мозаики  церкви Сан Витале, эти мозаики заполняют стены и своды апсиды, составляют сложные и художественно целостный комплекс. В цветовой гамме господствуют ярко-зеленый и золотые тона, сообщающие всему убранству праздничную торжественность. Тяжеловесные объемы лиц, плотные складки одежды создают конкретно-образный строй мозаики. Живые мотивы пейзажа со скрупулезно переданными веточками цветов сочетаются с чисто орнаментальной разделкой почвы и потоков 4-x рек, композиция воспринимается фронтально. В мозаике условно передана среда, в которой находятся фигуры. Художник обладал определенным ощущением пространства. Создаются впечатление, что он хотел передать расстояние между фигурами. Но абстрактный фон и понимание образа человека как зримого знака отвлеченной идей направили его на путь условности.  Люди в мозаике трактованы плоскостью; пропорции их тел вытянуты; ниспадающие плотными массами одежды делают фигуры бестелесными. Силуэты одеяний, ритмично расчерченные ровными и линиями складок, сочетание больших цветовых плоскостей и яркого золота деталей определяют торжественный и сурово-внушительный художественный образ мозаики. В мозаике передается не индивидуальный мир, а сверхчеловеческая духовная сила наиболее непосредственно она передана во взгляде широко раскрытых, пристально смотрящих глаз - одинаково у всех персонажей мозаики. Основным оказывается передача духовного начала, подчиняющего себе пластическую трактовку: здесь преобладают плоское цветовое пятно и жесткая графика линии. Творчество иконописцев не было сковано строгой иконографической системой. В дальнейшем развитии в художественном образе иконы завоевано себе место живое человеческое чувство, а изобразительные приемы, напротив, приобретали большую строгость каноничность.

Византиец знал о том, что многое в мире неведомо и не подвластно ни его чувствам, ни его разуму; он полагал, что не все являющиеся сокровенным может быть ему открыто, поскольку миром правит сверхчеловеческая божественная сила. Но само это представление о сложности мира, выраженное в художественных образах, было важным новым явлением, которое определило его относительные достижения по сравнению с античностью. Особенности византийского искусства были вызваны новыми общественными условиями, в которых оно существовало.

В церковном  зодчестве, где работали крупнейшие мастера разрешались наиболее существенные строительственные и художественные проблемы поскольку храм был основным типом общественного здания, выполнявшим идейно, воспитательную роль.

 В Византии  было создано мощное и величественное  искусство, чрезвычайно развитое и многосторонние; в нем были найдены образцовые для средневекового художественного творчества монументальные решения,  выработаны типы церковных здании и система их украшения живописью.  Византийскими художниками был создан основной тип средневековой станковой живописи - иконы и была разработана эстетическая концепция этого вида искусства.  

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  • Всеобщая  история архитектуры том 3. Ленинград  – Москва, 1966 г. Под редакцией  Ю.С. Яралова.
 
  • Всеобщая история искусств том 2, книга первая. Издательство «Искусство», Москва,1960 г.

Информация о работе Особенности византийской изобразительной системы и живопись в интерьере византийского храма