Основные религиозно-философские системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:02, реферат

Описание

Жители Древнего Китая – одного из первых государств на Земле – создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находиться в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы. В этот древнейший (2 тысячи лет д.н.э.) период китайцам, так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они покланялись духам гор, земли, рек, Солнца, Луны, дождя, ветра и др. Этим духам молились, приносили жертву, к ним обращались с просьбами о хорошем урожае. Среди них выделялись главное «верховное» божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей.

Работа состоит из  1 файл

Китай.docx

— 45.82 Кб (Скачать документ)

Все предметы, которые  помещались в гробницах, были связаны  с определенными религиозными представлениями  и имели уже установленное  традицией назначение. Это относится  и к произведениям скульптуры. В Аньяне найдены мраморные фигуры фантастических существ: человека-тигра и хищного рогатого зверя «таоте» – символа сверхъестественной силы, традиционно изображавшегося в виде геометризированной симметрично построенной маски с круглыми глазами на плоской морде, с рогами и клыками в форме завитков. 
Статуя человека-тигра должна была отпугивать от гробницы злых демонов. В этом фантастическом образе подчеркнута свирепость и сила; оскаленная пасть с широкими массивными клыками, упершиеся в колени руки с тигровыми когтями, устойчивая неподвижная поза имеет явно устрашающих характер. Вся фигура 
«тигра», представляющая собой каменный блок с гладко обтесанными сторонами и слегка округленными углами, испещрена плоским магическим орнаментом, состоявшем из спиралевидных завитков.

Наиболее многочисленными  среди произведений искусства периода Шан 
(Инь) являются изделия из бронзы, особенно бронзовые сосуды бытового и культового назначения, найденные в погребениях. По стилю они очень близки к скульптуре этого времени. Однако формы и узоры сосудов отличаются гораздо большим совершенством и виртуозными техническим мастерством, свидетельствующем об уже зрелой художественной традиции. Иногда рисунок на сосудах настолько тонок и сложен, что его можно рассматривать только в лупу. Инвентарь погребений Шан (Инь) характеризует зрелый этап эпохи бронзы в Китае. Переходный этап от каменных орудий к бронзе пока еще не известен. 
Удивительное мастерство и проработанность каждой детали на бронзовых изделий достигались совершенной для того времени техникой литья. Об уровне литейного производства в период Шан (Инь) можно судить и по тому, что некоторые сосуды достигали веса в 600 – 650 кг., для чего бронза плавилась сразу в нескольких котлах.

Сосуды в соответствии с их назначением имели определенные традиционные формы, многие из которых  идут еще от неолита. Однако именно в шанское время начинает складываться тот орнаментальных художественный стиль, черты которого сохранились в дальнейшем на протяжении веков. Таковы «цзюэ» – сосуд на трех расходящихся книзу ножках, украшенный рельефным узором; «гу» 
– высокий, стройный, расширяющийся к низу и к верху, предназначавшийся для жертвенных возлияний; сосуд «дин» – в форме широкой чаши не трех ножках; 
«гуй» – котлы с двумя ручками, предназначавшиеся для варки пищи. Некоторые сосуды изготовлялись специально для захоронений. Их легко отличить: они делались либо без дна, либо с припаянной крышкой, изготовлялись из металла низкого качества и были бедны на узоры.

Обычно бронзовые  сосуды снаружи покрыты символическими изображениями, а внутри имеют иероглифические  надписи – дарственные или  указывающие на имя владельца. Содержание искусства периода Шан (Инь) еще мало известно, его символические образы далеки от реальности. Воплощенные в них представления переданы в абстрактной форме. Самыми распространенными узорами на сосудах являются условно изображенные в виде тонких спиралей гром и облака, а также мотивы фантастических и полуфантастических животных, в том числе драконов, помещенных на фоне облаков и символизирующих могущество сил природы.

В узоре бронзовых  сосудов периода Шан (Инь) на фоне очень мелких, тонких линий выделяется более выпуклый орнамент, из которого резко выступают сделанные в высоком рельефе фигуры и головы животных.

В период Шан (Инь) достаточно высоко стояла и техника резьбы по камню и кости. Из красивого полупрозрачного и необычайно твердого камня нефрита выделывались ритуальные предметы, предназначенные для культовых церемоний, и предметы роскоши.

В шанских погребениях найдено много различных предметов из нефрита. 
Это оружие, серьги, украшения в форме рыб, птиц, зверей, искусно выточенные, покрытые характерным для того времени орнаментом и гладко отшлифованные.

В целом памятники  искусства периода Шан (Инь) свидетельствуют о высоком для своего времени художественном мастерстве и о сложении своеобразного орнаментального стиля, традиции которого получили дальнейшее развитие в последующий период истории Китая, получивший название Чжоу, по имени племени, завоевавшего государство Шан (Инь) в 12 веке до нашей эры.

Период Чжоу, охватывающий время с 12 по 3 в. до н.э., в экономическом и политическом отношениях не был единым и в свою очередь разделялся на ряд исторических этапов, наиболее значительными из которых были периоды Чуньцю 
(722-481 г.г. до н.э.) и Чжаньго (480-221 г.г. до н.э.). К началу первого тысячелетия до н.э. в Китае окончательно сложилась древневосточная деспотия, и образовалось большое и сильное царство. Вместе с дальнейшим развитием сельского хозяйства совершенствовались ремесла. Изделия ремесленных мастерских шли на рынок, велся обмен и между городами. Культура 
Чжоу восприняла и развила многое из культуры Шан (Инь) – письменность, архитектурные приемы, религиозные представления.

В период Чжоу выработалась городская планировка, которая в  своей основе продолжала существовать в Китае и в дальнейшем, претерпев  лишь небольшие изменения. Чжоуский город обносился четырехугольной стеной, сторона которой достигала 9 ли (ли = 576 м.) в длину. В центре столичного города помещался императорский дворец, также обнесенный стеной, на восток и на запад от которого располагались храмовые постройки для совершения обрядов в честь земледелия. С юга на север и с запада на восток город пересекали 9 широких улиц «по 9 колесниц шириной каждая». Дворцовые здания, как и в шанский период, возводились на высоких земляных утрамбованных платформах и имели широкие крыши на столбах. По такому принципу была построена столица Чжоуского государства, находившаяся западнее современного 
Лояна. Ранний этап развития культуры Чжоу до сих пор изучен недостаточно, но есть основания предполагать, что в самом начале периода Чжоу художественные традиции еще не претерпели больших изменений. От этого времени дошли сосуды, формы которых мало чем отличаются от шанских. Но уже начиная с 9-8 вв. до н.э. появились заметные изменения. В этот период наряду с большим ростом бронзолитейного мастерства произошла известная стабилизация и упрощение форм бронзовых сосудов по сравнению с шанскими. 
Некоторые из них, например «цзюэ», стали встречаться редко, некоторые сильно видоизменились. Появился ряд совершенно новых форм. Наряду с роскошными культовыми сосудами изготовлялись более дешевые, сделанные из свинца, встречавшиеся в период Шан (Инь) очень редко. Узоры стали менее крупными выпуклыми. Изображения животных, которые в шанский период выделялись на поверхности сосуда как самостоятельные орнаментальные детали, теперь получили более подчиненный характер. Орнамент, располагающийся поясами, теперь иногда почти отсутствует или заполняет собой небольшую часть поверхности сосуда. Почти исчезло изображение маски «таоте» и другие фантастические мотивы, характерные для символического орнамента. Изменился и характер подписей на сосудах. Шанские подписи обычно лаконичны по содержанию и строги по стилю исполнения. Среди чжоуских встречаются длинные надписи, довольно различные по стилю в зависимости от места изготовления бронзы. Это различие в стиле написания иероглифов указывает на большое развитие и широкое распространение письменности в это время. В подписях говорят, кому, за какие заслуги дарили сосуд, кто его изготовил, иногда сообщается и место изготовления.

Характерными  для раннего искусства Чжоу является бронзовый сосуд 
«гуй», предназначенный для жертвоприношений, возвышающийся на массивном основании и имеющий по бокам две далеко выступающие ручки. Средняя его часть украшена обычным для чжоуской бронзы гофрированными вертикальными полосами. Верхний и нижний пояски заполнены узором в виде драконов и слегка выступающими на этом фоне звериными мордами. Тяжелые круглые ручки в виде очень обобщенных фигур животных подчеркивают тяжеловесность и приземистость сосуда.

Чжоуские сосуды часто имеют форму зверей или птиц. Примером таких зооморфных сосудов может служить сосуд в виде совы. Изображение совы в 
Древнем Китае наделялось различным символическим содержанием: предвестника смерти, охранителя гробниц от пожаров и др. Религиозно-символическое значение имели также бронзовые сосуды в форме слонов, баранов, а также изделия из нефрита, в большом количестве изготовлявшиеся в период Чжоу.

Особенно много  найдено в погребениях отшлифованных  дисков «би», символизировавшие небо, которое древним китайцам представлялось плоским и круглым. Диски делались из разнообразных пород нефрита и покрывались узором, изображавшим драконов и зверей, или декоративными бугорками.

К середине 1 тысячелетия  до н.э. в хозяйственной и культурной жизни 
Древнего Китая произошли большие изменения. Замена каменных и бронзовых орудий железными открыла новые возможности для развития земледелия и ремесла. В 5 в. до н.э. государство Чжоу распалось на ряд отдельных царств, в связи с чем этот период получил название Чжаньго, то есть «Борющихся царств».

В 5-3 вв. до н.э. получила значительное развитие литература. В этот период вслед за такими фольклорными произведениями, как книга древних народных песен «Шицзин», создается литература, имеющая индивидуального автора. Передовые тенденции древнекитайской литературы с особенной полнотой воплотились в творчестве поэта Цюй Юаня, стремившегося преобразить официальный книжный язык в разговорный.

В изобразительных  искусствах Китая второй половины 1 тысячелетия до н.э. произошли также  очень заметные изменения и сдвиги. В искусстве гораздо шире и разнообразнее стал круг сюжетов и тем: наряду с абстрактной символикой создаются изображения людей и реальных животных. Появляются новые виды искусства, усложняется и обогащается техника и мастерство.

Раскопки, начатые  в 1950 г. китайскими археологами в  провинциях 
Хэнань, Хунань и других областях Китая, обогатили знание о культуре Китая периода Чжаньго (480- 221 гг. до н.э.). Близ города Чанша обнаружено большое количество памятников, ярко свидетельствующих об изменениях, происходящих в искусстве, и о высоком уровне культуры этого времени.

В одном из погребений найдена самая древняя из известных  в Китае картин, написанных на шелку. По ее художественному уровню можно  заключить, что живопись существовала и в более раннее периоды, но, судя по общему характеру искусства раннего Чжоу, была, вероятно, гораздо более условной и абстрактной. На картине из Чанша изображена женщина в характерной для той эпохи одежде с широкими свисающими вниз расшитыми рукавами и развевающимися длинными полами. Лицо женщины повернуто в профиль; темные волосы украшены драгоценностями или лентами. Фигура исполнена в графической манере совершенно плоскостно, но, несмотря на эту условность, художник живо передает характер движения и жеста. Эта картина представляет собой интерес потому, что это древнейшее изображение реального человека в китайском искусстве. Предполагают, что изображение является портретом умершей, похороненной в этом погребении.

Представленная  на картине сцена имеет мифологическое содержание. В верхней части над  фигурой женщины помещены два  борющихся фантастических существа: феникс и извивающееся змееподобно  чудовище – ставший символом зла  дракон Куй. Их поединок символизирует борьбу жизни со смертью. Идейно- образное содержание картины отличается от шанской и раннечжоуской символики, так как тут затрагиваются большие философские темы, характерной для мировоззрения этой эпохи. Соответственно стал иным и стиль живописи. 
Фантастический облик феникса, отважно бросившегося на чудовище, проникнут большой экспрессией и, несмотря на стилизацию, наделен чертами, наблюденными художниками в движениях и повадках реальных птиц.

Значительно отличается от предшествующих периодов стиль и  содержание прикладного искусства: мелкой пластики, изделий из бронзы, нефрита и керамики. Изготавливается  много новых, ранее не встречавшихся  художественных изделий, например зеркала, выплавляемые из высококачественной бронзы, полировавшиеся ртутью.

Появляется много  новых форм бронзовых сосудов. Сосуды времени Чжаньго отличаются большим изяществом и стройностью, виртуозной тонкостью орнамента. Им чужды массивность и тяжеловесность, характеризующие многие предшествующих эпох. Для их украшения в большом количестве применялись различные виды инкрустации драгоценными камнями, цветными металлами – медью и серебром, – а также позолота. Орнамент часто очень плоский. Для тончайших мелких рисунков употреблялась техника гравировки.

Образцом бронзы периода Чжаньго является сосуд типа «ХУ», представляющий собой высокий, гладкий, стройный кувшин с двумя ручками, прикрепленными к кольцам, и невысоким изящным горлом. Весь сосуд от горла до основания заполнен выгравированным орнаментом. Узор по прежнему расположен горизонтальными поясами и по вертикале разделен швами, но уже не акцентированными, а выступающими на поверхности тонкими графическими линиями. Характер узора совершенно нов, хотя в расположении орнамента сохранены старые принципы композиции. Сюжетами являются различные сцены борьбы зверей и охоты. На одних поясах изображены охотники с мечами и луками, нападающие на диких, и яростно отбивающихся животных, на других – птицы, пожирающие змей, или дерущиеся фантастические крылатые чудовища.

Изображенные  люди и животные необычайно динамичны. Несмотря на плоскостность и схематизм  фигур, их жесты очень выразительны и жизненны. В этих изображениях все время переплетаются причудливые, фантастические, идущие издревле мотивы с живым и непосредственным наблюдением  натуры.

Фигуры животных в искусстве Чжаньго выполнены с гораздо большей долей реализма нежели люди.

Большим совершенством  отличаются изделия из нефрита.

Из нефрита  в этот период, как правило, изготавливали  предметы роскоши. 
Этот камень, по представлениям древних китайцев, обладал свойством охранять душу и тело. В погребениях периода Чжаньго найдены многочисленные нефритовые предметы: надгробные украшения типа «Хэи» в форме ажурного полукруга с рельефным резным узором, ритуальные диски типа «би», серьги и поясные пряжки.

Одним из лучших украшений является обнаруженное раскопками 1950-1952 гг. в уезде Хойсянь провинции Хэнань поясная пряжка, дошедшая в превосходной сохранности. Она состоит из трех очень тонких нефритовых дисков, окруженных переплетающимися сложным узором пластинками из золота и темного металла, возможно железа. Нефритовый узкий конец пряжки сделан в виде головы дракона. В этом изделии поражают многообразие красок и ювелирная тонкость работы. На каждом из трех нефритовых дисков вырезаны ажурные знаки, изображающие облака, а в центре вставлены узорные и выпуклые синие стекла; каждая золотая пластинка покрыта чеканкой. Мастерство тончайшей обработки и орнаментации художественных изделий достигло в период 
Чжаньго блестящего развития и во многом превзошло предшествующие периоды древнего искусства.

От периода  Чжаньго дошли и первые по времени китайские расписные керамические сосуды. Роспись наносилась на них яркими минеральными красками после обжига. На керамических сосудах изображались различные животные или поясами располагался характерный для того времени орнамент, несколько более сочный и крупный чем на изделиях из бронзы.

Период Хань – время блестящего рассвета культуры Древнего Китая. В это время получает особенное развитие монументальное искусство – скульптура и живопись. В ханьском искусстве ясно видна уже повсеместная тенденция к единства стиля, связанная с объединением государства и установлением в 
Китае широкого культурного общения.

Эту тенденцию  можно проследить и в архитектуре. Об облике циньских и ханьских городов составить полное понятие еще довольно трудно. В основных чертах план древнего китайского города сложился еще в конце периода Чжоу. 
Циньские и ханьские города достигали больших размеров и отличались установившимися принципами планировки. Раскинувшиеся на большом пространстве, они обносились крепостными стенами с башнями и многочисленными воротами и внутри делились на несколько частей.

Информация о работе Основные религиозно-философские системы