Философская система Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:46, контрольная работа

Описание

Величайшего древнегреческого философа Аристотеля Ф. Энгельс называл «самой универсальной головой», мыслителем, исследовавшим «существенные формы диалектического мышления». Аристотель жил в IV в. до н. э. Во времена Аристотеля в древней Элладе существовало уже несколько философских школ, крупнейшей из которых была школа самого Аристотеля, насчитывавшая несколько сот учеников. Античная философия развивалась быстро.
Античную философию, которая была целостным явлением в истории философии, т. е. имела свое начало, середину и завершение, можно разделить на пять периодов.

Содержание

Вступление 3
1 Жизнь Аристотеля величайшего ученика Платона и древней Академии 4
2 Философская система Аристотеля 7
2.1 Практическая философия Аристотеля 11
2.2 Государство и государственное устройство, политика 12
2.3 Этика 20
2.4 Поэтическая философия 24
Заключение 25
Список использованных источников 26

Работа состоит из  1 файл

Философия 4 сем.- к.р..docx

— 57.20 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  
«Краснодарский государственный университет  
культуры и искусств»

 

Факультет рекламы и социально-культурной деятельности

 

Кафедра маркетинга

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

 

Тема: «Философская система Аристотеля»

 

 

 

 

 

 

 

Студентка 2 курса

заочной формы обучения

Специальности «Маркетинг»

группы МТУ-10 :

Кюрджиева М. В.

 

Проверил:

Юречко О. Н

 

 

Содержание

Вступление 3

1 Жизнь Аристотеля величайшего ученика Платона и древней Академии 4

2 Философская система Аристотеля 7

2.1 Практическая философия Аристотеля 11

2.2 Государство и государственное устройство, политика 12

2.3 Этика 20

2.4 Поэтическая философия 24

Заключение 25

Список использованных источников 26

 

 

«Все  науки более необходимы, нежели философия,

но  лучше ее нет ни одной».

(Аристотель)

Вступление

Величайшего древнегреческого философа Аристотеля Ф. Энгельс называл  «самой универсальной головой», мыслителем, исследовавшим «существенные формы  диалектического мышления». Аристотель жил в IV в. до н. э. Во времена Аристотеля в древней Элладе существовало уже несколько философских школ, крупнейшей из которых была школа самого Аристотеля, насчитывавшая несколько сот учеников. Античная философия развивалась быстро.

Античную философию, которая  была целостным явлением в истории  философии, т. е. имела свое начало, середину и завершение, можно разделить  на пять периодов. Первый из них мы обозначим  как нулевой — это предфилософия. Первый же период античной философии — период ее зарождения из мифологического мировоззрения — явился как бы диалектическим отрицанием последнего под влиянием развивающегося знания и мышления. Создателями этих учений были философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Второй период в истории  античной философии — период ее зрелости — является главным, наиболее значительным и наиболее сложным. Сюда относятся учения великих натурфилософов — Эмпедокла и Анаксагора, Левкиппа и Демокрита, а также пифагорейца Филолая и средних пифагорейцев. К этому же периоду относится движение софистов. В учениях софистов и Сократа зарождается также проблема философской методологии. Время деятельности упомянутых философов (V в.) составляет первую половину рассматриваемого периода истории античной философии. Вторая его половина приходится на IV в. Это время деятельности Платона, первого сознательного античного идеалиста, введшего и (философский обиход термин «идея» именно как «идеальное») в обыденном языке это слово. Учение Аристотеля завершает этот период.  

  1. Жизнь Аристотеля величайшего ученика  Платона и древней Академии

Родился Аристотель в 384 г. до нашей эры. Его родина – греческий город-полис Стагир во Фракии близ Афонской горы. Аристотель происходил из старинной фамилии врачей. Отец его Никомах был лейб-медиком македонского царя Аминты II и даже был близок к нему, поэтому будущий философ в детстве играл с Филиппом, будущим царем Македонии. О юности философа и о его воспитании мы имеем мало сведений. После смерти родителей воспитанием мальчика руководил его опекун, Проксен из Атарнея. Уже на восемнадцатом году своей жизни (367 г. до н. э.) Аристотель поступил в Академию философа Платона и находился в ней, насколько мы знаем, вплоть до самой смерти своего учителя, то есть до 37 лет. Вскоре он занял в Академии выдающееся положение, и из ученика сам сделался учителем. В своих блестящих сочинениях, уже и тогда прославивших его, он явился литературным выразителем духа этой школы: он публично выступил с лекциями «о красноречии» против Исократа, к риторике которого, направленной против философии, платоновская школа не могла дружески относиться.

Мы не знаем наверно, где  вырос Аристотель – в Стагире или в Пелле – резиденции македонских царей. Точно также как и не установлено время смерти его отца; еще менее известно, где жил Аристотель под руководством Проксена, - в Стагире или в Атарнеи? Позднейшее отношение к Атарнею объясняется также тем, что сам Гермий был некоторое время слушателем Платона. Что касается его образования, то и тут мы должны ограничится одними предположениями. Но едва ли можно сомневаться в том, что сын македонского придворного врача, согласно семейной традиции, предназначался тоже к врачебной деятельности и получил сообразное с этим образование. Тем более известен тот факт, что с 343 г. до н. э. Аристотель был наставником Александра Македонского, за что Александр, став царем, поставил своему учителю и другу памятник с надписью: «Александр поставил этот памятник сыну Никомаха, мудрому божественному Аристотелю». Одно из восточных преданий сообщает: спросили как-то Александра Македонского: «Почему наставника своего, Аристотеля, почитаешь ты более, чем царя Филиппа, отца своего?» - «Отец, - отвечал Александр, - воспитав мое тело, низвел меня с неба на землю; но Аристотель, воспитав душу мою, поднял меня от земли в небо». Правильное обучение Александра кончилось, когда с 340 г. до н.э. на него были возложены отцом некоторые административные и военные обязанности. Вследствие этого отношение философа к македонскому двору стало более независимым, и он прожил следующие свои годы в родном городе, занимаясь, по большей части, научными трудами и находясь в самых дружеских отношениях с Теофрастом, который впоследствии был ему верной опорой. Когда Александр предпринял поход в Азию, Аристотель стал совершенно свободным. Он переселился со своим другом в Афины и там в 336 г. до н. э. основал свою собственную школу, которая, благодаря всесторонности научных интересов, систематичности в занятиях, правильному ведению общих исследований, вскоре опередила Академию и послужила образцом для последующих древних ученых союзов. Она находилась в галереях школы борьбы и на прилегающих участках в Ликее, у восточных ворот Афин. Аристотель читал в Ликее лекции, прогуливаясь со своими слушателями. Peripateo (греч.) означает «прохаживаюсь». Отсюда и название учеников и последователей Аристотеля – перипатетики. Класс перипатетиков выглядел так: скамьи, стол на трех ножках, бронзовая статуя, шар. Была белая доска, на которой чертили. На стенах были картины. Проблемы, волновавшие Аристотеля, зачастую были прелюбопытными. Ну, например: нужно ли больше любить самого себя или кого-нибудь другого? Ведь тех, кто любит больше себя, бранят и называют себялюбцами в дурном значении этого слова. С другой стороны, говорят, что больше всего следует любить того, кто больше всего нам друг, а каждый человек сам себе больше всего друг, и потому должно любить больше всех самого себя. Живи Зенон Элейский во времена Аристотеля, он наверняка бы «снял шляпу» перед таким рассуждением. Аристотель отличался завидным остроумием: когда ему сказали, что кто-то бранит его заочно, Аристотель ответил: «Заочно он пусть хоть бьет меня». На вопрос, что быстро стареет, философ ответил: «Благодарность».

С началом регулярной деятельности Ликея Аристотель совершенно прекращает писать произведения в литературной форме и все свое учение излагает в лекциях. Настолько все воздействие Аристотеля выражалось лишь в прямом влиянии на учеников, что сами его произведения были забыты сразу после его смерти и их обнаружили лишь два столетия спустя.

Аристотель первым ввел в  философию слово категория в качестве термина. Первоначальное значение этого греческого слова – обвинение. Он также первым употребил термин акциденция, означающий - случайное, несущественное, преходящее. С Аристотеля берет начало самая нужная в мыслительной деятельности человека наука – формальная логика. Вряд ли есть в интеллектуальной истории человечества что-либо более известное, чем знаменитый силлогизм:

«Все люди смертны

Кай человек

Кай смертен».

Он первым ввел в научно-исследовательский  обиход понятие tabula rasa (чистая доска), сравнив первозданный, не замутненный впечатлениями ум с «дощечкой для письма»: пока на ней ничего не написано, ум ничего не мыслит.

В течение двенадцати лет, неустанно работая, заведовал Аристотель этой школой, но когда после смерти Александра, афиняне стали возмущать  греков против господства македонян, то положение Аристотеля, так близко стоявшего к царскому двору, стало  в Афинах настолько небезопасным, что вынужден был бежать в Халкиду на остров Эвбея, где у него было поместье. В летом 322 г. до н. э, вследствие болезни желудка он умер. Так Аристотель окончил свою славную и многотрудную жизнь.

  1. Философская система Аристотеля

Вопрос о хронологической  последовательности произведений Аристотеля чрезвычайно труден, поскольку они  несут отпечаток разновременности. Однако, несомненно, что его более  ранние произведения проникнуты платонизмом. Диалог «Эвдем» или «О душе» содержит доказательства бессмертия души, сходные с аргументами Платона. Следуя Платону, он «провозглашает душу формой, и потому хвалит здесь тех, кто рассматривает ее как месторождение идей...» .

Другое крупное сочинение, дошедшее до нас в значительном числе  фрагментов - «Протрептик» («Увещание» - в последствие распространенный жанр философских произведений, приглашающих к изучению философии и побуждающих к созерцанию жизни). Аристотель, разделяя еще платоновскую теорию идей, высшим благом провозглашал «мышление». Это слово он употребляет в значении проникновения философского ума в высшую реальность - мир идей.

Лишь в сочинении «О философии», относимом некоторыми исследователями  ко второму периоду творчества Аристотеля, обнаруживаются существенные отклонения от платонизма. Так, он критикует теорию идей, сводя идеи к математическим числам. В этом же сочинении он писал  о двойном происхождении веры в богов через вдохновения, нисходящие на душу во сне, и через наблюдение упорядоченного движения светил. В  своем произведении «Государство»  Платон уподобил наш мир пещере, в которой сидят прикованные  пленники, видящие перед собой  лишь тени вещей, существующих в «подлинном»  мире, то есть в мире идей. Узники ничего не знают о подлинном мире. Аристотель же говорит, что обитатели самой прекрасной и благоустроенной пещеры, только слышавшие о богах, лишь выйдя на поверхность земли и узрев красоту земного мира, «действительно поверят в то, что есть боги, и, что все это - произведение богов» (Аристотель. Фрагменты,). Таким образом, не созерцание запредельного мира идей, а наблюдение и исследование нашего, земного мира ведет к высшей истине. Это различие теоретических установок Платона и Аристотеля составило главную основу их расхождения.

Зрелые произведения Аристотеля делятся традиционно на восемь групп:

1. Логические труды: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика», «О софистических опровержениях».

2. Философия природы: «Физика» (8 кн.), «О небе» (4 кн.), «О возникновении и уничтожении» (2 кн.), «О небесных явлениях» (4 кн).

3. Психология: «О душе» (3 кн.), а также «Малые труды по естествознанию», включающие трактаты: «О восприятии и воспринимаемом», «О памяти и воспоминании», «О сне», «О бессоннице», «О вдохновении во сне», «О длительности и краткости жизни», «О жизни и смерти», «О дыхании».

4. Биологические труды: «О частях животных», «О движении животных», «О передвижении животных», «О происхождении животных». Также есть ряд трактатов, написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены. Важнейший из них – «Проблемы», где рассматриваются вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики, музыки.

5. Первая философия: «Метафизика» (14 кн.);.

6. Этика: «Никомахова этика» (10 кн.), «Большая этика» (2 кн.), «Евдемова этика», из которой печатаются отдельные книги.

7. Политика: «Политика» (8 кн.);.

8. Экономика: «Экономика» (3 кн.).

В школе Аристотеля было описано  государственное устройство  
158 греческих городов-государств.

В 1890 г. был найден папирус с текстом «Афинской политики» Аристотеля.

Сочинения Аристотеля сохранились, можно сказать, чудом. До I века  
н. э. они пролежали в подземном книгохранилище, а затем попали в библиотеку Апелликона Теосского в Афинах. Затем они оказались в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиков Андрником Родосским. Уже перечень произведений Аристотеля показывает энициклопедичность его учения. В нем не только охвачены все области тогдашнего знания, но и произведена его первичная классификация, так что впервые из философии как таковой выделены специальные науки.

Он обсуждает и критикует  отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Аристотель – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!»  Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных  вещей и миром идей. Учение Аристотеля - объективный идеализм. Оно сложилось в резкой критики учения Платона об идеях. Эта теория (об идеях) несостоятельна по ряду причин:

1. Идеи Платона суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.

2. Так как Платон отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей. И хотя Платон утверждает, будто вещи причастны к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение Платона не может объяснить отношение идей к вещам еще и потому, что Платон отрицает способность идей быть сущностями вещей.

3. Утверждая, будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному Платон впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей идее, которая и будет ее сущностью.

4. Платона учение о существовании идей, независимых по отношению к вещам чувств мира, приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по Платону, для всего сходного должна существовать идея, то кроме идеи, например чел. и кроме соответствующей ей вещей, должна существовать идея того сходного, что существует между ними. Далее для этой новой идеи чел и для находящейся под нею первой идеи и ее вещей должна существовать еще одна- третья- идея...

5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувственного мира, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения.

У Аристотеля идея – это  эйдос – вид, форма. Он признавал значимость этого вида, говорил, что форма – активное начало. Идея определяет данную вещь. Форма и понятие идеи у Аристотеля сливаются. Аристотель снимает разрыв между вещью и ее идеей. Форма – активное начало, определяет бытие любой вещи (имело еще божественную значимость). Материя: первая – то, что есть истинная потенциальность (не дает ей определение); вторая- «субстрат», из чего сделана данная вещь. Четыре причины существования вещи:

1) материя, или пассивная возможность становления (из чего сделана вещь) - Материя вещи есть только ещё самая возможность её оформления и возможность эта- бесконечно разнообразная.

2) форма - сущность бытия, действительность того, что материи дано - Эйдос вещи не есть её материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса. Эйдос (идея) вещи является такой её сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь.

3) начало движения; если вещи движутся, а для движения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину, которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность, так или иначе, отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи.

4) цель (цель существования вещей – бог) Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения - специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина. Общая формулировка четырехпринципной структуры - вещь есть материя, форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением. Учение о форме и четырех причинах.

Информация о работе Философская система Аристотеля